17. Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием отдельных видов природных ресурсов

Общие вопросы и нормативно-законодательное обеспечение государственного экологического контроля

Государственный экологический контроль

Контроль состояния атмосферы. Операция «Чистый воздух»

Государственный контроль за использованием и охраной земель

Государственный контроль за соблюдением лесного законодательства

Охрана животного мира

Контроль состояния водохозяйственных систем и сооружений

Контроль за строительством и состоянием берегоукреплений

Результаты обследования берегоукреплений

Наблюдения за состоянием существующих берегоукреплений

Общие вопросы и нормативно-законодательное обеспечение государственного экологического контроля

(по материалам Комитета природных ресурсов по Пермской области)

В 2001 году продолжалось становление и развитие новой структуры государственного экологического контроля, вызванного реорганизацией природоохранных органов, произошедшей в 2000 году. Необходимость обеспечения эффективного контроля за экологической обстановкой в Пермской области, соблюдением природоохранного законодательства на предприятиях-природопользователях обусловили целесообразность разработки новой нормативно-методической базы в сфере экологического контроля. Основным нормативным документом, определяющим взаимодействие природоохранных органов всех уровней исполнительной власти в области государственного экологического контроля, стал «Порядок осуществления экологического контроля на территории Пермской области», утвержденный администрацией Пермской области и комитетом природных ресурсов по Пермской области в 2001 году. В соответствии с данным документом произошли некоторые изменения в полномочиях природоохранных органов, осуществляющих государственный экологический контроль.

Функции координации деятельности по организации и осуществлению государственного экологического контроля, организации и проведению плановых и оперативных проверок соблюдения природоохранного законодательства, нормативно-методического обеспечения природоохранных органов в сфере экологического контроля, оценки и анализа оперативной экологической обстановки на территории области выполнял отдел государственного контроля комитета природных ресурсов по Пермской области во взаимодействии с отделом экологической безопасности управления по охране окружающей среды Пермской области.

Плановый контроль за соблюдением природоохранного законодательства промышленными предприятиями, оказывающими влияние на окружающую среду, осуществлял  Пермский филиал ФГУ «СИАК по Приволжскому региону» МПР России. Значительное внимание в работе данного учреждения было уделено проведению эколого-аналитического контроля за сбросами и выбросами загрязняющих веществ, контролю и оценке состояния окружающей среды в районах влияния источников антропогенного воздействия.

Метрологическое обеспечение эколого-аналитического контроля, в том числе экологических лабораторий промышленных предприятий, обеспечение аналитического контроля окружающей среды в районах, подвергшихся аварийному загрязнению,  осуществлял ОГУ «Аналитический центр».

Оперативный экологический контроль по фактам инцидентов, аварий с загрязнением окружающей среды, фактам возникновения высоких и экстремально высоких уровней загрязнения, обращениями граждан и организаций экологического характера   осуществлялся комитетом природных ресурсов по Пермской области  совместно с природоохранными подразделениями органов местного самоуправления.

Несмотря на определенные сложности, связанные с изменением структуры государственного экологического контроля, природоохранным органам удалось сохранить контроль за существующей экологической обстановкой в области, о чем свидетельствуют данные службы наблюдения за состоянием окружающей среды области и отсутствие роста возникновения аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. Немаловажную роль в достижении стабилизации экологической обстановки сыграла практическая работа органов государственного экологического контроля.

В начало раздела

Государственный экологический контроль

В 2001 году всеми органами, осуществляющими экологический контроль на территории области, проведено 4577 проверок соблюдения природоохранного законодательства, в том числе 1377 проверок - по вопросам охраны атмосферного воздуха, 292 проверки - по вопросам охраны водных объектов, 1426 - по использованию и охране земель (в том числе проверки в рамках отводов земельных участков), 1097 – за обращением с отходами производства и потребления, 116 – за выполнением требований в области государственной экологической экспертизы, 269 – за охраной биологических ресурсов. Совместно с другими специально уполномоченными органами  проведено 1197 совместных проверок.

По результатам проведенных в 2001 году проверок было выявлено 2582 нарушения природоохранного законодательства, из которых по выданным предписаниям 72% были устранены в течение текущего года. Наиболее характерными нарушениями явились:

-          в области охраны атмосферного воздуха:

            отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО «Пермтехносервис», г. Пермь;

-          в области обращения с отходами производства и потребления:

            несанкционированное размещение отходов деревообработки объемом
2000 м3 ООО «Автотранссервис», Карагайский район;

-          в области охраны земель:

загрязнение земель нефтью на  площади 300 м2 при ее аварийной утечке вследствие порыва нефтепровода, принадлежащего ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефть»;

-          в области государственной экологической экспертизы;

строительство автогазозаправочной станции без получения на ее проект положительного заключения государственной экологической экспертизы, ООО «Юнит», г. Пермь.

По фактам выявленных экологических правонарушений вынесено 308 постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности на сумму 853 тысячи рублей, в том числе на юридические лица - 763 тысячи рублей, на должностных лиц и граждан - 90 тысяч рублей. В 2001 году взыскано по наложенным штрафам 685 тысяч рублей, что составило 58% от наложенных штрафов.

По выявленным фактам экологических правонарушений оформлено 39 исковых требований о возмещении вреда, причиненного загрязнением окружающей среде, на общую сумму 1291 тысяча рублей, в том числе - 1 исковое требование по факту загрязнения атмосферного воздуха, 1 - по факту загрязнения водных объектов, 12 - в области обращения с отходами, 25 исковых требований - в области загрязнения земель. По исковым требованиям в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возмещен ущерб на общую сумму 683 тысячи рублей.

 По результатам проверок в органы прокуратуры направлен 21 материал по фактам нанесения окружающей среде существенного вреда, в том числе: атмосферному воздуху - 2 материала, водным объектам  - 6 материалов, землям - 3 материала, биологическим ресурсам - 6 материалов. По результатам рассмотрения представленных материалов органами прокуратуры возбуждено 8 дел.

В ходе работы природоохранных органов, осуществляющих экологический контроль на территории Пермской области, было вынесено 35 предписаний об ограничении производственной деятельности объектов, строящихся или эксплуатируемых с нарушением природоохранного законодательства и причиняющих существенный вред окружающей среде.

Результаты осуществления государственного экологического контроля представлены в таблице 17.1.

Таблица 17.1.

Сведения об осуществлении государственного экологического контроля за 2001 год.

Год

Кол-во проведенных проверок (шт.)

Количество выявленных  нарушений ( шт.)

Устранено нарушений (шт.)

Принятые меры по выявленным нарушениям природоохранного законодательства

Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности

Взыскано штрафов (тысуб.)

Оформлено

Направлено материалов (шт.)

По требованиям, предписаниям, представлениям, искам органов Госкомэкологии России

Всего

В т. ч. совместных с другими специально  уполномоченными органами

Всего

Из них

Постановлений о возмещении вреда

Исков о возмещении ущерба

В прокуратуру и следственные органы

В судебные органы

Приостановлена (огранич.) работа предприятий, цехов, объектов, транспортных средств

Приостановлено (прекращено) финансирование работ (шт.)

Приостановлены или отменены неправомерные решения органов мест. самоуправления (шт.)

Отозваны лицензии на осуществление деятельности ( шт.)

Возмещено ущерба (тысуб)

С  юридических лиц

С должностных лиц

С граждан

Всего

В т. ч. в виде проведения восстановительных работ «в натуре»

Количество (шт.)

На сумму (тыс. руб.)

Количество (шт.)

На сумму (тыс. руб.)

Всего

Возбуждено дел

Всего

Отклонено от рассмотрения

Кол- во (шт.)

На сумму  (тыс. руб.)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

2000 год

6092

1489

5465

2596

562

1912,6

1596,2

1499,8

81,3

15,0

54

2689,3

4

1721,7

4

-

-

-

14

-

-

24

2700,8

316,1

2001 год

4577

1197

2582

1859

308

853,8

685,0

612,5

68,0

4,5

39

1290,6

-

-

21

8

-

-

35

-

-

2

683,5

-

В начало раздела

Контроль состояния атмосферы. Операция «Чистый воздух»

(по материалам отдела экологической безопасности Управления по охране окружающей среды Пермской области и Управления ГИБДД ГУВД Пермской области)

На территории Пермской области с 1 июня по 15 сентября 2001 года в соответствии с распоряжением губернатора от 24.04.2001 г. № 242-р была проведена операция «Чистый воздух». В проведении операции «Чистый воздух» были задействованы Комитет природных ресурсов по Пермской области, Пермский филиал ФГУ «СИАК по Приволжскому региону», природоохранные подразделения органов местного самоуправления городов и районов области, подразделения ГИБДД ГУВД Пермской области, центр Госсанэпиднадзора по Пермской области, Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также Пермское отделение Российской транспортной инспекции, Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации, ОАО «Пермтрансавто», представители других надзорных органов, общественных организаций и предприятий области.

Всего в период проведения операции были проведены проверки 1249 предприятий, автотранспортных цехов и автохозяйств, что на 1,7% больше по сравнению с 2000 годом, в том числе 156 станций технического обслуживания автомобилей, 95 автозаправочных станций (СТО), 8 авторемонтных заводов. Осуществлен инструментальный контроль 161 969 единиц автотранспорта, из них 106 313 единиц индивидуального транспорта, что, соответственно, на 22,8% и 24% больше, чем в предыдущем году.

В ходе проверок была запрещена эксплуатация 776 автотранспортных средств, из них 476 индивидуальных. У 1325 автомобилей выявлены превышения нормативов выбросов. Процент автотранспорта с превышением токсичности и дымности снизился в 2001 году до 5% по сравнению с 11% в 2000 году.

Приняты меры административного воздействия к 2999 водителям, 10 предприятиям и  47 должностным  лицам. Наложено штрафов  в административном порядке на сумму 14 180 рублей, вынесено 881 предписание и предупреждение об устранении экологических правонарушений.

Были проведены проверки 95 АЗС на соблюдение требований сертификата качества реализуемого топлива, проведен выборочный контроль качества бензина на содержание свинца и механических примесей в 8 районах Пермской области. Факты реализации этилированных бензинов не выявлены.

Основными причинами нарушения стандартов по охране атмосферного воздуха на предприятиях являются недостаточный контроль, нарушение периодичности контроля автотранспорта на токсичность отработанных газов, отсутствие контроля после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание окиси углерода и углеводородов.

На предприятиях области с целью снижения загрязнения атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта проводится определенная работа по переводу автотранспорта на газовое топливо. В течение 2001 года переоборудовано 264 автомобиля.

Кроме того, проводились наблюдения за качеством атмосферного воздуха на основных магистралях городов Перми, Чайковского, Соликамска, Кунгура, Лысьвы, Краснокамска и автомагистралях области. Несмотря на то, что уровень загрязнения атмосферного воздуха на магистралях области снизился по сравнению с 2000 годом, загрязнение атмосферного воздуха в районах автодорог с интенсивным движением превышало предельно допустимые нормативы. Так, в г. Перми на улицах Героев Хасана - Чкалова отмечены превышения ПДК по формальдегиду, хлориду водорода, пыли в 2-4 раза; шоссе Космонавтов – улица Карпинского - по диоксиду азота в 3,3 раза, по хлориду водорода до 6 раз. На магистралях городов Кунгура и Краснокамска зафиксированы превышения ПДК по пыли и формальдегиду в 1,5-4,5 раза. По сравнению с 2000 годом снизились средние концентрации в воздухе всех углеводородов в Пермской области (бензол, толуол, ксилол, этилбензол) до 1 ПДК. Превышения ПДК по свинцу в атмосферном воздухе отсутствуют.

Ход проведения операции «Чистый воздух» широко освещался в средствах массовой информации по всей области. Подготовлено 164 материала для прессы и телевидения.

Среди природоохранных подразделений органов местного самоуправления самая активная работа проведена в г. Соликамске (42 проверки), Ординском, Пермском, Оханском районах, городах Кизеле, Березники, Краснокамске, Лысьве. Значительно снизились показатели в
г. Перми, проведено было всего 9 проверок.

По результатам операции «Чистый воздух» определены организации-победители. Это МП «Санитарный автотранспорт» (г. Пермь), ЗАО «Автопредприятие Мотовилихинских заводов» (г. Пермь), ОАО «Ависма» (г. Березники), МУП «Пассажиравтотранс» (г. Пермь), ОАО АТП «ЛУКОЙЛ-Транс» (г. Краснокамск), ОАО «Красновишерское автотранспортное предприятие» (г. Красновишерск). Денежной премией награжден 21 активный участник операции.

Проверка автомобилей осуществлялась подразделениями ГИБДД ГРУОВД городов и районов области при проведении государственного технического осмотра транспортных средств и при контрольных проверках выпускаемых на линию транспортных средств автотранспортных предприятий. Результаты проверок представлены в таблице 17.2.

Таблица 17.2.

Основные итоги работы подразделений ГИБДД в ходе операции «Чистый воздух»

Мероприятия

Всего за 2001 г.

% к 2000 г.

Проверено АТП

593

-7,9

Проверено СТО

90

-2,2

Проверено авторемонтных заводов

4

33,3

Проверено единиц автотранспорта,

122524

1,8

                                              в т. ч. индивидуального

84172

7

Принято мер административного воздействия к водителям АТС

2522

37,2

В том  числе                                              Предупреждено

2022

34,6

                                                                   Оштрафовано

500

56,7

Выдано предписаний руководителям АТП, СТО, авторемонтных заводов

361

25,8

Выполнено предписаний руководителями АТП, СТО, авторемонтных заводов

194

3,7

Привлечено к административной ответственности руководителей АТП, СТО, авторемзаводов за невыполнение предписаний ГИБДД

34

-

Количество сообщений (писем, уведомлений) в заинтересованные ведомства о фактах нарушений руководителями АТП, СТО, авторемзаводов законодательства об охране окружающей природной среды

45

-

Количество материалов о ходе проведения операции, освещенных в средствах массовой информации

80

1,3

Количество единиц газоаналитической аппаратуры в подразделении ГИБДД

81

-11

Количество единиц газоаналитической аппаратуры в предприятиях и организациях района

453

3,7


Наряду с позитивными результатами в ходе проведения операции «Чистый воздух» в 2001 году выявилось значительное ухудшение оснащенности подразделений ГИБДД,  контролирующих органов и  автопредприятий измерительной аппаратурой для контроля токсичности и дымности. Общее количество приборов по сравнению с 2000 годом снизилось на 123 единицы.

На проведение государственной поверки приборов газового анализа из средств целевого бюджетного экологического фонда было затрачено 250 тыс. руб.

Ежегодное проведение операции «Чистый воздух» способствует совершенствованию работы предприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха.

В начало раздела

Государственный контроль за
использованием
и охраной земель

(по материалам Службы земельного кадастра по Пермской области)

Вопросы рационального использования и охраны земель, особенно земель сельскохозяйственного назначения,  являются приоритетными в деятельности службы государственного контроля за использованием и охраной земель Пермской области. Служба госземконтроля области проводит жесткую политику обеспечения рационального и эффективного использования земельного фонда области, сохранения и повышения плодородия земель. Только устранение захламления земель (на площади 2300 га ежегодно) позволяет предотвратить экологический ущерб в размере около 75 млн рублей. Рекультивация нарушенных земель (на площади около 1000 га ежегодно) позволяет предотвратить экологический ущерб в размере более 50 млн рублей.

В сложившейся ситуации необходимы другие подходы к использованию и охране земель. По инициативе областного земельного комитета   в 2000-2001 гг. была активизирована работа по передаче неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в пользу эффективно хозяйствующих землепользователей. Передавались неиспользуемые земли как выявленные в ходе проверок, так и земли, переведенные в запас в предыдущие годы. Площадь земель, переданных  эффективно хозяйствующим землепользователям, в 2000–2002 гг. составила 63 тыс. га. 

На территории области осуществляется постоянный контроль за состоянием нарушенных земель, своевременным их возвратом   прежним    владельцам,  снятием   плодородного   слоя почвы  и использованием его при рекультивации.  В 2001 г. инспекторами территорий были выявлены факты нарушения сроков возврата земель (138 нарушений на площади 243 га,  15  нарушителей  привлечены к административной ответственности, наложены штрафы на сумму 247,5  тыс. рублей), а также случаи порчи и уничтожения плодородного слоя почвы (27 нарушений на площади 54 га, 15 нарушителей привлечены к административной ответственности, наложены штрафы на сумму  330 тыс. рублей).

Государственный контроль за использованием и охраной земель в области в 2001 г. осуществляли 633 инспектора, 70 из них являются штатными сотрудниками органов Росземкадастра.

В соответствии с приказами Росземкадастра в 2001 году были проведены целевые проверки использования земель федеральных организаций и  сельскохозяйственного назначения, земель федерального железнодорожного транспорта. Совместно с комитетом природных ресурсов по Пермской области проверены места складирования бытовых и производственных отходов, проверены потенциально опасные в экологическом отношении объекты.

Краткие итоги проверок года таковы. Проверено 1,4 млн га  сельхозугодий. Как качественное состояние земель, так и эффективность их хозяйственного использования в некоторых районах области находятся на низком уровне. Выявлено 186 тыс. га неиспользуемых сельхозугодий и 6,9 тыс. га используемых не по целевому назначению. Привлечено к административной ответственности более 100 нарушителей, наложено штрафов на сумму 43 тыс. рублей. По результатам проверок вовлечено в сельскохозяйственный оборот 17,6 тыс. га сельхозугодий, предоставлено другим землепользователям около 11 тыс. га, в фонд перераспределения передано 18,7 тыс. га. Результаты проверок  доведены до органов местного самоуправления.

Проведены целевые проверки использования земель федерального железнодорожного транспорта, проверено 12,94 тыс. га. Выявлено 73 нарушения земельного законодательства, среди них отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки у организаций ФЖТ, самовольное занятие земель, захламление земель. Сумма наложенных на нарушителей штрафов составила 53 тыс. рублей. Инвентаризация земель федерального железнодорожного транспорта проведена на площади 6 тыс. га.

В течение года было проверено использование земель федеральных организаций. На территории области проверками было охвачено 323 объекта на площади более  500 тыс. га, выявлено 130 нарушений земельного законодательства, выдано 78 предписаний, на нарушителей  земельного законодательства наложены штрафы.

Проводилась совместная работа с природоохранными организациями по выполнению координационного плана совместных мероприятий по контролю за охраной окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов: проверено 580 мест складирования твердых бытовых и производственных отходов, проведены совместные обследования водоохранных зон водных объектов.  Проводились  совместные проверки соблюдения природоохранного законодательства предприятиями–природополь-зователями. Проверено более 90 объектов на площади 2 тыс. га. Одним из направлений совместной работы  были проверки потенциально опасных объектов, включенных в реестр. Проверено 30 объектов на площади 500 га, среди них  ОАО «Галоген», ОАО «Камтекс-химпром», ООО «Пермский картон», ЗАО «Пермский хладотерминал», ОАО «Йодобром», НГДУ «Чернушканефть», ЗАО «Русская топливная компания»  и другие.

Со специалистами управления Министерства по налогам и сборам по Пермской области  были проведены проверки земель строительных организаций. Проверками  было охвачено 211 объектов на площади 674,6 га.  Выявлено 92 нарушения земельного законодательства. Основная доля нарушений – это систематическое невнесение платежей за землю (86%). В результате совместной работы в бюджет поступило 1,9 млн рублей.

Свой вклад вносит служба госземконтроля области и в решение вопроса ликвидации недоимки по земельным платежам и обеспечению поступлений их в бюджеты всех уровней. В 2001 году было выявлено более 3,5 тыс. нарушений по систематическому невнесению платежей за землю. На нарушителей-неплатель-щиков наложены штрафы общей суммой около 600 тыс. рублей. В результате работы по линии госземконтроля  в бюджет поступило 85,8 млн рублей.

В течение 2001 года инспекторами службы Росземкадастра в области проведено 15080 проверок соблюдения требований земельного законодательства гражданами и юридическими лицами, проверено 3 млн га земель (23% всех земель области), выявлено 8084 нарушения. Привлечены к административной ответственности 676 нарушителей на сумму 1575,2 тыс. рублей, взыскано 917,5 тыс. рублей (58%). Устранено 7300 нарушений (90%).

Основными видами нарушений земельного законодательства остаются такие, как систематическое невнесение платежей за землю –  3671 нарушение, самовольное занятие земель –  1632 нарушения, захламление земель – 1475 нарушений.

Основные показатели деятельности по госземконтролю  и основные виды выявленных нарушений за 2001 год представлены в приводимых ниже  таблицах.

Таблица 17.3.

Основные показатели деятельности по госземконтролю в Пермской области за 2001 год

Показатели

Всего

Проведено проверок 

15,1 тыс. шт.

3143 тыс. га

Выявлено нарушений земельного законодательства

8,08 тыс. шт.

51,05 тыс. га

Вынесено предписание, указание

7,3 тыс. шт.

Привлечено нарушителей  к административной ответственности

0,676 тыс. чел.

1575,2 тыс. руб

Взыскано штрафов

917,5 тыс. руб.


Таблица 17.4.

Основные виды нарушений земельного законодательства на территории Пермской области в 2001 г.

Виды нарушений

Всего

(шт.)

% от общего количества нарушений

Систематическое невнесение платежей за землю

3671

45,4

Самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель

1632

20,2

Захламление земель

1475

18,2

Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства

240

3,0

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязательных мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

200

2,5

Нерациональное использование с/х земель. Использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель

192

2,4

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы

27

0,3

Нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков

11

0,1

Другие нарушения

636

7,8

Итого

8084

100

В результате осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, поступления в бюджеты всех уровней в 2001 году составили  более 90 млн рублей, в том числе:

-          штрафы за допущенные нарушения земельного законодательства – 1, 223 млн  рублей, из них 838 тыс. – за 2001 год и 385 тыс. – штрафы, наложенные в предыдущие годы;

-          средства, поступающие в результате устранения нарушений земельного законодательства  по систематическому невнесению платежей за землю, в сумме 85,8 млн рублей;

-          земельные платежи, поступающие в бюджеты после устранения нарушений по самовольному занятию земельных участков, в сумме 4 млн рублей (в правовое поле возвращено 1,5 тыс. га  самовольно занятых земель).

В начало раздела

Государственный контроль за соблюдением лесного законодательства

(по материалам Комитета природных ресурсов по Пермской области)

Контроль за соблюдением Лесного Законодательства и установленного порядка пользования лесным фондом всеми гражданами и юридическими лицами является основной задачей инспекторов государственной лесной охраны (ГЛО) лесхозов Комитета природных ресурсов по Пермской области, численность которой на 01.01.2002 года составляла 2018 человек. Площадь государственного лесного фонда по Пермской области, контролируемая ГЛО, составляет 8901.8 тыс. га.

За 2001 год инспекторами всех уровней при осуществлении государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов проведено 10514 проверок. Цель данных проверок - своевременное предупреждение и пресечение нарушений в лесном фонде, обеспечение сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического равновесия лесных экосистем.

Должностными лицами лесхозов, являющимися инспекторами ГЛО, проведено проверок: директорами - 200; гл. лесничими - 526; инженерами ОЗЛ - 696; др. инженерами - 849; лесничими - 3317; помощниками лесничих - 1740; мастерами леса - 1064; лесниками - 859. По результатам проверок составлено: постановлений о приостановке рубки в лесном фонде - 182; протоколов о лесонарушениях - 146; протоколов о нарушении правил пожарной безопасности - 241; указаний и предписаний по устранению выявленных нарушений - 1569. Взысканная сумма составляет: за лесонарушения – 117,7 тыс. руб.; за нарушения правил пожарной безопасности – 9,5 тыс. руб.; за нарушения правил отпуска древесины – 1597,3 тыс. рублей.

Инспекторами отдела госконтроля проведено 76 проверок, из них 29 совместных с представителями правоохранительных органов, администраций районов, природоохранных служб районов и государственной налоговой службы. Проверками охвачено 28 государственных лесхозов; 24 сельских лесхоза; 63 предприятия и организации. Инспекторами государственной лесной охраны лесхозов проверено 31 сельский лесхоз; 102 арендатора лесного фонда, 312 предприятий и организаций. Основные итоги контроля приведены в таблице 17.5.

Таблица 17.5.

Осуществление контроля за соблюдением лесного законодательства

Показатели

Ед.

измер.

2000 г.

2001 г.

Количество проверок

кол-во

4640

6009

Количество выявленных нарушений

кол-во

1827

3817

Устранено нарушений

кол-во

1461

1596

Предписания:

 

 

 

выдано

кол-во

1390

1569

выполнено

кол-во

1164

1382

Количество и сумма исков:

 

 

 

наложено

к/т. руб.

322/4,9

247/14634,7

взыскано

к/т. руб.

289/4,64

/4610,5

Количество владельцев лесного фонда,

 

28

475

в т.ч. работающих:

 

-

-

по проектам, не прошедшим гос. экологическую экспертизу,

 

-

-

не имеющих проектов

 

-

-

В начало раздела

Охрана животного мира

В 2001 году выявлено 1275 нарушений правил охоты, в том числе: работниками госохотнадзора – 805, общественными охотинспекторами – 106, инспекторами муниципальных природоохранных служб – 2, работниками обществ охотников – 291, работниками правоохранительных органов – 71. Нарушителями правил охоты оказались 9 работников правоохранительных органов, 17 - охраны леса, 691 член обществ охотников, 409 - имеющих государственные охотбилеты, 7 военнослужащих. Выявлена незаконная добыча 43  копытных, 15 пушных зверей, 2 бурых медве­дей, 20 - пернатой дичи. Сумма наложенных на нарушителей штрафов составила 130 308 руб., исков – 157 369 руб. Изъято 46 ружей. Сумма конфискатов, предъявленных за незаконно использованную продукцию, - 120 022 руб.

В начало раздела

Контроль состояния водохозяйственных систем и сооружений

(по материалам ФГУ «ПТФГИ»)

В зоне деятельности ФГУ «ПТФГИ» к водохозяйственным системам относятся водохранилища и пруды, мелиоративные системы, системы очистки и сброса сточных и коллекторно-дренажных вод, водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы), накопители стоков.

В систему мониторинга включены гидросооружения водохранилищ и прудов объемом более 500 тыс. м3 , а также водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы).

В результате корректировки материалов инвентаризации и обследований на 1.01.2002 г. получены следующие данные. Общее количество действующих  гидротехнических сооружений (ГТС) по области составляет 871 объект, в том числе:

-          на водохранилищах объемом 1,0  и более млн м3 – 32 объекта, с общим объемом 22 253,17 млн м3 и общей площадью зеркала 3131,25 км2;

-          на прудах  от 100  до 1000 тыс. м3  - 131 объект с общим объемом 35,73 млн м3 и общей площадью зеркала 19,57 км2 ;

-          до 100 тыс. м3 - 708 объектов с общим  объемом 16,93 млн м3 и общей площадью 13,99 км2.

В удовлетворительном состоянии находятся 789 гидросооружений (требуется текущий ремонт), 82 объекта требуют капитального ремонта или реконструкции. Кроме того, 68 ГТС находятся в нерабочем состоянии, пруды спущены.

На территории области также имеются  следующие защитные сооружения:

г. Березники - 2 защитные дамбы, принадлежащие АО «Сода» и АО «Азот». Состояние удовлетворительное;

г. Чайковский -  защитная дамба и набережная Воткинского водохранилища. Оба объекта  требуют  ремонта;

Красновишерский р-н -  дамба обвалования и насыпь обвалования. Техническое состояние обоих гидросооружений удовлетворительное;

г. Соликамск -  дамба, принадлежащая ОАО «Соликамскбумпром». Необходим текущий ремонт;

г. Кунгур и Кунгурский район -   дамбы обвалования, предназначенные для защиты от затопления водами рек Сылвы, Ирени, Шаквы. Общая протяженность около 28 км.  Состояние  в целом удовлетворительное. Необходим ремонт отдельных участков;

Лысьвенский р-н - 2 плотины. Оба объекта находятся на балансе у предприятий, оба  требуют  ремонта;

Бардымский р-н -  защитная дамба, находящаяся на балансе у предприятия; требует  ремонта;

г. Краснокамск - 2 дамбы для защиты города, поселка Рейд и короотвала; требуют  ремонта;

Пермский р-н - 2 дамбы обвалования. Одна  служит  для  защиты от  затопления п. Усть-Качки, другая расположена на мелиоративной системе «Красава»; требуется текущий ремонт.

Мониторинг за техническим состоянием гидротехнических сооружений в настоящее время ведется на 14 водохранилищах объемом от 1 млн м3. В 2001 г. ФГУ «ПТФГИ» были проведены обследования состояния 31 напорного гидротехнического сооружения.

На территории Пермской области расположено 124 гидротехнических сооружений, в нижнем бьефе которых расположены населенные пункты и производственные объекты. Из них:

-          21 гидротехническое сооружение формирует водный объект с объемом более 500 тыс. м3;

-          28 гидротехнических сооружений требуют капитального ремонта  или реконструкции.

В начало раздела

Контроль за строительством и состоянием берегоукреплений

(по материалам ФГУ «Камводэксплуатация»)

На территории Пермской области контроль за состоянием и эксплуатацией берегоукреплений осуществляет ФГУ «Камводэксплуатация». В 2001 году было обследовано 28 объектов гидротехнических и берегоукрепительных сооружений с целью оценки их технического состояния, наличия балансодержателей и эксплуатирующих служб. В результате проверки выявлено следующее:

-          не имеют балансодержателей 30,2%  берегоукрепительных сооружений (9,3 км из 30,8 км, имеющихся в наличии);

-          более 30% имеющихся сооружений находятся в аварийном состоянии и требуют срочного капитального ремонта и реконструкции.

На основании этого можно сделать вывод, что в области имеются бесхозные берегоукрепительные сооружения, а техническая эксплуатация и ремонт сооружений балансодержателями в ряде случаев ведется неудовлетворительно.

В 2001 году проведено обследование состояния береговых полос водохранилищ протяженностью более 800 км. Установлено, что протяженность берегов, подверженных интенсивной переработке, составляет:

-          по Воткинскому водохранилищу  - более 400 км;

-          по Камскому водохранилищу - 200 км.

В результате размыва берегов ежегодные потери земельных угодий составляют:

-          по Воткинскому водохранилищу  - более 80 га;

-          по Камскому водохранилищу - около 90 га.

Убыток от потери земель составляет 8-9 млн рублей. Количество населенных пунктов, расположенных от береговой полосы менее чем в 100 м, в которых необходимо производить берегоукрепление, ежегодно растет. По Камскому водохранилищу - 14 населенных пунктов с протяженностью береговой полосы 11 км, по Воткинскому водохранилищу - 18 населенных пунктов с протяженностью береговой полосы 16 км.

В начало раздела

Результаты обследования берегоукреплений

Проведенное обследование установило, что в наиболее критическом состоянии из-за процессов берегоразрушения находятся следующие населенные пункты и объекты.

Воткинское водохранилище:

-          Нижний бьеф Воткинской ГЭС, защитная дамба полуострова промышленной зоны г. Чайковский. Тело дамбы протяженностью 1,5 км подвержено волновому и скоростному воздействию, резкому колебанию уровня воды, в результате чего происходит разрушение верхового откоса и гребня защитной дамбы. Интенсивность размыва составляет от 0,3 до 1,5 м в год. Опасные подмывы наблюдаются на участке протяженностью более 300 м, а на участке протяженностью 150 м в районе МУП «Спецтехника» гребень дамбы и 10% тела дамбы размыто. Проведенные в апреле-мае 2001 г. администрацией г. Чайковского работы по отсыпке грунтом параллельной дамбы протяженностью
160 м позволили избежать угрозы разрушения аварийного участка дамбы с подтоплением территории промышленной зоны и жилого сектора.

-          Берегоукрепление дамбы промучастка г. Чайковского в нижнем бьефе Воткинской ГЭС позволит предотвратить от разрушения жилые дома предприятий, ущерб от разрушений может составить более 100 млн рублей, по оценке МЧС г. Чайковский.

-          Берегоукрепление в районе ОАО «Чайковский текстиль» г. Чайковский, протяженностью 1090 м позволит сохранить водозабор, который снабжает водой комбинат и заводской микрорайон, ущерб от разрушений может составить более 36,8 млн рублей, крепление железобетонными плитами разрушено и деформировано.

-          Берегоукрепление у с. Елово длиной 900 м позволит предотвратить ущерб около 11 млн рублей. Скорость размыва 2-3 м в год.

-          Берегоукрепление в г. Оса протяженностью 1375 м даст возможность предотвратить разрушение берега микрорайона, ливневой канализации и другие коммуникации, ущерб от разрушений может составить более 3,7 млн рублей.

Камское водохранилище:

-          Берегоукрепление у с. Хохловки Пермского района протяженностью 260 м позволит предохранить от разрушения исторический музей под открытым небом.

-          Берегоукрепление Сылвенского залива у д. Ельники позволит сохранить водоснабжение Сылвенской и Пермской птицефабрик, а также поселка Сылва, ущерб от разрушений может составить более 6 млн рублей.

-          Берегоукрепление в г. Добрянке необходимо для предотвращения от разрушения дамбы пруда, по которой осуществляется пассажирское и грузовое движение, ущерб от разрушений может составить более 3,3 млн рублей. Протяженность дамбы составляет 400 м, при этом крепление со стороны пруда разрушено полностью, со стороны реки – примерно на 40%.

-          Берегоукрепление д. Посер Ильинского района  позволит сохранить находящиеся в опасной зоне Дом культуры, общежитие и другие объекты, ущерб от разрушений может составить более 7,7 млн рублей.

В начало раздела

Наблюдения за состоянием существующих берегоукреплений

1. Берегоукрепление у д. Деменки Ильинского района. Построено в 1987 г. Тип крепления - шинами с засыпкой песчано-гравийной смесью, длиной 500 п. м, высотой 1,2-2,5 м, длиной откоса от 1 до 7,5 м. Уложено 17,9 тыс. тонн песчано-гравийной смеси. В настоящее время берегоукрепление разрушено. Шины в вертикальной части крепления в основном сохранились, и размыв берега прекратился. Эксплуатация объекта не ведется, необходимо произвести его капитальный ремонт.

2. Объект инженерной защиты сельскохозяйственных угодий в районе д. Усть-Кемаль Ильинского района. Тип крепления - банкет из песчано-гравийной смеси шириной поверху 6 м и откосом с заложением от 1 до 7 м. Длина банкета – 500 м.

Количество песчано-гравийной смеси, уложенной в банкет, составляет 39 тыс. тонн. Кроме того, произведена посадка волногасительных насаждений в количестве 44 тысячи штук ивняка. Стоимость одного погонного метра в ценах 1984 г. составляет 192 рубля. В настоящее время банкет полностью разрушен, часть кустарниковых насаждений вымыта. Около 100 м берега размывается по-прежнему. Остальная часть берега стабилизировалась. Сохранившаяся часть берегоукрепления требует капитального ремонта.

3. Городской пляж на правом берегу Камы. Данный объект был не достроен и не введен в эксплуатацию. Песчано-гравийная смесь была передана комбинату по благоустройству г. Перми и использована частично на отсыпку городского пляжа и на благоустроительные работы.

4. Деревня Шульдиха Еловского района - объект инженерной защиты сельскохозяйственных угодий. Выполнен банкет из песчано-гравийной смеси. Длина банкета составляет 620 м, объем песчано-гравийной смеси - 31,2 тыс. мЗ. Сметная стоимость объекта составила 191,6 тыс. рублей. В настоящее время банкет полностью размыт, за исключением 200 м, укрепленных шинами.

5. Деревня Жебреи Пермского района. Произведена отсыпка банкета в 1992-1993 гг. длиной 1200 м, крепление откосов протяженностью 200 м шинами. Сметная стоимость одного погонного метра берегоукрепления в ценах 1984 г. составляла 755 рублей. В настоящее время банкет полностью разрушен и происходит размыв береговой полосы. Крепление шинами разрушено. Сохранилось около 70 м берегоукрепления.

В результате наблюдения установлено, что все вышеперечисленные объекты требуют капитального ремонта.