Закрыть

20. Экологическая экспертиза, нормирование выбросов и сбросов, лицензирование и сертификация

(По материалам КПР)

Деятельность экологической экспертизы направлена на обеспечение условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду посредством оценки возможных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на стадии принятия решений.

В составе комитета природных ресурсов по Пермской области действуют два экспертных подразделения, осуществляющих государственную экологическую экспертизу в рамках, определенных законом РФ "Об экологической экспертизе". Для рассмотрения наиболее значимых и сложных материалов организован и действует Совет экологической экспертизы, работающий на основании "Положения о Совете экологической экспертизы". В состав Совета входит 30 человек.

Государственная экспертиза проводилась как экспертными комиссиями, состоящими из штатных специалистов отделов комитета, так и внештатными экспертами - специалистами научно-исследовательских, проектных институтов, ВУЗов, специализированных организаций и учреждений. За отчетный период к экспертизе было привлечено 180 внештатных экспертов, с их участием проведена государственная экологическая экспертиза 660 материалов (см. таблицу). Всего за 2000 год отделом экспертиз и согласований рассмотрен 2321 материал, поступивший в комитет природных ресурсов.

Вид документов Количество поступивших документов
Согласовано Отправлено на доработку Отклонено Всего
ТЭО, проекты,рабочие проекты на реконструкцию и строительство 439 51 - 490
Материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные 88 6 - 94
Схемы разработки ПГС 12 2 - 14
Материалы выбора земельных участков 3 1 - 4
ОВОС 1 - - 1
Концепции, планы социально-экономического развития, программы 4 6 - 10
Схемы промузлов, генпланы городов, ПДП и др - - 4 4
Обоснование инвестиций 46 1 1 6
Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов 2 - - 2
Материалы, обосновывающие выдачу лицензий на водопользование 4 1 - 5
Прочие материалы 30 3 - 33
Итого: 587 72 5 660

За 2000 год рассмотрено 18 обращений населения по вопросам, касающимся результатов проведения государственной экологической экспертизы и соблюдения условий строительства объектов проектным материалам.

Основными заказчиками экспертизы являются предприятия нефтеперерабатывающего комплекса: ООО "ЛУКойл-Пермнефть", ЗАО "ЛУКойл-Пермь", ОАО "РТК", ООО "ПермНИПИнефть", ОАО "Пермнефтегеофизика", управление "Пермнефтегаз", СП "Пермьтекс", Дорожный комитет, ООО "Пермтрансгаз", ОАО "Пермэнерго", администрации области и органов местного самоуправления.

Краткая характеристика проведения государственной экологической экспертизы наиболее значимых и крупных объектов приведена в следующей таблице:

  Программа "Обеспечение населения Пермской области питьевой водой" ТЭО "Полигон захоронения ТБО г. Чайковского" Утвержденная часть РП полигона захоронения БО г. Березники Проект (ТЭО) закрытия производства хладонов на ОАО "Галоген"
Заказчик экспертизы Администрация области Администрация г. Чайковский Администрация г. Березники ОАО "Галоген"
Разработчик материалов УралНИИэкология ОАО "Галургия" ООО "Конвэк" НПП "Наука"
Стоимость объекта, млн. руб. 12420,5
(стоимость реализации)
78,9 157,1 57,6
Затраты на природоохранные мероприятия, млн. руб. 120,0
(Экологический эффект от реализации, в год)
50,5 78,6 57,6
Количество членов экспертной комиссии, чел. 5 7 7 5
Количество привлеченных внештатных экспертов, чел. 4 6 6 4
Сроки проведения экспертизы 28.04-05.07 15.05-23.08 18.05-21.07 19.10-19.12
Выводы Согласовано Согласовано Согласовано Согласовано

Необходимо отметить, что ежегодно повышается качество представляемой на государственную экологическую экспертизу документации. В 2000 году направлено на доработку 11% от представленной на экспертизу документации, что на 17% меньше, чем в 1999 году. Динамика снижения возврата представляемой на экспертизу документации представлена в следующей таблице:

Год 1996 1997 1998 1999 2000
Процент возвращённых документов 41 42 39 28 11

Постоянная работа специалистов отделов с проектными организациями, а также платность повторной экспертизы послужили причинами улучшения качества материалов, представляемых на экспертизу.

Причинами возврата на доработку или отклонения от согласования проектов являются:

Повышению роли государственной экологической экспертизы способствует осуществление государственного экологического контроля по соблюдению природопользователями обязательности исполнения ФЗ "Об экологической экспертизе". Он предусматривает возможность начала хозяйственной и иной деятельности только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и выполнения требований заключений экспертизы в ходе реализации проектных решений.

В 2000 году проведено 246 проверок природопользователей по вопросам соблюдения законодательства в области государственной экологической экспертизы. При проведении проверок выявлено 51 нарушение. К административной ответственности привлечены 20 нарушителей природоохранного законодательства. Наложено штрафов на общую сумму 61,5 тыс.руб. Выдано 51 предписание о необходимости устранения выявленных нарушений из которых 38 было устранено до конца 2000 года.

В 2001 году планируется более тесная работа экспертных отделов комитета с инспекторскими подразделениями по контролю за соблюдением природопользователями законодательства в области государственной экологической экспертизы, а также расширение взаимодействия с органами местного самоуправления по данным вопросам.

Нормирование, лимитирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду


В комитете природных ресурсов по Пермской области работу по нормированию осуществляет группа нормирования в составе отдела экспертиз и согласований.

В 2000 году рассмотрено 1482 материала, представленных природопользователями. Произведено нормирование источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, рассмотрены материалы, обосновывающие выдачу лицензий на водопользование, письма и обращения по вопросам нормирования и лимитирования.

В Пермской области с 1995 года внедрен новый подход к расчетной оценке состояния загрязнения атмосферы и нормирования выбросов, основанный на результатах сводных расчетов. С целью внедрения данного подхода была разработана автоматизированная система динамического анализа состояния загрязнения атмосферного воздуха и нормирования выбросов. Система позволяет в динамике проводить оценку влияния предприятий на атмосферу города. Создан на территориальном уровне банк данных экологической информации. Решаются задачи нормирования выбросов, экологической экспертизы и применения результатов сводных расчетов.

Сегодня система действует в восьми городах области, насчитывающих 680 предприятий области и учитывает 16776 источников выбросов.

В 2000 году, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.97 № 383 и постановлением администрации Пермской области от 29.09.97 № 356, проводились работы по согласованию материалов, обосновывающих выдачу лицензии на водопользование. Рассмотрено 104 материала, в т.ч. 2 по процедуре экологической экспертизы.

Результаты работы по нормированию, лимитированию источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ за 2000 год представлены в следующей таблице:

Вид документов Количество поступивших документов
Согласовано Отправлено на
доработку
Отклонено Всего
Ведомственные проекты нормативов ПДВ 227 33 - 260
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по ведомственным томам ПДВ 270 5 - 275
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по результатам сводных расчетов 541 2 - 543
Материалы, обосновывающие выдачу лицензий на водопользование 95 6 3 104
Проекты нормативов ПДС 10 4 - 14
Нормативы сбросов загрязняющих веществ 10 - - 10
Лимиты на выброс загрязняющих веществ 41 - - 41
Инвентаризация источников выбросов 24 12 - 36
Письма и прочие документы по вопросам нормирования 199 - - 199
Итого: 1417 62 3 1482

Лицензирование и сертификация природоохранной деятельности


В 2000 году отделом лицензирования комитета природных ресурсов по Пермской области выдано 116 лицензий на различные виды деятельности в области охраны окружающей среды.

Осуществлялась работа по согласованию материалов на выдачу решений о возможности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (ОРВ). В 2000 году выдано по заявкам предприятий, организаций и предпринимателей 21 решение на вывоз ОРВ.

В соответствии с действующим законодательством осуществлялась государственная экологическая экспертиза обосновывающих материалов на выдачу лицензий по недропользованию. В 2000 году из числа вынесенных на конкурс на право пользования участками недр с целью добычи полезных ископаемых на территории Пермской области согласовано 38 материалов и 1 отклонен.

Закрыть