21. Экономические аспекты охраны окружающей среды

21.1.Итоги выполнения целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы в 2003 г.

 

Программный механизм реализации практических мер в области охраны окружающей среды рассматривается как один из важнейших рычагов повышения эффективности природоохранной деятельности.

В 2001 году принят закон Пермской области «Об областной целевой комплексной программе «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг.» (далее Программа).

Цели Программы – оздоровление экологической обстановки в Пермской области, обеспечение экологической безопасности ее территорий и населения, сохранение и восстановление природных экосистем. Принцип комплексности решения экологических проблем области реализовывался в рамках шести подпрограмм.

Финансовые итоги выполнения программы по направлениям деятельности в 2003 г. приведены в табл. 21.1.

Таблица 21.1

Итоги выполнения программы по направлениям деятельности в 2003 г.

 

Наименование подпрограммы

Объем финансирования

%

выпол-нения

План

(тыс. руб.)

Факт

(тыс. руб.)

Подпрограмма 1 «Стратегия и тактика природоохранной деятельности в Пермской области»

1700,0

679,9

40,0

Подпрограмма 2 «Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем»

223209,0

314521,9

140,9

Подпрограмма 3 «Медико-экологическая реабилитация населения»

8870,0

6689,0

75,4

Подпрограмма 4 «Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок»

2960060,0

3849439,0

130,0

Подпрограмма 5 «Создание системы экологического мониторинга»

19090,0

4711,3

24,7

Подпрограмма 6 «Экологическое образование и воспитание»

5238,0

4584,2

87,5

Итого:

3218167,0

4180625,3

129,9

 

Структура финансирования программы по источникам приведена в табл. 21. 2.

Таблица 21.2

Финансирование программы по источникам

 

Источник финансирования

Объем финансирования

% выполнения

План (тыс. руб.)

Факт (тыс. руб.)

Федеральный бюджет

124624,0

81616,9

65,5

Областной бюджет

216415,0

122041,8

56,4

Областной экофонд

18517,0

10059,2

54,3

Местный бюджет

106460,0

29652,1

27,9

Местный экофонд

18626,0

21060,4

113,1

Собственные средства предприятия

2733525,0

3916194,9

143,3

Итого:

3218167,0

4180625,3

129,9

Подпрограмма 1 «Стратегия и тактика природоохранной деятельности

в Пермской области»

В 2003 г. разработан проект закона Пермской области «Об экологическом аудите в Пермской области». Завершена разработка проекта закона «О природном наследии населения Пермской области», позволяющего осуществлять правовое регулирование вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, отнесенных к компетенции субъекта РФ.

Продолжено выполнение работы по комплексной оценке и социально-экологическому районированию территории Пермской области. Осуществлены комплексный анализ социальных, экономических, экологических показателей качества жизни и ранжирование экологической ситуации методом экспертной оценки. С применением рентного подхода проведена денежная оценка 9 видов минерально-сырьевых ресурсов области. Результаты работы показали, что их использование в Пермской области формирует значительные рентные доходы, которые остаются в распоряжении природопользователей. Так, расчетный годовой объем ренты (порядка 9 млрд. руб. – только по основным минерально-сырьевым ресурсам) составляет порядка 30 % от доходов консолидированного бюджета области и в 2-3 раза превышает ежегодное фактическое финансирование программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг.

Подпрограмма 2 «Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем»

В 2003 году в рамках реализации подпрограммы проведен ряд мероприятий:

1. Мероприятия по сохранению и улучшению состояния лесного фонда:

-         лесовосстановление на площади 19,6 тыс. га, в том числе посадка на площади 5,3 тыс. га;

-         рубки ухода в молодняках на площади 27,7 тыс. га;

-         выборочные санитарные рубки на площади 10,5 тыс. га.

2. Рекультивация нарушенных земель проведена предприятиями области за счет собственных средств на площади 2126 га (при плане 1000 га).

3. Проведено зарыбление муниципальных прудов молодью карпа (выпущено 47,0 тыс. шт.) на территориях Осинского, Пермского, Октябрьского районов, г. Краснокамска.

4. Создано маточное стадо ручьевой форели для проведения искусственного зарыбления естественных водоемов, в которых данный вид ранее обитал.

5. Для сохранения природных экосистем в районах области с интенсивной хозяйственной деятельностью проведены обследования и подготовлен проект организации особо охраняемой природной территории регионального значения: «Сарашевская дубрава» в Бардымском районе.

6. Выполнено обустройство историко-природного комплекса «Кузьминка» в Ильинском районе.

7. На территориях восьми районов области выполнены работы по выявлению мест обитания и определению численности видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Пермской области, в результате которых установлено 2800 мест обитания животных, растений и грибов.

8. На территориях Красновишерского, Добрянского, Кишертского и Уинского районов выполнены работы по выявлению видового разнообразия мхов, плаунов и лишайников. Выявлены местонахождения 644 видов мхов, 17 видов плаунов, 644 видов лишайников.

9. Издан плакат по особо охраняемым природным территориям Кунгурского района. На базе государственного природного заповедника «Вишерский» проведен семинар по теме «Экологическое образование и особо охраняемые природные территории».

Подпрограмма 3 «Медико-экологическая реабилитация населения»

Проведена стационарная медико-экологическая реабилитация 875 детей из 22 городов и районов области на базе ПНИКИ ДЭП, санаториев и профилакториев предприятий и территорий. Амбулаторным лечением и оздоровлением было охвачено 480 детей.

Лечебно-оздоровительные мероприятия проводились в отношении длительно и часто болеющих детей преимущественно с заболеваниями органов дыхания, имеющих в анамнезе аллергопатологию. Получена высокая эффективность лечебно-профилактических мероприятий в отношении большинства нозологических форм. Экономическая эффективность составила 2,3 рубля на 1 рубль затрат. С целью снижения заболеваемости детского населения, обусловленной вторичными иммунодефицитными состояниями, проведены иммунопрофилактика, иммунотерапия, иммунореабилитация 300 детей из гг. Александровск и Чусовой, пролонгирована иммунореабилитация 400 детей из Орджоникидзевского района г. Перми, гг. Лысьвы и Березники. В рамках мероприятий по предродовой подготовке семей из социально незащищенных слоев населения экологически неблагополучных йододефицитных территорий в 2003 г. проведены обследование, лечение и профилактика йододефицитных заболеваний у женщин, планирующих беременность, беременных и кормящих матерей из 16 экологически неблагополучных территорий. На базе санатория-профилактория ООО «Родник» оздоровлено 270 беременных женщин из социально незащищенных слоев населения. Благодаря реабилитации беременных женщин с проведением йодной коррекции отмечается положительная динамика основных качественных показателей службы детства и родовспоможения.

Подпрограмма 4 «Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок»

Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Среди инвестиционных проектов в 2003 г. завершена реконструкция мартеновского производства с заменой мартеновского способа выплавки стали электросталеплавильным с установкой ГОУ, что обеспечило снижение выбросов в атмосферу на 504,3 т/год и снижение уровня шума на 15 дБ.

В установленные сроки осуществляется перевод энергообеспечения рудоуправления БКРУ-4 и ТЭЦ-13 с мазута на газ (освоение средств к плану 169 и 548 % соответственно).

Продолжены работы по мероприятиям, не выполненным в сроки, запланированные программой. Большой объем денежных средств израсходован на строительство комбинированной установки гидрокрекинга для выпуска малосернистого моторного топлива на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (2342,7 млн. руб.), проведение работ по газоснабжению промплощадки на СКРУ-3 ОАО «Сильвинит» (35,4 млн. руб.), перевод энергообеспечения рудоуправлений БКРУ-2 и БКРУ-3 ОАО «Уралкалий» с мазута на газ (6,4 млн. руб.).

На ОАО «Бератон» внедрены мероприятия по снижению выбросов сероуглерода на 0,5 т/год в цехе № 24 и замене 2 вагранок на индукционную печь на ФГУП «Пермский завод им. Кирова». Продолжаются работы по монтажу и вводу в эксплуатацию схемы рециркуляции дымовых газов на ТЭЦ-9, конверсия производства аэрозолей на использование углеводородного пропеллента на ООО «ТИЛ», рекультивация прудов-отстойников на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Однако в целом выполнение оргтехмероприятий идет с заметным отставанием от плана.

Мероприятия по переработке и утилизации отходов. Среди инвестиционных проектов наиболее успешно реализуются мероприятия по строительству закладочных комплексов рудников, подземных шламохранилищ, выполнению закладочных работ на ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» (490 % и 249 % к плану соответственно). В основном эти работы выполняются за счет собственных средств предприятий, кроме того, выделяются средства из областного и местных бюджетов. Выполнение закладочных работ позволило снизить размещение солеотходов на поверхности на 10,2 млн. тонн. Ведутся работы по строительству участка грануляции отработанного электролита магниевого производства на ОАО «Ависма».

В связи с ограниченными финансовыми возможностями практически не ведутся работы на ОАО «Соликамский магниевый завод» по строительству полигона твердых промотходов.

В рамках программы запланировано строительство коммунальных полигонов твердых бытовых отходов в 11 городах и районах области.

Большой объем работ за счет средств местного экофонда выполнен по строительству полигона захоронения и утилизации ТБО и нетоксичных промотходов в г. Березники. Проведены все подготовительные работы к пуску в эксплуатацию первой очереди полигона (по временной схеме). Строительство автодороги к будущему полигону в г. Чайковском профинансировано из средств облэкофонда в объеме 1,0 млн. руб. Заканчивается экологическая экспертиза проекта строительства полигона в г. Краснокамске.

Администрации гг. Пермь и Соликамск предусматривают принципиально новые организационно-технические решения вопроса утилизации и захоронения твердых бытовых отходов, в связи с чем строительство комплекса по переработке твердых бытовых отходов в г. Перми и строительство полигона захоронения ТБО в г. Соликамске реализовано не будет. Учитывая отказ администрации г. Лысьвы от долевого участия в финансировании, строительство комплекса по переработке отходов в гг. Чусовой и Лысьва не ведется. Признано нецелесообразным строительство полигона в п. Майский.

В целом по данному направлению фактическое освоение средств составило 15 % к запланированному показателю. Основная причина – недостаточность финансовых ресурсов. Из местных бюджетов средства в 2003 г. выделены не были, а областной бюджет как источник финансирования исключен (в соответствии с Порядком формирования и реализации плана капитального строительства объектов социальной инфраструктуры области, утвержденным указом губернатора области от 18.06.2003 № 114, затраты на строительство полигонов ТБО не предусмотрены).

В рамках организационно-технических мероприятий ведется рекультивация дражных отвалов на НП «Прииск Уралалмаз», рекультивация шламонакопителя на ОАО «Бератон».

С большим отставанием от запланированных объемов выполняются мероприятия по реконструкции шламонакопителя на ОАО «Березниковский содовый завод» и реконструкции утилизационной котельной для полного сжигания образующихся отходов на ОАО «ЦБК Кама».

Мероприятия по охране водных ресурсов. Среди инвестиционных проектов следует особо отметить работу, выполненную на ОАО «Соликамскбумпром»: введена в эксплуатацию линия по производству термомеханической массы № 2 для снижения сброса загрязняющих веществ на 11 тыс. тонн в год (освоение средств к плану 477 %). На ОАО «Ависма» введена в эксплуатацию 3-я очередь очистных сооружений промстоков и начались работы по реконструкции действующих очистных сооружений. Это позволило снизить загрязнение водных объектов на 4975 т/год.

На ОАО «Чусовской металлургический завод» продолжается строительство промышленной установки очистки сточных вод ванадиевого производства. Выполнение этого мероприятия позволило предотвратить загрязнение р. Чусовой ванадием на 10,8 тонн в год, марганцем на 57,1 тонн в год. В полном объеме реализуется мероприятие по предотвращению загрязнения подземных вод и р. Каменки в районе промплощадки на ОАО «Минеральные удобрения».

Ввиду отсутствия финансовых средств не ведется строительство очистных сооружений на ОАО «Вишерабумпром», ФГУП «Машзавод им. Дзержинского», ОАО «Морион». С большим отставанием от запланированных объемов выполняется мероприятие по строительству комплекса по очистке и переработке стоков на ОАО «Соликамский магниевый завод».

Строительство и реконструкция коммунальных очистных сооружений предусмотрены в 15 городах и районах области. В 2003 г. введены в эксплуатацию очистные сооружения в с. Карагай.

Учитывая поддержку областного бюджета и возможности местных бюджетов в запланированных программой объемах, проводится реконструкция очистных сооружений в гг. Александровск, Красновишерск, сел Елово и Барда.

Администрации г. Лысьвы и п. Куеды предусматривают новые технические решения проблемы очистки коммунальных сточных вод, в связи с чем запланированные на этих территориях мероприятия в рамках программы не выполняются.

Особенно неблагополучно обстоят дела со строительством очистных сооружений на предприятиях жилищно-коммунального комплекса в гг. Кунгур, Соликамск, Горнозаводск, Губаха, Березники, с. Сива, где в 2003 г. не сделано практически ничего. Сказывается отсутствие финансирования, в первую очередь, из местных бюджетов.

Результат выполнения мероприятий по строительству и реконструкции коммунальных очистных сооружений – 18,5 % к запланированным показателям.

Из организационно-технических мероприятий в 2003 г. осуществлен перевод ливневых и талых вод с промышленной площадки на биологические очистные сооружения на ОАО «Бератон» (снижение загрязнения водоемов на 0,48 т/год), завершаются работы по реконструкции узла обезвоживания осадка на очистных сооружениях ОАО «Соликамскбумпром».

Подпрограмма 5 «Создание системы экологического мониторинга»

С целью развития территориальной системы экологического мониторинга (ТСЭМ) в 2003 г. проводилось оснащение лабораторий ПЦГМС, ПЦГСЭН, МУ «Чайковская экологическая лаборатория» химико-аналитическим оборудованием. Приобретена метеостанция М‑49, передвижная лаборатория «Атмосфера», программный комплекс «ГИС-Метео».

Совершенствование ТЭСМ в области осуществляется в направлении развития информационной системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области. В рамках взаимодействия с участниками ГИС ОГВ получены, созданы и используются в работе более 100 тематических природоохранных слоев цифровых карт, в т.ч.:

-         цифровые модели водосбора, рельефа дна и прибрежной зоны водохранилищ (прудов), атрибутивные базы данных по результатам мониторинга гидротехнических сооружений Пермской области. В 2003 г. было обследовано 8 водохозяйственных сооружений;

-         цифровые картографические базы данных, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Березниковско-Соликамского промузла в период с 1991 по 2003 годы. Для указанной территории выделены зоны повышенного уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-         методические подходы по определению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на газо- и нефтепроводах под воздействием карстовых процессов;

-         построены тематические картографические слои, отображающие распределение основополагающих показателей (содержание гумуса, концентрация приоритетных тяжелых металлов и пестицидов и др.) в почвах сельхозпредприятий и сельскохозяйственной продукции;

-         квартальная сетка, границы лесхозов и лесничеств.

В целом по подпрограмме мероприятия в 2003 г. реализованы лишь на 24,7 %. Основные причины невыполнения заключаются в недостаточном финансировании из федерального бюджета, что не позволило реализовать организацию станции фонового мониторинга в заповеднике «Вишерский», осуществить в полном объеме переоснащение лабораторий физико-химических методов анализа и мониторинга, развить сеть гидрохимических наблюдений; недостаточном финансировании предприятиями внедрения автоматизированных систем контроля качества воздуха и воды ввиду отсутствия нормативной базы, обязывающей предприятия выполнять эти работы; полное отсутствие финансирования из бюджетов муниципальных образований.

Подпрограмма 6 « Экологическое образование и воспитание»

Основная цель подпрограммы – формирование экологической культуры населения области путем экологического образования, просвещения и информирования населения.

В 2003 г. эта работа велась по следующим направлениям:

-         развитие экологического образования и просвещения средствами образовательных и природоохранных учреждений, музеев, библиотек, заповедников и др. (финансовая поддержка в части обновления и создания новых экспозиций оказана 5 музеям);

-         организация экологического информирования и просвещения населения через средства массовой информации;

-         инициирование активности всех групп населения через организацию проектной деятельности, экологических конкурсов, акций, праздников, рейдов и т.п.;

-         организация экологического воспитания в условиях организованного летнего отдыха и т.д.

Использовались разные методы и формы, такие как:

-         семинары, курсы (в шести тематических мероприятиях приняло участие 378 человек);

-         акции («Дни защиты от экологической опасности», «Марш парков», «Кама-2003»). По итогам 2003 года Пермская область заняла второе место во Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности»;

-         научно-практические конференции (проведено семь конференций для студентов, молодых ученых, педагогов и учащихся с общим числом участников 820 человек);

-         слеты (проведены 2 школьных слета с количеством участников более 200 человек) и олимпиады для школьников по экологии и лесоведению;

-         экологические лагеря и отряды (организовано 512 экологических лагерей и отрядов, в которых приняло участие около 21 тыс. школьников);

-         конкурсы (проведено 7 конкурсов для разных целевых групп);

-         статьи, видеофильмы, телевизионные сюжеты и передачи, викторины, круглые столы, пресс-релизы, персональная работа с журналистами, публикации, пресс-конференции (в 2003 г. в результате сотрудничества с 4 телекомпаниями подготовлены и транслировались 117 экологических выпусков, в 7 областных газетах опубликованы 23 статьи, финансировалось издание ежемесячной областной газеты «Луч»);

-         поддержка участия во Всероссийских, межрегиональных, международных конференциях и конкурсах;

-         осуществление международного сотрудничества: на базе ПГТУ проведен международный экологический лагерь.

21.2. ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД

Областной целевой бюджетный экологический фонд (далее – областной экологический фонд) образован для решения неотложных природоохранных мероприятий, восстановления потерь окружающей природной среды и других задач природоохранного направления на территории Пермской области. Деятельность областного экологического фонда на территории Пермской области осуществлялась в соответствии с законом Пермской области от 5 октября 2001 года № 1756-308 «Об областном целевом бюджетном экологическом фонде», законом Пермской области от 18.08.2003 № 907-175 «О внесение изменений и дополнений в закон Пермской области «О бюджете Пермской области на 2003 год». Основным источником доходов фонда является плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата).

Федеральным законом «О бюджете Российской Федерации на 2003 год» от 24.12.2002 № 176-ФЗ предусмотрено, что, плата, поступившая в территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Пермской области, распределяется следующим образом:

-         19 % направляется в федеральный бюджет;

-         81 % подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Плата, подлежащая зачислению в областной бюджет, предусмотрена законом Пермской области «О внесении изменений в закон Пермской области «О бюджете Пермской области на 2003 год» от 18.08.2003 № 907-175 и распределена между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в следующих размерах:

-         33,33 % подлежит зачислению в доход областного бюджета;

-         66,67 % поступает в доход местных бюджетов для выполнения природоохранных задач местного значения.

Распределение платы между уровнями бюджетов территорий Пермской области необходимо для осуществления на территории области неотложных природоохранных мероприятий и мероприятий, предусмотренных областной целевой комплексной программой «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы, местными экологическими программами. Доходы и расходы областного экологического фонда учитываются обособленно в составе доходов и расходов областного бюджета.

Управление областным экологическим фондом осуществляет совет фонда в соответствии с положением, утвержденным указом губернатора от 12.04 2002 № 67.

Получателем средств областного экологического фонда является управление по охране окружающей среды Пермской области, исполнителями работ – организации различных форм собственности, участвующие в реализации областных экологических программ и других неотложных природоохранных мероприятий в соответствии с решениями, принятыми советом областного целевого бюджетного экологического фонда.

Всего за 2003 год доходы областного экологического фонда составили 50,9 млн. рублей.

На финансирование природоохранных мероприятий за тот же период направлено 45,9 млн. рублей. За счет средств фонда в 2003 году проведен ряд важнейших природоохранных мероприятий. На строительство природоохранных объектов направлено 3,6 млн. руб. или 7,8 % от общей суммы расходов. Так, на условиях долевого участия финансировалось строительство очистных сооружений в селах Елово и Карагай, строительство полигонов захоронения твердых бытовых отходов в городах Чайковский и Березники.

Дальнейшее развитие получила система мониторинга окружающей среды, приобретены технические средства для этих целей, а также проведен экологический контроль на территории Пермской области. На эти цели направлено 13,4 млн. руб. или 29,2 % от общей суммы расходов.

С целью развития территориальной системы экологического мониторинга в 2003 году было приобретено:

-         для ПЦГМС химико-аналитическое оборудование (аспиратор АВА-1-150-01, метеостанция М- 49, хроматограф «Кристалл-2000М», спектрометр атомно-абсорбционный «Квант-2А», компьютерная техника, передвижная лаборатория «Атмосфера», программный комплекс «ГИС - Метео») на общую сумму 3,5 млн. руб, что позволит: повысить качество выпускаемых прогнозов погоды, прогнозов наступления неблагоприятных метеоусловий, получать оперативную информацию о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в загрязненных районах, не охваченных сетью наблюдений и в случаях аварийных выбросов вредных веществ на территории Пермской области, расширить перечень измеряемых показателей загрязнения атмосферного воздуха (определение концентрации железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка, ароматических углеводородов);

-         для ЦГСЭН химико-аналитическое оборудование (ароматограф газовый «Кристалл-5000.1», спектометр получения особо чистой воды типа «Милинор», протативный анализатор звука и вибрации «SVAN 947» на общую сумму 1,15 млн. руб.

Продолжались работы, проводимые в рамках развития экологического блока геоинформационной системы (ГИС) органов государственной власти (ОГВ) Пермской области. В рамках взаимодействия с участниками ГИС ОГВ получены и созданы более 100 тематических природоохранных слоев цифровых карт.

Необходимо также отметить такое важное направление расходования средств, как содействие экологическому образованию и просвещению. Общая цель этого направления – формирование экологической культуры населения как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности региона и каждого человека. На эти цели в 2003 году направлено 8,0 млн. руб. (17,4 % от всех расходов фонда).

Наиболее значимыми событиями являлись проведение Дней защиты от экологической опасности и участие в областном конкурсе социальных и культурных проектов в номинации «Сохраним природу Прикамья». По этой номинации был подан 41 проект. В результате конкурсного отбора было профинансировано 15 проектов из 12 территорий на общую сумму 700 000 рублей. Из них 2 проекта были поддержаны ООО «Лукойл-Пермь». Большое внимание было уделено экологическому просвещению и информации населения средствами СМИ. В 2003 году были проведены 5 пресс-конференций, в результате сотрудничества с 4 телерадиокомпаниями («Т-7», «Авторадио», «Ветта», «Рифей») были подготовлены и транслировались 117 экологических выпусков (телепередачи, в том числе и детские, информационные сюжеты, социальные ролики, репортажи, радиопередачи), в 7 областных газетах изданы 23 статьи, финансируется областная экологическая газета «Луч», еженедельная информация отражается в пресс-релизах, обновлялась информации на сайте управления.

Для привлечения к экологической деятельности и развития активности населения проводятся традиционные ежегодные конкурсы, слеты и акции, в том числе конкурсы природоохранных экологических отрядов и «Чистая вода», проектов экологических лагерей и отрядов «Зеленая смена», «Экология. Человек года», журналистский конкурс «Земля тревоги нашей», конкурс для библиотек, слеты активистов молодежного экологического движения и школьных лесничеств, акции «Дни защиты от экологической опасности», «Марш парков», «Кама-2003» и «Экологический Новый год».

Были также проведены семинары и конкурсы по экологической тематике, осуществлено дополнительное экологическое образование школьников и студентов, организованы в летнее и зимнее время экологические лагеря и зеленые смены, где побывало около 21 тысячи школьников. Центром «Экология» (директор – В.В. Мисенжников) по заказу управления по охране окружающей среды Пермской области была реализована уникальная авторская программа дополнительного профессионального образования «Формирование экологической культуры населения» под руководством проф.В.А. Ясвина (г. Москва), впервые реализованная полностью в России для организаторов экологического образования и просвещения, среди которых педагоги школ и учреждений дополнительного образования, библиотекари, руководители общественных организаций, специалисты природоохранных служб.

Другим наиболее важным видом природоохранной деятельности является проведение мероприятий, направленных на медико-экологическую реабилитацию населения. За счет средств областного экологического фонда на это направление выделено 6,5 млн. руб. или 14,2 % от всех расходов фонда. Значительная часть этих средств пошла на стационарную медико-экологическую реабилитацию детского населения из экологически неблагополучных территорий области и лечебно-диагностические мероприятия по иммунореабилитации детского населения.

Проведены амбулаторное лечение и оздоровление 1915 детей из экологически неблагополучных территорий Пермской области на базе ПНИКИ ДЭП. Проведен мониторинг врожденных пороков развития на территориях экологического неблагополучия в Пермской области, а также финансировалась работа по внедрению системы оценки и управления риском для здоровья населения в связи с химическими факторами воздействия.По другим направлениям расходования средств фонда был профинансирован ряд других важнейших мероприятий, к ним относятся:

-         выявление мест обитания и определение численности видов, занесенных в Красную книгу. В текущем году были обследованы территории Ординского, Пермского, Кунгурского, Кишертского, Суксунского, Березовского, Красновишерского и Чердынского районов. Выявлено около 3 тысяч таких мест;

-         инвентаризация водно-болотных угодий, ведение биологического и зоологического мониторинга, инвентаризация глухариных токов, изучение ареалов распространения дикорастущих лекарственных растений, оценка состояния фауны рукокрылых, оценка популяции камской стерляди, составление кадастра мхов, лишайников и плаунов и другие;

-         обследование территории Пермского района и проектирование организации ООПТ «Сарашевская дубрава»;

-         обустройство ООПТ на территории Ильинского, Осинского, Карагайского и Красновишерского районов. В результате завершены трехлетние работы по обустройству историко-природного комплекса «Кузьминка», обустройство 6 ООПТ в Карагайском районе, создание условий для сохранения популяции лещины на «Ореховой горе» и обустройство маршрута для посещения ООПТ «Ветлан»;

-         уточнение данных инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления и мест их размещения, включая радиоактивные и ртутьсодержащие отходы;

-         вывозка с территории области на захоронение 6,3 тонн некондиционных и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов.

Проводились и другие не менее важные природоохранные мероприятия. Информация по использованию средств областного экологического фонда в разрезе основных направлений приведена в табл. 21.3, 21.4.

Доходы городских и районных экологических фондов за 2003 год составили 97,5 млн. руб., расходы – 87,2 млн. руб.

Таблица 21.3

Расходование средств областного целевого бюджетного экологического фонда за 2003 год

Направления расходования средств

Расходы

в 2002 г., млн. руб.

Расходы

в 2003 г., млн. руб.

Изменение процентного соотношения расходов

в 2003 г.

к 2002 г., %

Разработка экологических программ и мероприятий, проведение научных исследований, проектных и внедренческих работ в области охраны окружающей среды

3,2

1,9

59,0

 

 

 

 

Содействие строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту природоохранных объектов

5,5

3,6

65,5

 

 

 

 

Создание и совершенствование системы мониторинга окружающей среды, приобретение технических средств для них, проведение оперативного экологического контроля

3,0

13,4

446,7

 

 

 

 

Поддержка развития заповедников, заказников, национальных парков, сохранение памятников природы

1,6

3,1

193,7

 

 

 

 

Оценка состояния природных ресурсов, реализация мер по охране и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению малых рек, прудов, озер и природных объектов

2,7

6,7

248,1

 

 

 

 

Осуществление мероприятий, направленных на оздоровление населения

5,3

6,5

122,6

 

 

 

 

Осуществление международного сотрудничества, привлечение иностранных специалистов и организаций для проведения экспертиз, консультаций и других работ

0,8

0,5

62,5

 

 

 

 

Содействие экологическому воспитанию, образованию, повышению квалификации, экологической пропаганде, проведение конкурсов

6,6

8,0

121,2

 

 

 

 

Прочие расходы

0,8

2,2

275,0

 

 

 

 

Итого:

29,5

45,9

155,6

 

Таблица 21.4

Расходование средств местных экологических фондов по основным направлениям затрат за 2003 г.

Направления затрат

2002 г.

2003 г.

Изменение процентного соотношения затрат 2003 г к 2002 г., %

Сумма затрат, млн. руб.

Удельный вес от общих расходов, %

Сумма затрат, млн. руб

Удельный вес

от общих расходов, %

Строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов

20,8

25,3

34,6

39.7

+ 14,4

 

 

 

 

 

 

Внедрение экологически чистых технологий

2,9

3,5

0,2

0.2

- 3,3

 

 

 

 

 

 

Предоставление займов и ссуд предприятиям на строительство и реконструкцию

0,2

0,2

0

0

- 0,2

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды

4,9

6,0

1,7

1.9

- 4,1

 

 

 

 

 

 

Мониторинг окружающей среды

6,4

7,8

3,7

4.2

- 3,6

 

 

 

 

 

 

Развитие заповедников, заказников, сохранение памятников природы

2,4

2,9

0,6

0,7

- 2,2

 

 

 

 

 

 

Предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф

0,6

0,7

0,2

0.2

- 0,5

 

 

 

 

 

 

Экологическое образование и просвещение

9,2

11,2

2,9

3.3

- 7,9

 

 

 

 

 

 

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды

0,8

1,0

0,1

0,1

- 0,9

 

 

 

 

 

 

Воспроизводство природных ресурсов

5,4

6,6

2,0

2,3

- 4,3

 

 

 

 

 

 

Проведение семинаров, совещаний

0,7

0,8

0,1

0,1

- 0,7

 

 

 

 

 

 

Содержание исполнительной дирекции фонда

7,9

9,6

8,1

9,3

-0,3

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

3,8

4,6

4,2

4.8

+ 0,2

 

 

 

 

 

 

Расходование средств на другие виды природоохранной деятельности

16,1

19,6

28,9

33,2

+ 13,6

 

 

 

 

 

 

Итого

82,3

100,0

87,2

100,0

-