26. Контроль состояния отдельных природных сред

26.1. Государственный земельный контроль

(по материалам Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области)

Государственный контроль за использованием и охраной земель (далее госземконтроль) является важнейшим механизмом управления земельными ресурсами, который обеспечивает соблюдение требований земельного, гражданского, природоохранного, градостроительного и иного законодательства в сфере земельных отношений.

Главной задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений.

В 2004 г. инспекторами территорий были выявлены факты невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению или по их рекультивации (10 нарушений на площади 450 га, нарушители привлечены к административной ответственности; наложены штрафы на сумму 70 тыс. руб.); были случаи уничтожения плодородного слоя почвы (8 нарушений на площади 4 га, 7 нарушителей привлечены к административной ответственности, наложены штрафы на сумму 71 тыс. руб.). Выявленные нарушения устранены.

В 2005 г. планируется дальнейшая работа с нарушенными землями: проведение инвентаризации, рекультивации нарушенных земель, контроль за соблюдением сроков возврата временно отведенных земель.

Госземконтроль в 2004 г. осуществляли 77 государственных инспекторов, являющихся штатными сотрудниками Пермземкадастра.

Во исполнение приказа Росземкадастра от 28.10.2002 № П /341 «О продлении действия приказа от 16.04.02 № П/264», проведены проверки решений органов местного самоуправления по вопросам изъятия и предоставления земель. Проверено 27598 решений и постановлений, выявлено 473 неправомерных решения, из них 295 отменено. По результатам проверок направлено 378 сообщений в органы местного самоуправления, 38 – в органы прокуратуры. На основании постановления Правительства РФ от 19.11.2002 № 833, во исполнение приказа Росземкадастра от 17.02.2003 № П/31 «О мерах по выполнению предписаний и устранению нарушений земельного законодательства» выдано 27 предупреждений о прекращении прав на земельный участок, во исполнение приказа Росземкадастра от 03.12.02 № П/365 «О мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в сфере использования и охраны земель», направлено 54 предписания по устранению причин и условий правонарушений.

Во исполнение Распоряжения Главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель от 24.07.2003 № Р/12 «О проведении проверок земель обороны и безопасности» были проведены проверки земель обороны и безопасности на предмет наличия землеотводной документации и использования этих земель, недопущения нарушений, связанных с самовольным использованием этих земель другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. По результатам проверок выдано 1 предписание об устранении земельного правонарушения (неисполнение статей 25, 26 Земельного кодекса РФ ввиду наличия правоустанавливающих документов на землю старого образца, требующих переоформления).

Проведена работа по выполнению координационного плана совместных мероприятий с управлением по охране окружающей среды в Пермской области по контролю за охраной окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Специалистами проведено 227 проверок на площади 17,611 тыс. га. Выявлено 124 нарушения, выдано 77 предписаний и составлено 47 протоколов по фактам нарушения земельного и природоохранного законодательства, 66 нарушений устранены, устранение остальных находится на контроле у инспекторов.

При выборе площадок для строительства полигонов по захоронению отходов производства и потребления специалисты Пермземкадастра приняли участие в комиссиях на 7 территориях области. При обследовании водоохранных зон выявлено 19 нарушений. Инспекторами составлено 5 протоколов, выдано 14 предписаний по устранению нарушений земельного законодательства.

В течение 2004 г. инспекторским составом области проведено 5637 проверок соблюдения требований земельного законодательства гражданами и юридическими лицами, проверено около 786 тыс. га земель, выявлено 2,5 тыс. нарушений. Привлечено к административной ответственности 509 нарушителей, наложены штрафы на сумму более 800 тыс. руб., взыскано более 700 тыс. руб. (85 %). Устранено 2065 нарушений (84 %).

Основными видами нарушений остаются «другие нарушения земельного законодательства» – 1824, или 74 % от общего количества выявленных нарушений; самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов – 441 нарушения, или 18 %; неиспользование земельных участков – 55, или 2 %; невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства – 70, или 3 %.

Проведены проверки использования земель сельскохозяйственного назначения. Проверено 1037,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 29 %, в том числе 66 % пашни (686,9 тыс. га). Как качественное состояние земель, так и эффективность их хозяйственного использования в некоторых районах области находятся на низком уровне. Выявлено 87 тыс. га неиспользуемых сельхозугодий, в том числе 81 тыс. га пашни. Выявлено более 250 нарушений земельного законодательства, привлечены к административной ответственности 42 нарушителя, наложены штрафы на сумму 47 тыс. руб. По результатам проверки, в сельскохозяйственный оборот вовлечено 0,1292 тыс. га сельхозугодий, в фонд перераспределения передано 10,689 тыс. га. Результаты проверок доведены до органов местного самоуправления.

Четвертый год осуществляется методическое руководство организацией производственного контроля в подразделениях ОАО «Лукойл-Пермнефть». Общественные инспекторы, подготовленные службой из представителей маркшейдерского звена, в значительной степени позволили сократить число нарушений земельного законодательства организациями-подрядчиками при производстве земляных работ.

В 2004 г. также проводилась работа по обращениям Департамента имущественных отношений по Пермской области, Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Пермской области. Проведено более 50 проверок, выявлено 29 нарушений земельного законодательства, по которым были выданы 29 предписаний, к административной ответственности привлечено 6 нарушителей.

Совместно с управлением ГО и ЧС по Пермской области в 2004 г. проводились проверки особо опасных объектов: ЛПУ МГ «Чайковское» (Пермтрансгаз) и НПС «Б. Соснова» (Магистральные нефтепроводы). В ходе проверок были выданы 2 предписания об устранении нарушений земельного законодательства, оба нарушения устранены. Результаты государственного земельного контроля отражены в табл. 26.1, а основные виды нарушений земельного законодательства – в табл. 26.2.

Таблица 26.1

Основные показатели деятельности по государственному земельному контролю за 2004 г.

Показатели

Всего по Пермской области

Проведено проверок

тыс. шт.,

тыс. га

5,63

786

Выявлено нарушений земельного законодательства

тыс. шт.,

тыс. га

2,5

11,0

Вынесено предписание тыс. шт.

2,3

Привлечено нарушителей к административной ответственности,

тыс. чел.

0,509

Наложено штрафов, тыс. руб.

831,45

Взыскано штрафов, тыс. руб.

709,8


Таблица 26.2

Основные виды нарушений земельного законодательства, выявленные в 2004 г.

Виды нарушений

Всего

(шт.)

% от общего количества

нарушений

Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов

441

18

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы

8

0,3

Использование земельных участков не по целевому назначению

3

0,1

Порча земель пестицидами, агрохимикатами, отходами производства и потребления

12

0,5

Уничтожение плодородного слоя почвы

8

0,3

Неиспользование земельных участков

55

2,2

Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства

70

2,8

Другие нарушения

1824

74

26.2. Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений

(Е. Б. Малашонок, замначальника информационно-аналитического отдела ФГУ «ТФИ по Пермской области»)

26.2.1. Общие сведения о системе мониторинга водохозяйственных систем и сооружений

К основным социально-экономическим и экологическим проблемам в области водопользования относится проблема наводнений и повышения опасности разрушения гидротехнических сооружений (далее ГТС). Наводнения являются одним из наиболее часто повторяющихся бедствий, а по площади охватываемых территорий и наносимому ущербу превосходят все другие чрезвычайные ситуации.

В систему мониторинга водохозяйственных систем и сооружений Пермской области включены гидросооружения водохранилищ и прудов объемом более 500 тыс. м 3, а также водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы).

Обострение проблемы наводнений непосредственно связано с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства вследствие постоянного уменьшения объемов капиталовложений в водную отрасль в течение последних десяти лет.

В Пермской области продолжается работа по выявлению собственников прудов (водохранилищ). За время перестройки предприятия в процессе ликвидаций и реорганизаций избавлялись от непрофильных активов, в связи с этим пруды и их гидротехнические сооружения оставались без собственников.

Первая инвентаризация гидротехнических сооружений прудов в области была проведена в 1996-1998 гг. Результаты инвентаризации требовали уточнения, корректировки. Распоряжением губернатора от 03.03.2003 № 101 «О мерах по предупреждению вредного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермской области» были поставлены следующие задачи:

организация в течение 2003-2005 гг. проведения инвентаризации защитных и напорных гидротехнических сооружений Пермской области в части обследования их технического состояния, выделения каскадов прудов (водохранилищ), определения мероприятий по обеспечению их безопасной эксплуатации, уточнения перечня гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию;

организация проведения работы по определению границ зон возможного затопления территорий при прохождении паводков, половодий высокой обеспеченности, при авариях напорных гидротехнических сооружений.

Во исполнение данного распоряжения специалистами ФГУП «Пермгипроводхоз» в 2004 г. была проведена инвентаризация гидротехнических сооружений прудов в Нытвенском, Ординском, Оханском, Очерском, Пермском, Сивинском, Суксунском, Уинском, Чердынском районах, а также в г. Пермь и Чусовой.

В результате мониторинга, обобщения и корректировки материалов инвентаризации за 2004 г. установлено, что количество водохранилищ и прудов в Пермской области составляет 1118 объектов, из них:

спущенных – 113 объектов (более 10%);

строящихся – 12 объектов;

действующих – 993 объекта.

По объемам водохранилища (пруды) делятся на следующие категории:

водохранилища объемом 1 млн м 3 и более (всего в области таких 37 объектов),

пруды объемом от 500 тыс. м 3 до 1 млн м 3 (всего - 18объектов),

пруды объемом от 100 тыс. м 3 до 500 тыс. м 3 (всего – 135объектов),

пруды объемом менее 100 тыс. м 3 (всего – 928объектов).

Основными причинами аварий на ГТС являются:

неудовлетворительное техническое состояние, дефекты при строительстве, неправильная оценка гидрологической обстановки при пропуске паводков, ошибки при проектировании ГТС. В Пермской области по проектам построено только81сооружение (8,16 %). Требуют капитального ремонта или реконструкции113 ГТС(11,38 %);

низкий уровень эксплуатации. В Пермской области имеют службу или ответственных лиц за эксплуатацию 473 объекта, что составляет47,6 % от общего количества действующих ГТС.

По ведомственной принадлежности ГТС находятсяв ведении следующих организаций:

администраций и муниципальных предприятий – 422 объекта (более 42 %);

акционерных обществ – 146 объектов (более 14 %);

сельскохозяйственных предприятий – 182 объекта (более 18 %);

охотничьих обществ и лесных хозяйств – 6 объектов (0,6 %);

частных лиц – 125 объектов (более 12 %);

прочих организаций – 51 объект (более 5 %);

в ведении двух и более организаций по различным источникам находится 12 объектов (более 1 %).

Собственники гидротехнических сооружений и эксплуатирующие организации обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС. Фактически мониторинг за техническим состоянием гидротехнических сооружений собственниками даже на крупных водохранилищах объемом свыше 1 млн м 3 ведется на 22 водохранилищах (5 поднадзорных Минэнерго и 17 объектов поднадзорных МПР России) из 37 объектов, что составляет 59 %.

Бесхозными на территории Пермской области остаются 49 ГТС (более 4 %).

По предназначению водохранилища и пруды разделяются на:

комплексные – всего в Пермской области насчитывается 238 таких объектов, что составляет более 23 % от общей численности;

рыбохозяйственные – 363 (36,56 %);

предназначенные для нужд водоснабжения (технического, питьевого и сельскохозяйственного) – 27 (2,72 %);

противопожарные– 96 (9,67 %);

противоэрозионные– 5 (0,50 %);

предназначенные для нужд рекреации – 245 (24,67 %);

мелиоративные– 7 (0,70 %);

пруды-отстойники – 5 (0,50 %);

предназначенные для нужд энергетики – 1 (0,1 %).

Сведения о предназначении отсутствуют по 6 прудам. Из них 5 находятся в Ильинском районе и 1 в Чернушинском.

26.2.2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, является Декларация безопасности гидротехнического сооружения.

Декларированию безопасности и внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений подлежат в Пермской области 50 сооружений, из них:

6 объектов, поднадзорных Минэнерго. Все объекты имеют декларацию и внесены в регистр;

44 объекта, поднадзорных МПР России. Управлением Росприроднадзора по Пермской области (ранее ГУПР по Пермской области) продекларировано 6 ГТС, внесено в регистр 21 сооружение.

Государственный надзор за безопасностью ГТС осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложены данные функции.

Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, внесенных в инвентаризационные ведомости Пермской области, осуществляют:

Минэнерго – 6 сооружений (1 %);

МПР России – 1112 сооружений (99 %).

В рамках финансирования из федерального бюджета программы «Мероприятия по регулированию, использованию и охране водных ресурсов» в 2004 г. было проведено обследование 20 гидротехнических сооружений ФГУП РосНИИВХ и 10 гидротехнических сооружений ЕНИ при ПГУ по определению технического состояния гидроузлов, уровеня их безопасности и опасности по состоянию нижнего бьефа.

Результаты обследования показали следующее:

8 сооружений требуют текущего ремонта или реконструкции;

6 сооружений подлежат обязательному декларированию ГТС;

5 сооружений рекомендованы декларированию ГТС;

7 сооружений являются бесхозными;

на 6 сооружениях при чрезвычайной ситуации возможны подтопления в нижнем бьефе.

На территории Пермской области на основании постановления Правительства РФ от 23.05.1999 № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» внесены в Российский регистр следующие гидротехнические сооружения:

защитная дамба Боровского затона ОАО «Соликамскбумпром» (г. Соликамск);

Сылвенский поверхностный водозабор, г. Кунгур (Кунгурский район);

Сухореченский водозабор подземных вод в бассейне р. Сылвы, г. Кунгур (Кунгурского района);

очистные сооружения биологической очистки на р. Ирень, г. Кунгур (Кунгурский район);

защитная дамба на р. Ирень, г. Кунгур (Кунгурский район);

защитная дамба на р. Сылве, г. Кунгур (Кунгурский район);

защитная дамба на р. Шакве, г. Кунгур (Кунгурский район).

По данным ФГУ «Камводэксплуатации», материалам инвентаризации ФГУП «Пермгипроводхоз» и актам проверок Камского БВУ на территории Пермской области защитных сооружений 79объектов, из них:

19 объектов защитных дамб, дамб обвалований, каналов, общей протяженностью более 61 км;

60 объектов берегоукреплений, общей протяженностью более 36 км.

Требуют капитального ремонта или реконструкции, всего 29 защитных сооружений (36,71 %), в том числе 6 защитных дамб, 23 берегоукрепительных сооружения.

На территории Пермской области по различным источникам(актам проверок органов надзора, сведениям ФГУ «Камводэксплуатация») остаются бесхозными 22 объекта берегоукрепительных сооружений (27,84 % от общей численности) и 3 объекта защитных сооружения (3,79 % от общей численности).

Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений на территории Пермской области остается основной задачей по обеспечению повышения надежности (безопасности) гидротехнических сооружений.

Подход к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений должен быть системным, осуществляться на основании Федерального закона « о безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 №117 – ФЗ, постановлений администрации, указов губернатора не только собственниками ГТС, но и органами надзора.

В Пермской области принята областная целевая программа «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003-2005 гг.», разработанная в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.98 №71 – ФЗ, федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России».

Основными целями программы являются:

осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение качественного состояния водных объектов;

повышение безопасности гидротехнических сооружений;

предотвращение берегообрушения и обеспечение защиты прибрежных населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от вредного воздействия вод.

26.3. Сведения о состоянии работы по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных

Основные итоги работы по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных приводятся в табл. 26.3.

Таблица 26.3

Состояние работы по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных

Показатели

Количество по годам

2002

2003

2004

1

2

3

4

Численность работников госохотнадзора

134

129

130

Количество общественных охотинспекторов

450

400

400

Выявлено нарушений правил охоты,

в т.ч. работниками госохотнадзора

работниками правоохранительных органов

штатными работниками охотпользователей

общественными охотинспекторами

работниками органов МПР России

прочие

997

706

47

135

35

1

0

1319

1126

57

107

19

0

10

946

760

54

106

18

0

8

Категории нарушителей:

Члены общественных объединений охотников

Штатные работники охотпользователей

Работники правоохранительных органов

Работники территориальных органов МПР России

Лица без удостоверений на право охоты

Лица с государственным удостоверением на право охоты

447

26

5

22

89

310

618

9

4

0

170

435

434

1

8

0

121

342

Сумма наложенных на нарушителей (тыс. руб.):

Штрафов

Исков

195,98

124,53

585,90

130,47

412,95

64,76

Взыскано (тыс. руб.):

Штрафов

Исков

162,58

81,50

430,05

50,68

314,06

34,56

Изъято (тыс. руб.):

Пушнины на сумму

Мяса диких животных на сумму

Огнестрельного оружия (ед.),

в т.ч. конфисковано по решению суда

0

98,41

68

-

0

66,29

59

7

0

37,93

61

7

Количество материалов, переданных в следственные органы по уголовным нарушениям правил охоты (ед.):

Количество отказных

Прекращено

Не принято решения

Осуждено человек

49

5

17

12

-

60

6

13

31

11

31

3

6

16

8

Совершено покушений на жизнь, здоровье, имущество работников госохотнадзора,

в т.ч. погибли

причинено увечий

Причинен ущерб имуществу (тыс. руб.)

1

0

1

-

0

0

0

20,0

0

0

0

100,0

Выявлена незаконная добыча (голов):

Диких копытных животных

Медведя

Пушных зверей

Пернатой дичи

Видов, занесенных в Красную книгу РФ

41

1

15

12

0

60

0

22

24

0

32

4

11

13

0

Работа со средствами массовой информации:

Проведено выступлений в печати

Проведено выступлений на радио

Проведено выступлений на телевидении

98

12

0

111

16

10

105

26

18

Окончание табл. 26.3

1

2

3

4

Количество граждан, имеющих удостоверения на право охоты (чел.),

в т.ч. с государственным удостоверением на право охоты

члены ВОО

члены ВФСО «Динамо»

члены Росохотрыболовсоюза

прочие

41138

17235

1029

415

22361

98

40442

17404

1005

415

21520

98

42518

19604

1037

300

21499

78