18. экологическая политика. Государственные программы и экономическое регулирование охраны окружающей среды

Экологические программы

Подпрограмма 1: Стратегия и тактика природоохранной деятельности

Подпрограмма 2: Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем

Подпрограмма 3: Медико-экологическая реабилитация населения

Подпрограмма 4: Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок

Подпрограмма 5: Создание системы экологического мониторинга

Подпрограмма 6: Экологическое образование и воспитание

Экологические фонды

Экологические программы

(по материалам сектора экономики и экологических программ Управления по охране окружающей среды Пермской области)

Программный механизм реализации практических мер в области охраны окружающей среды рассматривается как один из важнейших рычагов повышения эффективности природоохранной деятельности.

В 2001 году принят Закон Пермской области «Об областной целевой комплексной программе «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг. (далее Программа).

Основной принцип, заложенный в основу Программы, - комплексное решение основных экологических проблем Пермской области.

Цель Программы – оздоровление экологической обстановки в Пермской области, обеспечение экологической безопасности ее территорий и населения, сохранение и восстановление природных экосистем.

В 2001 году Программа предусматривала финансирование и выполнение природоохранных мероприятий по шести основным подпрограммам, приведенных в таблице18.1.

Таблица 18.1.

Основные подпрограммы областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг., их финансирование и выполнение


п. п.

Наименование подпрограмм

Источники финансирования

Затраты, тыс. руб.

   %

План

Факт

1.

Стратегия и тактика природоохранной деятельности

Всего: в т.ч.

Облэкофонд

1050,0

1050,0

1050,0

1050,0

100,0

100,0

2.

Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем

Всего: в т.ч.

Федерюджет

Областной бюджет

Облэкофонд

Местнкофонд

Соб. сред. предпр.

212933,0

80547,0

79651,0

2120,0

390,0

50225,0

205702,6

47575,2

75343,0

7635,5

148,9

75000,0

96,6

59,0

94,6

360

38,2

149,3

3.

Медико-экологическая реабилитация населения

Всего: в т.ч.

Областн. бюджет

Облэкофонд

Местн. экофонд

4020,0

280,0

2364,0

1376,0

2925,0

280,0

2282,0

363,0

72,7

100,0

96,5

26,4

4.

Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок

Всего: в т.ч.

Федер. бюджет

Областн. бюджет

Облэкофонд

Местн. бюджет

Местн. экофонд

Соб. ср. предприят.

 

5460032,0

61700,0

41519,0

6150,0

152290,0

16320,0

5182053,0

3188616,4

3863,2

40646,0

5939,0

51620,0

17144,0

3069408,2

58,4

6,3

97,9

96,5

33,9

105,0

59,2

5.

Создание системы экологического мониторинга

Всего: в т.ч.

Федерал. бюджет

Областн. бюджет

Облэкофонд

Местн. бюджет

Местн. экофонд

Собст. средст.пред.

24295,0

4580,0

860,0

1620,0

1400,0

1830,0

14005,0

3950,5

1230,0

650,0

1436,0

-

500,0

134,5

16,2

26,8

75,5

88,6

0

27,3

1,0

6.

Экологическое образование и воспитание

Всего: в т.ч.

Областн. бюджет

Облэкофонд

Местн. бюджет

Собст. сред. пред.

3580,0

900,0

2390,0

70,0

220,0

3088,1

-

2850,7

-

237,4

86,2

0

119,2

0

107,9

 

Итого по программе

Всего: в т.ч.

Федер. бюджет

Област. бюджет

Облэкофонд

Местн. бюджет

Местн. экофонд

Собст. сред.предпр.

5705910,0

146827,0

123210,0

15694,0

153760,0

19916,0

5246503,0

3405332,6

52668,4

116919,0

21189,2

51620,0

18155,9

3144780,1

59,7

35,8

94,8

135,0

33,5

91,2

59,9

В начало раздела

Подпрограмма 1: Стратегия и тактика природоохранной деятельности

Работа велась в одном из важнейших природоохранных направлений – совершенствование областной нормативной правовой базы. Изданы распоряжения губернатора области от 20.09.01 № 538-р «О мерах по уменьшению загрязнения окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории области», от 12.10.01 № 578-р «Об организации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Пермской области». С целью обеспечения стабилизации и восстановления природных ресурсов подготовлены указы губернатора Пермской области «Об уточнении статуса, категории, границ и режима охраны особо охраняемых природных территорий» и «О резервировании земель для организации особо охраняемых природных территорий на период 2001-2015 гг.» и другие.

Подготовка нормативных актов Пермской области направлена на углубление региональной экологической политики, предусматривающей сочетание административных и экономических методов регулирования природоохранной деятельности, создание основы для стимулирования инвестиционной активности с целью решения приоритетных проблем охраны окружающей среды.

В рамках подпрограммы начаты работы по проведению приоритетных исследований, связанных с обоснованием экологической политики. В их числе - разработка концепции перехода Пермской области к устойчивому развитию, принципов функционирования системы территориального экологического мониторинга, выполнение работ по организации экологического каркаса области, разработка структуры управления и правил обращения с отходами, ранжирование территорий области по уровню загрязнения природных сред.

В начало раздела

Подпрограмма 2: Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем

Цель подпрограммы – консолидация усилий всего общества на сохранение живой природы как составного элемента окружающей среды и ресурса, обеспечивающего условия жизни человека и его благополучие.

В 2001 году в целях оптимизации структуры особо охраняемых природных территорий (ООПТ), сохранения биологического и ландшафтного разнообразия установлен или изменен режим охраны 228 объектов, утверждены или изменены границы 220, изменена категория 130, снят статус 123, изменен статус 25 объектов.

Проводилась работа, направленная на увеличение промысловых запасов рыб Камского и Воткинского водохранилищ и прудов области. В Камское водохранилище было выпущено 50 тыс. штук молоди стерляди. В Воткинское водохранилище было выпущено 780 тыс. штук сеголеток. Проведено зарыбление девяти муниципальных прудов в Большесосновском, Еловском, Октябрьском, Осинском и Пермских районах. В них высажено 60 тыс. штук молоди карпа.

Основным направлением природоохранной деятельности в отношении сохранения леса как средообразующего фактора и как носителя биологического разнообразия было проведение работ по лесовосстановлению. Эти работы проведены на площади 19 497 га, в том числе путем посева и посадки древесных культур на площади 4828 га и путем содействия естественному возобновлению на площади 14 669 га.

В рамках подпрограммы комплекс мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв предусматривал проведение инвентаризации мест размещения, пестицидов и агрохимикатов. Выявлено 270 объектов их размещения на которых накоплено 530,5 т ядохимикатов. Из них 140,435 т вывезено за счет средств облэкофонда за пределы области и сдано на утилизацию.

Продолжались научно-исследова-тельские работы по инвентаризации водно-болотных угодий, ресурсной оценки наземных позвоночных по типовым биотопам, ведению кадастра «краснокнижных» видов животных, растений и грибов.

Выполнялись мероприятия по организации ООПТ на землях г. Гремячинска, Гор-нозаводска, Кизела, восстанавливается и обустраивается историко-природный комплекс «Кузминки» и т. д.

В начало раздела

Подпрограмма 3: Медико-экологическая реабилитация населения

В рамках подпрограммы проводилась разработка и реализация новых концептуальных подходов и перспективных направлений по совершенствованию технологий и обеспечению условий оказания специализированной лечебно-диагности-ческой и профилактической помощи населению экологически неблагополучных территорий региона.

Целенаправленное лечение и оздоровление прошли 1150 детей из наиболее неблагополучных по экологической ситуации городов Пермской области: гермь, Соликамск, Губаха, Кизел, Березники, Краснокамск, Александровск.

Использовались следующие формы оказания специализированной медицинской помощи:

-          комплексное обследование и реабилитация на базе стационара Пермского научно-исследовательского клинического института детской экопатологии;

-          лечение и оздоровление детей на базе лечебно-профилактических учреждений Пермской области;

-          амбулаторное лечение и оздоровление детей без клинической манифестации патологического процесса на базе организованных коллективов.

В 2001 году началась реализация лечебно-диагностических мероприятий по иммунореабилитации детского населения, лечение и оздоровление проходили дети
г. Краснокамска и Орджоникидзвского района г. Перми.

В начало раздела

Подпрограмма 4: Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок

Мероприятия подпрограммы были направлены на снижение загрязнения окружающей среды и обеспечение экологической безопасности территорий и населения Пермской области. Мероприятия предусматривают снижение воздействия на окружающую среду выбросов, сбросов вредных веществ, отходов производства и потребления, изменение структуры промышленного производства в направлении ресурсо- и энергосбережения, совершенствование технологий и систем очистки выбросов и сбросов, переработку промышленных отходов, снижение риска возникновения техногенных аварий и катастроф.

В 2001 году полностью закончена реконструкция установки утилизации отходов в производстве фталиевого ангидрида в ОАО «Камтэкс-Химпром». В ОАО «Сильвинит» выполнен большой объем работ по обеспечению газоснабжения промышленной площадки на СКРУ-3. В ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» велись работы по строительству комбинированной установки гидрокрекинга. В ОАО «Мотовилихинские заводы» завершена реконструкция мартеновского производства, полностью проведены работы по закрытию производства хладонов в ОАО «Галоген». Завершено строительство опытно-промышленной установки заполнения баллонов пропиленом в ООО «ТИЛ», что позволило сократить выбросы в атмосферу на 50 тонн в год. Были переведены на газ котельные в поселках Технический (г. Кизел), Усьва, Нагорнский в Кизеловском угольном бассейне, муниципальные котельные в населенных пунктах г. Краснокамска, Усольского, Куединского и других районов области.

Снижение выбросов вредных веществ в атмосферу обеспечивает сохранение тенденции к уменьшению среднегодовых концентраций диоксида серы, оксидов азота и других веществ в городах области. Однако на уровень загрязнения атмосферного воздуха городов области все большее влияние оказывает увеличение валовых объемов выбросов от автотранспорта и увеличение их доли в общей массе выбросов.

Среди мероприятий по охране водных ресурсов основное место занимали инвестиционные проекты по реконструкции и строительству городских очистных сооружений и установок локальной очистки стоков на промышленных предприятиях.

В ОАО «Соликамскбумпром» была проведена модернизация бумагоделательной машины № 3. Большой объем работ выполнен на строительстве канализационной насосной станции на Яйвинской ГРЭС. На ФГУП «Камский ЦБК» велась работа по внедрению мелкопузырчатой аэрации на биологических очистных сооружениях (БОС), на ФГУП «Пермский завод им. Кирова» – по созданию установки термокаталитического обезвреживания жидких отходов, в ОАО «Бератон» – по переводу ливневых и талых вод с промышленной площадки на биологические очистные сооружения. Полностью закончена работа по реконструкции системы аэрации в цехе промышленных сточных вод в ОАО «Метафракс». На ФГУП «Пермский свинокомплекс» проведена реконструкция действующих очистных сооружений, ликвидированы изливы канализационных стоков в микрорайонах Шахтерский, Центральный, Таежный г. Гремячинска. Выполнены работы по реконструкции очистных сооружений в п. Половинка, разрабатываются рабочие проекты опытно-промышленной установки по очистке шахтных вод и утилизации осадка на шахте им. Ленина и промышленной установки по очистке шахтных вод и утилизации осадка на шахте «Центральная».

Важное место в реализации природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок занимает строительство в городах и районах области очистных сооружений и полигонов по утилизации твердых бытовых отходов. Всего Программой предусмотрены строительство и реконструкция 15 коммунальных очистных сооружений. В 2001 году на этих объектах освоено 46 млн рублей, что составляет 22% от запланированного. Недофинансированы объекты в г. Перми, Березниках, Соликамске и др. городах и районах области.

Аналогичная ситуация сложилась и с коммунальными полигонами твердых бытовых отходов. Из более 300 муниципальных объектов санкционированными являются только 230 полигонов и свалок. В целях улучшения ситуации программными мероприятиями в 11 городах и районах области предусмотрено их проектирование, строительство и реконструкция. Всего при плане 78,8 млн рублей в 2001 году освоено 26,3 млн рублей, или 33.4% .

Освоение средств на строительстве и реконструкции очистных сооружений и полигонов по утилизации твердых бытовых отходов отражено в таблице18.2.

Таблица 18.2.

Освоение средств на строительстве и реконструкции очистных сооружений и полигонов по утилизации твердых бытовых отходов


п.п.

Наименование мероприятий по программе

План, млн руб

Факт, млн руб

%

1.

г. Пермь. Строительство комплекса по переработке ТБО

24,5

14,1

57,6

2.

г. Пермь. Строительство 2-й очереди очистных сооружений и сетей канализации

76,4

27,29

36,6

3.

г. Березники. Строительство полигона захоронения и утилизации ТБО, нетоксичных промышленных отходов

18,9

9,66

51,1

4.

г. Березники. Реконструкция городских очистных сооружений

22,0

1,38

6,27

5.

г. Чайковский. Строительство полигона захоронения ТБО

20,0

1,62

8,0

6.

г. Соликамск. Строительство полигона захоронения ТБО

2,2

-

-

7.

г. Соликамск. Реконструкция очистных сооружений
(ОСК-2)

5,5

3,53

64,2

8.

Красновишерский р-н. Строительство полигона ТБО

0,2

-

0

9.

Куединский р-н. Строительство полигона складирования и захоронения ТБО

0,9

0,26

29,3

10.

Куединский р-н. Реконструкция биологических очистных сооружений

2,3

0,63

27,6

11.

г. Краснокамск. Строительство полигона по захоронению бытовых и нетоксичных промышленных отходов

8,0

0,65

8,2

12.

г. Краснокамск. Строительство полигона по захоронению отходов в п. Майский

3,0

-

0

13.

Бардымский район. Строительство полигона ТБО

1,1

-

0

14.

Бардымский район. Расширение очистных сооружений

2,8

2,5

89,3

15.

г. Чусовой,  Лысьва. Строительство комплекса по переработке отходов

-

-

 

16.

г. Александровск. Проектирование и строительство полигона ТБО

-

-

-

17.

г. Лысьва. Строительство биологических очистных сооружений (3-я очередь)

64.9

-

0

18.

Еловский район. Строительство очистных сооружений

2,2

2,61

119,0

19.

г. Губаха. Строительство комплекса очистных сооружений в пос. Широковский

1,4

-

0

20.

г. Горнозаводск. Строительство очистных сооружений

2,2

-

0

21.

г. Чернушка. Реконструкция очистных сооружений

0,8

1,67

209,0

22.

Карагайский район. Строительство очистных сооружений с сетями канализации

4,7

4,35

93,0

23.

Сивинский район. Строительство очистных сооружений

2,4

-

0

24.

г. Кунгур. Строительство очистных сооружений с биологической очисткой

18,2

-

0

 

Итого: в т. ч.

Полигоны

Очистные сооружения

288,9

78,8

210,1

72,2

26,31

46,39

25,2

33,4

22,1

В начало раздела

Подпрограмма 5: Создание системы экологического мониторинга

Мероприятия подпрограммы направлены на обеспечение информационной поддержки принятия управленческих решений по охране окружающей среды путем создания единой территориальной системы экологического мониторинга (ЕТСЭМ), позволяющей выявить изменения под влиянием антропогенной деятельности.

В настоящее время развитие ЕТСЭМ на территории Пермской области осуществляется в направлении создания единой информационной системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка экологических данных Пермской области.

Сбор, обработка, хранение, анализ и отображение пространственно распространенных данных осуществляется с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). В 2001 году в Пермской области активно велись работы по созданию географических информационных карт органов государственной власти Пермской области (ГИС ОГВ).

В рамках ЕТСЭМ создается экологический блок ГИС ОГВ, включающий ряд тематических слоев: особо охраняемые природные территории, заповедники и ландшафтные заказники, площадки мониторинга состояния лесов, гидрохимические условия водоносных горизонтов с привязкой банка данных по водозаборным скважинам (водозаборам), фонд нефтяных структур, тектонические нарушения и т. д.

Созданные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территорию.

В начало раздела

Подпрограмма 6: Экологическое образование и воспитание

Экологическое образование и воспитание призвано формировать личную ответственность каждого за состояние окружающей среды. Распространять в обществе такое мировоззрение, обладатель которого на производстве и в быту будет постоянно и адекватно учитывать интересы охраны окружающей среды.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы в 2001 году проведен конкурс «Чистая вода» среди учащихся общеобразовательных учреждений Пермской области. Проведен областной конкурс природоохранных экологических отрядов. Был организован слет учащейся молодежи – лидеров экологического движения в Хохловке, с. Пакли Осинского района.

Продолжал работу межвузовский экологический центр студентов, аспирантов и молодых ученых по направлениям: «Экология: проблемы и пути решения»; «Проблемы экологической безопасности на урбанизированных территориях»; «Проблемы химии и экологии».

Из года в год расширяется круг участников областных и всероссийских экологических конкурсов. Только на участие в конкурсе «Экология. Творчество. Молодежь» было подано более 300 заявок.

2001 год стал годом преобразования системы экологического информирования населения. Были разработаны и утверждены концепция системы экологического информирования населения Пермской области и медиа-планы на 2001 и 2002 годы. В этих документах предусмотрены  разнообразные формы информирования населения: это и еженедельная подготовка пресс-релизов для средств массовой информации, проведение брифингов и пресс-конференций, проведение семинаров для журналистов и т. д.

Большая работа проведена по созданию системы непрерывного всеобщего экологического образования: дошкольное учреждение – школа – вуз.

В начало раздела

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1 для решения неотложных природоохранных мероприятий, восстановления потерь окружающей природной среды, компенсации причиненного вреда и других задач природоохранного направления на территории Пермской области действует система целевых бюджетных экологических фондов, в которую входит областной экологический фонд и 40 экологических фондов городов и районов области.

Доходы и расходы фондов учитываются обособленно в составе доходов и расходов бюджетов различных уровней (областной и местные бюджеты) и поступают на специальные счета.

Фонды аккумулируют средства для финансирования экологических программ и проектов, реализуемых на территории Пермской области. Они используются для финансовой поддержки предприятий-природопользователей, осуществляющих проекты с высоким экологическим и социально-экономическим эффектом, а также для финансирования неотложных мероприятий по охране окружающей среды.

Доходы фондов формировались за счет установленной действующим законодательством части платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, штрафов за экологические правонарушения, исков о возмещении ущерба окружающей среде.

Согласование платы за загрязнение и наложение штрафных санкций осуществлялось специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды. Распределение поступающих средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации производилось территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ по Пермской области по месту регистрации предприятий-природопользова-телей или их обособленных подразделений.

Распорядителями средств фондов в рамках бюджетов, утвержденных представительными органами власти области и местного самоуправления, являлись управление по охране окружающей среды Пермской области и муниципальные органы охраны окружающей среды, созданные в структуре муниципалитетов области.

Получателем средств фондов являлись предприятия, учреждения, организации, участвовавшие в реализации областных и муниципальных экологических программ и других неотложных природоохранных мероприятий.

Предоставление бюджетных средств осуществлялось в форме безвозмездных субвенций и субсидий.

Контроль за целевым использованием средств осуществлялся органами законодательной и исполнительной власти Пермской области и местного самоуправления.

В 2001 году в экологические фонды области поступило 91,7 млн руб., в т. ч. 87,3 млн руб. - платежи за загрязнение природной среды, 4,4 млн руб. - прочие поступления (иски, штрафы, пени, начисленные за просрочку внесения платы, и т. д.).

Расходы фондов составили 104,7 млн руб. Основные средства использованы на строительство, техническое перевооружение природоохранных объектов, внедрение экологически чистых технологий -38,5 млн руб. (36,8% от всех расходов), внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 4,5 млн руб. (4,3% от всех расходов), экологическое образование и воспитание - 6,9 млн руб. (6,6% от всех расходов).

Информация по использованию средств экологических фондов в разрезе основных статей и удельный вес статей в общих расходах   приводятся в таблице 18.1.

Экологические фонды осуществляли долевое участие в финансировании строительства ряда природоохранных объектов:

-          очистные сооружения и сети канализаций в городах Перми, Чайковском, Верещагино, Краснокамске, пос. Карагай, с. Барда;

-          полигоны складирования и захоронения отходов в городах Перми, Чайковском, Березники.

За счет средств фондов проводились заповедно-режимные мероприятия в заповедниках «Басеги» и «Вишерский», работы по воспроизводству рыбных ресурсов Камского водохранилища и приобретению посадочного материала для зарыбления прудов области. Часть средств направлялась на поддержку и развитие системы мониторинга окружающей среды Пермской области по различным направлениям. Проведена операция «Чистый воздух». Профинансированы мероприятия по экологическому образованию и воспитанию населения Пермской области: издание пособий, проведение олимпиад, конкурсов по экологической тематике, организация экологических лагерей, поддержка образовательного центра студентов. Областной экологический фонд принял долевое участие в финансировании работ по утилизации некондиционных ядохимикатов, также проведены другие мероприятия по охране и воспроизводству природных ресурсов. За счет средств фондов осуществлялось содержание исполнительных дирекций фондов (расчетно-контрольных отделов), укрепление материально-технической базы природоохранных органов и содержание природоохранных инспекций.

В связи с выходом нового Федерального закона «Об охране окружающей среды», принятого Государственной думой 20 декабря 2001 года, в 2002 году будут проведены работы по формированию на территории области новой нормативно-правовой базы, формированию и использованию средств фондов Пермской области по линии совершенствования их нормативно-правовой базы, включая вопросы формирования и использования средств фонда.

Таблица 18.3.

Расходование средств экологических фондов по основным статьям за 2001 г.

Статьи затрат

Сумма затрат, млн руб.

Удельный вес от общих расходов, %

Строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов

38,02

36,3

Внедрение экологически чистых технологий

0,5

0,5

Научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды

4,5

4,3

Создание и совершенствование систем мониторинга

5,79

5,5

Развитие заповедников, заказников, сохранение памятников природы

2,06

2,0

Предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф

0,75

0,7

Развитие экологического воспитания и образования

6,94

6,6

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды

0,39

0,4

Воспроизводство природных ресурсов

8,08

7,7

Прочие расходы

37,67

36,0

Итого

104,7

100,0

В начало раздела