20. Экологическая экспертиза, нормирование выбросов и сбросов, лицензирование и сертификация

(по материалам КПР)

Нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

Лицензирование и сертификация природоохранной деятельности

Деятельность экологической экспертизы направлена на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Задача экологической экспертизы состоит в оценке возможных экологических последствий намечаемой хозяйственной деятельности на стадии принятия решений.

В составе комитета природных ресурсов по Пермской области имеется отдел экспертизы и согласований. В состав отдела входят две рабочих группы:

-          группы экологической экспертизы;

-          группы нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В течение 2001 года отделом экспертиз и согласований рассмотрено 2802 материала (нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ – 2004, 798 – по процедуре экологической экспертизы),  из них 542 в соответствии с порядком и процедурой проведения государственной экологической экспертизы, утвержденными законодательством и нормативными актами Правительства РФ.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» все представленные на государственную экологическую экспертизу материалы  имели положительные заключения и согласования органов федерального надзора и контроля, и органов местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводилась экспертными комиссиями, состоящими как из штатных специалистов отделов комитета, так и с привлечением внештатных экспертов - специалистов научно-исследовательских, проектных институтов, ВУЗов и специализированных организаций. В течение 2001 года было привлечено к экспертизе 117 внештатных экспертов.

В процессе работы государственной экологической экспертизой рассматривались следующие виды материалов:

-          обоснования инвестиций;

-          проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов и программ;

-          предпроектная и проектная документация на строительство, перевооружение и реконструкцию промышленных предприятий, нефтяных месторождений;

-          материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

Основными заказчиками экспертизы являлись следующие предприятия и организации:

-                    предприятия нефтедобывающего комплекса: ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефть», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ООО «Пермьтекс» и т.д.;

-          Дорожный комитет Пермской области;

-          ОАО «Уралсвязьинформ»;

-          ОАО «Пермнефтегеофизика»;

-          ОАО «Пермэнерго»;

-          Администрация Пермской области

Перечень, количество и структурный состав проектных материалов, рассмотренных в отделе экспертиз и согласований за 2001 год приведен в таблице 20.1.

Таблица 20.1.

Перечень и количество материалов, рассмотренных в течение 2001 года по процедуре государственной экологической экспертизы

п/п

Вид документов

Количество рассмотренных материалов

Всего

В т.ч. по процедуре
государственной экологической экспертизы

Кол-во материалов

     %

 Кол-во

материалов

     %

1

ТЭО, проекты, рабочие проекты на реконструкцию и новое строительство

599

75,1

464

85,6

2

Материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные

87

10,9

62

11,4

3

Схемы разработки ПГС

19

2,4

5

0,9

4

Концепции, планы социально-эконо-мического развития, программы

1

0,1

1

0,2

5

Обоснование инвестиций

2

0,3

2

0,4

 

6

Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов

16

2,0

3

0,6

 

7

Прочие

14

1,8

5

0,9

 

8

Письма по экспертизе

60

7,5

 

 

 

 

Итого по экспертизе

798

100%

542

100%

 

Согласно приведенным данным, основной объем проектной документации, поступающей на экспертизу составляют ТЭО, проекты, рабочие проекты на реконструкцию и новое строительство (75,1%), материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные (10,9%).

Анализируя структурный состав рассмотренных материалов, можно отметить преобладание проектной документации по промышленному строительству (11%), строительству нефтепроводов и газопроводов (7%), обустройству нефтяных месторождений (13%), поисково-оценочные и поисково-разведочные работы на  полезные ископаемые (золото, алмазы) (8%). Значительно возросло количество проектов на строительство автостоянок и автозаправок, составляющих 12% в объеме рассмотренных материалов.

Как и в предыдущие годы, большое число материалов возвращается на доработку. За 2001 год отклонено или направлено на доработку 24,9 % представленной документации. Процент возврата представляемой документации приводится в таблице 20.2.

Таблица 20.2.

Процент возврата представляемой документации

Год

1997

1998

1999

2000

2001

Процент возвращенных документов

42

39

28

11

25

Причинами возврата на доработку представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов являются:

-           недостаточное  качество разработки раздела «Охрана окружающей природной среды» и раздела «ОВОС[1]»;

-          недостаточная проработка вопросов обеспечения экологической безопасности;

-          отсутствие мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, их локализации и ликвидации последствий;

-          непроработанность или отсутствие экологического обоснования необходимости реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

-          отсутствие вариантности размещения объектов и предлагаемых технических решений.

При комплексном рассмотрении проектных материалов с привлечением как штатных, так и внештатных экспертов был выявлен большой круг вопросов, выпадающих из поля зрения проектных организаций. По результатам выявленных недоработок проектная документация была откорректирована, что привело к значительному снижению  негативного влияния строящихся  объектов  на окружающую среду.

Среди проектных материалов, прошедших государственную экологическую экспертизу наиболее значимыми были:

-          Проект Областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей природной среды Пермской области» на 2001-2005 гг;

-          Проект «Реконструкция шламохранилища в связи с оседанием земной поверхности. Обеспечение устойчивости южной дамбы СП Березниковского калийного рудоуправления №1 ОАО «Уралкалий»;

-          Инвестиционный проект «Лысьвенско-Чусовской полигон захоронения твердых бытовых отходов».

-          Вторая очередь реконструкции мартеновского цеха. Установка электропечи емкостью 60 тонн на ОАО «Мотовилинские заводы», г. Пермь;

-          Сбор и транспорт нефти с разведочных скважин № 287, 343 Трушниковского месторождения НГДУ «Чернушканефть» и др.

В начало раздела

Нормирование выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

В Комитете природных ресурсов по Пермской области работу по нормированию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляет группа нормирования в составе отдела экспертиз и согласований. Группой нормирования отдела экспертиз и согласований Комитета природных ресурсов по Пермской области в 2001 г. рассмотрено 2004 различных материала по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Виды документации и результаты ее рассмотрения представлены в таблице 20.3.

Таблица 20.3.

Нормирование и лимитирование источников выбросов и сбросов в окружающую среду в 2001 г.

Вид документации

Рассмотрено

Утверждено

Направлено на доработку

Ведомственные проекты нормативов ПДВ, предложения по системе «Лада»*

814

730

84

Разрешения на выброс по результатам рассмотрения ведомственных проектов ПДВ (в т.ч. продление)

352

338

14

Лимиты на выброс

35

34

1

Инвентаризация источников выбросов

60

41

19

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по результатам сводных расчетов с использованием системы «Лада»

511

505

6

Проекты санитарно-защитных зон

16

2

14

Письма по нормированию и прочие

216

216

-

Итого по нормированию:

2004

1866

138

На январь 2001 г. на государственном учете по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу находится 1774 промышленных предприятия Пермской области. Из них нормативы ПДВ в атмосферу утверждены, выданы Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для 1584 предприятий. Выбросы этих предприятий составляют 94% от валового выброса по области. Превышение нормативов ПДВ в атмосферу наблюдается по 288 предприятиям области. По 190 предприятиям отсутствуют утвержденные нормативы ПДВ и Разрешения на выброс. На все предприятия, а также в муниципальные учреждения по охране окружающей среды и природопользованию, территориальные специализированные инспекции аналитического контроля были направлены письма -предписания о необходимости в срок до 01.11.2001 г. разработки нормативов ПДВ и получения Разрешения на выброс в КПР по Пермской области. В основном вышеуказанные предприятия относятся к сельскохозяйственным, или являются муниципальной собственностью, выбросы ЗВ в атмосферу от которых не превышают 5-10 т/год.

С 1994 г. в Пермской области внедрен новый подход к расчетной оценке состояния загрязнения атмосферы и нормирования выбросов, основанный на результатах сводных расчетов. С целью внедрения данного подхода была разработана автоматизированная система динамического анализа состояния загрязнения атмосферного воздуха и нормирования выбросов «Лада», позволяющая на территориальном уровне создать банк данных экологической информации городов, в динамике проводить оценку влияния предприятий на атмосферу города, решать задачи нормирования выбросов, экологической экспертизы, использовать результаты сводных расчетов для выдачи фоновой концентрации и др.

Система базируется на «Методике определения нормативных выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы на базе сводных расчетов рассеивания», утвержденной Приказом Госкомэкологии РФ № 66 от 16.02.1999 г. в составе «Рекомендаций по определению допустимых вкладов в загрязнение атмосферы выбросов загрязняющих веществ предприятиями с использованием сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна города (региона) выбросами промышленности и автотранспорта».

Сегодня система действует в восьми городах области: Пермь, Краснокамск, Березники, Соликамск, Очер, Лысьва, Чайковский, Губаха – это 635 предприятий, 16579 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Сформированы базы данных по параметрам источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в гг. Александровске, Красновишерске, Кизеле. Разработка предложений по нормативам ПДВ на базе сводных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосфере по городам и ведение баз данных по источникам выбросов осуществляется следующими организациями:

-          г. Пермь - Пермский естественно -научный институт;

-          г. Очер - Центр экологической информации г. Пермь;

-          города: Березники, Губаха, Александровск, Красновишерск, Кизел - ОГУ «Аналитический центр»;

-          г. Чайковский - Чайковская экологическая лаборатория;

-          города Соликамск, Лысьва - муниципальные организации по охране окружающей среды;

-          г. Краснокамск – ЧП Батраков А.Г.

Сводные расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосфере по городам области используются при проведении государственной экологической экспертизы ОВОС, предпроектной, проектно-сметной документации строительства, реконструкции промышленных объектов в части «Охрана атмосферного воздуха». В 2001 г. такими наиболее крупными объектами являлись:

-          техперевооружение ОАО «Губахинский кокс», г. Губаха;

-          размещение новых производств на  ОАО «Бератон», г. Березники;

-          реконструкция цехов ОАО «Мотовилихинские заводы», г. Пермь;

-          реконструкция отделения грануляции ОАО «Уралкалий», г. Березники;

-          реконструкция ЗАО «Сибур-хим-пром», г. Пермь;

-          строительство полигона захоронения ТБО, г. Краснокамск;

-          организация общей санитарно-защитной зоны промышленной зоны «Осенцы», г. Пермь и др.

В 2002 г. планируется продолжить работу по совершенствованию программного обеспечения системы «Лада». Значительное внимание в 2002 г. планируется уделить нормативно-методическому развитию системы в части:

1. Разработки критериев первоочередности нормирования с учетом социально-экологической значимости источников выбросов.

2. Формирования методологического подхода к использованию технологических нормативов и директивного нормирования при установлении нормативных параметров источников.

3. Совершенствование методики нормирования на базе сводных расчетов топливных источников.

В начало раздела

Лицензирование и сертификация природоохранной деятельности

Работы по лицензированию природоохранной деятельности выполняются отделом лицензирования Комитета природных ресурсов по Пермской области. Данные о количестве лицензий, выданных за период с 1997 по 2001 год приводятся в таблице 20.4.

Таблица 20.4.

Количество выданных лицензий

Год

1997

1998

1999

2000

2001

Число выданных лицензий

293

230

153

116

205

В 2001 году от физических и юридических лиц поступило 216 заявок на получение лицензий. После рассмотрения и согласования было выдано 205 лицензий на различные виды деятельности в области охраны окружающей среды, в том числе:

-          на обращение с отходами – 121;

-          на разработку нормативов ПДВ (ПДС) загрязняющих веществ – 19;

-          на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий – 18;

-          на работы по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ – 15;

-          прочие - 32

Специалистами лицензирующего органа было организовано и осуществлено 114 проверок лицензионных условий по выданным лицензиям.

В течение 2001 года на территории Пермской области было зарегистрировано 12 лицензий, допускающих деятельность на всей территории Российской Федерации.



[1] Оценка воздействия на окружающую среду