15. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. Бражкин, С.Е. Старцев

15.1. Общие вопросы функционирования территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области

Территориальная система экологического мониторинга (ТСЭМ) функционирует и развивается с целью информационного обеспечения принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсов, источников и о процессах антропогенного воздействия на территории области и является составной частью информационной системы Пермской области.

В Пермской области функционирование ТСЭМ осуществляется в соответствии с указом губернатора области от 11.10.2002 № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области», которым утверждено Положение о ТСЭМ в Пермской области (далее – Положение). Положение определяет основные цели, задачи, функции, структуру ТСЭМ. Определено, что осуществление взаимодействия между ведомствами-участниками ТСЭМ осуществляется в рамках деятельности Координационного совета по охране окружающей среды и природопользованию. Перечень функциональных подсистем и ведомств-участников ТСЭМ приведен в табл. 15.1.

Таблица 15.1

Перечень функциональных подсистем и ведомств-участников ТСЭМ

Функциональная подсистема мониторинга

Ведомства-участники ТСЭМ

1

2

Атмосферы, поверхностных вод,

суши, радиационной обстановки

Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области,

ФГУ «По эксплуатации Камского и Воткинского водохранилищ».

 

 

Поверхностных водных объектов в местах водозабора и сброса сточных вод

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области, ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области».

 

 

Источников антропогенного воздействия

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области, Пермский филиал ФГУ «Центральная лаборатория анализа и мониторинга МПР России по Приволжскому федеральному округу».

 

 

Воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках системы социально-гигиенического мониторинга)

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области.

 

 

Земель, почвенного покрова

ФГУ «Государственный центр агрохимслужбы «Пермский».

 

 

Лесов (древесной растительности)

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области, ФГУ «Пермское управление сельскими лесами», Главное управление природопользования Пермской области.

 

 

Окончание табл. 15.1.

1

2

Геологической среды, включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области, ФГУДП «Пермский территориальный центр государственного мониторинга геологической среды», Главное управление природопользования Пермской области.

 

 

Водохозяйственных систем и сооружений

ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области».

 

 

Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных производственных объектов

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пермской области, Управление Западно-Уральского округа Федерального горного и промышленного надзора.

 

 

Особо охраняемых природных территорий регионального значения

Управление по охране окружающей среды Пермской области.

 

 

Видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области.

 

 

Видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Пермской области, кроме занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Управление по охране окружающей среды Пермской области.

 

 

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты

Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Пермской области. Главное управление природопользования Пермской области.

 

 

Водных промысловых биоресурсов и объектов животного мира, отнесенных к объектам любительского рыболовства, за исключением видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Пермской области

ФГУ «Камско-Уральское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства».

 

 

Объектов животного мира, за исключением отнесенных к объектам охоты и рыболовства и видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Пермской области

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области,Управление по охране окружающей среды Пермской области.

 

 

Сельскохозяйственной продукции

ФГУ государственный центр агрохимслужбы «Пермский».

 

В развитие указа губернатора области от 11.10.2002 № 206 приняты распоряжения губернатора Пермской области от 30.04.2003 № 232-р «Об осуществлении экологической паспортизации в Пермской области» и 19.01.2004 №14-р «О ведении учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду в Пермской области».

С целью обеспечения сбора, обработки, объединения потоков информации о состоянии окружающей среды, поступающей от участников ТСЭМ, а также обеспечения информацией заинтересованных потребителей в соответствии с п. 3.2 Положения на базе областного государственного учреждения «Аналитический центр» (далее – ОГУ «Аналитический центр») создан информационно-аналитический центр (ИАЦ) ТСЭМ. Для этого внесены изменения в устав ОГУ «Аналитический центр», предусматривающие выполнение последним функций ИАЦ ТСЭМ. Приказом по Управлению по охране окружающей среды Пермской области (является учредителем ОГУ «Аналитический центр») от 03.12.2002 № 108-пр утверждено Положение об ИАЦ ТСЭМ.

15.2. Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области

В настоящее время развитие ТСЭМ в Пермской области осуществляется в направлении развития единой информационной системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области.

Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области представляет собой модульную распределенную систему, состоящую из:

-         типового центрального блока (основан на использовании системы управления базами данных (СУБД) Oracle), который расположен в Управлении по охране окружающей среды Пермской области (далее – Управление), ОГУ «Аналитический центр», а также в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области (далее – ГУПР по Пермской области), Федеральном государственном учреждении «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды по Пермской области» (далее – ФГУ ТФИ по Пермской области);

-         распределенных территориальных модулей (используется СУБД Microsoft Access), установленных в подразделениях по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области.

Модули, входящие в состав интегрированного банка, позволяют вводить, хранить и анализировать информацию по стандартным формам статистической отчетности: 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз), 2-тп (радиоактивность), 2-тп (радиоактивные вещества). Помимо этого в базу данных вводится и в ней хранится значительное количество другой информации:

-         документация по учету и оценке отходов производства и потребления;

-         выданные разрешенияя на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

-         платежи предприятий природопользователей за загрязнение окружающей среды;

-         выданные лицензии в области использования и охраны водных объектов;

-         справочник по загрязняющим веществам, выбрасываемым в атмосферу;

-         справочник по загрязняющим веществам, сбрасываемым в водные объекты;

-         справочник отходов и т.д.

Методическое руководство и координацию работ по текущему содержанию (администрированию) и развитию интегрированного банка природоохранных данных осуществляет Управление по согласованию с ГУПР по Пермской области. Управление осуществляет взаимодействие с ведомствами – участниками ТСЭМ и подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области, обеспечивая поток информации с мест образования данных на уровень субъекта Российской Федерации. ОГУ «Аналитический центр» осуществляет сведение полученных данных в единую базу данных и передает ее в Управление. ИАЦ ТСЭМ, созданный на базе ОГУ «Аналитический центр», проводит сводный анализ информации для информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды Пермской области.

В соответствии с п. 3.2. Положения с целью развития интегрированного банка природоохранных данных между Управлением и основными ведомствами – участниками ТСЭМ заключены соглашения об информационном обмене, в рамках которых предусматривается проведение совместных работ в области охраны окружающей среды и природопользования, обмен данными экологического мониторинга.

Для обеспечения потоков информации в рамках ТСЭМ приоритетным направлением является развитие муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды города, района. В 2002-2003 г. эта работа активно развивалась в соответствии с соглашениями об информационном обмене, которые заключены между Управлением, ОГУ «Аналитический центр» и практически со всеми администрациями и подразделениями по охране окружающей среды городов и районов области.

По состоянию на январь 2004 года программное обеспечение для ведения баз данных установлено и используется в Управлении, ОГУ «Аналитический центр», ГУПР по Пермской области, ФГУ ТФИ по Пермской области и более чем в 30 подразделениях по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

С 2003 г. проводятся работы по сопряжению информационных систем Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – ПЦГМС) и Управления для оперативного обмена информацией о загрязнении окружающей среды. Начаты работы по включению в интегрированный банк данных информации, получаемой Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области (далее – ЦГСЭН).

 

 

15.3. Экологический блок ГИС ОГВ

Анализ и отображение пространственно распространенных данных, хранящихся в интегрированном банке, осуществляются с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты (ЦТК) масштаба 1:200000, полученные от Роскартографии через ФГУП СНИБ «Эльбрус» (выполняет функции ГИС-центра ведения единой топоосновы масштабов 1:200000 и 1:1000000).

Использование единой топоосновы позволило снять технические и организационные проблемы совместимости и интеграции данных. В настоящее время в Пермской области ведутся работы по созданию географической информационной системы для органов государственной власти Пермской области (ГИС ОГВ).

В рамках ТСЭМ создается экологический блок ГИС ОГВ, включающий в настоящее время более 160 тематических слоев, созданных за счет средств областного бюджета, областного целевого бюджетного экологического фонда и полученных в рамках соглашений с ведомствами-участниками ТСЭМ.

В рамках развития подсистемы мониторинга охотничьих животных в течение трех последних лет продолжались сопровождение и совершенствование программного продукта «Зимний маршрутный учет, оценка состояния и прогноз численности охотничьих животных». Программное обеспечение позволяет отслеживать: динамику численности видов охотничьих животных (зверей, птиц) по выбранному району; динамику численности по видам охотничьих животных; плотность по видам охотничьих животных в разрезе природно-хозяйственных зон; оценивать предпромысловую численность и рекомендуемую добычу видов животных, отнесенных к объектам охоты. Вышеуказанный программный продукт установлен в Управлении, Главном управлении природопользования Пермской области, Управлении по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Пермской области.

В рамках развития подсистемы мониторинга водохозяйственных систем и сооружений совместно с ФГУ ТФИ по Пермской области развиваются работы, начатые в 2002 г., по созданию цифровых моделей водосбора, рельефа дна и прибрежной зоны водохранилищ (прудов), атрибутивных баз данных по результатам мониторинга гидротехнических сооружений Пермской области. В 2002 - 2003 гг. было обследовано 18 приоритетных водохозяйственных сооружений, в 2004 г. планируется обследовать следующие 13.

В рамках развития подсистемы мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных производственных объектов ведутся работы по районированию территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера с экологическими последствиями. В ходе развития работ, начатых в 2002 г., (проведено ранжирование территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в 2003 г. созданы цифровые картографические базы данных, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Березниковско-Соликамского промузла в период с 1991 по 2003 гг.; для указанной территории выделены зоны повышенного уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные в ходе работ тематические слои переданы в Главное управление по делам гражданской обороны (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС) Пермской области, управления по делам ГО и ЧС гг. Соликамска и Березники. В 2004 г. планируется исследовать Добрянско-Полазненский территориально-промышленный комплекс.

В 2003 г. начаты работы по созданию подсистем мониторинга почв сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственной продукции в рамках ТСЭМ на основе ГИС. В ходе данных работ проведено обобщение фондовых материалов за 1993 – 2003 гг., накопленных Федеральным государственным учреждением «Государственный центр агрохимслужбы «Пермский», имеющим соответствующую аккредитацию по выполняемым видам деятельности. На основе созданных электронных баз данных построены тематические картографические слои, отображающие распределение основополагающих показателей (содержание гумуса; концентрация приоритетных тяжелых металлов и пестицидов и т.д.) в почвах сельхозпредприятий и в сельскохозяйственной продукции. Отчеты по вышеуказанным работам переданы в Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области для учета в работе. По итогам данных работ будут разработаны предложения по корректировке программ мониторинга почв сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственной продукции.

Работы, начатые в 2001 г., когда были созданы цифровые тематические слои: квартальная сетка, границы лесхозов и лесничеств гослесфонда, продолженные в 2002 г. (были разработаны цифровые тематические слои: квартальная сетка, границы лесхозов и лесничеств сельских лесов), в 2003 г. нашли свое логическое завершение: на указанные тематические слои было получено разрешение Уральской территориальной инспекции государственного геодезического надзора на их использование в рамках ГИС ОГВ (свидетельство от 28.10.2003 № Г – 04/03). Тематические слои переданы Управлением в ГУПР по Пермской области, Главное управления природопользования Пермской области.

Созданные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

15.4. Развитие функциональных подсистем ТСЭМ

Продолжается развитие функциональных подсистем ТСЭМ при финансовой поддержке со стороны областного бюджета, областного целевого бюджетного экологического фонда Пермской области и местных экологических фондов.

15.4.1. Развитие лабораторной базы ведомств – участников ТСЭМ

С целью развития лабораторной базы территориальной системы экологического мониторинга в 2003 г. за счет средств областного целевого бюджетного экологического фонда было приобретено:

-         для ПЦГМС химико-аналитическое оборудование (аспиратор АВА-1-150-01, метеостанция М- 49, хроматограф «Кристалл-2000М», спектрометр атомно-абсорбционный «Квант-2А», компьютерная техника, передвижная лаборатория «Атмосфера», программный комплекс «ГИС-Метео») на общую сумму 3,5 млн. руб., что позволит: повысить качество выпускаемых прогнозов погоды, прогнозов наступления неблагоприятных метеоусловий, получать оперативную информацию о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в загрязненных районах, не охваченных сетью наблюдений, и в случаях аварийных выбросов вредных веществ на территории Пермской области, расширить перечень измеряемых показателей загрязнения атмосферного воздуха (определение концентрации железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка, ароматических углеводородов);

-         для ЦГСЭН химико-аналитическое оборудование (хроматограф газовый «Кристалл -5000.1», спектрометр получения особо чистой воды типа «Миллипор», портативный анализатор звука и вибрации («SVAN 947») на общую сумму 1,15 млн. руб.;

-         для Пермского научно-исследовательского клинического института детской экопатологии медико-аналитическое оборудование, компьютерная техника на общую сумму 0,42 млн. руб.;

-         для МУ «Чайковская экологическая лаборатория» (далее – МУ «Чайковская экологическая лаборатория») химико-аналитическое оборудование (фотометр фотоэлектрический КФК-3-01, электроаспиратор ПА-300М-2, спектрофотометр Спираль-17) на общую сумму 0,56 млн. руб., что позволит расширить перечень измеряемых показателей загрязнения окружающей среды (определение в атмосферном воздухе концентрации пыли и металлов: алюминия, кадмия, хрома, меди, железа, марганца, никеля, свинца, цинка).

15.5. Мониторинг состояния природной среды

Осуществлялись работы по развитию государственной сети мониторинга за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных водных объектов совместно с ПЦГМС, МУ «Чайковская экологическая лаборатория», администрациями гг. Краснокамска и Лысьвы.

15.5.1. Мониторинг за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

В 2003 году государственная сеть мониторинга за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемого Пермским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, включала 20 постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ) в 7 городах: г. Пермь – 7 ПНЗ (4 – федерального уровня, 3 – муниципального) по 25 ингредиентам; г. Соликамск – 5 ПНЗ (2 – федерального уровня, 3 – муниципального) по 25 ингредиентам; г. Березники – 4 ПНЗ (2 федерального уровня, 2 – муниципального уровня) по 24 ингредиентам; г. Губаха – 2 ПНЗ (1 – федерального уровня, 1 – муниципального уровня) по 22 ингредиентам; г. Краснокамск – 1 ПНЗ федерального уровня по 12 ингредиентам; г. Лысьва – 1 ПНЗ муниципального уровня по 7 ингредиентам. В 2004 г. планируется установить в микрорайоне Гайва г. Перми (отсутствуют в настоящее время наблюдения) и в г. Чайковском по 1 стационарному ПНЗ.

МУ «Чайковская экологическая лаборатория» по согласованной с ПЦГМС программе в течение 2003 г. проводились работы по мониторингу окружающей среды на территории г. Чайковского. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в 5 жилых районах г. Чайковского (Основной, Завьялово, Заринский, Завокзальный, Прикамский) с помощью передвижного поста по 5 показателям. Получаемые данные включаются ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

15.5.2. Мониторинг за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов

На государственной сети мониторинг за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов осуществляет ПЦГМС. В 2003 г. наблюдения на государственной сети проводились на 21 водном объекте (3 водохранилища и 18 рек) в 35 пунктах на 48 гидрохимических створах по 35 показателям.

С целью создания системы экологического мониторинга и анализа деятельности по ликвидации особо убыточных шахт Кизеловского угольного бассейна дополнительно осуществлялись гидрохимические наблюдения:

-         на реках Вильва, Усьва (приток р. Чусовая) с 2001 г.;

-         на р. Сев. Вильва (приток р. Яйва) с 2003 г.

С целью наблюдения за уровнем загрязнения речных вод под влиянием разработки нефтяных месторождений проводились наблюдения на р. Тулва с 2001 года.

Для получения информации о качестве поверхностных вод, питающих Чусовской водозабор, с 2003 г. проводятся наблюдения на Камском водохранилище в Чусовском заливе.

На муниципальном уровне наблюдения за загрязнением поверхностных вод проводятся в районе г. Чайковский МУ  «Чайковская экологическая лаборатория» по согласованной с ПЦГМС программе. Наблюдения проводятся в 5 створах (2 – на Воткинском водохранилище, 2 – на р. Сайгатка и 1 – на р. Черная) по 32 показателям. Получаемые данные включаются ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

15.5.3. Наблюдения за состоянием радиационной обстановки

Наблюдения за состоянием радиационной обстановки проводятся ПЦГМС в рамках системы фонового радиационного мониторинга на 17 метеостанциях Пермской области, метеостанции Пермь-опытная, пост №12 в г. Перми.

Уровень естественного g-фона в 2003 году находился в пределах нормы. Среднегодовой уровень естественного g-фона по г. Перми составил 10 мкР/ч, по области – 11 мкР/ч.

Суммарная радиоактивность атмосферных выпадений в 2003 г. несколько уменьшилась, и составила 0,4 Бк/м2 сут.

15.6. Основные задачи по развитию ТСЭМ в 2004 году

Основными задачами по развитию ТСЭМ в 2004 году являются:

-         обеспечение взаимодействия с ведомствами – участниками ТСЭМ, подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления области по развитию интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области;

-         продолжение работ, проводимых в рамках развития функциональных подсистем ТСЭМ и экологического блока геоинформационной системы органов государственной власти Пермской области;

-         развитие деятельности информационно-аналитического центра ТСЭМ, созданного на базе ОГУ «Аналитический центр»;

-         включение информации в интегрированный банк данных по Пермской области по данным обобщения материалов государственной статистической отчетности по формам: 2‑тп (воздух), 2-тп (водхоз), 2-тп (отходы), технического отчета о неизменности производственного процесса по природопользователям Коми-Пермяцкого автономного округа за 1999-2003 гг.