19.Экологический мониторинг

Экологический мониторинг

Мониторинг состояния природной среды

     Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

     Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов

Социально-гигиенический мониторинг

     Сопряженный медико-экологический мониторинг

Мониторинг источников антропогенного воздействия

     Формирование ведомственных программ мониторинга

     Создание территориальной подсистемы ЕГАСКРО

     Расчетные методы оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха

     Мониторинг мест размещения отходов производства и потребления

Государственный мониторинг земель

Мониторинг экосистем

     Подсистема «Леса»

     Зоологический мониторинг

     Интегрированный банк природоохранных данных Пермской области

Экологический мониторинг

(по материалам Управления по охране окружающей среды Пермской области)

Основной целью экологического мониторинга является сбор, систематизация и анализ данных об экологической обстановке, с целью информационной поддержки принятия управленческих решений.

В Российской Федерации правовое регулирование экологического мониторинга базируется на Законе РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 5, 6, 63), Законе РФ «Об охране атмосферного воздуха», Законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 7), Законе РФ «О недрах», Законе РФ «О животном мире», «Водном кодексе РФ», «Лесном кодексе РФ», постановлении Правительства РФ от 24.11.1993 №1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга», постановлении Правительства РФ от 25.09.2000 № 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов», постановлении Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «О государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды», постановлении Правительства РФ от 01.06.2000 № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеничес-ком мониторинге», ряде других нормативных актов.

Работы по созданию Единой территориальной системы экологического мониторинга (ЕТСЭМ) Пермской области были начаты во исполнение постановления Правительства РФ от 24.11.1993 №1229 и в соответствии с постановлением администрации Пермской области от 09.11.1995 № 338 «О системе экологического мониторинга на территории области».

Единая территориальная система экологического мониторинга Пермской области функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсов, источников и процессов антропогенного воздействия на территории области и является составной частью информационной системы Пермской области.

ЕТСЭМ Пермской области создана на основе территориально-ведомственного принципа построения и включает в себя государственную и ведомственную системы мониторинга состояния окружающей среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем и социально-гигиенического мониторинга.

На территории Пермской области экологический мониторинг осуществляют:

-          территориальные органы и учреждения федеральных ведомств: Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центр государственного санитарно-эпидемиологическо-го надзора в Пермской области, Комитет природных ресурсов по Пермской области, Камское бассейновое водное управление, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области, Камско-Уральское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Главное управление по делам ГО и ЧС, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Пермской области;

-          исполнительные органы государственной власти области: Управление по охране окружающей среды Пермской области, Главное управление природопользования Пермской области;

-          подразделения по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов области;

-          областные учреждения: Областное государственное учреждение «Аналитический центр», Государственное учреждение Центр экологической безопасности Минздрава РФ;

-          муниципальные лаборатории в г.г. Чайковский и Лысьва;

-          промышленные предприятия.

В начало раздела

Мониторинг состояния природной среды

Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

В настоящее время наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории Пермской области проводятся на государственной, муниципальной и ведомственной сети.

На государственной сети мониторинг за состоянием загрязнения атмосферного воздуха осуществляет Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ПЦГМС).

Государственная сеть состоит из 19 стационарных пунктов наблюдений (ПНЗ), в т.ч. 7 постов относятся к основной государственной сети, 12 - к дополнительной. Пункты наблюдений расположены в городах: Пермь - 7 ПНЗ, Березники - 4 ПНЗ, Губаха - 2 ПНЗ, Соликамск - 6 ПНЗ. Отбор проб осуществляется на 28 показателей (суммарный).

На муниципальном уровне наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в г. Чайковском (муниципальной лабораторией) с помощью передвижного поста в 5 районах по 5-ти показателям.

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с элементами мониторинга проводятся в г. Лысьве (муниципальной лабораторией), районными и городским центрами Госсанэпиднадзора.

К ведомственной сети наблюдений относятся:

-          стационарные посты промышленных предприятий, расположенных в г. Перми - всего 9 ПНЗ: (ОАО «Камкабель», ОАО «Галоген», ФГУП «Пермский завод им. С.М. Кирова», ОАО «Сорбент», ООО «ЛУКОЙЛ-Пернефтеоргсинтез», ОАО «Камтэкс», ОАО «Пемос», ОАО «Инкар», ПО «Приборостроительная компания»). Наблюдения ведутся, как правило, на границе санитарно - защитной зоны.

-          система, состоящая из 3-х автоматизированных постов «Siemens» в г. Перми. На постах «Siemens» измерения качества атмосферного воздуха осуществляются по 5-ти показателям. Станции снабжены системами связи с центром сбора информации для передачи данных о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и информации о работе приборов, но в настоящее время законсервированы.

На муниципальном уровне и на ведомственной сети отсутствует единый методический подход к отбору и анализу проб, вследствие чего получаемая информация зачастую несопоставима. В 2001 году начата работа  по сопряжению муниципальной системы г. Чайковского с государственной системой мониторинга состояния загрязнения атмосферного воздуха в методическом и  информационном плане.

В начало раздела

Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов

На территории Пермской области наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов осуществляются на государственной, муниципальной и ведомственной сети.

На государственной сети мониторинг за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов осуществляет ПЦГМС. Наблюдения проводятся на 18 водных объектах (3 водохранилища и 15 рек) в 32 пунктах на 45 гидрохимических створах по 34 показателям.

К государственной сети можно отнести и сеть Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Пермской области, ведет наблюдения за загрязнениями  водных объектов в местах устройства питьевых водозаборов. Наблюдения осуществлялись на 261 водном объекте, число определяемых показателей порядка 100.

На муниципальном уровне наблюдения за загрязнением поверхностных вод проводятся в районе г. Чайковский (муниципальная лаборатория) в 5 створах (2 - на Воткинском водохранилище, 2- на р. Сайгатка и 1 - на р. Черная) по 30-ти показателям.

Ведомственная сеть включает порядка 300 створов, наблюдения за качеством поверхностных вод в фоновых створах осуществляют предприятия, число определяемых показателей превышает 50.

В 2001 году проведена работа по сопряжению муниципальной системы г. Чайковского с государственной системой мониторинга состояния загрязнения поверхностных водоемов Пермского ЦГМС  в организационном, методическом и  информационном плане. Результаты наблюдений муниципальной системы с 4 квартала стали включаться в официальные государственные справочные документы.

В начало раздела

Социально-гигиенический мониторинг

Координацией работ в области социально-гигиенического мониторинга занимается Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области (ЦГСЭН).

К компетентности ЦГСЭН относится оценка качества питьевой воды по химическим и бактериологическим показателям водозаборов, после станции водоподготовки, в водоемах официально установленной рекреационной зоны; измерение качества воздуха и питьевой воды внутри помещений.

На территории Пермской области санитарным надзором охвачено 1047 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в т.ч. 434 коммунальных и 623 ведомственных, кроме того, 35 источников питьевого водоснабжения из поверхностных водоемов. К компетенции этой службы относится также контроль за сбросами муниципальных очистных сооружений и сбросами предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

В начало раздела

Сопряженный медико-экологи-ческий мониторинг

Результаты анализа зависимости заболеваний детского населения от факторов состояния окружающей среды, полученные Государственным учреждением Центр экологической безопасности Минздрава РФ, позволили установить вероятностное влияние (60 – 80 %) большинства токсических компонентов, присутствующих в выбросах предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и др. промышленности на формирование патологии.

Проводимые исследования дают возможность обосновать приоритетные компоненты химической нагрузки, требующие особо пристального внимания природоохранных служб и органов здравоохранения.

В начало раздела

Мониторинг источников антропогенного воздействия

Формирование ведомственных программ мониторинга

На территории Пермской области около 30 промышленных предприятий разработали и утвердили программы ведомственного мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их воздействия (ООО «ЛУК-ОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Азот», ОАО «Ависма», ОАО «Сода», ОАО «Сильвинит» и т.д.).

Основная цель разработки программ - развитие и совершенствование системы производственно-экологического мониторинга для обеспечения экологической безопасности производства, окружающей среды и здоровья населения. Программы мониторинга позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за источниками загрязнения окружающей среды.

Формирование ведомственной наблюдательной сети и проведение наблюдений в районе расположения предприятий за счет их финансов позволяет экономить средства на проведение экологического мониторинга за счет федерального и местного бюджетов.

В 2000 г. на тиражирование и распространение методологии создания системы мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду Пермской областью получен грант Агентства Международного развития США.

Перспективным направлением организации мониторинга источников антропогенного воздействия являются автоматизированные системы контроля качества окружающей среды.

Например, на ООО "ЛУКОЙЛ-Перм-нефтеоргсинтез" введен в эксплуатацию опытный участок сети передачи данных от датчика производства фирмы Draeger, установленного на границе санитарно-защитной зоны.

При этом, впервые в Пермской области реализован методический подход к созданию систем контроля качества атмосферного воздуха на основе выделения маркерных веществ, с учетом выбора контрольных точек на границе санитарно-защитной зоны предприятий, что требует существенно меньших финансовых затрат, за счет уменьшения количества необходимых дорогостоящих датчиков автоматического контроля. Для ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" маркерным веществом являются суммарные углеводороды (бензин).

В начало раздела

Создание территориальной подсистемы ЕГАСКРО

Пермская область включена в перечень базовых территорий, участвующих в первом этапе реализации программы создания Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО). В настоящий момент ЕГАСКРО создается в рамках подпрограммы 10-й Федеральной целевой программы (ФЦП) («Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 годы). С целью практической реализации ЕГАСКРО в 1998 г. по заказу администрации Пермской области и Госкомэкологии Пермской области, ЗАО «КонверСиа» (г. Москва) разработало проектно-сметную документацию и техническое задание на создание «Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Пермской области». Вышеуказанные документы прошли процедуру утверждения в ведомствах Пермской области, на основании их издан указ губернатора Пермской области от 18.05.2000 №141 «О плане основных мероприятий по созданию подсистемы ЕГАСКРО на территории области на 2000 – 2002 годы».

В рамках реализации мероприятий ФЦП («Ядерная и радиационная безопасность России») установлены датчики радиационного контроля на месторождениях нефти, где были произведены подземные ядерные взрывы: на объектах «Грифон» и «Гелий».

В начало раздела

Расчетные методы оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха

В 8 городах Пермской области (635 предприятий, более 16 тысячи источников выбросов) используется новый подход к расчетной оценке состояния загрязнения атмосферного воздуха и нормированию выбросов, основанный на результатах сводных (комплексных) расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ всех предприятий города.

Исходными данными для проведения расчетной оценки состояния загрязнения атмосферы служит базовая информация, содержащаяся в инвентаризациях источников выбросов предприятий, проектах нормативов предельно допустимых выбросов, рабочих проектах строительства новых предприятий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а так же результаты государственного контроля, фоновые концентрации (полученные по данным натурных измерений проводимых ПЦГМС), сведения об утвержденных границах санитарно-защитных зон.

В начало раздела

Мониторинг мест размещения отходов производства и потребления

В рамках выполнения распоряжения губернатора Пермской области от 20.09.2001 №538-р «О мерах по уменьшению загрязнения окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории области» проведена инвентаризация мест размещения пестицидов и агрохимикатов (накоплено 557,357 т из них 495,125 т – 88,8% подлежат утилизации). В рамках данной работы Пермским государственным техническим университетом проведены натурные обследования, создается информационная база данных, которая в дальнейшем ляжет в основу мониторинга обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории области.

УралНИИ «Экология» разработаны «Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области». Формируется интегральная база данных по обращению с отходами производства и потребления на территории области.

В начало раздела

Государственный мониторинг земель

(по материалам Службы земельного кадастра по Пермской области)

Территориальные масштабы и интенсивность деградации почв области создали чрезвычайно опасную экологическую и социально-экономическую ситуацию. Чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния земель, требуется развертывание системы  мониторинга. Система мониторинга земельных ресурсов, являющаяся подсистемой единой экологической системы мониторинга, должна обеспечить получение базовой, периодической и оперативной информации о качественном состоянии земель, развитии негативных процессов в целях оптимизации управления земельными ресурсами.

Мероприятия по ведению системы мониторинга земель включены в областную целевую программу «Развитие земельной реформы в Пермской области на 2000-2002 годы», утвержденную решением Законодательного Собрания  Пермской области № 952 от 15.06.2000 г.

В программе определены  первоочередные задачи по ведению мониторинга земель Пермской области: разработка карты ландшафтно-экологического районирования;  проведение специальных съемок и обследований с целью составления, корректировки и уточнения карт эрродированности земель, кислотности, содержания подвижного фосфора и обменного калия, гумуса, техногенного загрязнения земель; продолжение работы по созданию стационарных и реперных участков для наблюдения за негативными процессами во всех ландшафтно-экологических районах. Данные три  направления планируется осуществить в 2002 г. при условии финансирования из областного бюджета. Исполнителем всех работ по мониторингу земель на территории области является ДУФГП «Уралземкадастрсъемка».

Сейчас вопросами мониторинга состояния земли занимаются различные службы. Успех возможен лишь в том случае, когда различные уровни мониторинга дополняют друг друга и складывающееся суждение о состоянии земельного участка является комплексным.

В начало раздела

Мониторинг экосистем

К этой категории мониторинга относится мониторинг состояния почв, животного и растительного мира.

Подсистема «Леса»

Работы по созданию и функционированию базовой подсистемы “Леса” ЕТСЭМ Пермской области выполняются Западным федеральным государственным унитарным лесоустроительным предприятием (г. Брянск) с 1995 г. В ходе работ проведено полевое лесопатологическое и таксационное обследование Пермской области, заложены стационары контроля за состоянием лесов, разработаны программы ведения мониторинга лесов. Созданная система мониторинга лесов позволила выявить то, что в период с 1995 по 2001 гг. развивается процесс ухудшения состояния елово-пихтовых и сосновых лесов Пермской области, выявлена динамика ухудшения состояния деревьев на одну-две категории.

В начало раздела

Зоологический мониторинг

Работа выполняется по договору с кафедрой зоологии позвоночных и экологии Пермского государственного университета. В результате полевых исследований выбрано семь площадок по области проведены учеты модельных видов и зарегистрированы их репродуктивные показатели на всех семи площадках.

Результаты исследований показали относительную стабильность модельных видов животных и рост численности в целом по области трех видов, занесенных в Красные книги.

В 2001 г. продолжалось наблюдение  за видами-индикаторами состояния окружающей природной среды на семи мониторинговых площадках. Проведены учеты численности и наблюдения за репродуктивными показателями редких и исчезающих животных, а также за видами, замыкающими трофические цепи и трофические пирамиды (накапливающие различные поллютанты) – рыбоядными и хищными птицами.

Для подавляющего большинства видов характерны естественные колебания численности и относительно стабильные показатели размножения. В целом по области наблюдается устойчивый рост численности сапсана и его репродуктивных показателей, а также орлана-белохвоста.

В начало раздела

Интегрированный банк природоохранных данных Пермской области

В настоящее время развитие ЕТСЭМ на территории Пермской области осуществляется в направлении создания единой информационной системы сбора информации от всех функциональных подсистем, путем создания интегрированного банка экологических данных Пермской области.

Интегрированный банк экологических данных Пермской области представляет собой модульную распределенную систему, состоящую из:

-          типового центрального блока (основан на использовании системы управления базами данных (СУБД) Oracle), расположенного и ведущегося в Управлении по охране окружающей среды Пермской области, Комитете природных ресурсов по Пермской области и ОГУ «Аналитический центр»;

-          распределенных территориальных модулей, установленных в подразделениях по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области.

Модули, входящие в состав интегрированного банка позволяют вводить, хранить и анализировать информацию по стандартным формам статистической отчетности: 2ТП (воздух), 2ТП (водхоз), 2ТП (радиоактивность), 2ТП (радиоактивные вещества). Помимо этого в базу данных вводится и в ней хранится значительное количество другой информации: по учету и оценке отходов производства и потребления, выданным разрешениям на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, платежам предприятий природопользователей за загрязнение окружающей среды, справочник по загрязняющим веществам, выбрасываемым в атмосферу, справочник по загрязняющим веществам, сбрасываемым в водные объекты, справочник отходов и т.д.

Методическое руководство и координацию работ по текущему содержанию (администрированию) и развитию интегрированного банка экологических данных осуществляет Управление по охране окружающей среды Пермской области. Управление осуществляет взаимодействие с подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области, обеспечивая поток информации с мест образования данных на уровень субъекта Российской Федерации. ОГУ «Аналитический центр» осуществляет сведение полученных данных в единую базу данных и передает ее в Управление по охране окружающей среды Пермской области и Комитет природных ресурсов по Пермской области.

Сбор, обработка, хранение, анализ и отображение пространственно распространенных данных осуществляется с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты (ЦТК), полученные в Роскартографии.

Использование единой топоосновы позволило снять технические и организационные проблемы совместимости и интеграции данных. В настоящее время в Пермской области активно ведутся работы по созданию географической информационной системы для органов государственной власти Пермской области (ГИС ОГВ).

В рамках ЕТСЭМ создается экологический блок ГИС ОГВ, включающий следующие тематические слои, созданные за счет средств облэкофонда:

-          особо охраняемые природные территории и объекты;

-          заповедники и ландшафтные заказники;

-          охотничьи заказники, охотничьи хозяйства Пермской области, зоны запрета охоты, зимний маршрутный учет охотничьих животных (совместно с Главным управлением природопользования Пермской области);

-          площадки мониторинга состояния лесов;

-          квартальная сеть, границы лесхозов и лесничеств Гослесфонда Пермской области;

-          точечно-символьный слой предприятий природопользователей Пермской области;

-          гидрохимические условия водоносных горизонтов с привязкой банка данных по водозаборным скважинам (водозаборам);

-          места размещения промышленных и бытовых отходов, могильники высокотоксичных отходов в Пермской области;

-          электронная основа геоэкологической карты Пермской области М 1:500 000.

В рамках соглашений с ведомствами-участниками ЕТСЭМ получено более 30 тематических слоев:

-          административно-территориальное деление Пермской области;

-          фонд нефтяных структур;

-          тектонические нарушения;

-          интрузии;

-          27 слоев по заболеваемости и демографическим показателям;

-          санитарно-защитные зоны двенадцати проблемных предприятий г. Перми.

Созданные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

По результатам конкурсного отбора, с учетом имеющихся результатов по созданию Единой территориальной системы экологического мониторинга, Пермская область в 2001 г. выбрана в качестве пилотного региона для отработки принципов создания региональных систем экологического мониторинга в рамках проекта Тасис «Системы экологического мониторинга в России» (www.ecomonitoring-tacis.ru).

Основная цель проекта - создание эффективной структуры управления для экологического мониторинга как на федеральном, так и на региональном уровнях, на основе стандартов и норм для мониторинга окружающей среды, сочетающихся с европейскими нормами, разработанными Европейским агентством окружающей среды.

Анализируя сложившуюся ситуацию, с целью нахождения путей совершенствования системы экологического мониторинга, следует отметить, что одной из основных проблем при создании системы мониторинга являются ведомственная разобщенность, аппаратно-программная несовместимость ведомственных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды.

Данные проблемы характерны и для Пермской области. Существующие на территории области различные государственные и ведомственные системы, между собой, как правило, не сопряжены, различаются в организационном и методологическом подходах построения, используют методы химико-аналитического обеспечения для одних и тех же веществ в одной и той же среде, имеющих различный уровень стандартизации (от ведомственного РД до сертификата Госстандарта РФ), вследствие чего, получаемая информация несопоставима. Информационные потоки между различными системами развиты недостаточно. В этой связи, существующая система экологического мониторинга на территории Пермской области в настоящее время не в полной мере выполняет свою основную цель - получение наиболее полной, достоверной информации об экологической обстановке для поддержки принятия управленческих решений в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

В 2002 году для развития инфраструктуры ЕТСЭМ необходимо решить следующие задачи:

1. Внести изменения в постановление губернатора Пермской области от 09.11.95 №338 «О системе экологического мониторинга на территории области» с учетом изменений структуры природоохранных органов и нормативно правовой базы Российской Федерации.

2. Между ведомствами – участниками ЕТСЭМ заключить соглашения о взаимодействии при организации, проведении и информационном обеспечении экологического мониторинга.

3. Создать территориальный информационно-аналитический центр ЕТСЭМ.

4. Продолжить работу по созданию муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды города, района.

5. Ускорить работы по созданию геоинформационной системы для органов государственной власти Пермской области и информационно - телекоммуникационной системы специального назначения.

6. Шире использовать практику межведомственного сотрудничества по консолидации научно-технического потенциала и финансовых средств ведомств - участников ЕТСЭМ.


В начало раздела