20. Деятельность областного целевого бюджетного экологического фонда

(по материалам управления по охране окружающей среды Пермской обюласти)

Система целевых бюджетных экологических фондов Пермской области (далее – экологические фонды) состоит из областного экологического фонда и 40 экологических фондов городов и районов области. Они образованы для решения неотложных природоохранных мероприятий, восстановления потерь окружающей природной среды и других задач природоохранного направления на территории Пермской области.

Действие экологических фондов на территории Пермской области осуществляется в соответствии с Законом Пермской области от 18.12.2001 № 1935-347 "О бюджете Пермской области на 2002 год", Законом Пермской области от 5 октября 2001 года № 1756-308 "Об областном целевом бюджетном экологическом фонде", с решениями представительных органов власти городов и районов Пермской области.

Федеральным бюджетом на 2002 год предусмотрено, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, поступившая в территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Пермской области, распределяется следующим образом:

Распределение доли платы, подлежащей зачислению в областной бюджет, сложилась в соответствии с многолетней практикой:

Это необходимо для осуществления на территории области важнейших природоохранных мероприятий, предусмотренных областной целевой комплексной программой "Охрана окружающей среды Пермской области" на 2001-2005 годы, и местными экологическими программами. Поэтому и в 2002 году в бюджете области предусмотрены нормативы отчислений платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанных выше размерах.

Доходы и расходы экологических фондов учитываются обособленно в составе доходов и расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на территории Пермской области. Их движение осуществляется со специальных счетов.

Распорядителями средств экологических фондов являются управление по охране окружающей среды Пермской области и муниципальные органы охраны окружающей среды, созданные в структуре муниципалитетов области.

Получатели средств фондов – организации различных форм собственности и индивидуальные предприниматели, участвовавшие в реализации областных и муниципальных экологических программ и других важных природоохранных мероприятий.

Ввиду признания Верховным Судом Российской Федерации незаконным постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" во второй половине года значительно сократился объем поступления в доход экологических фондов платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Всего за 2002 год доходы экологических фондов составили 76,6 млн. руб., в том числе:

В связи с непоступлением в полном объеме доходов в бюджеты экологических фондов, сократились и их расходы.

На финансирование природоохранных мероприятий за тот же период направлено 82,3 млн. руб., из них – 5,7 млн. руб. за счет переходящих остатков средств фондов с предыдущего финансового года.

Информация по использованию средств экологических фондов в разрезе основных направлений и их удельный вес в общих расходах приведен в таблице 20.1. В таблице 20.2 приведены данные по расходованию средств областного целевого бюджетного экологического фонда.

Однако, не смотря на указанные обстоятельства, за счет средств экологических фондов проведен ряд важнейших природоохранных мероприятий.

На строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов направлено 20,8 млн. руб. или 25,3 % от общей суммы расходов. Так, на условиях долевого участия финансировалось строительство комплекса по переработке твердых бытовых отходов города Перми, расширение очистных сооружений сел Барда и Карагай, строительство полигонов захоронения твердых бытовых отходов городов Пермь, Чайковский, Березники.

Другим наиболее важным направлением расходования средств является содействие экологическому образованию и просвещению. На эти цели в минувшем году направлено 9,2 млн. руб. (11,2 % от всех расходов). Наиболее значимыми событиями являлись проведение Дней защиты от экологической опасности и участие в областном конкурсе социальных и культурных проектов в номинации “Сохраним природу Прикамья”. Были также проведены семинары и конкурсы по экологической тематике, осуществлено дополнительное экологическое образование школьников и студентов, организованы в летнее время экологические лагеря, зеленые смены и другие мероприятия.

Продолжено дальнейшее развитие систем мониторинга окружающей среды и приобретение оборудования для них. На эти цели направлено 6,4 млн. руб. или 7,8 % от общей суммы расходов.

Из других видов природоохранной деятельности необходимо отметить проведение мероприятий, направленных на оздоровление населения. Только за счет средств областного экологического фонда на это направление выделено 5,3 млн. руб. или 17,7 % от всех расходов фонда. Значительная часть этих средств пошла на стационарную медико-экологическую реабилитацию детского населения с экологически неблагополучных территорий области и лечебно-диагностические мероприятия по иммунореабилитации детского населения, в том числе произведены операции на сердце детям с экологически неблагополучных территорий. Проведен мониторинг врожденных пороков развития на территориях экологического неблагополучия в Пермской области, а также финансировалась разработка модельного проекта территориальной оценки риска воздействия и обоснования максимально допустимых нагрузок химических факторов окружающей среды на здоровье населения для обеспечения экологической безопасности (на примере города Губахи)

Таблица 20.1.

Расходование средств экологических фондов по основным направлениям затрат за 2002 г.

Направления затрат

2001

2002

Сумма затрат, млн. руб.

Удельный вес

от общих расходов, %

Сумма затрат, млн. руб.

Удельный вес

от общих расходов, %

Изменение суммы затрат к 2001 г., %

Строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов

38,0

36,3

20,8

25,3

-17,2

Внедрение экологически чистых технологий

0,5

0,5

2,9

3,5

2,4

Предоставление займов и ссуд предприятиям на строительство и реконструкцию

0,0

0,0

0,2

0,2

0,2

Научно - исследовательские работы в области охраны окружающей среды

4,5

4,3

4,9

6,0

0,4

Мониторинг окружающей среды

5,8

5,5

6,4

7,8

0,6

Развитие заповедников, заказников, сохранение памятников природы

2,1

2,0

2,4

2,9

0,3

Предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф

0,8

0,8

0,6

0,7

-0,2

Экологическое образование и просвещение

6,9

6,6

9,2

11,2

2,3

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды

0,4

0,4

0,8

1,0

0,4

Воспроизводство природных ресурсов

8,1

7,7

5,4

6,6

-2,7

Проведение семинаров, совещаний

0,4

0,4

0,7

0,8

0,3

Содержание исполнительной дирекции фонда

9,2

8,8

7,9

9,6

-1,3

Материально-техническое обеспечение

2,9

2,8

3,8

4,6

0,9

Передано средств другим экофондам по обязательным перечислениям

1,8

1,7

0,2

0,2

-1,6

Расходование средств на другие виды природоохранной деятельности

23,3

22,2

16,1

19,6

-7,2

Итого

,0

,0

 

Таблица20.2.

Расходование средств областного целевого бюджетного экологического фонда

Направления расходования средств

Расходы в

2001 году,

млн. руб.

Расходы в

2002 году, млн. руб.

Изменение суммы расходов в 2002 г. к 2001 г.,  %

Разработка экологических программ и мероприятий, проведение научных исследований, проектных и внедренческих работ в области охраны окружающей среды

2,6

3,2

124,0

Содействие строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту природоохранных объектов

8,4

5,5

62,0

Создание и совершенствование системы мониторинга окружающей среды, приобретение технических средств для них, проведение оперативного экологического контроля

2,0

3,0

155,0

Поддержка развития заповедников, заказников, национальных парков, сохранение памятников природы

1,9

1,6

84,5

Оценка состояния природных ресурсов, реализация мер по охране и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению малых рек, прудов, озер и природных объектов

6,4

2,7

42,2

Осуществление мероприятий, направленных на оздоровление населения

2,8

5,3

191,0

Осуществление международного сотруд-ничества, привлечение иностранных специалистов и организаций для проведения экспертиз, консультаций и других работ

0,3

0,8

230,6

Содействие экологическому воспитанию, образованию, повышению квалификации, экологической пропаганде, проведение конкурсов

3,2

6,6

205,1

Прочие расходы

2,8

0,8

27,2

Итого:

96,9