23. Экологическое образование и информирование населения. Общественные экологические движения

(по материалам Управления по охране окружающей среды Пермской области)

Экологическое образование в дошкольных учреждениях

Экологическое образование в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования

Экологическое образование в высших учебных заведениях

     Высшее профессиональное экологическое образование

     Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятий, учреждений и органов управления, педагогов и студентов

Экологическая просветительская деятельность

Экологическое информирование населения

Общественные экологические движения

В настоящее время приходится констатировать отсутствие системы экологического образования на федеральном уровне, что естественным образом способствует многочисленным попыткам создания системы экологического образования на региональном уровне, в том числе в Пермской области.

Сегодня и в обозримом будущем сложная экономическая ситуация не позволяет государству выделять на цели экологического образования, воспитания и просвещения существенные бюджетные средства. Этим объясняется необходимость использования для реализации системы экологического образования, воспитания и просвещения населения Пермской области  всех  доступных научных, организационных и финансовых ресурсов, привлечения к решению проблемы всех заинтересованных деятелей науки, образования, культуры, природоохранных, природоресурсных и предпринимательских  структур, общественного экологического движения.

Важнейшим условием развития системы экологического образования в области стало утверждение подпрограммы «Экологическое образование и воспитание» областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы.

Приоритетной целью экологического образования (включая воспитание) и просвещения   является формирование экологической культуры населения, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности региона и каждого человека.

Работа по формированию экологической культуры всех слоев населения области  проводилась по следующим направлениям:

- Развитие экологического образования  средствами образовательных учреждений, музеев, библиотечных систем, общественных организаций, заповедников,  зоопарка, творческих коллективов.

- Организация экологического информирования населения области через средства массовой информации.

- Развитие и  поддержка общественных экологических движений.

- Инициирование активности всех групп населения через организацию экологических конкурсов, акций, праздников, рейдов и т.п.

В 2001 году в Пермской области продолжала развиваться  система непрерывного экологического образования, созданная одной из первых в России в 1991 г. Основы экологического образования  формируются в системе образовательных учреждений.

В начало раздела

Экологическое образование в дошкольных учреждениях

В области  действует сеть дошкольных учреждений, занимающихся экологическим воспитанием (59 детских садов). Длительное время  специалисты дошкольных образовательных учреждений области работают по комплексным федеральным программам, содержащим экологизированные разделы по ознакомлению с природой: «Детство», «Истоки», «Радуга», «Школа-2100», а также авторским программам «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы земляне» Н. Н. Вересовой и др. Большую  работу  по  этому направлению проводит кандидат педагогических  наук, доцент кафедры  дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета А. М. Федотова. Она является автором программы «Пермский край - мой родной край».  Изданная  в 2001 году тиражом 4000 экземпляров  на средства областного целевого экологического фонда и областного бюджета, программа распространяется бесплатно  в городах и районах области. В 2001 году по программе  были проведены 4 обучающих семинара, в которых приняли участие около 200  работников дошкольных учреждений. Обучение будет продолжено и в 2002 году.

В начало раздела

Экологическое образование в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования

Следующим этапом непрерывного экологического воспитания является школьное экологическое образование. 209 школ области занимаются экологическим образованием,  через реализацию образовательных программ, проведение кружков, факультативов, организацию научных обществ учащихся  и т.п.  В последнее время, на фоне развития информатизации общеобразовательных учреждений, идет поиск новых форм экологического образования: планируется распространение в области компьютерных курсов, организация дистанционного экологического образования.

В Прикамье стали уже традиционными  ежегодные областные олимпиады учащихся  9-10-х классов по экологии. При этом наблюдается тенденция увеличения количества участников. В заключительном туре олимпиады в 2001 году приняли участие  97 школьников – победителей районных и городских туров (в 2000 году было 85). В  2001-м впервые  была объявлена и проведена олимпиада по лесоведению для старшеклассников, победители  которой могут поступить на льготных условиях на специальность лесное хозяйство и садово-парковое строительство ПГСХА. Кроме того, в 2001 году  школьники Пермской области  активно участвовали во всероссийских конференциях и олимпиадах:

- победители областной экологической  олимпиады приняли участие в заключительном этапе  Всероссийской  олимпиады, проходившей в г. Пскове;

- школьники Осинского района приняли участие в научно-практической конференции по экологии, проходившей в г. Наро-Фоминске (Московская область);

- школьники гимназии №1 г. Перми и учащиеся школы №3 г. Краснокамска  приняли участие в конференции «Юность. Наука. Культура», которая прошла в
г. Обнинске;

- учащийся школы Ильинского района (Сретин Дмитрий) защитил  исследовательскую работу на сессии федеральной заочной школы центральной станции юных натуралистов. 

Участники всероссийских олимпиад и конференций были отмечены дипломами и грамотами разных степеней.

Привлечением школьников к практической экологической деятельности занимаются разнообразные учреждения дополнительного образования (станции, клубы, центры, дома детского и юношеского творчества и т.п.). На  базе областного эколого-натуралистического центра (г. Пермь)  продолжает свою деятельность трехлетняя областная очно-заочная школа юного эколога-исследователя для старшеклассников всей области, организованная совместно с учеными пермских вузов. Школа в последние годы пользуется большой популярностью среди учащихся области, так как дает  дополнительные  знания, которые используются учащимися при поступлении в высшие учебные заведения на  специальности естественно-научного цикла.  В 2001 году  в школе  занималось 350 учащихся   из разных районов области.  В целях развития и совершенствования деятельности школы юного эколога была разработана «Комплексная программа  учебной и исследовательской работы школы юного эколога-исследователя»  и методические приложения к ней для учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

Кроме того, в области действуют 12  профильных эколого-биологических учреждений дополнительного  образования. Это станции юных натуралистов  и  эколого-биологические центры. В этих объединениях  реализуются образовательные программы эколого-биологической и натуралистической направленности, в летнее время организуется работа экологических лагерей дневного пребывания, экологических природоохранных отрядов, экспедиций и  стационарных лагерей. Дети знакомятся с многообразием мира природы, получают навыки природоохранной и созидательной, а также исследовательской деятельности.

Одной из эффективных комплексных форм экологического воспитания являются  экологические лагеря и отряды, популярность которых увеличивается с каждым годом. В 2001 году уже  было организовано и проведено  310 экологических лагерей, площадок и отрядов, практически во всех городах и районах области. Также в области  работали два областных экологических лагеря: десятый раз, как продолжение деятельности школы юного эколога-исследователя, проходил лагерь «Экоград» (Осинский р-н); второй раз собирался лагерь лидеров  школьных экологических движений «Экоград-Терра-Инкогнито» (Кунгурский р-н). Десятый раз на территории Прикамья проводился международный экологический лагерь для старшеклассников и студентов совместно с немецкими и австрийскими студентами.

Для активизации молодежного движения и обмена опыта проводятся слеты. В 2001 году  было организовано и проведено  4 областных слета  учащейся молодежи – лидеров экологического движения: в Хохловке Пермского района;  в с. Пакли  Осинского р-на;  в г. Перми 3-й областной слет лидеров молодежного экологического движения; слет школьных лесничеств.

Для методического обеспечения экологического образования школьников в 2001 году управлением по охране окружающей среды Пермской области было издано 12 видов учебно-методических пособий, в том числе:

- 4 вида плакатов из серии «По страницам Красной книги Среднего Урала»;

- учебное пособие И. А. Селиванова «Биосфера», практическое руководство Е. М.  Шкараба, А. Е. Селиванова «Использование лишайников в качестве индикаторов загрязнения окружающей среды», определитель-справочник Е. М. Шкараба «Деревья и кустарники Пермской области» и т.д.;

- календарь на 2002 год с указанием  дат международного экологического календаря;

- плакаты, посвященные памятникам природы Горнозаводского и Красновишерского районов;

- буклет «Вишерский край – особо охраняемые природные территории»;

- информационный бюллетень «Экологическое образование и просвещение в
г. Перми», подготовленный отделом экологического просвещения и информации  с обобщением возможностей экологического образования педагогов, предостав-ляемых учебными заведениями г. Перми,  информацией об образовательных учреждениях города, занимающихся экологическим образованием.

Экологическое образование в высших учебных заведениях

Высшее профессиональное экологическое образование

В 2001 году экологическое образование получали студенты ПГУ (биологический и географический факультеты), ПГТУ (автодорожный факультет), ПГСХА (агроэкологический  факультет). Кроме того, в ПГСХА в 2001 году была открыта кафедра лесоведения и садово-паркового строительства. На базе ПГУ действует учебно-научная база «Предуралье», где студенты, школьники и преподаватели осваивают методы исследовательской работы.

В начало раздела

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятий, учреждений и органов управления, педагогов и студентов

Повышением квалификации и переподготовкой кадров в области охраны окружающей среды и рационального природопользования  занимаются ПГТУ, институт МНИИЭКОТЭК, областное государственное учреждение «Аналитический центр». Проведены ряд семинаров, курсов, конференций, стажировок на промышленных предприятиях города. Продолжается переподготовка  специалистов на базе экологического факультета РМЦПК с выдачей дипломов  о втором высшем образовании по следующим специальностям: «Экологический менеджмент», «Экологический аудит», «Экономика природопользования». Управление по охране окружающей среды ежеквартально  проводит обучающие семинары с руководителями муниципальных подразделений по охране окружающей среды городов и районов области, где обсуждаются следующие вопросы:

- природоохранное законодательство;

- экономические механизмы регулирования охраны природы;

- развитие экологического просвещения и образования населения;

- проблемы охраны окружающей среды и др.

В области ежегодно проходит повышение квалификации по экологическому образованию учителей и педагогов образовательных учреждений всех уровней на базе пермских вузов (ПГПУ, ПГТУ, ПГУ). В Пермском областном институте повышения квалификации  работников образования  функционирует лаборатория экологического образования под руководством  В. Г. Эршон. Лаборатория занимается организацией семинаров, курсов, конференций, стажировочных практик для педагогов образовательных учреждений.

Одной из форм повышения квалификации являются  обучающие семинары для педагогов  по разным направлениям. В 2001 году по инициативе управления по охране окружающей среды были организованы 8 семинаров для педагогов из 20 районов и городов области по следующим темам:

- «Организация исследовательской работы школьников на водоемах»;

- «Методические подходы к работе с редкими видами флоры и фауны Пермской области»;

- «Организация исследовательской и природоохранной  деятельности в экологических лагерях»;

- «Обмен опытом работы в экологических лагерях и отрядах»;

- «Развитие экологического туризма в Пермской области».

В области продолжают работу два экологических центра:  областной образовательный центр «Экология» (директор – проф. В. В. Мисенжников), межвузовский студенческий центр (директор – проф. С. А. Двинских). В рамках деятельности ООЦ «Экология» проходят семинары и  консультации  с учителями школ и учреждений дополнительного образования. В 2001 году по инициативе ООЦ «Экология» началась реализация проекта «Формирование экологической культуры различных категорий населения Пермской области»   под руководством представителя  Центра  экологической политики России (г. Москва)  В. А. Ясвина. На базе  Межвузовского студенческого центра получают дополнительное экологические образование студенты, аспиранты и молодые ученые  разных вузов г. Перми. Обучение двухгодичное. В 2001 году слушатели межвузовского студенческого центра  и приняли участие  в студенческой  конференции по экологии,   организованной Российской Академией Наук (г. Ново-сибирск); в студенческой  научно- практической      конференции  «Земля – наш общий дом»  (г. Екатеринбург); в Российских  Чтениях – конкурсе памяти С. А. Каплана, учредителем которой являлось представительство Президента РФ в Приволжском федеральном округе  (г. Нижний Новгород).

Казалось бы, работа по экологическому образованию в образовательных учреждениях проходит достаточно интенсивно, тем не менее существует масса нерешенных проблем, таких как:

- экологическое образование в области не является приоритетным;

- региональная система непрерывного экологического образования не получила  общего распространения и внедрения;

- отсутствие реальной поддержки сказалось на уменьшении опорных экологических образовательных учреждений;

- разобщенность деятельности организаций, ответственных за экологическое образование и воспитание;

- недостаточное кадровое и научно-методическое обеспечение по проблемам экологического образования;

- отсутствие государственных стандартов для различных уровней экологического образования;

- необеспеченность преемственности на разных этапах непрерывного экологического образования;

- слабая материально-техническая база учебных заведений, занимающихся экологическим образованием подрастающего поколения

В начало раздела

Экологическая просветительская деятельность

Важным звеном в системе  формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и  экологической культуры всех слоев населения является  информационно-просветительская деятельность, включающая  в себя проведение различных массовых мероприятий, проводимых природоохранными службами совместно с общественными организациями, музеями, библиотеками, заповедниками, зоопарком и т.д.

В 2001 году в области активизировалась работа по проведению массовых экологических акций и конкурсов.

Для учащихся  школ в  течение нескольких лет в области проводится конкурс «Чистая вода», учредителями которого являются ряд природоохранных служб области, департамент образования, ЕНИ ПГУ, ПОИПКРО, ВООП. Следует отметить, что  конкурс проводился уже шестой год и интерес учащихся к данному конкурсу не ослабевает. В 2001 году в конкурсе приняли участие школьники
5-11-х классов из 24 городов и районов области. Конкурс стал своеобразным «конкурсом команд», так  в 2001 году из 55 работ конкурса 22 работы представили команды. В этом году  конкурс проводился по 5 номинациям: «Учебно-исследовательская работа», «Мониторинг», «Живи, родник», «Природоохранная акция», «Мои вопросы  реке». География участников конкурса также обширна.

В 2001 году прошел первый областной конкурс «Экология. Творчество. Молодежь». Конкурс также вызвал большой интерес. Всего было подано около 300 заявок. Возраст участников: от 3 до 30 лет. В конкурсе приняли участие представители 17 городов и районов области.

В течение нескольких лет  в области проходит конкурс природоохранных экологических отрядов. В 2001 году в конкурсе приняли участие 44 природоохранных отряда из 16 районов области.

Большое внимание вопросам экологического воспитания  населения уделяют краеведческие музеи, так, на базе областного краеведческого музея несколько лет действует ряд экспозиций, посвященных вопросам экологии и охраны природы Прикамья.  В 2001 году была создана  новая экспозиция «Геологическая история Прикамья. Эволюция органического мира Земли». Хотя  открытие экспозиции состоялось в третьем квартале 2001 года, было проведено 40 экскурсий. Всего отделом природы областного краеведческого музея за прошлый год проведено 257 экскурсий.

Большая работа по  экологическому воспитанию и формированию экологического мировоззрения проводится  Краснокамским музеем на базе экологической экспозиции «Лес и человек». Диораму ежегодно посещает до 10 000 человек. Такая же работа проводится и на базе экспозиции «Музей природы» в Осинском краеведческом музее. В 2001 году в  Уинском краеведческом музее  начал создаваться отдел природы. Всего же на территории области  вопросами экологического просвещения занимаются 12  краеведческих музеев.

Экологическое просвещение проходит и на базе Пермского зоопарка. В течение всего года для школьников и их родителей проводились экскурсии, экологические праздники, конкурсы, викторины.  Традиционными стали такие праздники, как День птиц, День защиты животных, День защиты детей, Всемирный день охраны окружающей среды и т.д.

В последнее время к эколого-просветительской деятельности подключаются библиотеки.  В  области прошел 3-й областной смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения Пермской области. (Участвовали более 400 центральных, городских (районных), сельских, а также школьных и профсоюзных библиотек. Результатами этих конкурсов отмечено увеличение профилирования и специализации библиотек – 13 библиотек-филиалов являются центрами экологического просвещения в своих населенных пунктах, 15 библиотек используют программы и перспективные планы экологического просвещения). Отчет по проведению областного конкурса направлен для участия во всероссийском этапе конкурса.  Как показали результаты   конкурса, библиотеки  заинтересованы в проведении экологического просвещения населения, но слабая материальная база не позволяет проводить достаточное комплектование экологической литературой,  различных конкурсов и других массовых мероприятий.

Ежегодно с 15 апреля по 5 июня в области проводятся Дни защиты от экологической опасности, которые проходят во всех городах и районах области.  В акции участвуют органы местного самоуправления, природоохранные службы, жители населенных пунктов. В этот период проводятся многочисленные мероприятия (акции, рейды, конкурсы и т.д.), а заключительным этапом акции являются праздники, посвященные Международному дню защиты детей и Всемирному дню охраны окружающей среды.

В начало раздела

Экологическое информирование населения

Экологическое информирование населения рассматривается в настоящее время в качестве одного из приоритетов направлений экологической и информационной политики администрации Пермской области. Право населения получать достоверную и полную информацию закреплены Конституцией РФ, федеральным и областным Законами «Об охране окружающей среды». Меры, направлен-ные на обеспечение этого права, предусмотрены в областной целевой комплексной программе «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы. В настоящее время организована интернет-страничка экологической газеты «Луч» на сайте  «Пермских новостей».

Всего за 2001 год было опубликовано более 150 региональных статей и заметок на экологические темы. Электронные СМИ имеют большую зрительскую аудиторию и наиболее оперативны. Большинство экологических событий освещается всеми электронными СМИ: Пермская государственная телерадиокомпания  «Т7», «Рифей», «ВЕТТА», «Авторадио ТВ», «Уралинформ ТВ».

ГТРК «Т7» создала и продемонстрировали четыре  видеосюжета «Экологическая минутка», посвященных областному экологическому лагерю, уникальным природным объектам Очерского района, природным объектам Кунгурского и Осинского районов. В рамках детской передачи «Средь бела дня» прошла экологическая телевикторина. Прошли  прокат короткометражные фильмы под общим названием «Твое Прикамье. Экологический этюд» о красоте и сохранении природы Прикамья. Изготовлены и показаны два 10 минутных специальных репортажа: «Экология. Творчество. Молодежь» и «Кизел – мертвая зона?».

На областном радио ГТРК «Т7» ведущим радиокомментатором  по экологической тематике является Р. Л. Маматова, которая регулярно проводила в 2001 году такие радиопередачи, как: «Экологическая страница», «Прямой эфир», посвященные актуальным экологическим вопросам, радиожурнал «Зеленая волна».  Для школьной аудитории в рамках передачи «Большая перемена» действовал экологический конкурс, проведенный в нескольких выпусках ведущей Т. М. Ромащенко с привлечением педагогов школ и вузов.

В начало раздела

Общественные экологические движения

В развитии общественного экологического движения приоритетным является формирование высокого уровня общественного экологического сознания и экологической культуры населения области.

В течение 2001 года  проведена определенная работа по налаживанию  сотрудничества управления по охране окружающей среды с негосударственными экологическими организациями, инициативными группами. В октябре  прошел проблемно-целевой семинар «НГО и государственные службы: взаимодействие и сотрудничество в области экологической деятельности».  В рамках семинара был организован  круглый стол «НГО: доступность экологической информации и участие в принятии решений по охране окружающей среды».

В 2001  году наметилась активизация экологического общественного движения. В сфере охраны окружающей среды действовали следующие негосударственные и некоммерческие организации: Пермская организация Всероссийского общества охраны природы, автономная некоммерческая  организация «Центр экологического просвещения», фонд «Каменный пояс   Прикамья», партия зеленых Прикамья, общественные территориальные органы местного самоуправления г. Перми «Заостровка» и «Вышка-1», «Крохалевка», «Домостроительный», клуб «Седой Урал», группа «Зеленая Эйкумена»,   объединение «Хранители Радуги», молодежное экологическое движение «Зеленый мир»,  детское экологическое движение «Пульс», общественная организация «Авторский дом» и др.  Силами общественных  организаций выполнены ряд природоохранных акций, просветительских мероприятий.

В начало раздела