МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ИСТОЧНИКОВ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В  СОСТАВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Содержание

 

Введение

4

1.

Назначение и область применения

5

2.

Правовые, нормативные и методические основы организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду…

 

5

3.

Основные понятия

11

4.

Разработка программы мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду

 

16

4.1.

Общие сведения о субъекте хозяйственной деятельности

16

4.2.

Разработка кадастра источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

17

4.3.

Мониторинг источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

23

4.4.

Мониторинг сосредоточенных и диффузных источников сброса загрязняющих веществ в поверхностные  воды

 

34

4.5.

Мониторинг мест размещения отходов

40

4.5.1.

Мониторинг состояния загрязнения подземных вод

42

4.5.2.

Мониторинг состояния  загрязнения почв

47

5.

Формы передачи информации органам государственного      экологического контроля и мониторинга

 

50

   Введение

   Одной из основных задач системы управления охраны окружающей среды субъекта хозяйственной деятельности является оценка и прогноз воздействия на окружающую среду, состояние и использование природных ресурсов по результатам существующего состояния источников антропогенного воздействия, а также компонентов окружающей среды.
Реализация последовательного внедрения на промышленных предприятиях системного подхода к обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-98., международных стандартов серии ISO 14000 и Правилами № 1836-93г. от 29.06.93г. по добровольному участию Компаний промышленного сектора в схеме экологического управления и аудита Европейского сообщества переводит предложения по стратегии управления антропогенным воздействием на окружающую среду в практику производственной деятельности компаний.
Мониторинг источников антропогенного воздействия (МИАВ) направлен на решение проблемы специфического (конкретного)  воздействия, оказываемого субъектом хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды, и является информационной основой разработки стратегии  по управлению антропогенным воздействием и принятию соответствующих управленческих решений.
Функционирование МИАВ обеспечит:

   Достоверность информации, получаемой в рамках осуществления МИАВ, может быть достигнута путем соблюдения единых методических и метрологических требований, использования единых форматов обработки и передачи результатов, что обеспечивается предлагаемыми Методическими рекомендациями.

1. Назначение и область применения


1.1.Настоящие Методические рекомендации содержат общие подходы и положения к организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду.
 1.2.Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду осуществляют субъекты хозяйственной и иной деятельности в составе производственного экологического контроля. В соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 11.10.2002г. № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области» мониторинг источников антропогенного воздействия входит в состав территориальной системы экологического мониторинга.
 1.3.Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду решает проблему специфических воздействий на окружающую среду, поэтому места размещения постов наблюдения и параметры наблюдений относятся к конкретному субъекту хозяйственной деятельности.
 1.4.Субъект хозяйственной деятельности для организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду разрабатывает программу, содержащую разделы, указанные в настоящих Методических рекомендациях.
 1.5.Настоящие Методические рекомендации предназначены для экологических и метрологических служб субъектов хозяйственной деятельности Пермской области, а также привлекаемых сторонних организаций для осуществления производственного экологического контроля.
 1.6.Действие настоящих Методических рекомендаций не распространяется на деятельность организаций (предприятий) в области охраны труда и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
 1.7.Положения настоящих Методических рекомендаций могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды.

2.Правовые, нормативные и методические основы для организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду

Федеральные законы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции 31 декабря 2005г.).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции 31 декабря 2005г.).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции 31 декабря 2005г.).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции 31 декабря 2005г.).
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 1998г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (с изменениями от 25 января 2006г.)
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 2 июля 2005г.).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 апреля 1993г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений».
  9.       Водный кодекс Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2005г.).
  10.       Земельный кодекс Российской Федерации (в редакции 31 декабря 2005г.).

Постановления Правительства:

  1. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000г. №183.
  2. «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников» от 21.04.2000г. №373.
  3. «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» от 02.03.2000г. №182.
  4.  «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 16.06.2000г. №461.
  5. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» от 26.10.2000г. №818.
  6. «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и утверждении Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» от 28.11.2002г. №847.
  7. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000г. №613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002г. №240).
  8. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» от 31.03.2003г. №177.
  9. «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и утверждении Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 23.07.2004г. №372.
  10. «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору  и утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 03.07.2004г. №401.
  11. «О Министерстве природных ресурсов Российской Федерации и утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» от 22.07.2004г. №370.
  12. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации» от 22.07.2004г. №370.

Государственные стандарты в области охраны окружающей среды:

  1.          ГОСТ 17.0.0.02-79. Охрана природы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы, поверхностных вод почвы. Основные положения.
  2. ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
  3. ГОСТ 17.1.3.06-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод.
  4. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков.
  5. ГОСТ 17.1.3.13-82. Охрана  природы.      Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.
  6. ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
  7. РД 52.04.59-85. Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов, 1986г.
  8. ГОСТ 17.2.4.06-90. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения.
  9. ГОСТ 17.2.4.07-90. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения давления и температуры газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения.
  10. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
  11. ГОСТ Р 50820-95. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. Методы определения запыленности газопылевых потоков.
  12. ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнений.
  13. ГОСТ 17.4.3.01-83. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб.
  14. ГОСТ 17.4.3.03-85. Охрана природы. Почвы. Общие требования к методикам определения загрязняющих веществ.
  15. ГОСТ 17.4.4.02-84. Охрана  природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминто­логического анализа.
  16. ГОСТ Р 51592-2000. Вода. Общие требования к отбору проб.
  17. ГОСТ 28168-99. Почвы. Отбор проб.
  18. ПНД Ф 12.1.1-99. Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий.
  19. ПНД Ф 12.4.2.1-99. Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору и подготовке проб. Общие положения.
  20. ПНД Ф 12.4.2.1-99. Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору и подготовке проб. Общие положения.
  21. ПНД Ф 12.1.2-99. Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации взвешенных частиц (пыли) в  выбросах промышленных предприятий.
  22. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. С.Пб., 2005.
  23. ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3.2-03. Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, осадков биологических очистных сооружений, шламов промышленных сточных вод, донных отложений искусственно созданных водоемов, прудов-накопителей и гидротехнических сооружений.
  24. ГОСТ Р 8.563-96 (с дополнениями №1 и2, 2001 и 2002г.г). ГСИ. Методики выполнения измерений.
  25. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
  26. ГОСТ Р 8.589-2001. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения.
  27. ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1-6.

Санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы:

  1. Методические указания МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест», утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 7 февраля 1999г.
  2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утверждены главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
  3. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения, введены в действие Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 25 июля 2001г. №19.
  4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
  5. ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, постановление Минздрава России от 30 апреля 2003г. № 78.
  6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждены главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 июля 2003г. №4459.

Методические и инструктивно-технические документы:

  1.        Методические рекомендации по выявлению и оценке загрязнения подземных вод, М., ВСЕГИНГЕО, 1990г.
  2.         Методические рекомендации по организации мониторинга подземных вод, М., ВСЕГИНГЕО, 1996г.
  3.         Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель, М., 1995г.
  4. Перечень рыбохозяйственных нормативов: предельно-допустимых концентраций   (ПДК) и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. Изд- во ВНИРО, М, 1999 г.
  5. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, С.Пб., 2005.
  6. Перечень методик, внесенных в государственный реестр методик количественного химического анализа Часть 1. Количественный химический анализ (на 01.05.2004г.).
  7. Перечень методик, внесенных в государственный реестр методик количественного химического анализа Часть2. Количественный химический анализ почв и отходов (на 01.05.2004г.).
  8. Перечень методик, внесенных в государственный реестр методик количественного химического анализа. Часть3. Количественный химический анализ атмосферного воздуха, промвыбросов в атмосферу и воздуха рабочей зоны (на 01.05.2004г.).
  9. Перечень методик, внесенных в государственный реестр методик количественного химического анализа. Часть 4. Токсикологические методы контроля. Часть 5. Общие вопросы, пробоотбор, реактивы, идентификация. Часть 6. Разное (на 01.05.2004г.).
  10. РД 39-0147105-006-97. Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном  и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов.
  11. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы ОНД-90, ч. 1 – 2.
  12.    РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. М., 1991.
  13. МИ 2335-2003. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа. Екатеринбург, 2003 г.
  14. МИ 2336-2002  Рекомендации. Государственная система обеспечения единства измерений. Показатели точности, правильности, прецизионности методик количественного химического анализа. Методы оценки.
  15. МР 18.1.04-2003. Методические рекомендации. Система контроля качества результатов анализа проб объектов окружающей среды.
  16. Справочник по удельным показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для некоторых производств – основных источников загрязнения, Санкт-Петербург, 2003г.
  17. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Санкт-Петербург, 2005г.

Перечень правовых, нормативно-методических и инструктивно-технических документов, действующих на территории Пермской области
Законы и законодательные акты Пермской области

  1. Закон об охране окружающей среды Пермской области, от 09 декабря 2002г. № 502-94.
  2. Закон Пермской области «Об отходах производства и потребления» от18 сентября 1997г.
  3. Закон о внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «Об отходах производства и потребления» от 19 декабря 2002г. № 569-109.

Указы и распоряжения Губернатора Пермской области

  1. Указ «Об организации государственного экологического контроля в Пермской области» от 29.01.2003г. №12.
  2. Указ «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области», от11.10.2002г. №206.
  3. Указ «О внесении изменений в указ губернатора области от 11.05.99 № 3 «Об упорядочении выдачи лицензий на водопользование» от 21.01.2000г. №14.
  4. Указ «О неотложных мерах по проведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов» от 02.03.2004 №21.
  5. Распоряжение «О мерах по уменьшению загрязнения окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории области» от 20.09.2001г. №538-р.
  6. Распоряжение «О мерах по предупреждению вредного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермской области» от 03.03.2003г. №101-р.
  7. Распоряжение «О Порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий» от 21.06.2004г. № 338-р.

Нормативно-методические и инструктивно-технические документы

  1. Положение о системе динамического нормирования выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения атмосферы на базе комплексных расчетов и автоматизированного квотирования «ЛАДА», утверждено Приказом Пермского межрегионального управления по технологическому и  экологическому надзору от 31 мая 2005г. № 71.
  2. Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области. Часть 1. Основные положения. Часть 2. Рекомендации для природопользователей., утверждены руководителем комитета природных ресурсов Пермской области и и.о. начальника Управления по охране окружающей среды Пермской области., 2001г.
  3. Методические рекомендации по разработке программ мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, утверждены начальником ГУПР по Пермской области, от 05.11.2003г.
  4. Методическое пособие по организации и проведению наблюдений за загрязнением поверхностных водных объектов на ведомственной наблюдательной сети, Пермь, 2001г.
  5. Методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Пермской области, Пермь, 2005г.

3.  Основные понятия

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество
и (или) концентрация которых превышают установленные для химических
веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические    нормативы качества атмосферного воздуха.
Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных    элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие почв сельскохозяйственного назначения.
Под приоритетным загрязняющим почву веществом понимается вещество, подлежащее контролю в первую очередь.
Фоновое содержание химических веществ и элементов в почвах – содержание, соответствующее их естественным концентрациям в почвах различных почвенно-климатических зон, не испытывающих заметного антропогенного воздействия.
Ключевая (пробная) площадка – элементарный участок, с которого отбирают (составляют) смешанный почвенный образец, отражающий уровень загрязнения почв.
Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Технологический норматив* – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Наилучшая существующая технология – технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также – лимиты на выбросы и сбросы) – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мониторинг окружающей среды в районе расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду (далее – мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду) – осуществляют субъекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовых форм, форм их собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с установленным порядком.
Система мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду – совокупность структурных элементов, обеспечивающих организацию и осуществление на единой методической основе измерительных и информационных комплексов для наблюдения за источниками антропогенного воздействия в районе их расположения и воздействием этих источников на окружающую среду.
Наблюдательная сетьсистема стационарных и передвижных постов наблюдений, в том числе станций, лабораторий, центров, измерительных и пробоотборных приборов, предназначенных для наблюдения за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, гидрологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды в соответствии с их компетенцией.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) – осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) – осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Система управления в области охраны окружающей средычасть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.
Требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль – комплекс работ, осуществляемых субъектом хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Методики выполнения измерений (МВИ) - совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.
Аттестация МВИ - процедура установления и подтверждения соответствия МВИ предъявляемым к ней метрологическим требованиям.
Аккредитованная лаборатория - лаборатория, прошедшая аккредитацию.
Аккредитация - официальное признание того, что лаборатория правомочна осуществлять конкретные измерения конкретных объектов и их показателей. Согласно действующим правилам системы аккредитации лабораторий область аккредитации лаборатории определена документом, приложенным к паспорту лаборатории (в самостоятельном виде указанный термин официально не используется).
Система аккредитации лабораторий – система, располагающая собственными  правилами  процедуры  и управления для осуществления аккредитации лабораторий.
Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях – установление соответствия условий выполнения измерений требованиям Российского законодательства в области обеспечения единства измерений.
*Технологический и технический норматив является, по сути, одним и тем же.

 4. Разработка программы мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду

4.1. Общие сведения о субъекте хозяйственной деятельности

Наименование______________________________________________________
ИНН______________________________________________________________
Адрес_____________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя________________________________________________                                                                                                                    
Телефон __________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя природоохранной службы_________________________
Количество промплощадок, шт. _______________________________________
Характеристика промплощадки:

наименование____________________________________________________
номер __________________________________________________________
координаты точки привязки промплощадки к «городской»
системе координат, м

Х______________________________________________________________

У______________________________________________________________
угол поворота оси ОХ «заводской» системы координат (промплощадки)
относительно оси ОХ «городской» системы (против часовой стрелки)____
количество источников антропогенного воздействия на окружающую
среду__________________________________________________________
в том числе:
источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу______________
сосредоточенных и диффузных источников загрязнения воды
водоемов и водотоков ____________________________________________
мест размещения отходов__________________________________________


   Разработка этого раздела целесообразна для субъектов хозяйственной деятельности, использующих технологические процессы и оборудование, для которых данные по удельным показателям выбросов включены в «Справочник по удельным показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для некоторых производств – основных источников загрязнения атмосферы», Санкт-Петербург, 2003г. (далее Справочник).
Справочник разработан в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» с целью систематизации данных об удельных показателях выбросов (УПВ) загрязняющих веществ на единицу продукции для различных производств и технологических процессов и создания информационной базы для технического нормирования основных источников загрязнения атмосферы.
*В связи с отсутствием нормативной базы по всем объектам окружающей среды, настоящий раздел программы разрабатывается только для источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Технологический принцип нормирования предусмотрен Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», а также ратификацией Россией международных конвенций и соглашений.
Особую актуальность этот принцип учета выбросов приобрел в связи с ратификацией Россией Киотского протокола, так как в основе инвентаризации парниковых газов (ПГ) лежат коэффициенты эмиссии, являющиеся, по существу, техническими нормативами.
Кроме того, введение технических нормативов требует внедрения наилучших из существующих технологий, нормативно регулируемое снижение техногенной нагрузки на окружающую среду вследствие перехода на наиболее прогрессивные, экологически безопасные технологические процессы и оборудование, более чистые виды топлива и исходное сырье. Этого же требует необходимость соответствия стандарту ISO 14000.

   Настоящий раздел включает:
1. Технологическую классификацию источников выделения загрязняющих веществ (определяется принадлежностью источника технологическому процессу).
   Классификацию осуществляют на основе данных, приведенных в Справочнике (УПВ соответствуют определенным технологическим процессам), а также технологических регламентов и таблиц «Параметры источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу».
2. Базу данных по УПВ.
   Из Справочника выбирают показатели, характеризующие технологические процессы данного субъекта хозяйственной деятельности (Пример 1).
Данные по УПВ приводятся с привязкой к технологическим процессам и установкам – источникам выделения загрязняющих веществ. Указывается также, в какой группе производства используется данный технологический процесс, а также принадлежность к соответствующей подотрасли экономики. Заполняется также графа, в которой указан код категории источника в соответствии с классификатором SNAP-95 (номенклатура источников загрязнения атмосферы), который был разработан в рамках международной программы EMEP-coriner. В соответствии с обязательствами по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха Россия должна ежегодно представлять в Руководящий Орган Конвенции данные о национальных выбросах с привязкой к категориям источников в соответствии с номенклатурой SNAP-95.
 Источниками данных об УПВ загрязняющих веществ в атмосферу на единицу продукции для настоящего Справочника являются:

В справочнике наибольшее внимание уделено выбросам загрязняющих веществ, которые отражены в ратифицированных Россией Конвенциях:

В протоколе по СОЗ предписывается осуществлять контроль за выбросами диоксинов и фуранов, ПАУ и гексахлорбензола (ГХБ). Регулирование других СОЗ, согласно Протоколу, должно осуществляться через запрет или ограничение их использования, контроль за продукцией и отходами и др. В России из СОЗ, выбросы которых должны подлежать контролю, осуществляется учет только выбросов бенз(а)пирена (БП). УПВ БП на российских производствах, за редким исключением, не определялись и контроль за его выбросами осуществлялся на основе экспериментальных измерений. Данные о УПВ остальных СОЗ также отсутствуют.

3. Характеристику технологических процессов (Пример 2).
   Фактические УПВ рассчитывают на основе данных о массах выбросов (данные содержатся в табл. «Параметры источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» или в проектах нормативов предельно допустимых выбросов и данных о произведенной продукции. Полученные расчетные УПВ сравнивают с базовыми (данными Справочника).

Пример1

База данных по удельным показателям выбросов

Подотрасль: ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА (код по ОКОНХ 11100)
Вид производств: Тепловые электростанции (код по ОКОНХ 11110)


Технологический процесс,
вид сжигаемого топлива

Код по SNAP

Удельные выбросы бенз(а)пирена, мг/т

1

2

3

4

ТЭЦ,
котельные

Каменный уголь

Начало выгорания

010100
010102

0,45 – 0,74
0,60

 

        Основной период горения

 

1,68 – 2,75
2,22

 

Антрацит ( +  дрова)

       Розжиг дров

 

3,65 – 4,17
3,91

 

       Догорание дров

 

8,05 – 12,98
10,52

 

       Начало погрузки угля

 

0,88  - 1,03
0,96

 

       Конец погрузки угля

 

3,48 – 4,05
3,77

 

       Основной период горения

 

0,87 – 1,30
1,09

 

Бурый уголь
Начало выгорания

 

0,58 – 0,85
0,72

 

       Основной период горения

 

1,50 – 2,40
1,95

 

Мазут (диз. топливо)

 

0,45 – 6,78
3,62

 

Природный газ

 

1,5 – 1501
76

Примечание. В числителе указаны минимальные и максимальные значения коэффициента, в
знаменателе – среднее.

1 Для природного газа в мг/1000нм3 природного газа.


Подотрасль: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТРИАЛОВ (код по ОКОНХ 16100)
Вид производств: Производство гипсовых, известняковых и вяжущих материалов (код по ОКОНХ 16230)
Группа производств: Производство извести (код по ОКОНХ 16230


Код по SNAP

Технологический процесс
(установка)

Удельные показатели *

NOх

Размерность

SOх, г/м3

СО, г/м3

1

2

3

4

5

6

030312

1. Вращающиеся печи

           топливо

 

 

 

 

 

газ

0,20

г/м3

 

0,25

 

 

5,3

мг/сек

 

 

 

 

мазут

9,5

кг/т

 

 

 

мазут

0,25

г/м3

0,5 – 3,6

0,50

 

 

 

6,6

мг/сек

 

 

 

 

 

8,0

кг/т

 

 

 

уголь

0,22

г/м3

0,7 – 3,0

0,63

 

 

5,8

мг/сек

 

 

 

 

 

 

кг/т

 

 

 

1. Шахтные печи

 

 

 

 

 

         топливо

 

 

 

 

 

газ

0,20

г/м3

 

0,25

 

 

1,7

мг/сек

 

 

 

 

2,0

кг/т

 

 

 

мазут

0,25

г/м3

0,5 – 3,6

0,50

 

 

2,1

мг/сек

 

 

 

 

4,0

кг/т

 

 

 

уголь

0,22

г/м3

0,7 – 3,0

0,63

 

 

1,8

мг/сек

 

 

 

 

3,0

кг/т

 

 

 

Подотрасль: ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ (код по ОКОНХ 12100)
Вид производств: Производство черных металлов (код по ОКОНХ 12130)


Группа произ-водств

Наименование технологического
процесса

Код по SNAP

Удельные выбросы , кг/т

твердые вещества

углерода оксид

серы
диоксид

1

2

3

4

5

6

Производство черных метал-
лов

Плавка, охлаждаемая рудой

040206

13-25

 

 

Плавка, охлаждаемая ломом и рудой

 

21-32

 

 

Конверторный пролет

 

 

0,28

0,03

Разливочный пролет

 

0,2

0,36

0,03

Пролет ремонта и сушилки конверторов

 

0,2

0,14

0,22

Пролет ремонта и сушилки ковшей

 

 

0,10

0,13

 

Миксерное отделение

 

0,05

0,366

 

 

Двор изложниц

 

 

0,25-0,30

 


Характеристика технологических процессов

Технологический процесс
(установка)

Номера
источни
ков выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Материальный показатель

Суммарный фактический выброс по всем источникам, относящимся к технологическому процессу

Фактичес
кий удельный выброс
(кол.8 : кол.6)

Удельный показатель выброса,
Справочник

наименование

единица измерения

годовой
фактический объем

Наименование

код по SNAP

наименование
вещества

выброс, кг/год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Котельные
установки ТЭЦ

010102

1-2

расход
топлива (газ)

тут

1099076

азота оксиды

6018400

5,48

1,26*

 

 

3-4

расход
топлива (мазут)

тут

69813

азота оксиды

479300

6,87

2,52*

 

 

 

 

 

 

серы диоксид

2303300

32,99

25,7*

Ручная дуговая
сварка сталей

040617

18

расход
электродов УОНИ

т

0,2

азота диоксид

0,42

2,1

1,5-2,7**

Нанесение
лакокрасочных
покрытий пневматическим
способом

060100

21

расход лкп

НЦ-132П

т

0,147

аэрозоль краски

0,044

0,3

0,3**

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

ЛОСНМ

0,12

0,8

0,8**

 

 

 

 

 

 

ацетон

0,009

0,064

0,064**

 

 

 

 

 

 

бутилацетат

0,009

0,064

0,064**

 

 

 

 

 

 

спирт этиловый

0,024

0,16

0,16**

 

 

 

 

 

 

спирт н-бутило-вый

0,018

0,12

0,12**

 

 

 

 

 

 

толуол

0,048

0,328

0,328**

 

 

 

 

 

 

этилцелло-
зольв

0,009

0,064

0,064**

Электростале-плавильное
производство

040207

10-14

готовая продукция (сталь)

т

395487

азота оксиды

411453

1,04

0,23-
0,32**

 

 

 

 

 

 

углерода оксид

1514000

3,8

1,2-1,6**

 

 

 

 

 

 

серы диоксид

69777

0,18

0,6-1**

 

 

 

 

 

 

твердые

2602439

6,58

6,5-10**


   Основными задачами мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются:

   Для подготовки раздела необходимы следующие материалы:

В Перечень включаются основные загрязняющие вещества (углерода оксид, азота оксиды, серы диоксид и взвешенные вещества), специфические загрязняющие вещества,  а также вещества, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрированы концентрации, превышающие ПДК.

   При организации мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу субъекты хозяйственной деятельности осуществляют:

   Структура баз данных по источникам антропогенного воздействия соответствует инвентаризационной ведомости (форма «Параметры источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», а также структуре и форматам БД программы УПРЗА «Эколог», «Эколог-Город»). При необходимости в БД оперативно вводятся новые источники выбросов, а также исключаются временно или постоянно неработающие. Использование унифицированных программ расчета рассеивания загрязнения атмосферы (УПРЗА) и баз данных для них исключает необходимость формирования новых баз данных. Базы данных хранятся на магнитных носителях. В БД вводится дополнительная информация:

    Векторная карта (или карта-схема) территории создается в любой геоинформационной системе (ГИС) путем оцифровки карт, либо с бумажной топоосновы (географической карты местности), либо посредством  программ-векторизаторов сканированных  карт. Возможно использование векторных карт, созданных для решения задач муниципальных образований, так как такие карты сертифицированы. При отсутствии электронных кapт и лицензий на их изготовление могут быть использованы карты-схемы территорий. Векторное схематичное отображение территории может быть получено с помощью программы УПРЗА «Эколог», «Карта» и др. На карте-схеме отображаются промышленные площадки, границы санитарно-защитных зон (СЗЗ), селитебные территории и прочие объекты, представляющие интерес для организации мониторинга. Осуществляется атрибутивная дифференциация этих объектов (или разнесение объектов разного типа в разные слои). Координаты точки привязки в общегородской системе координат для последующего определения местоположения всех источников выбросов в общегородской системе можно получить в архитектурных подразделениях администраций городов, в территориальных органах по охране окружающей среды (при наличии), в организациях - разработчиках проектов ПДВ. В случае, когда центр указанной системы координат попадает на территорию, отображаемую на карте-схеме, показываются оси координат системы (центр координат – точка их пересечения). Если центр указанной системы координат находится вне участка местности, отображенного на карте-схеме, на ней изображаются прямые, параллельные осям координат системы, с нанесенными на них через равные интервалы значениями соответствующих координат (в метрах). В случае отсутствия городской системы координат, местоположение источников выбросов определяется в локальной (заводской) системе координат. Локальная система должна строиться так, чтобы ее можно было легко идентифицировать на картах разного масштаба, поэтому ее центр и оси должны определяться по приметным объектам, например, центр – на пересечении улиц, а одна из осей – вдоль одной из улиц, или центр – в точке расположения трубы котельной, а ось – вдоль стены здания, изображенного на картах разного масштаба. Необходимо также указать угол поворота оси О-Х относительно направления на север.

Для выполнения расчетов концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы используется любая сертифицированная программа, реализующая алгоритм методического документа ОНД-86 – Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987 г. Расчетная сетка должна охватывать всю исследуемую территорию (город, район, участок и др.) Плотность сетки (шаг расчетов по оси Х и оси Y) определяется рекомендациями ОНД-86. Полученные в результате расчетов данные (в виде dat. или dbf файлов) используются при дальнейшем анализе*.
* По опыту расчетов оптимальным является выбор шага расчетной сетки 250-300 м для индивидуальных компонент взвешенных веществ и 400-500 м для газообразных примесей. При необходимости более детальной оценки загрязнения воздуха в районе отдельных предприятий шаг расчетной сетки может быть уменьшен.
    При уточненном расчете распределений приземных концентраций примесей для задания расчетных скоростей ветра рекомендуется использовать блоки перебора скоростей и направлений ветра, действующие по умолчанию, которые во многих случаях обеспечивают более точный расчет максимальных концентраций, чем при использовании режима, указанного в ОНД-86.

Точка мониторинга должна соответствовать следующим критериям: