18. Итоги деятельности государственных природоохранных организаций области в сфере государственного экологического контроля в 2002 году

(по материалам главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области и управления по охране окружающей среды Пермской области)

Государственный федеральный экологический контроль

Изменения в федеральном законодательстве в области охраны окружающей среды, в том числе в сфере государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) обусловили изменения в структуре органов федерального государственного экологического контроля и государственного контроля в сфере использования и охраны природных ресурсов. В главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области (ГУПР по Пермской области) была создана служба государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на которую были возложены полномочия по осуществлению государственного экологического контроля, государственного водного контроля, государственного геологического контроля и государственного лесного контроля.

До утверждения Правительством Российской Федерации перечня объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, ГУПР по Пермской области утвердил предварительный перечень таких объектов, на которых осуществлялся федеральный государственный контроль государственными инспекторами службы государственного контроля ГУПР по Пермской области и работниками Пермского филиала ФГУ "СИАК по Приволжскому региону". После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 777 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" приказом ГУПР по Пермской области от 29.11.2002 г. № 129 был утвержден Перечень предприятий, подлежащих государственному экологическому контролю на территории Пермской области, в который было включено 386 предприятий.

Службой государственного контроля ГУПР по Пермской области в течение 2002 года было проведено 402 проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды. В результате проверок было выявлено 394 нарушения, в том числе: в области охраны атмосферного воздуха – 114, в области охраны земель – 157, в области обращения с отходами – 86, в области соблюдения требований государственной экологической экспертизы – 29.

Основными загрязнителями окружающей среды из числа проверенных объектов хозяйственной деятельности являются ООО "Пермтрансгаз", ОАО "Пермэнерго", ООО "ЛУКойл-Пермнефть", ОАО "Уралкалий", МП "Пермводоканал", ОАО "ЦБК "Кама", ОАО "Соликамскбумпром", ОАО "Мотовилихинские заводы".

Основными видами нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются несоблюдение лицензионных условий, безлицензионное пользование недрами и водными объектами, превышение нормативов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, несоблюдение требований о проведении государственной экологической экспертизы.

Одним из обязательных требований в области охраны окружающей среды промышленных предприятий является планирование и выполнение природоохранных мероприятий. Подавляющее большинство предприятий такие планы имели. Проверками, проведенными в 2002 году, установлено, что в полном объеме и в установленные сроки выполняется чуть более 60% мероприятий. Перенос сроков выполнения природоохранных мероприятий связан, как правило, с объективными трудностями финансового обеспечения, либо вызван технологическими причинами.

Значительный природоохранный эффект был получен в результате выполнения следующих мероприятий:

По требованию ГУПР по Пермской области в планы природоохранных мероприятий были включены мероприятия по предупреждению аварийных и чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. Мероприятия направлены на регулярное обследование сооружений, емкостей, трубопроводов на герметичность, проведение их диагностики, на замену запорной арматуры, проведение антикоррозийной обработки и т.д.

По всем выявленным фактам нарушения законодательства в области охраны окружающей среды были выданы предписания об устранении нарушений, 73% из них были выполнены в 2002 году. За неоднократные нарушение законодательства в области охраны окружающей среды была приостановлена деятельность 7 объектов хозяйственной деятельности, в том числе ФГУП "Камский целлюлозно-бумажный комбинат", варочных котлов № 2 и № 5 ОАО "Соликамскбумпром", строительство установки ДС-158 ООО "Дорстройтранс".

За допущенные правонарушения в области охраны окружающей среды в 2002 году инспекторским составом ГУПР по Пермской области наложено 279 административных штрафов на сумму 628,95 тыс. рублей.

К сожалению, почти полностью была свернута работа по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, так как Верховным Судом Российской Федерации было приостановлено действие постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Почти все действующие методики по расчету ущерба, причиненного окружающей среде правонарушениями в области охраны окружающей среды, были разработаны с учетом упомянутого Порядка.

Государственный водный контроль

В течение 2002 года службой государственного контроля ГУПР по Пермской области и ФГУ "СИАК" было проверено 78 предприятий-водопользователей. В ходе проверок было выявлено 54 нарушения требований Водного кодекса РФ. Основными видами нарушений являются: пользование водными объектами без соответствующей лицензии на водопользование – 8, превышение нормативов предельно-допустимых сбросов – 19, нарушение специальных режимов водоохранных зон водных объектов – 25.

В 2002 году ГУПР по Пермской области были проверены 212 очистных сооружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Установлено, что более 20% очистных сооружений эксплуатируются с нарушением нормативов качества сточных вод. Выявлено превышение нормативов ПДС по взвешенным веществам, БПК, нефтепродуктам, железу, хлоридам.

По результатам контроля предприятиям-водопользователям выдано 21 предписание, из которых выполнено 15, наложено 23 административных штрафа на сумму 114 тыс. рублей. За нарушение водного законодательства приостанавливалось действие лицензий на право пользования водными объектами на Кунгурском ЛПУ ООО "Пермтрансгаз", в ОАО "Кунгурский молкомбинат", на Сарановской шахте "Рудная" (2 лицензии).

В течение 2002 года проведено 52 проверки по соблюдению режима водоохранных зон водных объектов и прибрежных полос, рассмотрено 72 дела по отводу земель, в 22 случаях в отводе земель отказано в связи с расположением земельных участков в пределах водоохранных зон. Например, в администрацию г. Перми направлено предписание об отмене постановления по отводу земельного участка под строительство мойки автомобилей в прибрежной полосе р. Данилиха.

Рисунок 18.1.

Захламление водоохраной зоны водохранилища

Государственный геологический контроль

В 2002 году было проверено 29 предприятий-недропользователей, в том числе 4 внепланово по выявленным фактам безлицензионного пользования недрами и 62 объекта недропользования. В ходе проверок выявлено 114 нарушений, в том числе 5 случаев безлицензионного пользования недрами, например, добыча без лицензии песчано-гравийной смеси в русле р. Чусовой Лысьвенским ДРСУ, ОАО "Пермдорстрой" - в районе д. Кучино. Выявлено 23 случая безлицензионного пользования подземными водами, 58 случаев нарушений лицензионных соглашений. Например, несвоевременное внесение платы за пользование недрами ОАО "Йодобром", нарушение сроков разработки проекта по разработке нефтяных месторождений ОАО "ЧУРС", превышение суммарного суточного забора подземных вод ОАО "Уралкалий" и др. Установлено 24 случая нарушения стандартов ведения работ. Было изъято 3 лицензии у ООО "ЛУКойл-Пермнефть" на добычу минеральных вод, у ЗАО "Краснокамская ПМК-9" на на разработку Пальтинского месторождения торфа, у ЗАО "Балмашевский завод стройматериалов" на разработку Балмашевского месторождения кирпичных глин. Выявлены неплатежи за пользование недрами на сумму 798,6 тыс. рублей. По результатам контроля предприятиями устранено 63 нарушения.

Государственный лесной контроль

В течение 2002 года проведено 124 проверки по вопросам использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в лесохозяйственных и лесозаготовительных организациях всех форм собственности., в том числе:

По итогам проверок выдано 144 указания на устранение выявленных нарушений и недостатков, 72 постановления на ограничение или приостановление пользования участками лесного фонда. Четыре руководителя предприятий привлечено к административной ответственности, на пятерых руководителей составлены протоколы о нарушении ими правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

По представлению Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка строительства новой автомобильной дороги, проходящей по лесам первой группы. Производство работ было приостановлено из-за отсутствия правоустановительных документов. Отсутствовали документы о переводе лесных земель в нелесные и земельное дело. Ущерб от строительства дороги без правоустановительных документов составил 16,576 млн. рублей. Материалы проверки были направлены в прокуратуру. Прокуратурой было возбуждено 5 уголовных дел. Материалы по взысканию ущерба переданы в арбитражный суд. При проведении внеплановой проверки был выявлен факт самовольной рубки лесонасаждения Комарихинским лесхозом. Лесному хозяйству был причинен ущерб в сумме 180,2 тыс. рублей. Материалы проверки были переданы в прокуратуру, в отношении руководителя лесхоза возбуждено уголовное дело.

Государственный областной экологический контроль

Государственный областной экологический контроль осуществляется сектором экологического контроля управления по охране окружающей среды Пермской области с 1 июля 2002 года с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Управление начало проводить прямые проверки деятельности хозяйствующих субъектов с целью контроля за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" было проведено разграничение объектов контроля между ГУПР по Пермской области и управлением на основе Временного перечня предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю.

В ноябре 2002 года было принято постановление Правительства РФ от 28.10.2002 № 777, в котором были утверждены требования к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю. На основании этого в Пермской области был утвержден перечень данных объектов. С учетом перечня предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю, управлением по охране окружающей среды Пермской области был разработан и утвержден перечень предприятий, подлежащих областному экологическому контролю, куда вошло 204 объекта.

В период с 1 июля 2002 г. по настоящее время сектором областного государственного экологического контроля было проверено 147 объектов хозяйственной деятельности, в том числе в соответствии с утвержденными планами – 62, вне плана по информации, полученной от органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти области, юридических лиц и граждан – 85. В ходе проверок было выявлено 113 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Из них 47,8% составили нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, 34,5% – нарушения, связанные с несоблюдением экологических требований при эксплуатации объектов, 8,8% – нарушения законодательства в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха и др.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды к административной ответственности было привлечено 72 правонарушителя, в том числе: юридических лиц – 35, должностных лиц – 28, граждан – 9, взыскано штрафов на сумму 391,4 тыс. рублей.

По результатам контроля было выдано более 300 предписаний об устранении выявленных недостатков и нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, их выполнение по срокам и полноте находится на контроле. Итогом выполнения предписаний является разработка и получение разрешительных документов на деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, а также реальное снижение уровня этого воздействия.

Так, в ОАО "Камтэкс-Химпром" была восстановлена работа системы оборотного водоснабжения, в том числе градирни, что позволило уменьшить забор воды на производственные нужды в объеме 2,15 млн. м3/год. На 19 объектах было сдано на утилизацию более 2000 люминесцентных ламп, содержащих ртуть – вещество первого класса опасности. В ОАО "Уралэнергострой" в отделении деревообработки введено в эксплуатацию газоочистное устройство – циклон, производительностью 12,6 тыс. м3/час. На большинстве проверенных предприятий сдано на переработку более 300 тонн отработанных автомобильных шин, большое количество отработанных аккумуляторов и автомобильных масел., ликвидировано 17 площадок несанкционированного размещения отходов производства и потребления, например в ОАО "Добрянский деревообрабатывающий завод", в МУП МПО "Комус" в г. Соликамске, в ЗАО "Пермрыба", в МУП ПАТП-1 "Пермпассажиравтотранс" и др.

Государственные инспекторы управления, кроме того, участвуют в комплексных проверках, проводимых по планам Главного управления ГО и ЧС области, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Управлением ежегодно организуется проведение массовой акции "Операция "Чистый воздух", в ходе которой совместно с управлением ГИБДД и другими надзорными и контрольными органами осуществляется проверка автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания автотранспорта, автозаправочные станции и транспортные средства. В 2002 году в ходе акции было проверено: предприятий, автотранспортных цехов и автохозяйств – 1441, станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) – 177, автозаправочных станций (АЗС) – 60, авторемзаводов – 6, автотранспортных средств – 198 394, привлечено к административной ответственности – 2054 правонарушителя. В этом году по предложению управления ГИБДД и общественности время проведения акции, объявленной распоряжением губернатора области от 29.04.2003 № 229-р, увеличено на два месяца.