22. Урбанизированные территории

(Н.В.Зайцева, И.В.Май, С.А. Вековшинина, ПНИКИ ДЭП)

Экологические проблемы урбанизированных территорий являются для региона наиболее острыми в связи с тем, что в условиях городов негативное воздействие на природную среду усугубляется негативным воздействием на население, которое, безусловно, должно рассматриваться как основной ресурс государства.

На территории Пермской области с учетом Коми-Пермяцкого автономного округа располагается 25 городов и 55 поселков городского типа, в которых проживает около 2097,3 млн человек, что составляет более 75 % всего населения региона.

Демографические тенденции, которые регистрируются в последние годы в целом по России, имеют место и в Пермской области: численность населения постепенно снижается в результате уменьшения рождаемости и отрицательного естественного прироста. В городах эти тенденции выражены ярче, чем на селе. Численность городского населения сокращается, однако его доля в общей структуре населения остается за последние 5 лет практически стабильной – 75-76 %.

На начало 2005 г. в 12 важнейших городах области проживает более 2млн граждан региона (около 75 %) (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Динамика численности населения некоторых городов Пермской области (на 1 января), тыс. чел.

 Город

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Пермь

1032,0

1028,0

1020,3

1014,6

1008,0

1009,2

1003,8

998,7

Березники

185,3

185,3

185,0

184,4

183,6

175,3

171,4

172,1

Чайковский

112,9

113,3

113,8

114,2

114,2

109,7

109,1

108,9

Соликамск

106,6

106,4

106,0

105,4

104,9

102,7

101,4

100,4

Лысьва

92,4

92,4

92,0

91,5

91,1

86,0

85,4

84,9

Чусовой

81,9

81,6

81,0

80,5

79,8

76,8

76,1

75,3

Кунгур

76,0

75,9

75,4

74,9

74,4

68,8

68,3

68,0

К сожалению, преодолеть эти проблемы за последние годы не удается: тенденция к отрицательному естественному приросту остается практически во всех крупнейших городах области (табл. 22.2).

Таблица 22.2

Естественный прирост в городах Пермской области в последние годы

Город

2002

2003

2004

Пермь

-4,8

-5,0

-4,4

Александровск

-9,4

-8,4

-9,1

Березники

-8,1

-6,7

-6,7

Гремячинск

-16,0

-20,0

-16,0

Губаха

-16,8

-15,2

-15,4

Кизел

-19,0

-20,5

-19,4

Краснокамск

-10,0

-9,6

-7,9

Кунгур

-5,2

-6,4

-4,8

Лысьва

-7,1

-8,1

-7,2

Соликамск

-6,2

-6,8

-6,6

Чайковский

-1,2

-0,9

-0,2

Чусовой

-11,8

-11,7

-11,1

Многие города по возрастной структуре населения относятся к территориям демографической старости, при которой численность населения старше 60 лет составляет более 12 %.

Практически для всех урбанизированных территорий области характерны проблемы, связанные с:

ухудшением состояния воздушной среды в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

загрязнением и деградацией водных ресурсов вследствие их изъятия для производственных и коммунальных нужд и сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, смыва загрязнения с территории города и т.п.;

образованием большого количества твердых отходов производства и потребления и необходимостью их обезвреживания и складирования;

утратой и сокращением мест отдыха, а т акже зеленых массивов внутри и по пеpифеpии городов;

снижением качества природной основы рекреационных зон и соответственно их реабилитирующей роли;

изменением микроклиматической обстановки;

формированием антропогенных зооценозов (к рысы, мыши, бродячие собаки и др.) и осложнением санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки. Для ряда урбанизированных территорий региона с мощной горнодобывающей промышленностью характерно осложнение геоэкологических условий развития городов.

Несмотря на общность проблем, урбанизированные территории региона отличаются определенными специфическими особенностями.

Существенно измененные в результате антропогенной деятельности ландшафты характерны для г. в Березники, Соликамск, Чусовой, где на поверхности земли складированы миллионы тонн отходов, которые образуют постепенно зарастающие терриконы и отвалы, в недрах образовались пустоты – бывшие шахтные выработки и рудники. Пустоты в недрах земли и многотонные отвалы на поверхности создают в земной коре напряжение, которое сопровождается техногенными землетрясениями. Несмотря на принимаемые меры по закладке выработанного пространства, проблема продолжает оставаться острой. Так, по данным Горного института РАН, к настоящему времени объем незаложенных пустот только под г. Березники составляет порядка 30,0 млн м 3 (заложено за последние тридцать лет 40,0 млн м 3). Актуальность проблемы определяется существенной активизацией в последние годы геодинамических процессов в недрах региона. Природа землетрясений Березниковско-Соликамского района к настоящему времени не установлена.

Согласно материалам ОАО «Агрохиминвест» в зоне г. Березники существуют и проблемы подтопления территории. Из-за высокой плотности промышленной застройки и нарушения режима грунтовых вод произошли обширное техногенное подтопление и развитие заболачиваемости. Результатом негативных последствий создания Верхне- и Нижнезыряновского водохранилищ являются подтопление и заболачивание прилегающих к дамбам территорий.

Высокая загрязненность атмосферного воздуха – серьезнейшая проблема всех урбанизированных территорий Прикамья. Загрязнение представляет опасность и с точки зрения масс выбрасываемых примесей, и с точки зрения спектра токсикантов, одновременно выбрасываемых в атмосферу. Количество загрязняющих веществ, поступающих от стационарных источников загрязнения атмосферы, для большинства городских территорий составляет несколько десятков. При этом в составе выбросов есть вещества чрезвычайно (1-й класс) и высоко опасные (2-й класс) для здоровья населения (табл. 22.3).

Таблица 22.3

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками ряда территорий Пермской области

Город

Кол-во выбрасываемых примесей

Виды примесей

Пермь

360

Хром (6+), никель, озон, винилхлорид, свинец, бенз(а)пирен, озон, фосген, бензол, стирол, и пр.

Березники

119

Хром, свинец, хлор, фенол, нитробензол, амины алифатические, сероуглерод

Чусовой

59

Ванадия пятиокись, хром, свинец, медь, алюминий

Чайковский

108

Ванадия пятиокись, хром шестивалентный, бенз(а)пирен, марганец, никеля оксид, сажа

Губаха

59

Метанол, формальдегид, акролеин, пиридин

Соликамск

54

Фосген, фтористые соединения, кислота серная

Краснокамск

91

Хром, свинец, бенз(а)пирен, хлор, бензол, эпихлоргидрин, оксид никеля, диметиламин

Результатом выбросов является неудовлетворительное качество воздуха селитебных территорий городов.

Безусловно, позитивным является активизация решения проблем санитарно-защитных зон в чертах городских поселений, что явилось результатом реализации Указа губернатора Пермской области 02.03.2004 № 21 «О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов». Существование санитарно-защитных зон размером 2000 м (г. Губаха), 2500 м (г. Березники) давно уже не соответствует реальной застройке территорий, не позволяет соблюдать нормативные требования к содержанию санитарно-защитных зон. Наиболее реальный путь к обеспечению экологической безопасности населения, что и является основной целью создания санитарно-защитных зон, – это внедрение на предприятиях современных малоотходных технологий, реализация природоохранных мероприятий и, как следствие, снижение негативного воздействия на население. Такой путь позволяет основать минимально достаточные разрывы между промышленной и жилой застройкой, высвободить земли городских поселений под полноценное использование для муниципальных целей, а от предприятий потребовать полного соблюдения нормативного режима использования минимально достаточных санитарно-защитных зон.

Существующее законодательство позволяет социально ответственным предприятиям сокращать санитарно-защитные зоны практически до минимума при доказательстве отсутствия риска для населения. Такой подход закреплен и в действующих санитарных правилах и нормах, и в «Руководстве по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Федеральный центр по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2004, Р 2.1.10.1920-04). Нормативное закрепление применения методологии оценки риска имеет особое значение для урбанизированных территорий, поскольку позволяет количественно оценивать вред здоровью, который наносится в связи с поступлением химических веществ в воздух, питьевые воды и почву. Уровень приемлемого риска может являться критерием эффективности природоохранных мероприятий или инвестиций в новые технологии.

Обоснованное, в том числе с учетом показателей риска для населения, сокращение санитарно-защитных зон стоит на повестке дня для предприятий г. Губаха (ОАО «Метафракс», Кизеловская ГРЭС № 3), Соликамск (ОАО «Соликамскбумпром»), Березники (ОАО «Уралкалий»), Пермь (ОАО «Галоген», ОАП «Пермские моторы» и др.). Установление обоснованных границ санитарно-защитных зон, утверждение их и нанесение на планы городов позволят избежать многих проблем использования территорий на текущий момент и перспективу, добиться исполнения законных требований о плате за землю в границах санитарно-защитных зон, обеспечить права граждан на благоприятную среду обитания.

Повсеместной проблемой в городах продолжает оставаться и загрязнение воздуха выбросами автотранспорта.

Резкий и неспрогнозированный в генеральных планах городов рост автомобильного транспорта привел к тому, что резко увеличилась доля автотранспорта в химическом и шумовом загрязнении города, обострилась проблема автомобильных парковок и стоянок, которые занимают в городах территории, ранее использовавшиеся под детские площадки, зоны отдыха, газоны и т.п.

В табл. 22.4 отображена сравнительная характеристика ряда городов и районов области по величине грузооборота предприятий автомобильного транспорта.

Таблица 22.4

Грузооборот предприятий автомобильного транспорта, выполненный на коммерческой основе (тысяч тонно-километров)

Территория

Грузооборот

Территория

Грузооборот

Пермь

154127,6

Соликамск

9052,3

Березники

29942,7

Губаха

250,1

Краснокамск

17617,6

Кизел

91,0

Александровск

15941,7

Бардымский р-н

32,5

Чайковский

12472,7

Горнозаводский р-н

26,0

Кунгур

11988,2

Осинский р-н

27,7

Лысьва

11847,8

Суксунский р-н

55,6

Как видно из представленных данных, объемы грузоперевозок несравнимо больше в крупных промышленных городах области. Как следствие, существенно выше и вклад автомобилей в загрязнение атмосферного воздуха городов.

Легковые автомобили, среди которых преобладают частные машины (более 90 %), составляют более 2/3 всего автомобильного парка. Легковые автомобили, передвигаясь по центральным магистралям города (по которым запрещен проезд грузового транспорта) непосредственно в жилой застройке, формируют загрязнение в приземном слое атмосферы – в зоне дыхания человека.

В крупных городах, особенно областном центре, число и интенсивность транспортных потоков превышают плановую пропускную способность. Так, по данным кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ПГТУ коэффициент использования пропускной способности уличной дорожной сети для площади центрального колхозного рынка г. Перми – 2,44, площади К. Маркса – 2,42, на ряде участков шоссе Космонавтов, ул. Луначарского, Чернышевского, Героев Хасана – более 1,5. В результате этого автомобили двигаются с невысокой скоростью, простаивают на перекрестках и в пробках, работая в режимах, которые в наибольшей степени создают высокие концентрации загрязнений.

Усугубляют негативное влияние и факты несоблюдения нормативных требований содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автомобилей. Так, муниципальным управлением по экологии и природопользованию г. Перми в ходе операции «Чистый воздух» (сентябрь – ноябрь 2004 г.) установлено, что выбросы 23,2 % автобусов, курсирующих по городу, не соответствовали действующим экологическим требованиям. Владельцам 115 автобусов были направлены предписания о необходимости воздухоохранных мероприятий. Повторная проверка показала, что часть предписаний была выполнена, однако 49 автобусов, в том числе маршрутов, которые проходят через центр города, продолжали эксплуатироваться с экологическими нарушениями.

Безусловно, экологически безопасное развитие прикамских городов должно быть предусмотрено генеральными планами поселений. В 2004 г. закончена разработка генерального плана г. Перми. На экологической экспертизе находится генеральный план г. Березники.

Администрацией области на 2005 г. запланированы уточнение и обновление генеральных планов целого ряда городов региона. По данным областного комитета строительства, архитектуры и градостроительства срок «жизни» градостроительной документации составляет порядка 20 лет, а существующие в большинстве городов области генпланы разработаны в 70 – 80-х гг. Это мешает нормальному развитию городов и ведению плановой застройки.

Качество питьевых вод в крупнейших городах области оставляет желать лучшего. Процент нестандартных проб (проб воды с одним или несколькими показателями, не соответствующими требованиям санитарных норм) составляет по отдельным городам до 79 - 90 % (г. Соликамск, г. Лысьва, в отдельные годы – г. Чайковский). Основные причины: низкое качество природных источников питьевого водоснабжения, водопроводных сетей и водоподготовительных сооружений.

Неудовлетворительное качество атмосферного воздуха, питьевых вод и размещение в границах населенных пунктов мест складирования отходов не могут не сказываться на состоянии здоровья населения, прежде всего детского.

Несмотря на более высокий уровень медицинского обслуживания и более благоприятные социально-экономические показатели городов Прикамья, в сравнении с сельскими территориями, именно на урбанизированных территориях регистрируются наибольшие уровни заболеваний, которые являются индикаторными в отношении среды обитания населения. Приоритеты по врожденным порокам развития у детей при среднеобластном уровне в 2004 г. 39,11 сл/1000 принадлежат г. Лысьве (54,33 сл/1000 детей), Перми (50,54 сл./1000), Соликамску (45,0 сл/1000); по распространенности бронхиальной астмы при среднеобластном показателе 14,85 сл./1000 у детей – г. Губахе – 24,24 сл./1000, Александровску – 19,22 сл/1000, Перми – 17,92 сл./1000.

Выходом из существующего положения, когда население, испытывая многокомпонентное комплексное негативное воздействие техногенных факторов, реагирует ухудшением состояния здоровья, являются:

повышение социальной ответственности предприятий-природопользователей;

ориентация при планировании и реализации природоохранной деятельности на меры, максимально снижающие риск здоровью людей;

усиление государственного, муниципального и общественного контроля за соблюдением экологического законодательства;

до момента достижения уровней загрязнения, не формирующего риска для населения, специализированная направленная медико-экологическая помощь населению, прежде всего детскому.