9. Экологический мониторинг

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТО-РИНГА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(по материалам управления по охране окружающей среды Пермской области)

Реализация политики устойчивого развития региона, т.е. способности поддержания экономического развития при одновременном сохранении окружающей среды, требует эффективной системы управления. Процессы принятия решений должны опираться на достоверную и современную информацию о состоянии окружающей среды, источниках антропогенного воздействия на нее и вероятных последствий этого воздействия. Получение такой информации обеспечивается территориальной системой экологического мониторинга в Пермской области (далее - ТСЭМ). ТСЭМ функционирует и развивается с целью информационного обеспечения принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках и процессах антропогенного воздействия на территории области и является составной частью информационной системы Пермской области.

Работы по развитию территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области базируются на Законе РФ "Об охране окружающей среды" (ст. 6, 7, 63), Законе РФ "Об охране атмосферного воздуха", Законе РФ "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 7), Законе РФ "О недрах", Законе РФ "О животном мире", Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, постановлении Правительства РФ от 25.09.2000 № 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов", постановлении Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 "О государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды", постановлении Правительства РФ от 01.06.2000 № 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге", постановлении Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)", ряде других нормативных правовых актов.

В 2002 г. разработаны концепция развития ТСЭМ Пермской области и перечень основных мероприятий по ее реализации на 2002-2006 гг., последний утвержден первым заместителем губернатора области, председателем департамента имущественных отношений Пермской области А.А. Темкиным.

Принят указ губернатора области от 11.10.2002 № 206 "О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области", которым утверждено Положение о формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области. Положение определяет основные цели, задачи, функции, структуру ТСЭМ. Взаимодействие между участниками ТСЭМ осуществляется также в рамках деятельности Координационного совета по охране окружающей среды и природопользованию, утвержденным указом губернатора области от 10.07.2001 № 172.

Для реализации взаимодействия между управлением по охране окружающей среды Пермской области и основными ведомствами участниками ТСЭМ заключены соглашения об информационном обмене. Они предусматривают проведение совместных работ в области охраны окружающей среды и природопользования, обмен данными экологического мониторинга.

С целью обеспечения сбора, обработки, объединения потоков информации о состоянии окружающей среды, поступающей от участников ТСЭМ, а также обеспечение информацией заинтересованных потребителей принято решение о создании информационно-аналитического центра ТСЭМ на базе областного государственного учреждения (ОГУ) "Аналитический центр".

Мониторинг состояния природной среды

Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на территории Пермской области проводятся на государственной, муниципальной и ведомственной сети.

В 2002 году расширена государственная сеть мониторинга за состоянием загрязнения атмосферного воздуха осуществляемого Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ПЦГМС): введен в эксплуатацию стационарный пост наблюдений за загрязнением (далее - ПНЗ) атмосферного воздуха в г. Краснокамске; в г. Лысьва осуществлялся отбор проб в двух стационарных точках передвижной лабораторией. Таким образам государственная сеть состоит из 20 ПНЗ: г. Пермь - 7 ПНЗ, г. Березники - 3 ПНЗ, г. Губаха - 2 ПНЗ, г. Соликамск - 6 ПНЗ, г. Краснокамск – 1 ПНЗ; г. Лысьва – 2 стационарных точки. Отбор проб осуществлялся на 28 показателей.

На муниципальном уровне наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха проводятся в г. Чайковском муниципальным учреждением (МУ) "Чайковская экологическая лаборатория" по согласованной с ПЦГМС программе. Наблюдения осуществляли в пяти жилых районах г. Чайковский (Основной, Завьялово, Заринский, Завокзальный, Прикамский) с помощью передвижного поста по 5 показателям. Полученные данные включены ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

К ведомственной сети наблюдений относятся стационарные посты промышленных предприятий, расположенных в г. Перми - всего 9 ПНЗ: ОАО "Камкабель", ОАО "Галоген", Завод им. Кирова, ОАО "Сорбент", ООО "ЛУКОЙЛ-Пернефтеорсинтез", ОАО "Камтекс", ОАО "Пемос", ОАО "Инкар", ПО "Приборостроительная компания". Наблюдения ведутся, как правило, на границе санитарно - защитной зоны.

Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов

Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов на территории Пермской области осуществляются на государственной, муниципальной и ведомственной сети.

На государственной сети мониторинг за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов осуществляет ПЦГМС. В 2002 г. ПЦГМС проведено рекогносцировочное обследование р. Тулвы, р. Усьвы, р. Вильвы с целью выбора пунктов наблюдений для проведения мониторинга качества поверхностных вод. По результатам обследования определены створы наблюдения. Работа выполнялась в соответствии с нормативными документами Росгидромета. В выбранных створах, в соответствии с программой наблюдений отбирались пробы воды: на р. Тулве – в основные гидрологические фазы (7 проб), на р. Усьве и р. Вильве – ежемесячно (10 и 12 проб соответственно). В 2002 году наблюдения на государственной сети проводились на 21 водном объекте (3 водохранилища и 18 рек) в 35 пунктах на 48 гидрохимических створах по 34 показателям.

На муниципальном уровне наблюдения за загрязнением поверхностных вод проводятся в районе г. Чайковский МУ "Чайковская экологическая лаборатория" по согласованной с ПЦГМС программе. Наблюдения осуществляли в 5 створах (2 - на Воткинском водохранилище, 2 - на р. Сайгатка и 1 - на р. Черная) по 32 показателям. Полученные данные включены ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

Ведомственная сеть включает порядка 300 створов. Наблюдения за качеством поверхностных вод в фоновых створах осуществляют предприятия, число определяемых показателей превышает 50.

Социально-гигиенический мониторинг

Координацией работ в области социально-гигиенического мониторинга занимается Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области (далее - ЦГСЭН).

К компетентности ЦГСЭН относится оценка качества питьевой воды по химическим и бактериологическим показателям водозаборов, после станции водоподготовки, в водоемах официально установленной рекреационной зоны; измерение качества воздуха и питьевой воды внутри помещений.

На территории Пермской области санитарным надзором охвачено 1126 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в т.ч. 498 коммунальных и 628 ведомственных, кроме того, 37 источников питьевого водоснабжения из поверхностных водоемов. К компетенции этой службы относится также контроль за сбросами муниципальных очистных сооружений и сбросами предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

Сопряженный медико-экологический мониторинг

Анализ зависимости заболеваний детского населения от факторов состояния окружающей среды выполнен Пермским научно-исследовательским клиническим институтом детской экопатологии. Его результаты позволили установить вероятностное влияние (с достоверностью 60 – 80%) большинства токсических компонентов, присутствующих в выбросах предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и др. промышленности, на формирование патологии.

Проводимые исследования дают возможность обосновать приоритетные компоненты химической нагрузки, требующие особо пристального внимания природоохранных служб и органов здравоохранения.

Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области

В настоящее время развитие ТСЭМ осуществляется в направлении развития единой информационной системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области.

Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области представляет собой модульную распределенную систему, состоящую из:

Модули, входящие в состав интегрированного банка позволяют вводить, хранить и анализировать информацию по стандартным формам статистической отчетности: "2ТП - воздух", "2ТП - водхоз", "2ТП – радиоактивность", 2ТП - радиоактивные вещества". Помимо этого в базу данных вводится и в ней хранится значительное количество другой информации по: учету и оценке отходов производства и потребления, разрешениям на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, платежам предприятий природопользователей за загрязнение окружающей среды, справочник по загрязняющим веществам, выбрасываемым в атмосферу, справочник по загрязняющим веществам, сбрасываемым в водные объекты, справочник отходов и т.д.

Методическое руководство и координацию работ по текущему содержанию (администрированию) и развитию интегрированного банка природоохранных данных осуществляет управление по охране окружающей среды Пермской области. Оно также осуществляет взаимодействие с ведомствами участниками ТСЭМ и подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области, обеспечивая поток информации с мест образования данных на уровень субъекта Российской Федерации. Информационно-аналитический центр ТСЭМ, создаваемый на базе ОГУ "Аналитический центр", проводит сводный анализ информации для информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды Пермской области.

Для обеспечения потоков информации в рамках ТСЭМ приоритетным направлением является развитие муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды городов и районов области. Эта работа активно развивалась в 2002 году в соответствии с соглашениями об информационном обмене, которые заключены между управлением по охране окружающей среды Пермской области, ОГУ "Аналитический центр" и практически со всеми администрациями и подразделениями по охране окружающей среды городов и районов области.

Анализ и отображение пространственно распространенных данных, хранящихся в интегрированном банке природоохранных данных, осуществляется с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты масштаба 1:200000, полученные от Роскартографии через СНИБ "Эльбрус" (выполняет функции ГИС-центра ведения единой топоосновы масштабов 1:200000 и 1:1000000).

Использование единой топоосновы позволило снять технические и организационные проблемы совместимости и интеграции данных. В настоящее время в Пермской области ведутся работы по созданию географических информационных систем для органов государственной власти Пермской области (ГИС ОГВ).

В рамках ТСЭМ создается экологический блок ГИС ОГВ, включающий в настоящее время порядка ста тематических слоев, созданных за счет средств областного бюджета, областного целевого бюджетного экологического фонда и полученных в рамках соглашений с ведомствами-участниками ТСЭМ.

Развитие функциональных подсистем ТСЭМ

В 2002 году продолжалось развитие функциональных подсистем ТСЭМ в рамках развития экологического блока ГИС ОГВ Пермской области при финансовой поддержке со стороны областного бюджета и областного целевого бюджетного экологического фонда Пермской области.

В рамках развития подсистемы мониторинга охотничьих животных в течении двух последних лет продолжалось сопровождение и совершенствование программного продукта "Зимний маршрутный учет, оценка состояния и прогноз численности охотничьих животных". Программное обеспечение позволяет отслеживать: динамику численности видов охотничьих животных (зверей, птиц) по выбранному району; динамику численности по видам охотничьих животных; плотность по видам охотничьих животных в разрезе природно-хозяйственных зон; оценивать предпромысловую численность и рекомендуемую добычу видов животных, отнесенных к объектам охоты.

В рамках развития подсистемы мониторинга водных биологических ресурсов созданы цифровые модели рельефа дна Камского и Воткинского водохранилищ. Проведено моделирование сработки уровня водохранилищ в зимний период, созданы карты мест возможных заморных явлений. По результатам работы Камско-уральским бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства начаты дноуглубительные работы с целью ликвидации выявленных заморных ям.

В рамках развития подсистемы мониторинга водохозяйственных систем и сооружений начаты работы по созданию цифровых моделей водосбора, рельефа дна и прибрежной зоны водохранилищ (прудов), атрибутивных баз данных по результатам мониторинга гидротехнических сооружений Пермской области.

В рамках развития подсистемы мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных производственных объектов начаты работы по районированию территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера с экологическими последствиями. В ходе работ в 2002 г.: созданы цифровые картографические базы данных, на основе типизации территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера масштаба 1:500000; созданы атрибутивные базы данных, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Пермской области в период с 1990 по 2002 гг.; определены методические подходы к типизации территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе работ по созданию системы карстового гидролитомониторинга в аспекте влияния на газо- и нефтепроводы разработан ГИС-проект "Карст", обеспечивающий работу с тематическими слоями газопроводы, нефтепроводы, карст, карстоопасность.

В развитие работ, начатых в 2001 г. (были созданы цифровые тематические слои: квартальная сетка, границы лесхозов и лесничеств гослесфонда), в 2002 г. были разработаны цифровые тематические слои: квартальная сетка, границы лесхозов и лесничеств Межколхозлеса. Указанные тематические слои используются управлением по охране окружающей среды Пермской области для привязки особо охраняемых природных территорий, мест обитания "краснокнижных" животных и растений.

 

Основные задачи по развитию ТСЭМ в 2003 году

Основными задачами по развитию ТСЭМ в 2003 году являются:

Мониторинг подземных вод

(по материалам ФГУ "Пермский территориальный центр государственного мониторинга геологической среды")

Мониторинг подземных вод, осуществляемый ФГУДП “Пермгеомониторинг”, включает в себя ведение стационарных режимных наблюдений за состоянием подземных вод Пермской области, а также организацию и корректировку (расширение, реконструкция) существующей наблюдательной сети с целью повышения ее информативности.

Наблюдательная сеть подразделяется на опорную государственную сеть федерального и территориального уровней (ОГНС) и локальную сеть на объектах месторождений твердых полезных ископаемых (калийных солей, нефти), водозаборах, крупных промышленных предприятиях, инженерных сооружениях, местах складирования отходов.

Объектами наблюдений за изменениями состояния подземных вод являются участки водоносных горизонтов и комплексов, характеризующиеся различными условиями формирования режима подземных вод (ОГНС), и испытывающие влияние техногенеза (локальная сеть).

В состав наблюдательной сети входят опорные пункты, состоящие из створов, кустов и одиночных скважин, расположенных на участках с естественным (фоновым) и слабонарушенным режимом подземных вод, а также специализированных пунктов наблюдений на объектах, подверженных воздействию техногенных факторов - родников и гидрометрических постов.

По данным на 01.01.2003г. общее количество наблюдательных пунктов ГМПВ Пермской области состоит из 157 объектов, из которых 37 относится к ОГНС, 120 – к локальной сети.

Целевым назначением опорной государственной и локальной сетей является:

Ведение гидродинамического и гидрохимического мониторинга подземных вод предусматривает изучение их уровня, температуры и химического состава. Частота замеров уровня, температуры и качества воды определяется исходя из решаемых задач, с учетом периодов инфильтрационного питания или его отсутствия.

В результате проведённых в последние годы режимных наблюдений установлено, что период 2000-2002 гг. является благоприятным для восполнения естественных ресурсов подземных вод.

Вместе с тем по данным мониторинговых наблюдений за 2002 год на территории Пермской области выявлено 137 очагов загрязнения подземных вод природного и техногенного характера. Наибольшей техногенной нагрузкой на подземные воды отличается недропользование (добыча полезных ископаемых). В пределах площадей разработок интенсивность загрязнения по отдельным макро - и микрокомпонентам достигает 100 ПДК и более.