20. государственный экологический контроль

20.1. Федеральный экологический контроль

(По материалам ГУПР)

 

Государственный экологический контроль 182 объектов федерального контроля (крупных предприятий-природопользователей Пермской облас-ти) осуществляется службой государственного кон-троля Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области (далее – ГУПР по Пермской области). В 2003 г. был составлен новый реестр объектов федерального контроля. В результате деятельности службы в 2003 г. было проверено 60% предприятий, подлежащих контролю.

В соответствии с договором о взаимодействии между ГУПР по Пермской области и Пермский филиалом ФГУ «Специализированная инспекция аналитического контроля по Приволжскому региону» (далее ПФ ФГУ «СИАК по ПР») специалисты инспекции принимают участие в большинстве плановых и внеплановых проверок службы госконтроля ГУПР по Пермской области, осуществляется эколого-аналитическое обеспечение. Результаты работы аналитической инспекции регулярно используются службой госконтроля при подготовке требований о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, подготовке материалов о взыскании сверхлимитной платы за загрязнение окружающей среды, в судебных процессах. Так, аналитические результаты ПФ ФГУ «СИАК по ПР»были использованы при рассмотрении в арбитражном суде дела по взысканию с ОАО «Судозавод Кама» ущерба за загрязнение почвы нефтепродуктами.

За 2003 год в ходе осуществления государственного экологического контроля проведено 655 проверок, проверено 141 предприятия-природопользователя Пермской области. В результате проверок выявлено 681 нарушение природоохранного законодательства, в том числе: в области охраны атмосферного воздуха – 249, в области охраны земель – 119, в области обращения с отходами – 278, в области соблюдения требований экологической экспертизы – 39.

Основными загрязнителями окружающей среды из числа проверенных объектов хозяйственной деятельности являются: ООО «Пермтрансгаз», ООО «Лукойл-Пермнефть», ЗАО «Лукойл-Пермь», МП «Пермводоканал», ОАО «ЦБК «Кама», ФГУП «Пермский завод им.С.М.Кирова».

Основными видами нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются: несоблюдение лицензионных условий, безлицензионное пользование недрами и водными объектами, превышение нормативов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, нарушение законодательства об экологической экспертизе.

При выполнении предписаний, выданных службой государственного экологического контроля, достигнут значительный природоохранный эффект в результате выполнения следующих мероприятий:

-         строительство воздухоразделительной установки на предприятии ЗАО «Сибур-Химпром» позволило сократить выбросы ряда загрязняющих веществ: бензола, этилбензола, стирола, метанола, масляных альдегидов;

-         ввод в эксплуатацию электросталеплавильной печи ДСП-60 на ОАО «Мотовилихинские заводы» позволил значительно сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

-         монтаж выносных циклонов на ОАО «Уралоргсинтез».

По результатам проверок госинспекторами выдано 1070 предписаний, из которых выполнено 657, что составляет 61,4 %. Привлечено к административной ответственности в форме штрафов 63 юридических, 27 должностных и 2 физических лиц на общую сумму 775,7 тыс. рублей. Взыскано за отчетный период с учетом ранее наложенных штрафов 599,25 тыс. рублей. Для принудительного взыскания наложенных штрафов в службу судебных приставов в течение 2003 года направлено 31 дело. Предъявлено 7 претензионных исков по возмещению ущерба за загрязнение окружающей среды на сумму 441,75 тыс. рублей. Из них возмещено в добровольном порядке 270,84 тыс. рублей. В правоохранительные органы были переданы 4 дела, в том числе в органы МВД – 3 дела, в органы прокуратуры – 1. Вынесено постановлений о приостановлении хозяйственной деятельности на 4 объектах.

20.1.1. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов

За 2003 год службой госконтроля ГУПР по Пермской области проведено 206 проверок по соблюдению предприятиями законодательства в области охраны водных объектов. В ходе проведения проверок выявлены 253 нарушения законодательства в области охраны водных объектов. Основными видами нарушений являются:

-         безлицензионное пользование поверхностными водными объектами;

-         превышение утвержденных нормативов ПДС загрязняющих веществ при сбросе сточных вод;

-         нарушение специального режима водоохранных зон.

В целях безаварийного пропуска весеннего половодья за 2003 год ГУПР по Пермской области совместно с Камским БВУ, органами местного самоуправления проведена проверка 26 предприятий, расположенных в водоохранных зонах Камского гидроузла. В 12 случаях установлены нарушения специального режима водоохранных зон.

За нарушение требований водного законодательства РФ привлечено к административной ответственности в виде штрафа 30 юридических, 14 должностных и 3 физических лиц на общую сумму 440,6 тыс. рублей. Общая сумма взысканных штрафов, в том числе за ранее наложенные штрафы – 342,1 тыс. рублей, что составляет 77,6 %. Для принудительного взыскания наложенных штрафов в службу судебных приставов в течение 2003 года направлено 21 дело.

За 2003 год приостановлено действие 3 лицензий на водопользование. Приостановлено действие лицензии на водопользование ОАО «Бератон» за невыполнение условий водопользования. Приостановлено действие лицензии на водопользование ОАО «ЦБК «Кама» за изменение условий водопользования. Приостановлено действие лицензии на водопользование ОАО «Очерский машиностроительный завод» за невыполнение условий водопользования (не разработана декларация безопасности ГТС).

20.1.2. Государственный контроль за геологическим изучением,

рациональным использованием и охраной недр

За 12 месяцев 2003 года проверками охвачено 68 объектов недропользования, в том числе 45 совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Выявлено 208 случаев нарушений действующего законодательства, невыполнений лицензионных соглашений нарушений норм правил ведения работ, в том числе: безлицензионное пользование недрами (ст.11, 23.1 закона «О недрах») – СПК «Красноярский», СПК «Урал», Щ-320/3 ГУИН, Хохловская сельская администрация, ОАО «Меакир».

В ходе исполнения предписаний устранено 106 нарушений. Согласованы проекты разработки месторождений ОАО «Лытва», «Порт Березники» и др.; погашена задолженность по ресурсным платежам в сумме 179 тыс.рублей ОАО «Порт Левшино», ОАО «Старатель» - 12 тыс.рублей, ООО «Центрнеруд» – 36 тыс.руб. и др.; организована и выполняется система мониторинга подземных вод («Пермтрансжелезобетон»,ОАО «Соликамский магниевый завод» и др.); организованы геолого-маркшейдерские службы (ОАО «Ергач», ОАО «Лытва»), произведена переориентация разведочных работ со стройкамня на облицовку (ОАО «Пермкамень»).

За невыполнение условий лицензионных соглашений изъято 4 лицензии:

-         ООО «Старатель» – на добычу ПГС с попутным извлечением золота;

-         ООО «Уральская нефтяная компания» – по изучению Самойловского участка недр;

-         ООО «Континент» – на поиски первоисточников алмазов на территории гг. Кизел, Александровск;

-         ООО «Пермкамень» – на геологическое изучение участка «Большой Пестерь» с целью оценки серпентинитов в качестве строительного щебня.

За самовольное пользование недрами привлечены к ответственности 2 недропользователя. Совместно с налоговыми инспекциями насчитан ущерб за неуплату налога на добычу, платежей за пользование недрами и отчислений на ВМСБ на сумму 3521 тыс. рублей.

20.1.3. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов

За 2003 год инспекторами отдела государственного контроля ГУПР по Пермской области за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов проведено 97 проверок. Проверки проведены:

-         в лесхозах ГУПР МПР России по Пермской области – 27;

-         в филиалах ФГУ «Пермсельлес» Минсельхоза России – 26;

-         ООПТ – УНБ «Предуралье» – 1;

-         у арендаторов лесного фонда – 25;

-         у лесопользователей – 6;

-         в сельхозформироваениях – 8;

-         на земля населенных пунктов – 2.

Согласно распоряжению Губернатора Пермской области от 18.03.2003 № 136-р «О мерах по охране лесов области от пожаров в 2003 г.» инспекторами отдела государственного контроля проводились плановые целевые проверки по готовности к пожароопасному периоду лесофондодержателей и лесопользователей и обеспеченности средствами пожаротушения. Данные проверок направлялись руководителям служб для принятия дисциплинарных мер к руководителям проверенных природопользователей с предоставлением информации по исполнению указаний.

При проведении плановых целевых проверок по исполнению лесного законодательства у 4 лесопользователей выявлен ряд нарушений:

-         некачественная очистка мест рубок,

-         некачественный отвод лесосек,

-         отсутствие граничных столбов и визир, клейм на отобранных в рубку деревьях.

При внеплановых проверках по исполнению требований природоохранной прокуратуры и определению размера ущерба лесному фонду при самовольной рубке деревьев установлен ущерб в 98 тысяч рублей.

Контроль за погашением задолжностей прошлых лет по внесению лесопользователями попенной платы возложен на лесхозы ГУПР и филиалы «Пермсельлес». При проверках природопользователей по исполнению выданных указаний ранее допускаемые нарушения не были выявлены.

20.2. Областной и муниципальный экологический контроль

По состоянию на 01.01.2003 г. в области состояло на учете 3010 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих экологическому контролю. Федеральный государственный экологический контроль осуществляется на 108 объектах.

Учитывая положения о разграничении полномочий и ответственности между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за состоянием окружающей среды, определены 484 объекта, подлежащие областному контрою. На остальных объектах предполагается осуществление муниципального экологического контроля. Муниципальный контроль в 2003 году был организован на территориях 35 муниципальных образований. Не приняты нормативные акты об организации муниципального контроля в гг. Березники, Краснокамск, Лысьва, в Очерском и Осинском районах.

Органы муниципального контроля в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» не наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях. Акты проверок, содержащие сведения о нарушении предприятием законодательства в области охраны окружающей среды, органами муниципального контроля передаются для рассмотрения по компетентности органам федерального или областного контроля. Проведение плановых и внеплановых проверок государственные инспектора Пермской области по охране природы осуществляют совместно с муниципальными инспекторами.

Государственный областной экологический контроль осуществляется сектором экологического контроля отдела экологической безопасности управления по охране окружающей среды Пермской области.

Всего по Пермской области за 2003 г. сектором областного государственного экологического контроля было проверено 129 объектов хозяйственной деятельности, в том числе в соответствии с утвержденными планами – 50, вне плана по информации, полученной от органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти области, юридических лиц и граждан – 72.

В соответствии с приказом начальника управления по охране окружающей среды Пермской области от 11.02.2003 №24 «О создании специализированной инспекции экологического контроля» в структуре ОГУ «Аналитический центр» создана специализированная инспекция экологического контроля

С участием инспекторского состава специализированной инспекции ОГУ «Аналитический центр» дополнительно проведено 39 внеплановых проверок.

60 % выявленных нарушителей природоохранного законодательства наказаны в соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления), 26 % – в соответствии со ст. 8.1 (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия), 14 % – в соответствии с иными статьями Кодекса.

За истекший период рассмотрено 66 дел об административных правонарушениях, наложено 61 взыскание в виде штрафов на сумму 226,8 тыс. рублей, в том числе: на 27 юридических лиц – 202 тыс. руб., на 31 должностное лицо – 23,9 руб., на 3 физических лиц – 0,9 тыс. руб.

Для осуществления химико-аналитического обеспечения мероприятий по государственному экологическому контролю ОГУ «Аналитический центр» было отобрано 116 проб (проведено 886 анализов), в том числе 16 проб сточных и поверхностных вод (745 анализов), 9 проб воздуха (36 анализов) и 27 проб почвы (105 анализов).

По результатам контроля было выдано более 280 предписаний об устранении выявленных недостатков и нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, их выполнение по срокам и полноте находится на контроле. Итогом выполнения предписаний являются разработка и получение разрешительных документов на деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, а также реальное снижение уровня этого воздействия.

Государственные инспектора управления, кроме того, участвуют в комплексных проверках, проводимых по планам Главного управления ГО и ЧС области, иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

20.2.1.Операция «Чистый воздух»

В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 29.04.2003. № 229-р «О проведении операции «Чистый воздух» во всех городах и районах области в период с 01.05.2003 г. по 30.09.2003 г. управлением по охране окружающей среды организована и проведена операция «Чистый воздух». В ней принимали участие главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пермской области, Пермский филиал ФГУ «Специализированная инспекция аналитического контроля по Приволжскому Региону МПР России», природоохранные подразделения органов местного самоуправления городов и районов области, подразделения ГИБДД ГУВД Пермской области, ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в Пермской области», ГУ «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Пермское областное отделение Российской транспортной инспекции, ФГУ «Пермский центр стандартизации, метрологии и сертификации», ОАО «Пермтрансавто», представители других надзорных, общественных организаций и предприятий области.

В ходе операции осуществлялась проверка воздухоохранной работы на автопредприятиях, авторемонтных заводах, в автотранспортных цехах предприятий промышленности и сельского хозяйства, объектов дорожного сервиса, а также контроль токсичности и дымности отработавших газов автомобилей в период проведения технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД.

Всего в период проведения операции была проведена проверка 1586 предприятий, автотранспортных цехов и автохозяйств, что на 10 % больше, чем в 2002 году, из них: 194 станции технического обслуживания автомобилей (на 9,6 % больше), 84 автозаправочных станций, более 1000 автотранспортных предприятий. Кроме того, проведен инструментальный контроль 265454 единицы автотранспорта, в том числе 182286 единиц индивидуального, что составляет 133,8 % и 135,5 % соответственно по отношению к прошлому году.

В ходе проверок запрещена эксплуатация 705 автотранспортных средств (больше на 8,6 %), в том числе 359 индивидуальных. Выявлено 34755 автомобилей с превышением нормативов выбросов, что составляет 13 % от общего числа проверенных автотранспортных средств в 2003 г.

Приняты меры административного воздействия к 15 224 водителям, 13 предприятиям и 50 должностным лицам. Наложено штрафов в административном порядке на сумму 123 950 руб. Вынесено 2 576 предупреждений и предписаний об устранении экологических правонарушений.

Силами управления по охране окружающей среды Пермской области, подразделений по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов Пермской области, Пермского центра по стандартизации и метрологии, ПФ ФГУ «СИАК по ПР» были проведены проверки 84 АЗС по соблюдению требований сертификата качества реализуемого топлива, проведен выборочный контроль за качеством бензина по 11 показателям (концентрация свинца, массовая доля серы, наличие механических примесей и воды, плотность, фракционный состав, наличие водорастворимых кислот и щелочей, кислотность, концентрация механических смол, октановое число, испытание на медной пластине) на 14 АЗС Пермской области. В ходе проведенных проверок фактов реализации этилированных бензинов не выявлено, вместе с тем установлены факты наличия механических примесей в отобранных пробах, что является несоблюдением требований п. 7.3 ГОСТ Р 51105 – 97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» и п. 5.3 ТУ 38.001165 « Технические требования для бензина автомобильного неэтилированного».

Итоги операции «Чистый воздух» были подведены на заседании Совета по проведению операции 25.11.2003 года. Определены победители операции: 9 предприятий, добившихся высоких показателей в природоохранной и воздухоохранной деятельности, и 23 активных участника, которые поощрены денежными премиями.