21.Экологическое образование, просвещение и информирование населения

(по материалам управления по охране окружающей среды Пермской области)

Экологическое образование, просвещение и информирование являются одними из приоритетных направлений региональной природоохранной политики. Они реализуются управлением по охране окружающей среды в сотрудничестве с департаментом образования, комитетом по молодежной политике и департаментом культуры и искусства. Общая цель этих направлений - формирование экологической культуры населения, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности региона и каждого человека.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 № 7-ФЗ) и законом Пермской области "Об охране окружающей среды Пермской области" (от 09.12.2002 № 502-94), областной целевой комплексной программой "Охрана окружающей среды Пермской области" на 2001-2005 гг. (от 12.07.2001 №1639-263), в регионе развивается региональная система всеобщего непрерывного и комплексного экологического образования и просвещения.

В 2002 году эта работа включала в себя:

При этом использовались разные методы и формы, такие как: семинары, конференции, олимпиады, слеты, лагеря и отряды, круглые столы, пресс-конференции, конкурсы, статьи, видеофильмы, телевизионные сюжеты, викторины, передачи и т.д.

Экологическое образование в дошкольных учреждениях

В области действует сеть дошкольных учреждений, занимающихся экологическим воспитанием (62 детских сада, что составляет 6,5% от общего количества). Специалисты дошкольных образовательных учреждений области работают по комплексным федеральным программам, содержащим экологизированные разделы по ознакомлению с природой: "Детство", "Истоки", "Радуга", "Школа 2100", а также авторским программам "Мы" Н.Н.Кондратьевой, "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом – природа" Н.А. Рыжовой, "Мы земляне" Н.Н. Вересовой и др.

На базе детского сада № 333 г. Перми действует региональный опорный центр дошкольных учреждений, работающий по экологическому воспитанию детей. Руководителем центра является к.п.н. А.М. Федотова. В 2002 году центром издана и распространена региональная программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста А.М. Федотовой "Пермский край – мой родной край".

Экологическое образование в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования

Около 20 % школ области разного типа включились в образовательную деятельность экологического содержания через образовательные программы, кружки, факультативы, научные общества и т.п.

Анализ внедрения вариативных программ, учебников, новых педагогических технологий, проведенный департаментом образования, показал, что экология, как предмет занимает второе место после экономики в общеобразовательных школах, а именно отмечена в 26 районах области.

Массовый характер имеет научно-исследовательская деятельность школьников и педагогов по изучению окружающей среды своей местности. На 22 областном конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ было представлено около 300 работ по экологической и природоохранной тематике на секциях: "Экология водоемов", "Промышленная экология", "Урбоэкология", "Факторы окружающей среды, их влияние на здоровье и заболеваемость детей", "Экология сельскохозяйственных растений" и т.д.

Стали уже традиционными ежегодные Всероссийские олимпиады учащихся 9-11 классов по экологии, при этом на третьем (областном) этапе, кроме тестов, практикуется форма защиты экологических проектов. В заключительном туре 9 экологической олимпиады приняли участие 96 школьников - победителей районных и городских туров.

В 2002 году была проведена первая олимпиада по лесоведению для старшеклассников области, победители которой, получили льготные условия при поступлении на специальность лесное хозяйство и садово-парковое строительство Пермской государственной сельскохозяйственной академии. Новая олимпиада вызвала определенный интерес, так в районном туре приняли участие 480 школьников, однако в областном смогли принять участие лишь 27 из 11 районов области.

Кроме того, школьники Пермской области активно участвуют во всероссийских конференциях и олимпиадах. В 2002 году победители областной экологической олимпиады (Небогатиков Владимир - 9 кл., школа №1 г.Чусового, Татаркин Сергей – 10 кл., школа №7 г.Чайковского, Шустов Василий – 11 кл., лицея № 2 г.Перми), приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, проходившей в г. Кисловодске. По сравнению с предыдущими годами выступление делегации Пермской области было очень успешным – результаты работ всех школьников были удостоены дипломами I и II степеней. Школьники Осинского района приняли участие во Всероссийской конференции молодежи и школьников "Эко-2002", проходившей в г.Наро-Фоминске (Московская область), где Анастасия Бочкарева (11 кл., школа с.Пакли) получила диплом лауреата. Участники "Школы юного исследователя" центра детского творчества г.Краснокамска (Тиунова Мария - 9кл., Трунова Полина -7 кл., Карина Екатерина - 9 кл., Дробков Михаил - 9 кл., Калинин Семен - 7 кл.) стали лауреатами конференции "Юность. Наука. Культура", которая прошла в г. Обнинске.

В последнее время идет активный поиск новых форм экологического образования и просвещения.

На фоне развития информатизации общеобразовательных учреждений планируется распространение в области экологических компьютерных курсов. Методистом кафедры экологии ПОИПКРО А.А.Наумовым разработан курс дистанционного экологического образования для школьников. По заказу управления по охране окружающей среды и департамента образования ПГУ совместно с областным образовательным центром "Экология" создают сайт "Экологическое образование и просвещение" для педагогов, студентов, школьников и всех интересующихся вопросами экологического образования (http://www.cde.perm.ru/ecofond/). Создаются видеофильмы, пригодные для просмотра на компьютерной технике, например, "Невидимая жизнь водоемов" - ПГТУ.

Участие в конкурсах позволило ряду общеобразовательных школ (СОШ №2 г.Губахи, Куединская СОШ №1, СОШ №2 с.Карагай, Малосивинская СОШ Сивинского района) расширить экологическую деятельность в интересах местного сообщества. С помощью грантов школьники совместно с педагогами и родителями доводили экологическую информацию до населения, используя разные формы (листовки, газеты, информационные листы, агитбригады), проводили рейды по очистке и благоустройству территории, создавали экологические тропы.

Продолжает развиваться региональное движение "ЭКОЗУС: Экология – Знания - Стиль жизни", инициируемое педагогами ПОИПКРО. Цель движения - организация просветительской деятельности подростков в разных социальных группах. Опорными центрами движения в 2002 году стали СОШ №3 г.Краснокамска, СОШ №31 г.Перми, Госконзаводская СОШ Куединского р-на.

В целях методической поддержки экологического образования управлением по охране окружающей среды в 2002 году издан и распространен по школам и библиотекам области дополнительный тираж эколого-краеведческой хрестоматии Е.А.Черных, Т.В. Похожаевой "Твое Прикамье. Береги свой дом". Департамент образования Пермской области издал:

В районах, при активной поддержке из местных экофондов, продолжается деятельность по созданию и тиражированию эколого-краеведческих сборников. За последние пять лет такие методические материалы изданы в Бардымском, Ильинском, Красновишерском, Куединском, Кунгурском, Нытвенском, Осинском, Очерском, Частинском районах, а также в таких городах, как Александровск, Березники, Кизел, Краснокамск, Лысьва, Чернушка, и Индустриальном районе г.Перми. В 2002 году шла подготовка по созданию таких сборников в городах Чердынь и Соликамск.

Привлечением школьников к практической экологической деятельности занимаются разнообразные учреждения дополнительного образования (станции юных натуралистов, станции юных туристов, клубы, центры и т.п.). На базе областного эколого-натуралистического центра (г. Пермь) совместно с учеными пермских вузов продолжает свою деятельность трехлетняя областная очно-заочная Школа юного эколога для старшеклассников всей области. Школа в последние годы пользуется большой популярностью среди школьников области (рисунки 21.1 и 21.2), так как дает основы исследовательской деятельности и дополнительные знания, которые используются учащимися при поступлении в высшие учебные заведения на экологические специальности.

Рисунок 21.1.

Количество учащихся школы юного эколога

Рисунок 21.2.

Представительство районов в школе юного эколога

Школа объединяет два направления: исследовательское, представленное секциями медицинская экология, ботаника, зоология, гидробиология, и флористическое. В целях развития и совершенствования деятельности школы юного эколога в 2002 году разработана комплексная программа экологов-флористов и издана "Комплексная программа учебной и исследовательской работы школы юного эколога исследователя" с методическими приложениями.

В области действуют 12 профильных эколого-биологических учреждений дополнительного образования (станции юных натуралистов и эколого – биологические центры), часть которых являются неформальными районными опорными центрами организации экологического образования и просвещения, такие как станция юных натуралистов г. Чайковского, эколого-биологический центр г.Лысьва, станция юных натуралистов г. Верещагино. На базе станции юных натуралистов г. Чайковского создается музей Природы Прикамья. При станции юных натуралистов г. Чусового с 1995 года действует лицензированная Школа юных экологов исследователей, курируемая педагогами пермских вузов.

Кроме того, экологическое образование реализуется в ряде программ центров детского творчества. Высокий уровень организации проектной деятельности, проведение районных экологических акций, конкурсов и праздников отличают ЦДТ "Радуга" и "Детство" г. Перми. В 2002 году некоторые центры (ЦДТ г.Кунгура, ЦДТ г.Краснокамска, ДДТ г.Усолье) стали победителями областного конкурса социальных проектов. Выигранные гранты позволили провести ряд мероприятий на особо охраняемых природных территориях. Представители станции юных натуралистов г.Чайковского и ЦДТ г.Березники 15-19 мая приняли участие в V Международном фестивале "Дети и экология: XXI век" в г.Саранске. Творческий коллектив станции юных натуралистов получил звание лауреата фестиваля по номинации "Самая добрая детская телепрограмма" за телепередачу "Чудо-остров".

Одной из эффективных комплексных форм дополнительного экологического образования и просвещения являются экологические лагеря и отряды, популярность которых увеличивается с каждым годом (рисунки 21.3, 21.4).

Рисунок 21.3.

Изменение количества экологических лагерей и отрядов

Рисунок 21. 4.

Изменение количества участников экологических лагерей и отрядов

Благодаря системной работе управления по охране окружающей среды Пермской области экологическое направление было приоритетом оздоровительной кампании лета – 2002. В подготовительный период были проведены 2 обучающих кустовых семинара (г. Чайковский, г. Чердынь) и конференция для организаторов летнего детского отдыха, в которых приняли участие 111 человек; для организаторов летнего детского отдыха; выпущен информационный сборник "Лето-2002: экологические лагеря и отряды"; объявлен областной конкурс экологических лагерей и отрядов "Зеленая смена". По итогам конкурса из 110 пришедших заявок были профинансированы за счет областного экологического фонда и бюджета 69 программ. Также, для проведения экологических лагерей и отрядов в городах и районах области была оказана поддержка муниципальными природоохранными службами. Всего во всех городах и районах области прошли 350 экологических лагерей и отрядов, в которых отдохнуло 16833 школьника. Анализ содержания экологической деятельности, реализуемой в детских лагерях и отрядах, позволил выделить 6 основных направлений и приоритеты этого года, такие как практическая и экскурсионная деятельность (рисунок 21.5.)

Рисунок 21.5.

Основные направления экологической деятельности в экологических лагерях и отрядах.

В 2002 году состоялись:12-й международный студенческий экологический лагерь для старшеклассников и студентов совместно с австрийскими студентами (г.Пермь), 11-ый областной экологический лагерь для Школы юного эколога и лидеров молодежных экологических движений "Экоград: Пермь Великая" (с.Покча, Чердынский р-н). Появились межрегиональные лагеря – "Радуга" (г.Пермь) и "Ларинтия" (Осинский р-н), где побывали школьники и преподаватели г.Волгограда, г.Калуги, г.Москвы, Московской области, г.Саратова, г.Тулы. Однако, наибольшей длительностью существования отличился экологический лагерь "Лесная республика", с 1989 г. ежегодно проводимый на базе школы №2 г.Губахи. В заключение летней кампании для подведения итогов и обмена опытом деятельности экологических лагерей и отрядов 19-20 декабря была проведена конференция "Экологические лагеря и отряды: анализ, опыт, перспективы". Анализ и обобщение пермского опыта позволили подготовить и издать сборник для организаторов экологических лагерей и отрядов "Лето зеленого цвета".

Для активизации молодежного движения и обмена опытом используется такая форма как слет. В 2002 году было организовано два областных слета учащейся молодежи.

На базе детского оздоровительного лагеря "Малахит" (Оханский р-н) 12-13 сентября был проведен слет школьных лесничеств, собравший 17 команд из 15 районов области. Участники слета в форме творческих отчетов обменялись опытом работы, во время конкурса юных лесоводов, состоящего из 8 этапов, проявили индивидуальный и командный уровень подготовки. На всех этапах ответы и навыки участников оценивало жюри, состоящее из профессиональных лесничих под руководством заведующего кафедрой лесоведения и садово-паркового строительства пермской государственной сельскохозяйственной академии К.И. Малеевым. В личном первенстве победил Кедров Александр (Перемское лесничество). Среди команд 1 место заняло Андреевское школьное лесничество (Оханский р-н), 2 место – Перемское (Добрянский р-н), 3 место разделили Губахинское и Дубровское (Оханский р-н) школьные лесничества. Все победители конкурса были отмечены грамотами и ценными подарками. Слет закончился костром дружбы и памятной посадкой кедра.

26 октября на базе центра дополнительного образования детей "Мотовилиха" прошел IV слет лидеров молодежных экологических движений, собравший 178 учащихся из 53-х учебных заведений семнадцати городов и районов области. На слете, кроме отчетов о деятельности школьников, прошла деловая игра "Что мы можем вместе?" в ходе которой были обозначены проблемы и перспективы молодежного экологического движения Прикамья "Зеленый мир", избран новый состав штаба.

А также в ряде городов и районов были проведены районные слеты экологических и природоохранных отрядов (Кировский р-н г.Перми, Карагайский р-н, Ординский р-н, Очерский р-н, Пермский р-н).

Стали традиционными ежегодные конкурсы природоохранных экологических отрядов и "Чистая вода". В 2002 году в конкурсе природоохранных отрядов приняли участие 46 отрядов из 25 городов и районов. Впервые по итогам конкурса была проведена учебно-практическая конференция "Роль природоохранных экологических отрядов в экологическом воспитании и просвещении". В заключение конференции были награждены 13 отрядов-победителей конкурса по 4 номинациям: комплексный природоохранный отряд (8 отрядов), школьные лесничества (1 отряд), озеленители (1 отряд), голубой патруль (3 отряда). На конкурс "Чистая вода" в 2002 году было представлено 57 работ из 18 районов области.

Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

22 апреля 2002 года в г. Перми на базе профессионального лицея №3 была проведена конференция "Повышение экологической культуры учащихся начального профессионального образования". На фоне общего отсутствия системы экологического образования в учреждениях данного типа, конференция выявила следующие элементы экологического образования: экологизация предметов общеобразовательного и профессионального цикла, изучение экологии в разделах таких предметов, как общая безопасность жизнедеятельности и биология. Во внеклассной и внеучебной работе проводятся природоохранные акции, экологические недели, праздники, конкурсы и т.д. Опыт работы в организации экологического образования и просвещения имеют профессиональный лицей №14 г. Перми, Пермский государственный торгово-технический колледж, профессиональный лицей №43 г.Перми, профессиональный лицей №3 г.Перми. Во многих училищах и школах г.Перми известен экологический агитационный коллектив "Экоплюс" профессионального лицея №3, занимающийся пропагандой экологических знаний посредством сценической деятельности. За время существования этого коллектива подготовлены и показаны 4 экологических сказки-спектакля.

Экологические образовательные центры

В области, при поддержке управления по охране окружающей среды, действуют два экологических центра.

На базе Пермского государственного педагогического университета с 1992 г. работает областной образовательный центр "Экология" (директор – проф.В.В.Мисенжников). В центре действует библиотека экологической литературы и методических разработок. Создается банк электронных нормативных, методических, учебных и игровых материалов по экологическому образованию и просвещению. Собран банк региональных программ. Принимаются заказы на разработку экологических образовательных и тренинговых программ. При центре функционирует областная информационная справочно-консультационная служба, услугами которой пользуются педагоги всех типов образовательных учреждений, учащиеся, студенты, участники общественных экологических организаций. В 2002 году службой проведено около 380 индивидуальных и групповых консультаций для 415 человек, 2 районных обучающих семинара (г.Чернушка, Ильинский р-н) по следующим вопросам:

Центром оказана методическая помощь в проведении 2 областных конференций и семинара и в подготовке 4 детских телеперадач "Эколенд".

В 2002 году центром был реализована уникальная авторская программа дополнительного профессионального образования "Формирование экологической культуры населения" под руководством проф.В.А.Ясвина (г. Москва), впервые реализованная полностью в России. В обучении участвовала группа, состоящая из организаторов экологического образования и просвещения, педагогов школ и учреждений дополнительного образования, библиотекарей, руководителей общественных организаций, специалистов природоохранных служб из 8 городов и районов области. В основе программы, состоящей из трех сессий, широко использовались интерактивные методы – тренинги, деловые игры, практикумы, проектирование и т.д. Обучение завершилось защитой выпускных проектов, моделирующих экологическую культуру какой-либо группы населения. В заключение 15 участников курса получили сертификаты Центра экологической политики России и свидетельства о повышении квалификации государственного образца. В дальнейшем планируется продолжить работу по формированию экологической культуры населения в городах и районах области с помощью подготовленных специалистов.

При Пермском государственном университете с 1996 года действует межвузовский студенческий центр (директор – проф. С.А. Двинских), осуществляющий дополнительное экологическое образование студентов, аспирантов и молодых ученых разных вузов г. Перми. Во время двухгодичного обучения проводятся лекционные, практические и лабораторные занятия (на базе разных вузов), полевые практикумы, семинары, круглые столы, конференции. В заключение слушателям выдается сертификат о получении образования в области экологии и охраны природы по программе бакалавра. В последние годы наблюдается рост интереса к деятельности центра студентов разных вузов (рисунок 21.6), что позволяет провести конкурс слушателей. Так в 2002 году из 106 желающих центр смог принять лишь 70 слушателей.

Рис.21.6. Численность 3 и 4 выпуска слушателей межвузовского экологического центра

Экологическое образование в высших учебных заведениях

В девяти высших учебных заведениях Пермской области в учебные планы включены курсы лекций по экологии. В трех высших учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации экологического профиля.

В Пермском государственном университете на географическом факультете на кафедре биогеоценологии и охраны природы проводится подготовка специалистов по двум специальностям: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности биологического факультета проводится подготовка специалистов экологов.

На кафедрах инженерной геологии и гидрогеологии, инженерной геологии и охраны недр в магистратурах проводится двухлетняя специализация по специальностям экологическая геология и гидрогеология. В ПГУ функционирует докторский диссертационный совет по специальности Геоэкология.

В Пермском государственном техническом университете на кафедре "Охрана окружающей среды" автодорожного факультета по очной и заочной формам обучения получают специальности "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов".

Для студентов очного и заочного отделений аэрокосмического, автодорожного, электротехнического, механико-технологического, химического, строительного, горно-нефтяного, гуманитарного факультетов читаются курсы: Экология, Охрана окружающей среды, Социальная экология в объеме от 68 до 136 часов. На кафедре химии химико-технологического факультета идет подготовка инженеров-экологов по специальности "Экологическая биотехнология". Для подготовки специалистов из средств областного целевого экологического фонда оказана материальная поддержка в сумме 70 тысяч рублей на приобретение зарубежной учебной и специальной литературы.

Пермская государственная сельскохозяйственная академия на кафедре экологии готовит специалистов: ученый агроном – эколог, с 2001 года на кафедре садово-паркового и ландшафтного строительства на лесотехническом факультете студенты получают квалификацию – инженер садово-паркового строительства, инженер лесного хозяйства. Первый выпуск специалистов этого направления состоится в 2006 году.

В Пермской государственнаой фармацевтической академии проводится цикл лекций по предмету – Экологии человека в объеме 52 часов.

В Пермской государственной медицинской академии всем студентам читаются курсы: Правовые и социально-экономические аспекты деятельности врача по вопросам экологии; Медико-биологические основы экологии человека; Взаимодействие человека с окружающей средой в условиях бытовой и производственной деятельности; Последствия взаимодействия на организм человека неблагоприятных экологических факторов и пути их профилактики.

Для студентов первого курса Пермского государственного институт искусства и культуры преподается курс "Экология Урала" от 34 до 42 часов в зависимости от будущей специальности, студентам факультета культурологии предмет "Экология" преподается на пятом курсе.

Всем курсантам Пермского военного института внутренних войскпреподается предмет – Экология в объеме 62 часов. Курсантам специальности "Биология" преподается предмет Экология и рациональное природопользование в объеме 136 часов.

Управление по охране окружающей среды оказывает содействие в организации ряда научно-практических конференций молодых ученых, аспирантов и студентов, проводимых ежегодно ПГУ и ПГТУ

 

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов, специалистов предприятий, учреждений и органов управления

Повышением квалификации и переподготовкой кадров в области охраны окружающей среды и рационального природопользования занимаются ПГТУ, институт МНИИЭКОТЭК, областное государственное учреждение "Аналитический центр". Проведены ряд семинаров, курсов, конференций, стажировок на промышленных предприятиях города. Продолжается переподготовка специалистов на базе экологического факультета РМЦПК с выдачей дипломов о втором высшем образовании по следующим специальностям: "Экологический менеджмент", "Экологический аудит", "Экономика природопользования"

В области ежегодно проходит повышение квалификации по экологическому образованию учителей и педагогов образовательных учреждений всех уровней. На базе Пермского областного института повышения квалификации работников образования функционирует лаборатория экологического образования под руководством В.Г.Эршон, занимающаяся инновационной, научно-исследовательской и методической деятельностью. В курсовой подготовке педагогов лаборатория реализует идеологию комплексного подхода, использует систему стажировочных занятий для команд педагогов в опорных учреждениях области. В 2002 году были проведены следующие курсы:

С 2000 года на базе СОШ №132 г. Перми организован постоянно действующий семинар для учителей города и области "Экологическое образование в школе" (8 семинаров в год). Лабораторией разработан проект областного социологического исследования "Экологическое образование. Анализ ситуации. Мотивы и стимулы".

20-22 августа в г. Москве прошел семинар-тренинг нового проекта Ассоциации экологического образования "Повестка 21 для школ", на который были приглашены 5 учителей из Пермской области: С.Г. Иваницкая (СОШ №105 г.Перми), Т.В. Вылегжанина (СОШ №11 г.Чусового), А.А. Наумов (Чайковская СОШ Нытвенского р-на), Т.Ю. Пузырева (СОШ №47 г.Перми), Р.П. Трефилова (СОШ №2 с.Карагай). Цель проекта – создание первого отечественного учебного курса для старшеклассников "Основы устойчивого развития".

Экологическое просвещение

Важным звеном в системе формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и экологической культуры всех слоев населения является просветительская деятельность, включающая в себя проведение различных массовых мероприятий, проводимых природоохранными службами совместно с общественными организациями, музеями, библиотеками, заповедниками, зоопарком и т.д.

В 2002 году состоялся IV областной конкурс библиотек "Формирование экологической культуры населения". В конкурсе приняли участие 288 библиотек. По итогам конкурса были определены 10 победителей в 4 номинациях среди центральных, сельских, детских и школьных библиотек.

Среди победителей - три лауреата областного конкурса социальных и культурных проектов 2002 г. (Вильгородская библиотека Чердынского района, Фроловская библиотека Карагайского района, Посадская библиотека Ильинского района), таким образом, библиотекари выступили генераторами идей, чьи проекты программ нашли поддержку со стороны администрации, специалистов - экологов и населения.Для выявления спроса на экологическую литературу (периодику) в ряде библиотек были проведены анализы читательских формуляров разных групп, в результате была выявлена закономерность повышения спроса на литературу по экологической тематике.Знаменательным событием для библиотечной системы области стало проведение в ноябре 2002 года в Пермской областной универсальной библиотеке первого областного семинара по проблеме формирования экологической культуры населения, в котором приняли участие 70 специалистов. Традиционна эколого-просветительская работа краеведческих музеев области. При финансовой поддержке областного экологического фонда в 2002 году на базе областного краеведческого музея созданы две новые выставки "Мир растений" и "Полезные ископаемые Пермской области", прошла реконструкция диорам Краснокамского и Осинского краеведческих музеев, создан отдел природы в Уинском краеведческом музее.Одной из новых форм экологического просвещения в 2002 г., инициируемых управлением по охране окружающей среды, было создание и проведение в районах и городах области передвижной выставки "Мир заповедной природы", посвященной природе заповедника "Вишерский".

Продолжена работа по созданию экологической тропы в ботаническом саду Пермского государственного университета.Театром истории культуры и экологии "Жар птица" создан и демонстрируется синтез-спектакль "Сылва Заповедная". Большую эколого-просветительскую работу организует Пермский зоологический парк. В 2002 году проводились 32 вида общеобразовательных и учебных экскурсий для разных категорий посетителей, 2 конкурса, 8 тематических дней, такие как День птиц - праздник человека, День Земли, Акция пробуждения Земли, День рождения животных Пермского зоопарка и др.

Новым и перспективным неформальным направлением экологического просвещения является развитие экологического туризма в Прикамье. С целью пропаганды этого направления в области, управление по охране окружающей среды Пермской области совместно с заповедником "Вишерский" приняли участие в 5-й международной выставке "Туризм. Отдых и развлечения-2002". В сотрудничестве с Комитетом по физкультуре и спорту был проведен круглый стол "Экологический туризм в Пермской области: миф или реальность?", а также семинар "Экологический туризм в Пермской области: организация и управление". В организации семинара приняли участие ряд пермских вузов и представители Российской Ассоциации Экологического Туризма во главе с президентом Ассоциации Н.В. Моралевой.

По итогам семинара участниками направлено обращение губернатору области с предложениями по развитию этого направления решения ряда экологических проблем.Учитывая важность и актуальность экологического образования и просвещения всех слоев населения, по-прежнему приоритетными задачами в этой области являются:Обновление нормативно-правовой базы регионального экологического образования, способствующей развитию образования для устойчивого развития.

В этой связи все большее значение приобретает необходимость координации усилий всех органов управления и ведомств в организации непрерывной всеобщей системы экологического образования и просвещения.

Информирование населения

Работа по информированию населения в 2002 году проводилась в соответствии с разработанной Концепцией системы экологического информирования населения Пермской области. На основании концепции был подготовлен медиа-план на 2002 год. Структурно информационные потоки по экологии и охране окружающей среды состоят из следующих блоков: текущая информация о состоянии окружающей среды и цикловая экологическая информация.

Текущая информация оформляется в виде еженедельных пресс-релизов и экологических бюллетеней, а также в подготовке пресс-конференций приуроченных к наиболее значимым природоохранным событиям, как правило, не реже одного раза в квартал. Текущие события освещались также на областном радио и телевидении в кратких сюжетах. Например, под рубрикой "Подробности" и "Вести "Т7" освещали прохождение семинаров в г. Кунгуре об экологическом туризме, а в "Вестях" освещались экологические проблемы г. Кизела. Информационные сообщения, например открытие новой экспозиции "Деревянное солнце" в Осинском краеведческом музее (10 минутные сюжеты) или "Новые земляне" об экологическом образовании (5 минутный сюжет) проходили в телепрограммах "Актуальный репортаж" ФГУ ПГТРК "Т7".

Цикловые информационные программы готовились совместно со специалистами электронных СМИ. На областном радио ПГТРК "Т7" еженедельно утром (в 7-20), иногда и несколько раз в неделю выходили новостийные сюжеты – "Экологическая страница" продолжительностью до 10 минут. В течении года состоялось 32 выпуска этой передачи.

Ежемесячно (каждый последний четверг) в эфир (в 10-00) выходил 50-минутный радиожурнал "Зеленая волна", который состоял из новостей и прямых эфиров, записанных интервью с руководителями и специалистами природоохранных организаций, а также кратких викторин. В 2002 году состоялось 12 выпусков журнала.

Подобный по форме, но более короткий по времени (30 минут) транслировался (в 12-30) также на областном радио журнал "Мир вокруг нас". В этом радиожурнале и содержание было несколько другое экологическая информация подавалась параллельно с другими событиями области. Трансляция происходила каждую предпоследнюю среду месяца. Всего в 2002 году состоялось 9 выпусков журнала. Автор всех трех программ радиокомментатор областного радио – Р.Л. Маматова.

На пермском телевидении (ФГУ ПГТРК "Т7") готовились и транслировались игровые 20 минутные детские передачи "Эколенд". Всего таких программ в течении 2002 года прошло – 7. Автор этой программы И.В. Ленских. Эта же студия подготовила и провела две передачи "Экодом". Первая передача была посвящена бытовым отходам, вторая называлась – "Экология и здоровье населения". Программы "Специальный репортаж" этой же студии посвящены были таким сюжетам: "Зеленая мечта", "Оберег", "Уборка", которые посвящены выполнению проектов социального партнерства по вопросам охраны природы. В течении лета 2002 года было многократное повторение двух "Социальных роликов" по одной минуте, тема: "Об опасности пожаров в лесу" и "О правилах поведения туристов на природе".

С частными телерадиокомпаниями принципы работы были несколько иными. Во-первых сюжеты, как правило, были сравнительно короткими во-вторых они носили разовый характер, хотя и проходили в эфире 2-4 раза.

ТРК "Авторадио ТВ" освещал проблемы водоочистки на Большекамском водозаборе в период паводка. К Дню птиц (1 апреля) был подготовлен и показан сюжет об охране редких популяций птиц в Прикамье. К Всемирному дню здоровья был подготовлен сюжет о проблемах неблагоприятного влияния экологических факторов. Ряд отснятых сюжетов был посвящен экологическим акциям и конкурсам: "Дни защиты от экологической опасности", "Экология. Человек года", "Проблемы охраны заповедных территорий", "Экологический десант школьников". Каждый из сюжетов транслировался утром и вечером по два раза.

ИРК "ВЕТТА" в течении 2002 года подготовила следующие сюжеты: "Экологический туризм в Пермской области", "Работа очистных сооружений сточных вод в Добрянке", "Награждение победителей конкурса "Экология. Человек года", "Межвузовский экологический центр", "Экологическая школа №132", "Год птицы – пустельги", "Финал конкурса "Экология. Творчество. Молодежь". Каждый сюжет демонстрировался 2-4 раза.

ТК "Рифей" в течении 2002 года подготовлены сюжеты: "Нефтяные ямы в Краснокамске", "Сосновый бор в Краснокамске", "Работа поста контроля загрязнения атмосферного воздуха", "Всемирный день охраны окружающей среды", "Один день в экологическом лагере" и др. Дополнительно к тематике других телекомпаний ТК "Рифей" специализируется на проведении экологических телевикторин и конкурсов. Например, был проведен конкурс рисунков "Огромный мир и я". Все работы (более сотни и боле 50 авторов) были отсняты и показаны в эфире "Рифея". Работы победителей по разным номинациям, а их было более 10 были отмечены призами. В программе "Утренний гость" участвовал начальник управления – А.В. Бражкин.

Периодические печатные издания

Управление сотрудничает с несколькими печатными органами пермской прессы по информированию населения по экологическим и природоохранным вопросам.

В пермском приложении "Прикамье" к "Российской газете" (тираж в Пермской области 7,3 тыс. экз.) опубликованы следующие материалы: "Полуправда о чуде" - работе электропечи, возведенной взамен мартенов на "Мотовилихинских заводах", ""Берегись автомобиля, "Время разбрасывать камни прошло", "Экологи бьют тревогу" и др.

В "Вечерней Перми" (тираж 18,7 тыс. экз.) опубликованы: "Идут за нами те, кто лучше нас" - об областном слете лидеров экологического движения, "Бомба под репутацию", "Со всеми вытекающими обстоятельствами", "Зеленая зона под домашним арестом", "Присмотр за окружающей средой", "Липа? Скоро не будет", "Телефоны экстренной помощи", "Экоград – Пермь Великая" - об областном экологическом лагере, "Взрыв после победы", "Возвращение к истокам", "Большие проблемы малого города" и т.д.

В газете "Местное время" (тираж 250 тыс. экземпляров) опубликованы: "Все об экологии и не только", "Великолепию природы заботу человека", "Сезон охоты на пластик", "С чего начинается Родина?" и др.

В "Пермских новостях" опубликованы следующие материалы: "От кого охранять Прикамье?", "Экологический десант", "Мусор по-европейски", "Осторожно – лоси!", "Закон о будущем Прикамья", "Странная любовь. Приют для бездомных животных создали…". Кроме того, в каждом выпуске газеты дается информация о состоянии окружающей среды в области под заголовком "Экобарометр".

В "Деловом Прикамье" подготовлены статьи: "Платежи за пользование природными ресурсами", "Кама вытекает из ЦБК".

Со многими другими газетами области договорных отношений оформлено не было, но их материалы анализировались и обобщались. Например, из центральных газет у "Комсомольской правды" самый большой тираж в области – 79,6 тыс. экземпляров. Пример части материалов опубликованных в "Комсомолке" в течение 2002 года: "Чиновники спекулируют благими намерениями" о проблемах сохранения Черняевского леса, "Прикамские машины решено накормить газом", "Черняевскому лесу угрожает вырубка" и др. Газета "Звезда" старейшее в области печатное издание (тираж до 13 тыс. экз.) опубликовала такие материалы: "Завод на свалке", "Да не оскудеют леса наши", "Прикамью нужен закон", "У пруда без воды", "Румб" направление верное", "Надежда угасает последней", "Из воды да в небо" и др. "Капитал Weekly" на своих страницах разместил: "Саксонский гость", "Зайчат по осени считают" - об отмене весенней охоты, "Будем ли гадить безнаказанно", "Прикамье: ситуация с радиацией" и т.д. Проводился также анализ публикаций областных отраслевых газет, например, "Пермская нефть" и др. а также районные и городские газеты: "Новая газета" и "Соль земли" из Березников, "Искра" в Кунгуре и с таким же названием в Лысьве, "Наш город" из Кизела и "Осинское Прикамье".

Подборка публикаций (ксерокопии) проводились отделом экологического просвещения и информации ежемесячно, а при наличии большого количества материалов в некоторые периоды и еженедельно. В январе подготовлен сводный том большинства публикаций "Пресса об экологии и охране окружающей среды за 2002 год", в котором представлены 220 статьей и заметок.

В соответствии с планом деятельности управления на экологическое образование, просвещение и информацию из областного бюджета в 2002 году выделено, включая целевые средства по областной целевой комплексной программе "Охрана окружающей среды Пермской области на 2001-2005 годы" департаменту образования и департаменту культуры и искусства – 8,8997 млн. рублей.

Рисунок 21.7.

Работа экологического отряда по уборке мусора