17. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(по материалам Управления по охране окружающей среды Пермской области)

Реализация политики устойчивого развития региона, которая предполагает экономическое развитие при одновременном сохранении окружающей среды, требует эффективной системы управления, процессы принятия решений в которой должны опираться на достоверную и современную информацию о состоянии окружающей среды, источниках антропогенного воздействия на нее и вероятных последствий этого воздействия. В Пермской области получение такой информации обеспечивается территориальной системой экологического мониторинга (далее – ТСЭМ).

Экологический мониторинг окружающей среды – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.

Цель экологического мониторинга –обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Нормативная база ТСЭМ:

закон РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 6, 63), закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 6), закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 7), закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 3, 7);

Устав Пермской области (ст. 3-1 и п. 2 ст. 9), закон Пермской области «Об охране окружающей среды» (ст. 8), указ губернатора области от 11.10.2002 № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области», распоряжение губернатора Пермской области от 30.04.2003 № 232-р «Об осуществлении экологической паспортизации в Пермской области», Соглашение от 12.12.2001 между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области».

Основные направления развития ТСЭМ:

17.1. Мониторинг состояния природной среды

Государственная сеть наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, радиоактивным загрязнением в Пермской области действует в соответствии с Соглашением от 12.12.2001 между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области». Она подразделяется на основную и дополнительную. Финансирование основной сети наблюдений осуществляется за счет средств федерального бюджета, дополнительной сети – за счет средств областного и местных бюджетов. Объем средств областного целевого бюджетного экологического фонда, расходуемых на содержание дополнительной сети в 2004 г., составил 2455,0 тыс. руб., областного бюджета – 3747,0 тыс. руб. В 2005 г. запланировано финансирование из областного бюджета на общую сумму 5272,0 тыс. руб. Расходы федерального бюджета на содержание основной сети Государственного учреждения «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ГУ ПЦГМС) составляют 13 млн руб., внебюджетные средства – 14,5 млн руб.

17.1.1. Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в 2004 г. осуществлялись ГУ ПЦГМС в 7 городах области: Пермь, Березники, Соликамск, Губаха, Краснокамск, Лысьва, Чайковский (на 9 постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее – ПНЗ) основной сети и на 11 ПНЗ дополнительной сети). Обеспеченность городов ПНЗ в процентах от нормы согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» приведена в табл.17.1.

Таблица 17.1

Обеспеченность городов ПНЗ

Город

Население,
тыс. чел.

Число ПНЗ

% от нормы

Основная сеть

Дополнительная сеть

Пермь

1026

7

-

70%

Губаха

34,5

-

2

100%

Краснокамск

56,8

-

1

50%

Лысьва

76,5

-

1

50%

Березники

182,9

2

2

100%

Соликамск

107,3

-

5

100%

Чайковский

90

-

1

50%

В 2005 г. планируется ввести 2 ПНЗ: в Кировском районе г.Перми и в г. Чайковском.

На муниципальном уровне по согласованной с ГУ ПЦГМС программе «Муниципальное учреждение «Чайковская экологическая лаборатория» (далее МУ «Чайковская экологическая лаборатория») в течение 2004 г. проводились работы по мониторингу окружающей среды на территории южных районов Пермской области. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в пяти жилых районах г. Чайковский (Основной, Завьялово, Заринский, Завокзальный, Прикамский) с помощью передвижного поста по 5 показателям. Получаемые данные включаются ГУ ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

17.1.2. Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов

В 2004 г. наблюдения в рамках государственной сети мониторинга проводились на 21 водном объекте (3 водохранилища и 18 рек) в 35 пунктах на 47 гидрохимических створах ( 39 гидрохимических створов основной сети и 8 гидрохимических створов дополнительной сети) по 35 показателям. Дополнительная сеть мониторинга организована, в первую очередь, в районах экологического неблагополучия:

Вильва, Усьва (приток р. Чусовой) с 2001 г.;

Сев. Вильва (приток р. Яйвы) с 2003 г.;

На муниципальном уровне наблюдения за загрязнением поверхностных вод проводятся в районе г. Чайковский МУ  «Чайковская экологическая лаборатория» по согласованной с ГУ ПЦГМС программе. Наблюдения проводятся в 5 створах (2 – на Воткинском водохранилище, 2 – на р. Сайгатке и 1 – на р. Черной) по 32 показателям. Получаемые данные включаются ГУ ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

17.1.3. Наблюдения за состоянием радиационной обстановки

Наблюдения за состоянием радиационной обстановки проводятся ГУ ПЦГМС в рамках системы фонового радиационного мониторинга на 19 метеостанциях Пермской области.

На 15 метеостанциях проводится измерение гамма-фона дозиметрами. На 4 метеостанциях (АМСГ Березники, Гайны, Кудымкар, Пермь-опытная) проводится отбор проб атмосферных выпадений для определения суммарной бета-ативности, на метеостанции Пермь-опытная – отбор проб для определения концентрации цезия-137, стронция-90 и трития.


17.2. Социально-гигиенический мониторинг

Координацией работ в области социально-гигиенического мониторинга занимается Территориальное управление Роспотребнадзора по Пермской области. К компетенции службы относится оценка качества питьевой вод ы на водозаборахпо химическим и бактериологическим показателям, в рекреационных зонах водоемов, измерения качества воздуха и питьевой воды внутри помещений.

На территории Пермской области санитарным надзором охвачено 1126 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе 498 коммунальных, 628 ведомственных и 37 источников питьевого водоснабжения из поверхностных водоемов. К компетенции этой службы относится также контроль за сбросами муниципальных очистных сооружений и сбросами предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

17.3. Сопряженный медико-экологический мониторинг

В Пермском НИКИДЭП проводятся работы по выявлению влияния загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах и сбросах промышленных предприятий, на развитие патологий здоровья детей.

Проводимые исследования дают возможность обосновать приоритетные компоненты химической нагрузки, требующие особо пристального внимания природоохранных служб и органов здравоохранения.

17.4. Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области

Развитие ТСЭМ осуществляется для совершенствования единой системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области.

Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области представляет собой модульную распределенную систему, состоящую из:

Модули, входящие в состав интегрированного банка, позволяют вводить, хранить и анализировать информацию по стандартным формам статистической отчетности: «2ТП-воздух», «2ТП-водхоз», «2ТП-радиоактивность», «2ТП-радиоактивные вещества». Помимо этого в базу данных вводится и в ней хранится значительное количество другой информации: по учету и оценке отходов производства и потребления, выданным разрешениям на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, платежам предприятий природопользователей за загрязнение окружающей среды, справочник по загрязняющим веществам, выбрасываемым в атмосферу, справочник по загрязняющим веществам, сбрасываемым в водные объекты, справочник отходов и т.д.

Методическое руководство и координацию работ по текущему содержанию (администрированию) и развитию интегрированного банка природоохранных данных осуществляет Управление по охране окружающей среды Пермской области (далее – Управление). Последнее осуществляет взаимодействие с ведомствами участниками ТСЭМ и подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области, обеспечивая поток информации с мест образования данных на уровень субъекта Российской Федерации. Областное государственное учреждение (ОГУ) «Аналитический центр» осуществляет сведение полученных данных в единую базу данных. Информационно-аналитический центр ТСЭМ, функционирующий в структуре ОГУ «Аналитический центр», проводит сводный анализ информации для информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды Пермской области.

Для обеспечения потоков информации в рамках ТСЭМ приоритетным направлением является развитие муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды городов и районов области. В 2004 г. эта работа активно развивалась в соответствии с соглашениями об информационном обмене, которые заключены между Управлением, ОГУ «Аналитический центр» и практически со всеми администрациями и подразделениями по охране окружающей среды городов и районов области.

По состоянию на январь 2005 г. программное обеспечение для ведения баз данных установлено и используется в Управлении, ОГУ «Аналитический центр», ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и ООС МПР России по Пермской области», Территориальном управлении Роспотребнадзора по Пермской области, Пермском межрегиональном управлении по технологическому и экологическому надзору и в более чем в 30 подразделениях по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Было проведено сопряжение информационных систем Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Управления по охране окружающей среды Пермской области для оперативного обмена информацией о загрязнении окружающей среды.

17.5. Экологический блок ГИС ОГВ

Анализ и отображение пространственно распространенных данных, хранящихся в интегрированном банке природоохранных данных, осуществляется с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты масштаба 1:200000, полученные от Роскартографии через СНИБ «Эльбрус» (выполняет функции ГИС-центра ведения единой топоосновы масштабов 1:200000 и 1:1000000). Использование единой топоосновы позволило снять технические и организационные проблемы совместимости и интеграции данных.

В рамках ТСЭМ создается экологический блок ГИС ОГВ Пермской области, включающий более ста шестидесяти тематических слоев, созданных за счет средств областного бюджета, областного целевого бюджетного экологического фонда.

В 2004 г. созданы и актуализированы следующие тематические слои:

1. Создание цифровых моделей водосбора, рельефа дна и прибрежной зоны водохранилищ (прудов). Обследовано 13 водхозяйственных сооружений, в том числе: Енинское, Канюсятское, Ефремятское, Карповское, Сысоевское, Юго-Камское, Дыбинское, Ординское, Михайловское, Сосновское, Бизяевское, Рыбковское, Добрянское водохранилища. В 2005 г. планируется обследовать еще 17 объектов.

2. Для оценки возможностей территорий по очистке сточных вод, нагруженности очистных сооружений и оценки дополнительных мощностей, необходимых для нормативной очистки объемов сточных вод, выполнены работы «Актуализация реестра очистных сооружений Пермской области и тематического слоя ГИС «Очистные сооружения Пермской области».

В рамках развития подсистемы мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных производственных объектов ведутся работы по районированию территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и природно-техногенного характера с экологическими последствиями. В ходе развития работ, начатых в 2002 г. (проведено ранжирование территории Пермской области по степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в 2003 г. созданы цифровые картографические базы данных, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Березниковско-Соликамского промузла в период с 1991 по 2003 гг. В 2004 г. в результате работ по исследованию Лысьвенско-Чусовского промузла созданы цифровые картографические базы данных, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, произошедших на данной территории, и выделены зоны повышенного уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В 2005 г. планируется исследовать Осинский, Ординский районы и г. Чайковский.

Начатые в 2003 г. работы по созданию подсистем мониторинга почв сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственной продукции в рамках ТСЭМ на основе ГИС были продолжены в 2004 г. В ходе данных работ проведено обобщение фондовых материалов за 1993 – 2003 гг., накопленных Федеральным государственным учреждением «Государственный центр агрохимслужбы «Пермский», имеющим соответствующую аккредитацию по выполняемым видам деятельности. На основе созданных электронных баз данных построены тематические картографические слои, отображающие распределение основополагающих показателей (содержание гумуса; концентрация приоритетных тяжелых металлов и пестицидов и т.д.) в почвах сельхозпредприятий и сельскохозяйственной продукции. Разработаны предложения по корректировке программ мониторинга почв сельскохозяйственных предприятий и сельскохозяйственной продукции.

В рамках развития подсистемы мониторинга охотничьих животных в течение трех последних лет продолжалось сопровождение и совершенствование программного продукта «Зимний маршрутный учет, оценка состояния и прогноз численности охотничьих животных». Программное обеспечение позволяет отслеживать динамику численности видов охотничьих животных (зверей, птиц) по выбранному району; динамику численности по видам охотничьих животных; плотность по видам охотничьих животных в разрезе природно-хозяйственных зон; оценивать предпромысловую численность и рекомендуемую добычу видов животных, отнесенных к объектам охоты.

Вышеуказанные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

17.6. Развитие лабораторной базы ТСЭМ

С целью развития лабораторной базы территориальной системы экологического мониторинга в 2004 г. за счет средств областного целевого бюджетного экологического фонда было приобретено:

17.7. Основные задачи по развитию ТСЭМ в 2005 г.: