Закрыть

18. Экологическая политика, государственные программы и экономическое регулирование охраны окружающей среды


Экологические программы


Программный механизм реализации практических мер в области охраны окружающей среды рассматривается как один из важнейших рычагов повышения эффективности природоохранной деятельности.

В течение 1996-2000 гг. на территории Пермской области действовали экологические программы федерального, областного и местного уровней.

Программы федерального уровня:

Программы областного уровня:

На территории области также действовали 32 программы местного значения.

В 2000 г. срок действия большинства экологических программ завершился.

Главным итогом выполнения программ явилось сохранение тенденции к стабилизации экологической обстановки. Выполнение природоохранных мероприятий привело к снижению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов загрязняющих веществ в водоемы. Затраты на выполнение природоохранных мероприятий в 1996-2000 гг. за счет всех источников финансирования приведены на следующем рисунке: (в текущих ценах каждого года).

Структура объемов вложений (в млн. руб) природоохранного назначения в 2000 году представлена на следующем рисунке:

За счет средств федерального бюджета финансировались мероприятия по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ в Кизеловском угольном бассейне (13,8 мл.руб.), мероприятия, направленные на поддержку заповедников "Вишерский" и "Басеги" (1,3 млн.руб.). Из федерального экологического фонда выделены средства на строительство комплекса по переработке твердых бытовых отходов (1,7 млн.руб.)

За счет средств областного и местных бюджетов финансировалось строительство и реконструкция коммунальных очистных сооружений в гг. Пермь, Красновишерск, сс.Карагай, Барда, строительство напорного канализационного коллектора в г.Краснокамске, строительство комплекса по переработке твердых бытовых отходов в г.Перми, мероприятия по охране лесов и животного мира, мониторинг окружающей природной среды и др.

Основная роль в реализации природоохранных мероприятий принадлежит предприятиям области, которые вложили 78% от всех средств, направленных в охрану окружающей среды.

Участие целевых экологических фондов составило 7% от всех затрат 2000 г.

Размер предотвращенного экологического ущерба от внедрения мероприятий в 2000 г. составил 302,8 млн.руб.

В рамках целевой комплексной программы "Охрана окружающей среды Пермской области" на 1996-2000 гг. в течение прошедшего года наиболее крупные природоохранные мероприятия проводились на ОАО "Чусовской металлургический завод" (строительство радиального отстойника газоочистки доменного газа), ОАО "Соликамский магниевый завод" (окончание строительства и пуск в эксплуатацию участка розлива жидкого хлора), ОАО "АВИСМА" (строительство третьей очереди очистных сооружений), ФГУП "Камский ЦБК" (реконструкция котла утилизатора №2 на сжигание в кипящем слое с организацией узла подготовки древесного сырья), ОАО "Галоген" (строительство и монтаж установки опытно-промышленного производства хладона 125) и др.

К наиболее крупным мероприятиям, выполненным в рамках областной целевой программы "Отходы" в 2000 г. относятся: строительство комплексов сооружений по закладке солеотходов в выработанное пространство на ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит", завершение строительства комплексных очистных сооружений в НГДУ "Кунгурнефть".

Реализация областной программы "Медико-экологическая реабилитация территорий и населения Пермской области" позволила создать основы многоуровневой системы обеспечения экологической безопасности территорий и населения области. В 2000 году проведена стационарная реабилитация 951 ребенка.

21 июня 2001 Законодательное собрание Пермской области приняло решение о принятии проекта Закона Пермской области "Об областной целевой комплексной программе "Охрана окружающей среды Пермской области на 2001-2005 годы"

Разделы программы приведены в Заключении.

Экологические фонды


В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 № 2060-1 для решения неотложных природоохранных мероприятий, восстановления потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других задач природоохранного направления на территории Пермской области действует система экологических фондов, в которую входит областной экологический фонд и 40 экологических фондов городов и районов области.

В связи введением в действие Бюджетного Кодекса РФ, в 2000 году фондам придан статус целевых бюджетных фондов.

Доходы и расходы фондов учитываются обособленно в составе доходов и расходов бюджетов различных уровней (областной и местные бюджеты) и поступают на специальные счета.

Фонды аккумулируют средства для финансирования экологических программ и проектов, реализуемых на территории Пермской области. Они используются для финансовой поддержки предприятий - природопользователей, осуществляющих проекты с высоким экологическим и социально-экономическим эффектом, а также для финансирования неотложных мероприятий по охране окружающей среды.

Доходы фондов формировались за счет установленной действующим законодательством части платы за загрязнение окружающей природной среды, штрафов за экологические правонарушения, исков о возмещении ущерба окружающей среде.

Установление платы за загрязнение и наложение штрафных санкций осуществлялось специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды. Распределение поступающих средств между федеральным бюджетом, федеральным экологическим фондом и экологическими фондами области производилось территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ по Пермской области по месту регистрации предприятий-природопользователей или их обособленных подразделений.

Распорядителями средств фондов в рамках бюджетов утвержденных представительными органами власти области и местного самоуправления, являлись Госкомэкология Пермской области и ее территориальные органы на местах и муниципальные органы охраны окружающей среды, созданные в структуре ряда муниципалитетов области (Пермь, Березники).

В связи с реорганизацией федеральных органов государственной власти в 4 квартале 2000 года, управление областным целевым бюджетным экологическим фондом осуществлялось вновь созданным в структуре администрации Пермской области управлением по охране окружающей среды.

Получателем средств фондов являлись предприятия, учреждения, организации, участвовавшие в реализации областных и муниципальных экологических программ и других неотложных природоохранных мероприятий.

Предоставление бюджетных средств осуществлялось в форме безвозмездных субвенций и субсидий.

Контроль за целевым использованием средств осуществлялся в установленном порядке органами законодательной и исполнительной власти Пермской области и местного самоуправления.

В 2000 году экологические фонды области с учетом проведенных зачетов поступило 109,3 млн. руб., в т. ч. 96,3 млн. руб. - платежи за загрязнение природной среды (с учетом взаимозачетов), 13 млн. руб. - прочие поступления (иски, штрафы, пени, начисленные за просрочку внесения платы, возврат ранее предоставленных ссуд и т.д.).

Собираемость платежей за загрязнение составила 76,3% от установленной в 2000 году плановой платы. Кроме того, природопользавателями в 2000 году погашено задолженности по долгам прошлых лет на сумму 22,8 млн. руб. (23,7% от поступившей платы).

Расходы фондов составили 100,5 млн. руб. Основные средства использованы на строительство, техническое перевооружение природоохранных объектов, внедрение экологически чистых технологий - 55,7 млн. руб. (55,4% от всех расходов), внедрение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ - 6,3 млн. руб. (6,2% от всех расходов), экологическое образование и воспитание - 4,8 млн. руб. (4,8% от всех расходов).

Информация по использованию средств экологических фондов в разрезе основных статей и удельный вес статей в общих расходах приводятся в следующей таблице:

Статьи затрат Сумма затрат, млн. руб. Удельный вес (%)
от общих расходов
1. Строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов 55,1 54,8
2. Внедрение экологически чистых технологий 0,6 0,6
3. Научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды 6,3 6,2
4. Создание и совершенствование систем мониторинга 4,3 4,3
5. Развитие заповедников, заказников, сохранение памятников природы 1,3 1,3
6. Предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф 1,1 1,1
7.Развитие экологического воспитания и образования 4,8 4,8
8. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды 0,5 0,5
9. Воспроизводство природных ресурсов 1,5 1,5
10. Прочие расходы 25,0 24,9
Итого: 100,5 100

Экологические фонды осуществляли долевое участие в финансировании строительства ряда природоохранных объектов:

За счет средств фондов проводились заповедно-режимные мероприятия в заповедниках "Басеги" и "Вишерский", работы по воспроизводству рыбных ресурсов Камского водохранилища и приобретению посадочного материала для зарыбления прудов области. Часть средств направлялась на поддержку и развитие системы мониторинга окружающей среды Пермской области по различным направлениям, были проведены операции "Чистый воздух", "Кама", организован авиационный контроль за деятельностью особо опасных промышленных объектов. Проведены мероприятия по экологическому образованию и воспитанию населения Пермской области: издание пособий, проведение олимпиад, конкурсов по экологической тематике, организация экологических лагерей, поддержка образовательного центра студентов. За счет средств фонда разработана областная целевая комплексная программа "Охрана окружающей среды Пермской области  на 2001-2005 г.г., а также проведены и другие научно-исследовательские работы прикладного характера. За счет средств фонда осуществлялось содержание исполнительных дирекций фондов (расчетно-контрольных отделов), укрепление материально-технической базы природоохранных органов и содержание природоохранных инспекций. Объем средств, перечисленных в федеральный экологический фонд, составил 4,0 млн. руб.

Развитие системы экологических фондов Пермской области в 2001 году будет осуществляться по линии совершенствования их нормативно-правовой базы, включая вопросы формирования и использования средств фонда, а также связано с изменением системы управления фондами в связи с реформированием органов государственной власти.

Закрыть