18. Урбанизированные территории

Н.В.Зайцева, И.В.Май, С.А. Вековшинина, Пермский научно-исследовательский клинический институт детской экопатологии (ПНИКИДЕП)

 

Комплекс экологических проблем присущ любой территории, где существует интенсивная хозяйственная деятельность. Наиболее выражен он в условиях городов, где негативное воздействие на природную среду усугубляется негативным воздействием на население. К основным проблемам урбанизированных территорий относятся:

-         ухудшение состояния воздушной среды в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортом, производственными и теплоэнергетическими объектами, повышенной запыленности атмосферы. Загрязнение в сочетании с естественной влажностью воздуха и солнечной радиацией приводит к образованию в теплое время года токсичного фотохимического смога, а при низких отрицательных температурах воздуха – морозного тумана;

-         дегpадация водных pесуpсов вследствие их изъятия для обеспечения нужд промышенности и коммунального хозяйства, сбpоса неочищенных и недоочищенных сточных вод в водные объекты, смыва загрязнения с территории города и т.п.;

-         образование большого количества отходов производства и потребления, необходимость их обезвреживания и складирования;

-         утpата и сокpащение мест отдыха, а также зеленых массивов внутpи и по пеpифеpии гоpодов, снижение качества природной основы рекреационных зон и соответственно их реабилитирующей роли;

-         возникновение и воздействие на организм человека электpомагнитных полей и излучений, связанных с линиями электpопеpедач, pаботой пеpедающих pадиостанций, pадаpов метеослужбы и дpугих источников электромагнитного излучения;

-         изменение микpоклиматической обстановки, вызванное тем, что более теплый, в сравнении с пригородной зоной, но загpязненный воздух, формирующийся над городской территорией, обpазует устойчивый веpтикальный воздушный поток; в условиях низких зимних темпеpатуp и атмосферной инверсии поднявшийся над гоpодом воздух pастекается к его пеpифеpии, постепенно охлаждается, опускается к земле и вновь возвpащается в гоpод, что в целом типично для городов Пермской области;

-         осложнение геоэкологических условий pазвития гоpода, эксплуатации жилых и пpомышленных зданий, сооpужений и инженеpных коммуникаций по причине активизаци и появления новых, не свойственных данной местности, инженеpно-геологических пpоцессов;

-         формирование антропогенных зооценозов (крысы, мыши, бродячие собаки и др.);

-         осложнение санитаpно-гигиенической и эпидемиологической обстановки вследствие концентpации людей и снижения иммунитета за счет постоянного пpеодоления гоpодскими жителями бактериологических и химических загpязнений в воздухе, воде и т.п.

Все перечисленные проблемы характерны для городов Прикамья.

На территории Пермской области с учетом Коми-Пермяцкого автономного округа располагается 25 городов и 55 поселков городского типа, в которых проживают около 2097,3 млн. человек, что составляет более 75 % всего населения региона. Вместе с тем в последние годы по области численность населения постепенно снижается в результате уменьшения рождаемости и отрицательного естественного прироста. В городах эти тенденции выражены ярче, чем на селе, и численность городского населения также сокращается, однако его доля в общей структуре населения остается за последние 5 лет практически стабильной – 75-76 %. Более 1,8 млн. граждан региона (62 %) живут в 12 городах области: крупнейшем – Перми (более 1 млн.), больших городах (население от 100 до 500 тыс. человек) – Березниках, Соликамске, Чайковском, средних (население от 50 до 100 тыс. чел.) – Александровске, Губахе, Кизеле, Краснокамске, Кунгуре, Лысьве и Чусовом (табл. 18.1).

 

 

 

Таблица 18.1

Динамика численности населения некоторых городов Пермской области (на 1 января), тыс. чел

Город

1996 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

200 2г.

2003 г.

2004 г.

Пермь

1039,0

1032,0

1028,0

1020,3

1014,6

1008,0

1009,2

1 003,8

Березники

186,4

185,3

185,3

185,0

184,4

183,6

175,3

171,4

Чайковский

111,7

112,9

113,3

113,8

114,2

114,2

109,7

109,1

Соликамск

107,3

106,6

106,4

106,0

105,4

104,9

102,7

101,4

Лысьва

93,5

92,4

92,4

92,0

91,5

91,1

86,0

85,4

Чусовой

83,1

81,9

81,6

81,0

80,5

79,8

76,8

76,1

Кунгур

76,5

76,0

75,9

75,4

74,9

74,4

68,8

68,3

 

В целом демографические проблемы урбанизированных территорий отражают общие российские проблемы – резкое падение рождаемости после 1986 года, постепенное старение населения, отрицательный естественный прирост. К сожалению, преодолеть эти проблемы за последние годы не удается: тенденция к отрицательному естественному приросту остается практически во всех крупнейших городах области (табл. 18.2.).

Таблица 18.2

Естественный прирост населения в городах Пермской области в последние годы, на 1000 населения

Города

1997 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Пермь

- 4,1

-5,0

-4,8

-5,0

Александровск

-7,0

-8,1

-9,4

-8,4

Березники

-5,0

-8,7

-8,1

-6,7

Гремячинск

-9,7

-14,9

-16,0

-20,0

Губаха

-11,7

-12,8

-16,8

-15,2

Кизел

-9,0

-13,9

-19,0

-20,5

Краснокамск

-7,4

-8,2

-10,0

-9,6

Кунгур

-5,7

-4,6

-5,2

-6,4

Лысьва

-6,5

-7,8

-7,1

-8,1

Соликамск

-3,8

-5,9

-6,2

-6,8

Чайковский

-0,7

-2,9

-1,2

-0,9

Чусовой

-9,5

-9,3

-11,8

-11,7

 

В наибольшей степени сокращается численность городов бывшего Кизеловского угольного бассейна – Кизела, Гремячинска, Губахи, в связи с полным прекращением угледобычи, закрытием шахт и соответственно отсутствием рабочих мест, отчасти – в связи с низкой рождаемостью (менее 10 родившихся на 100 населения). Эти же города характеризуются и уровнем очень высокой (более 20 на 1000 населения) смертностью.

Города региона являются промышленными центрами, и население городов испытывает проблемы, связанные с размещением в городах производственных объектов, транспортных магистралей, в том числе железнодорожных. К таким проблемам относятся загрязнение атмосферного воздуха пылегазовыми выбросами, накопление промышленных и бытовых отходов и ненадлежащее их хранение, сокращение зеленых насаждений в городах высокий уровень городского шума и т.п.

Города Пермской области, в которых развивается горнодобывающая промышленность характеризуются ярко выраженным техногенным ландшафтом: на поверхности земли складированы миллионы тонн отходов, которые образуют постепенно зарастающие терриконы и отвалы, в недрах образовались пустоты – бывшие шахтные выработки и рудники. К таким городам относятся, прежде всего, Березники и Соликамск – центры добычи калийных солей, Кизел, Гремячинск, Губаха – центры угледобычи бывшего Кизеловского угольного бассейна.  

Пустоты в недрах земли и многотонные отвалы на поверхности создают в земной коре напряжение, которое сопровождается техногенными землетрясениями. По данным Горного института РАН в районе Березниковско-Соликамского промузла за последние 30 лет произошло более 70 землетрясений силой от 2,3 до 5,5 единиц по шкале Рихтера.

Техногенное загрязнение природных вод Кизеловского бассейна приводит к тому, что в питьевых водоисточниках Кизела, Гремячинска стали регистрироваться в последние годы тяжелые металлы (марганец, никель, медь), которые отсутствовали в предыдущие годы.

Высокая загрязненность атмосферного воздуха большинства крупных и средних городов Прикамья обусловлена тем, что в течение многих лет, даже десятилетий, развитие городов осуществлялось без учета экологических факторов, в том числе, например, без учета преобладающих направлений ветра. Так, Чусовской металлургический комбинат – крупнейший источник загрязнения атмосферного воздуха г. Чусового – расположен в самом центре города и в зоне влияния его выбросов находятся практически все жилые массивы.

В г. Перми крупные предприятия, построенные в середине XX века на окраинах города, такие как ОАО «Пермские моторы», ОАО «Велта», ТЭЦ-6, давно уже находятся практически в центре города и окружены жилыми массивами. Осенцовский промышленный узел, на площади которого размещено около 1,5 тысяч стационарных источников выбросов, 40 разнопрофильных предприятий, расположен с подветренной стороны, т. е. преобладающие в Перми юго-западные ветра чаще «сдувают» загрязнение с промузла на город, чем наоборот.

Жилые массивы г. Березники находятся в полукольце промышленных предприятий, что приводит к тому, что при южных, западных и северных ветрах, какие-либо из микрорайонов находятся под влиянием выбросов промышленных объектов.

Являясь важным источником социально-экономического благополучия городов, промышленные предприятия формируют наиболее существенные экологические проблемы поселений. Именно промышленность на протяжении многих лет являлась основным источником загрязнения атмосферы городов. Более 80 % выбросов наиболее опасных загрязняющих веществ производится предприятиями, расположенными в черте какого-либо городского поселения. Не случайно в воздухе жилой застройки регистрируются превышения по примесям, характерным для выбросов промышленных предприятий, – диоксиду азота, сероводороду, аммиаку, сероуглероду, фенолу.

Наиболее часто в городах области нарушаются гигиенические нормативы по диоксиду азота, хлористому водороду, формальдегиду. В настоящее время около 20 тыс. человек проживают на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий Пермской области в непосредственной близости от источников выбросов. Наибольшее число граждан проживет в санзонах предприятий г. Перми (ОАО «Пермский ЦБК», ОАО «Мотовилихинские заводы», УПО «Сорбент»), г. Березников (БКРУ-1), г.Красновишерска (ОАО «Вишерабумпром»), Краснокамска (ЦБК «Кама»), Чусового (АО «Чусовской металлургический завод»), Лысьвы (ОАО «АК Лысьвенский металлургический завод»), Соликамска (ОАО «Соликамский магниевый завод» и ОАО «Соликамскбумпром»).

Повсеместной проблемой в городах становится загрязнение воздуха выбросами автотранспорта. Резкий и неспрогнозированный в генеральных планах городов рост автомобильного транспорта привел к тому, что существенно увеличилась доля автотранспорта в химическом и шумовом загрязнении города, встала проблема автомобильных парковок и стоянок, которые занимают в городах территории, ранее использовавшиеся под детские площадки, зоны отдыха, газоны и т.п.

При этом в городах крайне слабо реализуются программы интенсивного развития пассажирского автотранспорта, пропаганды отказа от передвижения по городу на личных автомобилях, создания пешеходных зон. В городах отсутствуют условия для безопасного передвижения велосипедистов.

Легковые автомобили, среди которых преобладают частные машины (более 90 %), составляют более 2/3 всего автомобильного парка. Легковые автомобили, передвигаясь по центральным магистралям города (по которым запрещен проезд грузового транспорта), непосредственно в жилой застройке, формируют загрязнение в приземном слое атмосферы – в зоне дыхания человека. Таким образом, влияние автотранспорта напрямую изменяет среду обитания населения. Воздействие автотранспорта на состояние окружающей среды, в частности, на качество атмосферного воздуха, подробно рассматривается в разделе 10.2.2.

На настоящее время концепции решения проблем урбанизированных территорий создаются в рамках проектирования новых генеральных планов городов области, в первую очередь Перми, Березников, Губахи. Именно в рамках генеральных планов предстоит предусмотреть все возможные изменения, которые обеспечат благоприятные условия обитания горожан региона, снизят до минимума негативные техногенные воздействия.

Качество питьевых вод в крупнейших городах области оставляет желать лучшего. Процент нестандартных проб (проб воды с одним или несколькими показателями, не соответствующими требованиям санитарных норм) составляет по отдельным городам до 79-90 % (Соликамск, Лысьва, в отдельные годы – Чайковский). Основные причины – низкое качество природных источников питьевого водоснабжения и неудовлетворительное качество водопроводных сетей и водоподготовительных сооружений.

Наиболее существенными загрязнителями источников питьевого водоснабжения являются свалки твердых бытовых и промышленных отходов, животноводческие комплексы, площадки промышленных объектов (с них ливневыми и талыми водами смывается в реки и водохранилища большое количество загрязнений), собственно территории населенных пунктов.

Питьевые воды являются объектом пристального внимания и санитарных служб города, области и администрации региона, которые озабочены поиском новых качественных источников водоснабжения крупных городов.

Так, ведутся работы по поиску пресных подземных вод для аварийного водоснабжения г. Перми на Мулянском и Сыринском месторождениях. Пробурено 11 разведочных и поисково-наблюдательных скважин глубиной 24,5-45 м общим метражем 401,5 п.м. Установлено, что качество воды стабильное и кондиционное. Объём финансирования 8000 тыс. рублей. Источник финансирования – областной бюджет.

Для хозйственно-питьевого водоснабжения правобережного района г. Березники (микрорайон Усольский) и г.Усолье из средств областного бюджета финансируются работы по оценке Огурдинского месторождения подземных вод. Предварительные результаты выполненных работ показали перспективность южного фланга месторождения. Качество воды удовлетворительное.

Зеленые зоны выделены вокруг 59 населенных пунктов. Однако средняя плотность зеленых насаждений общего пользования в городах Пермской области ниже нормы, установленной для крупных городов (21 м2 на одного жителя). Санитарное состояние зеленых насаждений в основном удовлетворительное, но насаждения однообразны как по форме, так и по видовому составу. Преобладают в основном различные виды тополей, клен ясенелистный, липа мелколиственная, реже – лиственница, из кустарников – сирень обыкновенная, боярышник сибирский, акация желтая.

В последние годы наблюдается массовое уничтожение зеленых насаждений в городах под строительство, в том числе стоянок автотранспорта.

Благоустройство городов, сохранение и улучшение зеленых насаждений – проблема муниципалитетов и самих горожан.

Острейшую проблему для городов Пермской области составляют промышленные и бытовые отходы. Практически ни один из городов Прикамья не имеет современных, нормативно оборудованных мест захоронения отходов. По данным управления по охране окружающей среды Пермской области на территориях зон санитарной охраны источников водоснабжения городов и поселков области расположено 127 мест размещения отходов. Наиболее крупными из последних являются шламонакопитель ОАО «Березниковский содовый завод», отвал производственных отходов ОАО «Чусовской металлургический завод», короотвал ОАО «Камский ЦБК» и т.п.

Огромное количество несанкционированных свалок образуется в городах и пригородных лесах в результате неряшливого отношения к природе как хозяйственников, так и самих горожан.

Вместе с тем в последние годы произошли серьезные изменения как в вопросах санитарной очистки городов, так и в вопросах организации специализированных мест складирования отходов. Существенно усилился контроль за обращением с отходами. Начато строительство полигонов твердых бытовых отходов в городах: Березники, Чайковский, Краснокамск. Запланировано строительство полигона в г. Чернушке. Вместе с тем в ряде городов происходит срыв сроков проектирования и строительства полигонов. Это тормозит закрытие старых свалок, усугубляет качество уже загрязненных почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха в зоне размещения мест складирования отходов.

В целом технические, организационные и эколого-планировочные мероприятия по улучшению условий проживания горожан предусматриваются в генеральных планах развития городов, основными целями которых являются оптимальная организация и регламентация использования территорий городов. В настоящее время утверждены генеральные планы городов Пермь и Березники. В разработке находятся генеральные планы Красновишерска, Краснокамска, Губахи, Верещагино. Планируется разработка генеральных планов для городов Оханск, Суксун, Кунгур, Очер. Практически во всех новых генеральных планах городов максимально учитываются экологические требования.

Так, например, в генеральном плане развития г. Перми предусмотрен вывод ряда производственных объектов с территории жилых зон, из зон исторической застройки, с территорий рекреационного и природоохранного назначения, из зон развития общественно-деловых центров и т.п. На освобождающихся площадях предусматриваются приоритетное размещение научных, деловых, торговых объектов, рекультивация земель и озеленение.

В части оптимизации транспортной структуры городов основными мероприятиями являются:

-         строительство объездных дорог;

-         вывод транзитного и грузового движения из селитебных территорий города;

-         совершенствование системы магистральных улиц и грузовых дорог;

-         вынос гаражей индивидуального пользования с территорий водоохранных зон и с рекреационных территорий;

-         строительство новых гаражей индивидуального пользования – подземных, полуподземных, многоэтажных наземных;

-         строительство и реконструкция обслуживающих сооружений, реконструкция мест хранения автомобилей, создание современной инфраструктуры обслуживания транспорта;

-         развитие экологически чистых видов транспорта.

В целом в перспективе наши города должны стать лучше, красивее, удобнее и экологически безопаснее. Эта перспектива требует и финансовых вложений и душевных. Только любящие свой город хозяйственники, предприниматели, граждане могут осознать проблемы и решать их, внося посильный вклад.