22. Экологическое образование, просвещение

и информирование населения

Л. А. Кузнецова

 

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды важной составляющей региональной природоохранной политики являются экологическое образование, просвещение и информирование населения.

В соответствии с федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и законом Пермской области «Об охране окружающей среды Пермской области» от 09.12.2002 г. № 502-94, областной целевой комплексной программой «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг. от 12.07.2001 г. № 1639-263, Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 г., в области развивается региональная система всеобщего непрерывного и комплексного экологического образования и просвещения

Региональная система включает в себя дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, и осуществляется в сотрудничестве с управлением по охране окружающей среды Пермской области и муниципальными природоохранными службами городов и районов области, департаментом образования Пермской области, комитетом по молодежной политике Пермской области и департаментом культуры и искусства Пермской области.

В 2003 году эта работа включала в себя:

-         развитие экологического образования и просвещения средствами образовательных и природоохранных учреждений, музеев, библиотек, организаций спорта и туризма, общественных организаций, заповедников, зоопарков, учреждений культуры;

-         организацию экологического информирования и просвещения населения области через средства массовой информации;

-         инициирование активности всех групп населения путем организации проектной деятельности, экологических конкурсов, акций, праздников, рейдов и т.п.;

-         организацию экологического воспитания в условиях организованного летнего отдыха.

Использовались такие методы и формы работы, как семинары, конференции, олимпиады, слеты, лагеря и отряды, «круглые столы», пресс-конференции, конкурсы, статьи, видеофильмы, телевизионные сюжеты и передачи, викторины и т.д.

22.1. Экологическое образование в общеобразовательных школах

 и учреждениях дополнительного образования

Около 20 % школ области различного типа включились в образовательную деятельность экологического содержания через образовательные программы, кружки, факультативы, научные общества и т. д. В ряде районов действуют неформальные опорные образовательные центры по экологическому образованию и просвещению. Ежегодно базовые образовательные учреждения оснащаются лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, программными средствами и методической литературой. В 2003 году, за счет средств областного экологического фонда, была оказана поддержка Госконзаводской школе Куединского района, базовым образовательным учреждениям Красновишерского района, Центру дополнительного образования детей Пермского района, станциям юных натуралистов г. Чайковского, г. Верещагино, г. Нытва.

Массовый характер имеет учебно-исследовательская деятельность школьников и педагогов по изучению окружающей среды своей местности. На 23-м Областном конкурсе научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ, проводившимся департаментом образования Пермской области, было представлено 211 работ по экологической и природоохранной тематике на секциях: «Экология водоемов», «Промышленная экология», «Урбоэкология», «Медицинская экология», «Экология сельскохозяйственных растений», «Краеведение» и т. д.

Стали уже традиционными ежегодные областные олимпиады учащихся 9-11-х классов по экологии, организуемые департаментом образования Пермской области. В первом туре 10-й экологической олимпиады, проводившемся в общеобразовательных учреждениях 39 городов и районов области, приняло участие 5 840 учащихся, во втором (муниципальном) – 963. В заключительном туре 10-й экологической олимпиады приняли участие 67 школьников – победителей городских и районных туров олимпиады.

Растет интерес к олимпиаде по лесоведению для старшеклассников области, победители которой получают льготные условия при поступлении на специальности «лесное хозяйство» и «садово-парковое строительство» лесотехнического факультета ПГСХА. В 15 городах и районах в первом туре приняло участие 555 школьников 8-11-х классов, 35 из которых участвовали в областном туре, проводимом в ПГСХА.

В 2003 году управление по охране окружающей среды Пермской области провело конференции «Экологическая культура как фактор устойчивого развития» – для педагогов и общественности, «Особо охраняемые природные территории и экологическое образование» – для педагогов, «Наследие и дети», и другие.

Кроме того, школьники Пермской области активно участвуют во Всероссийских конференциях, олимпиадах и конкурсах. В 2003 году победители областной экологической олимпиады приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, проходившей в г. Кисловодске. В сравнении с предыдущими годами выступление делегации Пермской области было успешным – результаты работ трех школьников были удостоены дипломов I и II степеней. Команда из 16 учащихся и педагогов Осинского, Чусовского и Нытвенского районов, представлявшая Пермскую область на IX Международной конференции «Эко-2003», проходившей в г. Наро-Фоминске Московской области, была отмечена, как одна из лучших. В итоге две работы получили дипломы с отличием от Министерства образования (Старкова Инна, Михеева Анна, станция юных натуралистов (СЮН) г. Чусового, Кислицина Лариса, общеобразовательная школа с. Пакли Осинского района; 2 работы были отмечены дипломами и 3 – памятными грамотами. Участники «Школы юного исследователя» центра детского творчества г. Краснокамска стали лауреатами конференции «Юность. Наука. Культура», которая прошла в г. Обнинске. Впервые школьники области из Карагайского и Сивинского районов участвовали в финальных мероприятиях всероссийского конкурса «Человек на Земле» (г. Москва), где получили призовые места.

За истекший период с целью обеспечения экологической информативности и повышения квалификации в природоохранной деятельности проведены тематические курсы, в которых приняло участие 136 человек, 6 семинаров с количеством участников 242 человека.

В последнее время идет активный поиск новых форм экологического образования и просвещения.

В рамках данных инициатив действует сайт «Экологическое образование и просвещение» для педагогов, студентов, школьников и всех интересующихся (http://www.cde.perm.ru/ecofond/), созданный специалистами ПГУ по заказу управления по охране окружающей среды Пермской области и департамента образования Пермской области совместно с областным образовательным центром «Экология».

В 2003 году в целях методической поддержки экологического образования и просвещения за счет средств областного экологического фонда профинансированы подготовка и издание учебного пособия для студентов «Экологическое краеведение. Пермская область», брошюры «Экология Пермской области на рубеже XXI века (1997-2002 гг.)», комплекта В.В. Ясвина «Азбука содержания животных», сборник методических материалов в помощь организаторам экологических лагерей и отрядов «Лето зеленого цвета», экологический календарь 2004 года.

На базе областного эколого-биологического центра (г. Пермь) активно развивается трехлетняя областная очно-заочная Школа юного эколога для старшеклассников всей области, организованная совместно с учеными пермских вузов. В 2003 году в школе обучалось 474 школьника из 37 городов и районов области. Школа объединяет два направления: исследовательское, представленное секциями: медицинская экология, ботаника, зоология, гидробиология, и флористическое. Одним из перспективных направлений школы в этом году были выездные семинары педагогов по заявкам из районов для подготовки к экологическим олимпиадам и совершенствования учебно-исследовательской деятельности.

В области действуют 12 профильных эколого-биологических учреждений дополнительного образования – станции юных натуралистов (СЮН) и эколого-биологические центры. Станция юных натуралистов г. Чайковского была открыта 1 сентября 1972 года и успешно работает и сейчас. Главной целью СЮН является формирование экологического сознания и экологической культуры. СЮН сегодня является многопрофильным учреждением дополнительного образования, имеющим аквариумное хозяйство, ферму, зимний сад, земельный участок в 3 га, где представлены отделы: овощной, полевой, плодово-ягодный, коллекционный, цветочно-декоративный, лекарственный и др., а также производственный участок и дендрарий площадью 1 га. В 1995 году в СЮН открылся мини-зоопарк, где содержатся 72 вида животных 5 классов не только Уральской зоны, но и Африки, Азии, Австралии. В СЮН работают более 80 детских коллективов, в которых обучаются 1300 детей. СЮН является организатором и методическим центром по экологическому воспитанию в системе образования г. Чайковского. Подготовлен и издан сборник информационно-методических материалов «Музей природы Прикамья».

За последние два года экологическое направление стало приоритетом детской оздоровительной кампании лета. Так, в 2003 году за счет средств областного и местного бюджетов было организовано 512 экологических лагерей и отрядов, в которых побывало около 21,3 тысячи школьников.

Активными формами экологического движения являются слеты и конкурсы. Так, в 2003 году на базе санатория – профилактория «Лесная сказка» (г. Пермь) 15-16 сентября был проведен слет школьных лесничеств, собравший 180 участников (37 команд из 26 районов области). 28-29 октября 2003 года на базе детского оздоровительного лагеря «Огонек» в Пермском районе состоялся V областной слет лидеров молодежного экологического движения, в работе слета приняло участие более 200 человек из 38 территорий Пермской области. Подобные слеты активистов становятся традиционными для ряда районов: Кировского и Орджоникидзевского районов г. Перми, Карагайского, Ординского, Очерского, Пермского районов области.

Проходят ежегодные конкурсы природоохранных экологических отрядов и конкурсы «Чистая вода». В 2003 году в конкурсе природоохранных отрядов приняли участие 46 отрядов из 25 городов и районов Пермской области. Впервые по итогам конкурса была проведена учебно-практическая конференция «Роль природоохранных экологических отрядов в экологическом воспитании и просвещении». В заключение конференции были награждены 13 отрядов-победителей конкурса по 4 номинациям: Комплексный природоохранный отряд (8 отрядов); Школьные лесничества (1 отряд); Озеленители (1 отряд); Голубой патруль (3 отряда).

Традиционным уже стал конкурс «Чистая вода» среди учащейся молодежи. Учредителями конкурса являются:

-         Управление по охране окружающей среды Пермской области;

-         Главное управление природопользования Пермской области;

-         ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охраны окружающей среды МПР России;

-         Департамент образования Пермской области;

-         Камское бассейновое водное управление МПР России;

-         Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу природной среды;

-         Пермский областной институт повышения квалификации работников образования.

В 2003 году в конкурсе «Чистая вода» приняло участие 1572 учащихся (от начальных до 11-х классов) из 13 городов и 10 районов Пермской области. Конкурс проводился по семи номинациям:

- учебно-исследовательская работа;

- мониторинг

- «Живи, родник»;

- водоохранная акция;

- «Мои вопросы реке»;

- искусственные водные объекты (пруды и водохранилища) и напорные гидротехнические сооружения на территории Пермской области;

- социально-политические измерения природоохранной деятельности в Пермской области: история и современность.

Конкурсные работы оформлялись в виде рефератов, паспортов, альбомов. В конкурсе участвовали 83 работы.

Лауреатам конкурса «Чистая вода-2003» вручены дипломы и ценные подарки. Участники конкурса награждены Дипломами и памятными подарками.

В рамках областной водоохраной акции «Чистая вода» проведены конкурсы просветительско-развлекательных мероприятий среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В конкурсе просветительско-развлекательных мероприятий приняли участие разные группы населения: учащиеся начальной и средней школы, работники учебных заведений, сельских клубов, работающая молодежь, пенсионеры, из Красновишерского, Бардымского, Нытвенского районов и г. Соликамска. Отмечена работа «Барыня-речка, сударыня-речка, славлю голос твой» (праздник в честь реки Язьвы). Интересной и познавательной была работа Вайского сельского клуба Красновишерского района «День Нептуна. Праздник поселка Вая». Праздник проводился на берегу р. Вишеры. Отмечена работа библиотекаря средней общеобразовательной школы № 3 г. Красновишерска Е. В. Поповой «Вода – эликсир жизни», в которой использованы музыкальное оформление, репродукции картин, стихи, проза, интересные факты, посвященные воде. Участницей эколого-краеведческого сектора центральной библиотеки г. Нытвы Т. В. Куликовой представлена конкурсная работа «Водоохранная акция по составлению и описанию родников п. Новоильинский Нытвенского района». Учителем биологии Таныпской школы Бардинского района был проведен экологический вечер «Тулва – река родного края».

На конкурс от промышленных и сельскохозяйственных предприятий представлена работа инженера-химика МУП «Водоканал-1» г. Красновишерска В. Н. Улитиной «Отчет о реконструкции первичных отстойников городских очистных сооружений».

22.2. Экологическое образование в высших учебных заведениях

В учебные планы девяти высших учебных заведений Пермской включены курсы лекций по экологии. В трех высших учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации экологического профиля.

Пермский государственный университет

На кафедре биогеоценологии и охраны природы географического факультета проводится подготовка специалистов по двум специальностям: «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Природопользование»; на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности биологического факультета – по специальности «Экология». На кафедрах инженерной геологии и гидрогеологии, инженерной геологии и охраны недр геологического факультета в рамках магистратуры проводится двухгодичная специализация по специальностям: «Экологическая геология» и «Гидрогеоэкология».

Дополнительное двухгодичное образование по экологии и охране природы с выдачей сертификатов было организовано в 1996 году в Межвузовском экологическом центре (МЭЦ) при Пермском государственном университете, в котором обучаются студенты высших учебных заведений г. Перми.

Для студентов разных факультетов ПГУ специальностей «Экология», «Биология», «Геофизика», «Геология», «Гидрогеология и инженерная геология», «Химия» читаются лекции по следующим экологическим дисциплинам: математические методы в экологии; общая экология; основы природопользования; правовые основы природопользования и охраны окружающей среды; техногенные системы и экологический риск; ресурсоведение; региональное природопользование; экологический мониторинг; экологическое проектирование и экспертиза; устойчивость экосистем и др. В ПГУ функционирует докторский диссертационный совет по специальности «Геоэкология».

Пермский государственный технический университет

На кафедре охраны окружающей среды автодорожного факультета по очной и заочной формам обучения идет подготовка специалистов по следующим специальностям: «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; «Защита окружающей среды» (бакалавриат, магистратура); «Переработка и утилизация твердых бытовых и промышленных отходов» (магистратура).

Традиционным элементом обучения студентов на данной кафедре является организация и проведение международных экологических лагерей, участниками которых за 12 лет стало более 200 студентов с российской стороны и около 70 человек из Австрии, Германии, Франции, Голландии, Дании и Швейцарии.

Для студентов очного и заочного отделений аэрокосмического, автодорожного, электротехнического, механико-технологического, химического, строительного, горно-нефтяного и гуманитарного факультетов ПГТУ преподавателями кафедры охраны окружающей среды разработаны и читаются лекции по следующим курсам: «Экология» (68 часов); «Охрана окружающей среды» и «Социальная экология» (136 часов).

С целью реализации системы непрерывного экологического образования кафедра охраны окружающей среды занимается экологообразовательной деятельностью со школьниками и педагогами средних школ. Учащиеся школы № 5 г. Перми посещают факультатив «Промышленная экология», организованный на кафедре. Школьники под руководством преподавателей кафедры выполняют учебно-исследовательские работы в области защиты окружающей среды, результаты которых докладывают на городских и областных научно-практических конференциях.

Кафедра теплоснабжения, вентиляции и охраны воздушного бассейна строительного факультета обеспечивает дисциплины учебного плана своей специальности в рамках охраны окружающей среды следующими курсами лекций: «Охрана воздушного бассейна» (90 часов); «Техника защиты окружающей среды» (132 часа); «Экономическая и экологическая оптимизация систем ТГВ» (80 часов); «Энергосбережение в зданиях» (160 часов).

В учебный план специальности «Городское строительство и хозяйство» включена дисциплина «Экология городской среды» (180 часов). Аналогичные дисциплины включены в ученые планы переподготовки и повышения квалификации по специальности «Теплоснабжение и вентиляция».

С 2000 года на кафедре химии химико-технологического факультета начата подготовка инженеров по специальности «Биотехнология» с узкой специализацией «экологическая биотехнология» по биологическим методам очистки промышленных стоков и промышленных выбросов. Кафедра ежегодно организует областные научные конференции молодых ученых и студентов «Проблемы химии и экологии».

Пермская государственная медицинская академия

Для студентов всех факультетов читаются курсы лекций по следующим тематикам: «Правовые и социально-экономические аспекты деятельности врача по вопросам экологии», «Медико-биологические основы экологии человека, взаимодействие человека с окружающей средой в условиях производственной и бытовой деятельности», необходимые для правильного понимания различных аспектов профессиональной деятельности, «Последствия воздействия на организм человека неблагоприятных экологических факторов и пути их профилактики».

Большая работа проводится сотрудниками медицинской академии на этапе довузовского образования в учреждениях обязательного и дополнительного образования школьников. Во Дворце детского творчества г. Перми, Областном эколого-натуралистическом центре, лицеях, гимназиях и школах по специальным программам занимаются более 100 учащихся. Работа со школьниками проводится в основном по авторским и адаптированным программам «Медицинские аспекты экологии», «Экология и здоровье», «Медицинская экология».

Пермская государственная фармацевтической академия

В учебный план специальности «Фармация» на третьем курсе включена учебная дисциплина «Экология человека» (52 часа), где рассматриваются вопросы оценки экологического благополучия территории по группе следующих демографических показателей: величине соматической заболеваемости населения; оценке экологической ситуации по уровню антропогенной нагрузки, эколого-гигиенической оценке степени безопасности почвы, пищевых продуктов.

Экологическая подготовка студентов осуществляется также при преподавании курсов общей биологии, ботаники и фармакогнозии, учебные программы которых по большинству разделов имеют четкую экологическую ориентацию.

При Дворце творчества юных г. Перми создана секция НОУ «Лекарственные растения», где занимаются учащиеся 8 – 11-х классов школ города.

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

Осуществляется подготовка специалистов по следующим экологическим и природоохранным специальностям: «Агроэкология» (с 1997 года) – квалификация «агроном-эколог»; «Агрохимия и агропочвоведение» – квалификация «ученый агроном-эколог»; «Садово-парковое и ландшафтное строительство» – квалификация «инженер садово-паркового строительства».

Экологическое образование осуществляется кафедрами экологии, почвоведения, агрохимии агротехнического факультета; кафедрой лесоведения и садово-паркового строительства лесотехнического факультета; кафедрами общего земледелия и защиты растений, растениеводства, учебно-научным центром кафедры плодоовощеводства агрономического факультета.

В течение учебного года студенты слушают курсы лекций по следующим экологически ориентированным дисциплинам: основы экологического права; экология; землеведение; управление природопользованием; экологический аудит; ландшафтоведение; сельскохозяйственная экология; химия окружающей среды; основы экологической токсикологии; экологическая экспертиза; системный анализ и основы моделирования экосистем; основы сельскохозяйственной радиоэкологии.

Пермский государственный институт искусства и культуры

На факультете документально-информационных коммуникаций для студентов 1-го курса преподается учебная дисциплина «Экология Урала» по специальности «Библиотековедение и библиография» – 36 часов; «Прикладная математика» – 34 часа; «Документоведение» – 42 часа.

Для студентов V курса факультета культурологии преподается дисциплина «Экология» (36 часов) на специальностях «Социально-культурная деятельность» и «Менеджмент организации».

Пермский военный институт внутренних войск МВД России

При подготовке курсантов по специальностям «Многоцелевые гусеничные и колесные машины», «Газодинамические импульсные устройства», «Менеджмент» в рамках общеобразовательных дисциплин на 3-м курсе слушателям читается курс лекций «Экология» в объеме 62 часа. При подготовке специалистов-биологов на 5-м курсе читается специальный курс «Экология и рациональное природопользование» в объеме 136 часов. Проведение занятий по обеим дисциплинам обеспечивается преподавателями кафедры биологии кинологического факультета.

Пермский филиал Нижегородской академии МВД России

Кафедрой гражданско-правовых дисциплин читается курс лекций по экологическому праву всем обучающимся в филиале курсантам и слушателям. В зависимости от специальности и формы обучения аудиторные занятия предусмотрены в объеме от 10 до 60 часов. Ежегодно кафедрой организуются и проводятся совместно с курсантами очной формы обучения научно-практические конференции, посвященные различным проблемам охраны окружающей среды с участием представителей природоохранных служб.

Чайковский технологический институт – филиал Ижевского государственного технического университета

Экологическим образованием кафедры естественно-гуманитарных и научных дисциплин и технологии и организации строительного производства. Для студентов специальностей «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Промышленное и гражданское строительство» читаются курсы лекций по экологии (4-й курс 68 часов), экологическим проблемам Прикамья (4-й курс 68 часов). По специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» читаются курсы лекций по природопользованию (1, 3-й курсы 100 часов).

Управлением по охране окружающей среды Пермской области поддерживается организация областных научно-практических конференций молодых ученых, аспирантов и студентов «Химия и экология», «Экология: проблемы и пути решения», международной научно-практической конференции «Экология и научно-технический прогресс».

22.3. Экологическое просвещение

Важным звеном в системе формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и экологической культуры всех слоев населения является просветительская деятельность, включающая в себя проведение различных массовых мероприятий, проводимых природоохранными службами совместно с общественными организациями, музеями, библиотеками, заповедниками, зоопарком и т.д.

В 2003 году управление по охране окружающей среды Пермской области выступило одним из заказчиков третьего областного конкурса социальных и культурных проектов. На конкурс был подан 41 проект по номинации «Сохраним природу Прикамья». В результате конкурсного отбора было профинансировано 15 проектов на общую сумму 700 тыс. руб. Два проекта были поддержаны ООО «Лукойл-Пермь».

Традиционна эколого-просветительская работа краеведческих музеев области. При финансовой поддержке областного экологического фонда в 2003 году на базе областного краеведческого музея шла работа по подготовке новой экспозиции «Проблемы экологии Пермской области», созданы 11 экспозиций по эколого-краеведческой тематике в муниципальных и школьных краеведческих музеях.

В семи районах области побывала передвижная выставка «Мир заповедной природы», посвященная природе заповедника «Вишерский». В ботаническом саду Пермского государственного университета открыта экологическая тропа.

МУК «Пермский зоопарк» в 2003 году в целях просветительской деятельности и экологического воспитания использовал такие формы работы, как организация экскурсий и консультаций, работа детской игровой площадки, подготовка экскурсий и сценариев, работа кружка юных биологов зоопарка, проведение массовых мероприятий на территории зоопарка с участием в экологических акциях (конкурсы, выставки и праздники). В течение 2003 года проведено 2077 экскурсий, из них с детьми до 12 лет – 1776, от 12 лет и старше – 301. Для дошкольников и младших школьников проведено 37 костюмированных экскурсий, тематических экскурсий – 68, в том числе «12 записок» – 10; «Страна зверей» – 41; «Веселое путешествие в мире зверей и птиц» – 17.

В кружке юного биолога занималось 27 человек, в основном это старшие школьники. Кружковцы посещают теоретические и лабораторные занятия, ведут дневники наблюдений за животными, оказывают помощь по уходу за животными, участвуют в подготовке и проведении тематических праздников на территории зоопарка, оказывают помощь в благоустройстве территории зоопарка, изучают животных в природе в черте города (Черняевский лес) и за его пределами (Верещагинский район Пермской области).

Проведено на территории зоопарка 9 тематических праздников, которые сопровождались сюжетно-игровыми программами: К Международному дню птиц, Международный день Земли, Международный день охраны окружающей среды, К Международному дню защиты животных.

К Международному дню защиты окружающей среды был проведен конкурс поделок из пластиковых бутылок. В феврале 2003 года проведен фестиваль-конкурс «Зоопарк снежных зверей», в котором приняло участие 88 человек, создавших 12 снежных фигур.

В конкурсе к Дню птиц – 2003 «Летите к нам стайкой веселой» участвовали детский сад № 307, школа № 118, кружок юных биологов зоопарка.

Управлением по охране окружающей среды в 2002-2003 гг. выделялись средства для издания книги «Пермский зоопарк». Управление дало согласие быть постоянным спонсором фестиваля «Зоопарк снежных зверей».

В Пермской области при поддержке областного экологического фонда действуют два экологических центра. Их деятельность подробно рассматривается в разделе 22.1.4. «Экологические образовательные центры».

В 2003 году в соответствии с подпрограммой «Экологическое образование и воспитание» в рамках Областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы был проведен V областной смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения «Библиотека – информационный центр формирования экологической культуры населения». Учредителями конкурса выступили: Управление по охране окружающей среды Пермской области, департамент культуры и искусства Пермской области, департамент образования Пермской области. В нем приняли участие более трехсот библиотек из 26 муниципальных образований, на заключительном этапе – 50 библиотек. Исходя из того, что библиотеки на сегодняшний день являются единственными общедоступными информационными и культурными центрами, целью конкурса было совершенствование их работы как центров по экологическому просвещению населения. В результате конкурса были определены победители по четырем номинациям – «Городская библиотека», «Сельская библиотека», «Детская библиотека», «Библиотека учебного заведения». С целью распространения опыта работы лучших библиотек выпущен итоговый сборник о четвертом (2002 г.) и пятом (2003 г.) областных смотрах-конкурсах работы библиотек по экологическому просвещению населения.

Для обеспечения информирования населения по экологическим вопросам управлением по охране окружающей среды Пермской области практикуется сотрудничество с четырьмя телерадиокомпаниями – «Т7», «Авторадио», «Ветта» и «Рифей». В 2003 году были подготовлены и транслированы 117 экологических выпусков. В их число входили детские передачи (игровые викторины «Эколенд»), информационные сюжеты, посвященные вопросам природоохранной деятельности на производстве, репортажи по экологической тематике, информационные сюжеты, посвященные экологическим проблемам области. В межпрограммном пространстве сетки телепередач в летний период транслировались социальные ролики - «Берегите лес» и «Пожары в лесу». На областном радио в течение года вышли в эфир по 12 выпусков радиожурналы «Зеленая волна» и «Мир вокруг нас», в которых отражена деятельность управления по охране окружающей среды Пермской области по экологическому контролю предприятий, информация о проведении акций «Дни защиты от экологической опасности», «Марш парков», экологических семинаров и конференций. Все телерадиокомпании в 2003 году посвятили по 2-3 внеплановых сюжета вопросам утилизации твердотопливных ракет.

В течение 2003 года в 7 областных газетах опубликованы 203 статьи экологической тематики. Управлением по охране окружающей среды Пермской области издается приложение к газете «Пермские новости» – специализированная областная экологическая газета «Луч». Газета работает по отдельному плану, освещая многие экологические вопросы, различные аспекты деятельности управления по охране окружающей среды Пермской области, а также взаимодействие природоохранных органов. Еженедельно экологическая информация отражается в экологических бюллетенях, в которых представлены основные показатели состояния окружающей среды, результаты проверок соблюдения природоохранного законодательства на предприятиях Пермской области и меры по устранению выявленных нарушений. В еженедельных пресс-релизах сообщается о подготовке и проведении семинаров. конференций и других мероприятий экологической направленности. Экологические бюллетени и пресс-релизы распространяются в периодических изданиях г. Перми и области и размещаются на  сайте управление по охране окружающей среды Пермской области (www.permecology.com).

Учитывая важность и актуальность экологического образования и просвещения всех слоев населения, по-прежнему приоритетными задачами в этой области являются:

-         обновление нормативно-правовой базы регионального экологического образования, способствующей развитию образования для устойчивого развития;

-         создание системы всеобщего непрерывного экологического образования, органично включенного в общее и профессиональное образование населения Пермской области;

-         развитие педагогических инициатив в области экологического образования, в том числе путем поддержки проектов за счет средств областного экологического фонда;

-         подготовка профессиональных кадров для системы непрерывного экологического образования;

-         развитие опорной сети образовательных учреждений, занимающихся экологическим образованием и просвещением;

-         учет, анализ, обобщение и внедрение в практику экологического образования положительного опыта, накопленного в учреждения образования и культуры Пермской области и других регионах России;

-         проведение экологических лагерей и организация экологических отрядов в период летней оздоровительной компании, проведение в Пермской области областного и международного экологических детских и молодежных лагерей;

-         разработка и издательство учебной и методической экологической литературы и наглядных пособий для процесса непрерывного экологического образования и просвещения в цепочке: семья – детский сад – школа – вуз – профессиональная деятельность – общественные объединения;

-         увеличение объема и повышение качества информации, размещаемой в СМИ;

-         содействие эколого-просветительской деятельности музеев, заповедников Пермской области.

В этой связи все большее значение приобретает необходимость координации усилий всех органов управления и ведомств в организации непрерывной всеобщей системы экологического образования и просвещения.

22.4. Экологические образовательные центры

В Пермской области при поддержке областного экологического фонда действуют два экологических центра. С 1992 года Областной образовательный центр «Экология» (ООЦ) на базе Пермского государственного педагогического университета (директор – профессор В.В. Мисенжников) и Межвузовский экологический центр студентов и аспирантов (директор – проф. С.А. Двинских).

В областном образовательном центре «Экология» проводится большая работа по научно-методическому обеспечению системы экологического образования Пермской области. С этой целью создан банк данных учебно-методических материалов, программ, современных педагогических технологий по проблемам образования в области охраны окружающей среды, насчитывающий более трех тысяч источников. В рамках деятельности областной информационной справочно-консультационной службы получают методическую помощь и подборки дидактических и информационных материалов организаторы экологического просвещения населения, педагоги, учащиеся, студенты, участники общественного экологического движения, организаторы туристическо-краеведческой деятельности. В 2003 году такие консультации получили более 400 человек. Значительно возросло количество групповых консультаций. Проведены тематические консультации:

-         современные педагогические и информационные технологии в экологическом образовании;

-         формирование субъективного отношения к природе;

-         методы диагностики уровня интенсивности отношения к природе;

-         разработка программ учебно-воспитательной работы и организация деятельности учащихся по изучению и сохранению природной среды.

Проведены тематические обучающие семинары для педагогов и учащихся:

-         «Экологическая психология». Целью семинара было знакомство и освоение участниками психолого-педагогической диагностики отношения к природе,  игры и упражнения эколого-психологического тренинга, правила работы с группой и основные принципы психолого-педагогического тренинга для активистов общественного экологического движения.

-         «Формирование экологической культуры в летнем лагере» (для педагогов).

-         «Подготовка к областному конкурсу экологических лагерей и отрядов» Зеленая смена (для педагогического состава).

В рамках областной конференции туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество» по направлениям «Природное наследие» и Экология» были проведены семинары по темам: «Методики экологического мониторинга» и «Этапы исследовательской деятельности», и обучающий семинар по использованию педагогических и информационных технологий в обучении экологии, биологии, географии и экономики.

Разработан диагностический комплекс, в том числе и компьютерный вариант, для оценки уровня достижения учащихся по вопросам экологической проблематики.

В 2003 году центром «Экология» по заказу управления по охране окружающей среды второй раз реализуется уникальная авторская программа дополнительного профессионального образования «Формирование экологической культуры населения» под руководством профессора В.А. Ясвина (г. Москва) для организаторов экологического образования и просвещения, среди которых педагоги школ и учреждений дополнительного образования, библиотекари, руководители общественных организаций, специалисты природоохранных служб.

Сотрудники ООЦ «Экология» приняли активное участие в подготовке, организации и работе областной конференции «Экологическая культура населения как фактор устойчивого развития», которая состоялась в декабре 2003 года. Сотрудниками центра была проведена практически вся подготовительная и организационная работа к областной олимпиаде учащихся по экологии: разработаны пакеты заданий, определены темы работ практического тура, сформированы комиссии для экспертизы экологических проектов участников олимпиады.

С 1996 года при Пермском государственном университете создан Межвузовский экологический центр студентов и аспирантов (директор – профессор С.А. Двинских), который осуществляет дополнительное экологическое образование студентов, аспирантов и молодых ученых разных вузов г. Перми. Основной целью деятельности центра является совершенствование знаний в области экологии и охраны окружающей среды.

В процессе двухгодичного обучения слушатели посещают лекционные и семинарские занятия, «круглые столы» и готовят рефераты по различным аспектам экологических проблем, проходят комплексную экологическую практику. По окончании учебы студенты сдают экзамены по прослушанным дисциплинам, защищают выпускные работы. В заключение слушателям выдается сертификат о получении дополнительного образования в области экологии и охраны окружающей среды по программе бакалавра.

Преподавание ведут высококвалифицированные сотрудники разных вузов (кандидаты и доктора наук), представители Управления по охране окружающей среды и средств массовой информации.

Учебные занятия проводятся по таким направлениям, как:

-         мониторинг состояния загрязнения и охраны атмосферы;

-         общая гидрогеология;

-         экология подземных и поверхностных вод;

-         гидрохимия с основами экологии; экология почв;

-         растительные ресурсы Пермской области;

-         влияние экологических факторов на анатомо-морфологическую структуру и накопление некоторых веществ в растениях;

-         основы ландшафтоведения и экологии ландшафтов;

-         геоэкологическое картирование;

-         основы рационального природопользования; медицинская география;

-         основы региональной хемоэкологии;

-         промышленная экология; утилизация отходов;

-         медицинские аспекты экологии;

-         основы социальной экологии и эколого-социологические исследования;

-         правовые аспекты экологии.

Лабораторные работы проводятся на базах вузов города. В Пермской государственной медицинской академии на кафедре общей гигиены и экологии человека они знакомятся с приборами, оборудованием, методами исследования загрязнения воздуха помещений и эффективности вентиляции (один из них – экспресс-метод определения диоксида углерода). В Пермском государственной университете на географическом факультете слушатели получают знания по экологическому картографированию и социально-экономическим аспектам экологии. На базе Пермского государственного технического университета слушатели знакомятся с методами химического анализа сточных вод, имеющимися методами и технологиями очистки. В Пермской государственной сельскохозяйственной академии они получают знания о неблагоприятных процессах, развитие которых связано с хозяйственной деятельностью человека (эрозия, уменьшение содержания гумуса в почвах, изменение их гидрологического и геохимического режимов и пр.). В фармацевтической академии ребята знакомятся с растениями-индикаторами экологического состояния природной среды, с лекарственными травами и их распространением в пределах Пермской области, с растениями, занесенными в Красную книгу. В Пермском государственном педагогическом университете слушатели знакомятся с лесной растительностью как индикатором экологического состояния ландшафта, с оценкой роли антропогенных и природных факторов в ее формировании и др.

Экологические практикумы помогают закрепить материал, полученный на лекционных и лабораторных занятиях. При этом объект и предмет исследований выбирается с учетом интересов природоохранных органов. Например, в 1997 г. в период практикума проводилось комплексное экологическое обследование г. Перми и одного из его центральных районов – Свердловского.

Помимо образовательной деятельности центр проводит городские конкурсы на лучшую студенческую (аспирантскую) работу в области экологии и охраны окружающей среды, семинары для учителей средних общеобразовательных школ, экологические брейн-ринги. Кроме того, студенты, занимающиеся в центре, участвуют в проведении экологических лагерей, в различных экологических мероприятиях, проводимых на территории г. Перми и области. Лучшие слушатели получают возможность участвовать в работе конференций, конгрессов, семинаров по экологическим проблемам за пределами Пермской области.

В летнее время слушатели центра принимают участие в работе летнего экологического лагеря на оз. Песчаном (Свердловская область) – базе УГТУ – УПИ. Постепенно укрепляются отношения со студентами Новосибирского и Алтайского университетов.

Особое внимание уделяется участию слушателей центра в различных экологических акциях («Помоги реке», «Чистый лес» и др.), а также в формируемом в настоящее время общественном студенческом движении.

В центре уже было 4 выпуска. В первом получили дополнительное образование 18, во втором– 54, в третьем – 47, в четвертом – 41 слушатель из государственного классического университета, педагогического университета, технического университета, медицинской академии, сельскохозяйственной академии и фармацевтической академии. В 2003 году Межвузовский экологический центр студентов и аспирантов вел обучение слушателей четвертого набора (46 человек).

На базе Центра и при поддержке Управления по охране окружающей среды Пермской области раз в год (обычно в апреле) проводится научная конференция студентов и аспирантов – «Экология: проблемы и пути решения». Проведено уже 12 конференций. По результатам докладов подводятся итоги, и лучшие исследования награждаются призами. Слушатели центра являются самыми активными участниками конференции. Количество участников ежегодно превышает 100 человек. В настоящее время конференция получила статус всероссийской.

Слушателями центра совместно с преподавателями разработана экспозиция «Экологические проблемы» для музея г. Чусового. Экспозицию составляет серия карт, показывающих процесс формирования экологической ситуации в городе.