2. Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников

В 2002 году в Пермской области зарегистрировано 117919 единиц грузовых автомобилей, 299283 легковых, и автобусов. Соотношение между видами транспортных средств представлено на рисунке 2.1.

Прирост численности автотранспорта связан, в основном, с увеличением численности грузовых автомобилей. Численность легковых автомобилей и автобусов остается практически постоянной. В структуре автопарка, как и в прежние годы, преобладает легковой транспорт. В 2002 году его доля составила 70%.

Распределение численности автотранспорта и массы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта по территориям Пермской области представлено в таблице 2.1.

Рисунок 2.1.

Процентное соотношение между видами автотранспорта в Пермской области в 2002 году

 

Таблица 2.1.

Численность автотранспорта (ед.) и выброс загрязняющих веществ (тыс.т.) от автотранспорта по территориям Пермской области в 2002 году, тыс.т

Наименование территории

Численность транспорта по видам, ед.

Выброс ЗВ в 2002 г., тыс.т

Прирост/сниже-ние к 2001 году, тыс.т

Грузовые

Легковые

Автобусы

Бардымский район

2234

3231

125

1,89

0,22

Березовский район

957

2393

92

1,08

0,19

Большесосновский район

1216

1877

76

1,06

-0,14

Верещагинский район

1450

3584

123

1,62

-0,16

г. Александровск

1613

3197

179

1,60

0,19

г. Березники

6409

18719

943

7,96

0,84

г. Гремячинск

649

1329

90

0,66

-0,88

г. Губаха

1164

3222

126

1,40

0,01

г. Кизел

1028

1992

123

1,01

-0,52

г. Красновишерск+район

1330

2561

124

1,30

0,19

г. Краснокамск

2377

8937

252

3,47

-0,34

г. Кунгур+район

5877

14293

631

6,53

0,01

г. Лысьва+район

2506

8364

275

3,38

0,35

г. Пермь

46254

123761

3684

59,66

4,97

г. Соликамск+район

4313

12511

517

5,32

-0,30

г. Чайковский+район

4554

14970

596

6,09

-0,58

г. Чусовой+район

2219

5227

279

2,42

0,06

Горнозаводский район

1246

2645

116

1,28

0,15

Добрянский район

3673

8390

529

3,95

0,21

Еловский район

656

1306

56

0,65

-0,10

Ильинский район

1087

1755

102

0,97

-0,27

Карагайский район

1083

1747

70

0,97

0,32

Куединский район

1437

3015

83

1,46

-0,25

Кишертский район

855

1546

62

0,81

0,0

Нытвенский район

2071

5057

209

2,30

0,01

Октябрьский район

1902

3595

124

1,84

-0,01

Ординский район

876

2334

67

1,02

-0,05

Осинский район

2123

5105

276

2,35

-0,38

Оханский район

742

1350

66

0,70

-0,02

Очерский район

1193

2930

104

1,33

-0,17

Пермский район

3749

10874

398

4,62

0,44

Сивинский район

765

1381

69

0,72

-0,01

Суксунский район

1182

2544

85

1,22

-0,01

Уинский район

849

1383

44

0,76

-0,12

Усольский район

577

708

53

0,46

0,00

Частинский район

819

1272

73

0,72

-0,24

Чердынский район

1390

1984

134

1,18

0,26

Чернушинский район

3494

8194

404

3,81

0,22

Всего по области

4,10

Расчет проводился по "Методике определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух". В расчетах принят во внимание автотранспорт, зарегистрированный на данной территории соответствующими подразделениями ГИБДД, без учета транзитного транспорта. Валовый выброс загрязняющих веществ от автотранспорта по области в целом в 2002 году составил 139,57 тыс.т, что на 4,10 тыс.т больше, чем в 2001. Наибольшая численность автотранспорта всех видов зарегистрирована в г. Перми. Значительное количество транспорта зарегистрировано и в других городах области, имеющих развитую промышленную инфраструктуру. Это такие города как Березники, Кунгур, Чайковский, Краснокамск, Соликамск, Чусовой и административно подчиненные им территории. Масса выброса загрязняющих веществ от автотранспорта на этих территориях составляет 45-55% от общегородского выброса.

Работы по оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Перми выбросами автотранспорта на протяжении ряда лет ведутся специалистами географического факультета Пермского государственного университета. В 2002 году была проведена работа по оценке влияния строительства новых транспортных тоннелей на выброс загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух.

Оценка влияния новых транспортных тоннелей на массу выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух г. Перми

(В.А. Шкляев. Кафедра метеорологии и охраны атмосферы ПГУ)

Особенности расположения г. Перми обусловливают недостатки автотранспортной сети: большая протяженность города вдоль р. Кама и отсутствие достаточного количества мостов, наличие небольших рек с глубокими долинами и отсутствие достаточного количества их пересечений (Егошиха, Данилиха, Ива, Мотовилиха и др.), железная дорога, проходящая через город на расстоянии около 14 км имеет лишь 6 путепроводов, мостов и тоннелей, не развита система объездных дорог. Все это определяет значительную интенсивность движения автотранспорта по сравнительно небольшому числу улиц, включая движение транзитного автотранспорта через центральную часть города.

Развитие улично-дорожной сети города направлено на снижение транспортной нагрузки, а следовательно на улучшение экологической ситуации в городе. В результате совершенствования улично-дорожной сети должно уменьшиться количество заторов на улицах, что приведет к снижению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автотранспорта. В некоторых случаях это снижение может быть значительным. Для подтверждения этого были выбраны 2 участка, на которых произошли существенные изменения транспортных потоков: ул. Локомотивная от ул. Ленина до ДКЖ после строительства 2-го тоннеля и расширения проезжей части; ул. Васильева после строительства 1-й очереди тоннеля и закрытия переезда через железную дорогу.

После открытия туннелей произошло увеличение интенсивности движения автотранспорта от 30 до 80 %, что связано с общим увеличением автотранспорта в городе, с уменьшением количества заторов на этих улицах и с перераспределением транспортных потоков (таблица 2.2.).

Таблица 2.2.

Изменение интенсивности движения автотранспорта по улицам Локомотивная и Васильева после строительства тоннелей

Названия

улиц

Интенсивность движения автотранспорта ед./час

Измене- ние,

легковой

грузовой

автобусы

всего

до стр-ва

после стр-ва

до стр-ва

после стр-ва

до стр-ва

после стр-ва

до стр-ва

после стр-ва

%

Локомотивная

795

1632

216

384

141

75

1152

2091

80

Васильева

648

900

396

476

16

4

1060

1380

30

Экологическая оценка реализованных мероприятий была выполнена с привлечением "Методики определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов". Для этой цели были использованы результаты наблюдений за интенсивностью движения транспортного потока по 6-ти группам транспортных средств и количеством остановленных автомобилей у светофоров и переезда. Такое же обследование было проведено после строительства тоннелей, что позволило оценить объемы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта до начала строительства и после его завершения.

До строительства тоннелей на этих улицах часто наблюдались заторы, что приводило к резкому росту уровня загрязнения атмосферного воздуха. Скорость движения на этих улицах составляла 15-20 км/час, это также увеличивало выбросы загрязняющих веществ. Основная часть выбросов приходилась на момент разгона автомобиля при начале его движения (дополнительный выброс). Рассчитанные суммарные объемы выбросов представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Изменение объема выбросов загрязняющих веществ при движении автотранспорта после строительства тоннелей на ул. Локомотивная и Васильева

Названия улиц

Выбросы загрязняющих веществ, т

CO

NO2

Бензин

Сажа

Керосин

SO2

Форм-альде-гид

Бенз(а)-пирен

Всего, т

Васильева

(до стр-ва)

531,973

15,513

66,542

0,445

2,637

1,913

0,267

0,0002

619,290

Васильева

(после стр-ва)

111,536

11,790

15,488

0,093

1,664

0,682

0,091

0,00002

141,345

Васильева

(изменение выбросов)

420,438

3,723

51,054

0,352

0,972

1,230

0,175

0,00023

477,946

Локомотивная (до стр-ва)

149,865

7,681

17,220

0,282

2,389

0,913

0,153

0,0001

178,504

Локомотивная (после стр-ва)

51,962

8,731

6,530

0,049

0,820

0,334

0,048

0,00001

68,473

Локомотивная (изменение выбросов)

97,904

-1,050

10,690

0,233

1,570

0,579

0,105

0,00007

110,030

После открытия туннелей произошло значительное снижение выбросов в обоих случаях даже при увеличении интенсивности движения автотранспорта. Общее снижение объема выбросов по ул. Локомотивной составило около 110 т за год, а по ул. Васильева около 478 т за год. Произошло некоторое увеличение выбросов диоксида азота на ул. Локомотивная вследствие увеличения числа дизельных автомобилей и автобусов. Кроме того, выбросы диоксида азота не изменяются при изменении скорости движения автомобиля.

Существенно снизились выбросы оксида углерода: на 420 т и 98 т соответственно на ул. Васильева и Локомотивной.

Таким образом, развитие и совершенствование транспортной сети в городе, кроме экономических, позволяет эффективно решать и экологические проблемы.