Закрыть

19. Экологический мониторинг

(по материалам отдела сохранения биоразнообразия и экологического мониторинга
Управления по охране окружающей среды администрации Пермской области)

Создание Единой территориальной системы экологического мониторинга Пермской области


Работа проводилась по двум основным направлениям: межведомственная координация различных ведомств и организаций, участвующих в создании Единой территориальной системы экологического мониторинга (ЕТСЭМ) и создание и развитие функциональных подсистем, входящих в ее состав.

Межведомственная координация


Для создания Единой территориальной системы экологического мониторинга была создана схема межведомственного взаимодействия. В ее основе - единые подходы к созданию совместных интегрированных баз данных, возможность использования комплексной информации для принятия эффективных решений. Сбор, обработка, хранение, анализ и отображение пространственно распространенных данных осуществляется с использованием компьютерных технологий - географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты (ЦТК), полученные в Роскартографии.

Использование единой топоосновы позволило снять технические и организационные проблемы совместимости и интеграции данных. В рамках межведомственных соглашений определен перечень задач, для решения которых необходима комплексная экологическая информация.

В настоящее время в рамках создания экологической ГИС Пермской области создано (или получено в рамках соглашений с ведомствами-участниками ЕТСЭМ) более 20 тематических слоев.

За счет средств целевого бюджетного экологического фонда Пермской области АНО "Научно-производственный центр экологической безопасности", на базе которого создан ГИС-центр "Экология". Созданы следующие тематические слои:

Разработана программа - интерфейс автоматического взаимодействия с базами данных и автоматического построения картограмм, картодиаграмм и картогистограмм по городам и районам Пермской области, позволяющая автоматически компоновать основные элементы карты - название, легенду, врезки, подписи и основные слои (границы, гидросеть, автомобильную и железнодорожную сеть, центры городов и районов и др.), производить автоматическую классификацию городов и районов по заданным показателям (признакам) и раскрашивать их по выбранному варианту окраски, осуществлять оперативный ввод данных и автоматическое взаимодействие с базами данных, формировать на основе созданных оперативных карт электронный экологический атлас Пермской области и производить его своевременную корректировку;

Осуществлено сопряжение экологической ГИС Пермской области с крупномасштабными врезками ГИС городов и проблемных предприятий для городов Березники и Соликамск;

Произведено объединение листов и графических объектов цифровых топографических карт (ЦТК) Пермской области М 1:200.000 в разрезе административных границ области. Создана программа, позволяющая разбивать имеющиеся тематические слои по административным границам городов и районов Пермской области;

Созданные базы данных и тематические слои используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

Развитие функциональных подсистем ЕТСЭМ


Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду


Основная цель создания - развитие и совершенствование системы производственно-экологического мониторинга для обеспечения экологической безопасности производства, окружающей среды и здоровья населения.

Формирование ведомственных программ мониторинга


При рассмотрении планов природоохранной деятельности предприятий большое внимание уделяется формированию программ мониторинга, которые разрабатывались в соответствии с утвержденными Госкомэкологией Пермской области рекомендациями.

Программы мониторинга, разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за источниками загрязнения окружающей природной среды, систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшего использования при принятии управленческих решений. Проведение наблюдений в районе расположения предприятий за счет их средств позволяет экономить средства на проведение мониторинга за счет федерального и местного бюджетов и получать информацию в реальном масштабе времени по конкретной территории, находящейся под воздействием предприятия.

К сожалению, реорганизация природоохранных органов помешала утвердить эти документы на федеральном уровне. На тиражирование и распространение методологии создания системы мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду Пермской областью был получен грант АМР США.

Автоматизированные системы контроля качества окружающей среды


На ООО "ЛУКойл-Пермнефтеорг-синтез" введен в эксплуатацию опытный участок сети передачи данных от датчика производства фирмы Draeger (регистрирующего концентрацию суммарных углеводородов), установленного на границе санитарно-защитной зоны. Информация с датчика аналитического контроля поступает по коммутируемой телефонной линии в отдел охраны окружающей среды предприятия, а затем по радиоканалу передается в центр сбора информации.

Реализуется методический подход к созданию систем контроля качества атмосферного воздуха на основе выделения маркерных веществ с учетом выбора контрольных точек на границе санитарно-защитной зоны предприятий, который требует существенно меньших финансовых затрат за счет уменьшения количества необходимых дорогостоящих датчиков автоматического контроля. Данный подход впервые в Пермской области реализован на примере ООО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез", для которого маркерным веществом являются суммарные углеводороды (бензин).

Пакет программных продуктов обеспечивает:

Сбор информации от датчиков и от трех автоматизированных станций контроля загрязнения атмосферы "Siemens", которые установлены в наиболее нагруженных районах г. Перми, осуществляется по общей схеме с использованием однотипного радиопередающего оборудования и одинакового программного обеспечения, что обеспечивает масштабируемость системы. Осредненные за полчаса данные с датчика и станций "Siemens" генерируются в один и тот же момент времени, что позволяет получить временной срез состояния воздушной среды.

Развитие системы контроля состояния атмосферного воздуха в перспективе даст возможность постоянно контролировать экологическую ситуацию, а в случае экстремальных ситуаций, используя геоинформационный моделирующий комплекс, иметь наглядную информацию для принятия решений по устранению последствий чрезвычайной ситуации.

Система наблюдений за концентрациями и выбросами особо опасных веществ


С целью организации наблюдений за концентрациями и выбросами бенз(а)пирена и формальдегида - особо опасных веществ канцерогенного и мутагенного риска, формирующих высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах области, разработаны и аттестованы в УНИИМ методики их определения в атмосферном воздухе и в выбросах стационарных источников. На их основе в 2000 году проводилась оценка воздействия на загрязнение атмосферного воздуха асфальтобетонных заводов и инвентаризация выбросов бенз/а/пирена от ТЭЦ и котельных. Внедрение методик позволит организовать мониторинг приоритетных опасных веществ в зонах воздействия конкретных источников, а также увеличить объем средств, поступающих в экологические фонды. Например, при расчете платы за выбросы 3,4-бензпирена (топливо - газ) от АБЗ сумма платежей при расчетном методе - 5 руб. в год, при инструментальных замерах 74 руб., при сжигании мазута расчет - 790 руб., инструментальный замер - 5000 руб. Водогрейный котел "Энергия-3", топливо - сырая нефть: расчет - 5 руб. 15 коп., инструментальный замер - 2553 руб.

Эмиссионный кадастр


В связи с принятием закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха" и введением технического принципа нормирования выбросов ведутся работы по разработке эмиссионного кадастра (оценка массы выбросов по технологическому, на основе технических нормативов, а не отраслевому принципу). Отсутствие подзаконных актов не позволяет в настоящее время охватить этой работой все отрасли промышленности. Наличие технических нормативов по объектам теплоэнергетики и, частично, по котельным производительностью до 30 т/ч дало возможность в 1998 - 1999 годах создать эмиссионный кадастр по всем объектам теплоэнергетики и более 1000 котельных, расположенных на 36 административных территориях. Таким образом, создан эмиссионный кадастр по объектам, вклад которых в валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу занимает второе место по области.

На базе цифровых топографических карт Пермской области проведен анализ распределения нагрузки на воздушный бассейн от выбросов объектов теплоэнергетики и ТЭЦ.

Для всех ТЭЦ и котельных определены удельные показатели выбросов.

Кадастр показал, что ТЭЦ не соответствуют современным требованиями в области охраны воздушного бассейна (технологии сжигания топлива и очистки дымовых газов). Основные причины несоблюдения технологическим нормативов на нашей территории заключаются прежде всего в высокой степени физического и морального износа технологического оборудования, невозможности оснащения его современными средствами пылегазоочистки.

В 2000 г. решены следующие задачи:

Создание территориальной подсистемы ЕГАСКРО


С целью совершенствования нормативно-правовой базы утвержден указ губернатора области от 18.05.2000 №141 "О плане основных мероприятий по созданию подсистемы ЕГАСКРО на территории Пермской области на 2000-2002 годы".

Во исполнение вышеуказанного указа внедрены автоматизированные системы контроля радиационной обстановки на месторождениях нефти, где с целью повышения нефтеотдачи были произведены подземные ядерные взрывы:

Подсистема "Леса"


Мониторинг осуществляется на 22 контрольных учетных пунктах и размерных пробных площадях в Лысьвенском, Чусовском, Добрянском, Соликамском, Березовском, Очерском лесхозах.

Отмечено, что процессы изменения состояния исследуемых лесов наиболее интенсивно идут в насаждениях спелых и перестойных, испытывающих высокое аэротехногенное воздействие и пройденных выборочными рубками. В период между наблюдениями выявлена динамика ухудшения состояния деревьев на одну-две категории состояния.

Ведение мониторинга лесов позволило выявить, что общая площадь насаждений, ослабленных в различной степени, составляет около 40% территории района работ. Это создает напряженную ситуацию и требует разработки мероприятий, позволяющих стабилизировать состояние лесов области. Это могут быть, например, санитарные рубки.

По результатам работы Брянской специализированной лесоустроительной экспедиции за последние десять лет в АНО НПЦ ЭБ создан тематический слой ГИС по площадкам мониторинга лесов, атрибутивная база которого содержит более пятидесяти характеристик состояния лесов. Результаты работы используются при проведении плановых рубок леса. В настоящее время решается проблема экологического анализа и оценки состояния лесов по вышеуказанным показателям и разработки на их основе индикаторных показателей состояния лесов.

Зоологический мониторинг


Работа выполняется по договору с кафедрой зоологии позвоночных и экологии Пермского государственного университета. В результате полевых исследований выбрано семь площадок по области; проведены учеты модельных видов и зарегистрированы их репродуктивные показатели на всех семи площадках.

Результаты исследований показали относительную стабильность модельных видов животных и рост численности в целом по области трех видов, занесенных в Красные книги.

Выбор площадок мониторинга - начальный этап работы, наблюдения за модельными видами животных должны быть продолжены. Кроме проведения наблюдений за количественными и репродуктивными показателями, завершается проведение анализа биосред животных (скорлупа яиц, перья) на содержание в них тяжелых металлов и хлорорганических соединений. Это позволит получить информацию о состоянии экосистем в пределах мониторинговых площадок и в целом по области.

Развитие локальных подсистем ЕТСЭМ


В соответствии с утвержденной программой муниципальным учреждением "Районная экологическая лаборатория" (г. Чайковский) обеспечивался экологический мониторинг южной территории области. Ведутся работы по контролю за загрязнением:

  • По результатам измерений, подтверждающих плохое качество поверхностных вод, используемых для питьевого водоснабжения, комитет по охране окружающей среды г. Чайковского добился финансирования реконструкции очистных сооружений водозабора (общая стоимость 7 - 8 млн. руб.), создания сети водозаборных скважин для снабжения города качественной питьевой водой (пробурено 8 из 12 планируемых скважин).

    Мониторинг земель


    Необходимость организации специально действующей системы мониторинга земель становится все более острой с каждым годом, поскольку размеры антропогенных нагрузок на почвы постоянно возрастают.

    Организация почвенного мониторинга как одного из направлений мониторинга земель представляет собой задачу более трудную, чем мониторинг водных и воздушных сред по ряду причин. Во-первых, почва - сложный объект исследования, который живет по законам и живой природы, и минерального царства. Во-вторых, почва является открытой системой, химические взаимодействия с которой происходят с участием почвенного раствора, почвенного воздуха, корней растений, живых организмов. Постоянное влияние оказывают также физические почвенные процессы. Следует учитывать, что опасные загрязняющие почвы химические элементы: ртуть, кадмий, свинец, мышьяк, фтор, селен являются природными составляющими горных пород и почв. В почвы они поступают из естественных и антропогенных источников, а задачи мониторинга требуют оценки доли влияния лишь антропогенной составляющей. Различные химические вещества антропогенного происхождения поступают в почву практически постоянно. Кроме того, природное пространственное и временное варьирование содержания химических элементов в почвах велико, что нередко определяет трудность установления степени превышения исходного уровня содержания химических веществ в почвах.

    Если система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод основывается в настоящее время на достаточно широкой сети пунктов слежения и аналитических лабораторий, измеряемой тысячами единиц с обработкой сотен тысяч проб, то сеть систематического контроля за состоянием загрязнения почв крайне ограничена и, в сущности, еще в должной мере не организована.

    Для выявления и оценки негативных факторов, подлежащих контролю, на территории области должна быть продолжена работа по созданию стационарных и реперных участков для наблюдения за негативными процессами во всех ландшафтно-экологических районах области. На данный момент функционируют 15 реперных участков, расположенных в различных природно-сельскохозяйственных зонах и провинциях, а также на техногенно-загрязненных территориях вблизи крупных промышленных предприятий, транспортных магистралей, городов, на полях с интенсивным применением удобрений, на которых проектно-изыскательским центром агрохимической службы "Пермский" ежегодно берутся пробы почв и отслеживаются изменения плодородия земель. Для проведения дальнейших наблюдений требуется обновление оборудования и расширение сети данных участков.

    Мероприятия по введению системы мониторинга земель отдельным блоком включены в областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Пермской области на 2000 - 2002 годы".

    Как первоочередные задачи по ведению мониторинга земель Пермской области в программе определены:

    Все поставленные задачи могут быть решены лишь при условии достаточного финансирования.

    В областной целевой программе предусматривается финансирование данных мероприятий в размере 5,9 млн.рублей.

    Закрыть