27. ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД

(по материалам Управления по охране окружающей среды Пермской области)

Областной целевой бюджетный экологический фонд (далее – областной экологический фонд) образован для решения неотложных природоохранных мероприятий, восстановления потерь окружающей природной среды и других задач природоохранного направления на территории Пермской области.

Деятельность областного экологического фонда на территории Пермской области осуществлялась в соответствии с законом Пермской области от 5 октября 2001  № 1756-308 «Об областном целевом бюджетном экологическом фонде», законом Пермской области от 29.12.2003 № 1160-235 «О бюджете Пермской области на 2004 г.». Основным источником доходов фонда является плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата).

Федеральным законом «О бюджете Российской Федерации на 2004 г.» от 23.12.2003 № 186-ФЗ предусмотрено, что плата, поступившая в территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Пермской области, распределяется следующим образом:

20 % направляется в федеральный бюджет;

80 % подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Плата, подлежащая зачислению в областной бюджет, предусмотрена законом Пермской области «О бюджете Пермской области на 2004 г.» от 29.12.2003 № 1160-235 распределена между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в следующих размерах:

33,33 % подлежит зачислению в доход областного бюджета;

66,67 % поступает в доход местных бюджетов для выполнения природоохранных задач местного значения.

Распределение платы между уровнями бюджетов территорий Пермской области необходимо для осуществления на территории области неотложных природоохранных мероприятий и мероприятий, предусмотренных областной целевой комплексной программой «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг., местными экологическими программами.

Доходы и расходы областного экологического фонда учитываются обособленно в составе доходов и расходов областного бюджета.

Управление областным экологическим фондом осуществляет совет фонда в соответствии с положением, утвержденным указом губернатора от 12.04 2002 № 67.

Получателем средств областного экологического фонда является управление по охране окружающей среды Пермской области, исполнителями работ - организации различных форм собственности, участвующие в реализации областных экологических программ и других неотложных природоохранных мероприятий в соответствии с решениями, принятыми советом областного целевого бюджетного экологического фонда.

Всего за 2004 г. доходы областного экологического фонда составили 43,4 млн руб.

На финансирование природоохранных мероприятий за тот же период направлено 48,6 млн руб. За счет средств фонда в 2004 г. проведен ряд важнейших природоохранных мероприятий.

На строительство природоохранных объектов направлено 8,2 млн руб., или 16,9 % от общей суммы расходов. Таким образом, на условиях долевого участия финансировались строительство очистных сооружений в с. Елово, реконструкция биологических очистных сооружений в г. Лысьве, строительство полигонов захоронения твердых бытовых отходов в г. Чайковском, Чернушке и Березниках.

Дальнейшее развитие получила система мониторинга окружающей среды, приобретение технических средств для этих целей, а также проведение экологического контроля на территории Пермской области. На эти цели направлено 10,8 млн руб., или 22,2 % от общей суммы расходов.

В целях информационной поддержки принятия управленческих решений продолжались работы по развитию экологического блока геоинформационной системы (ГИС) органов государственной власти (ОГВ) Пермской области. В рамках взаимодействия с участниками ГИС ОГВ получены и созданы 162 тематических природоохранных слоев цифровых карт.

Необходимо отметить такое важное направление расходования средств, как содействие экологическому образованию и просвещению. Общая цель этого направления - формирование экологической культуры населения как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности региона и каждого человека. На эти цели в 2004 г. направлено 10,9 млн руб. (22,4 % от всех расходов фонда). Наиболее значимое событие - проведение Дней защиты от экологической опасности. По итогам этой акции деятельность администрации Пермской области отмечена на всероссийском уровне: в 2004 г. управление стало лауреатом первой в истории России общественной экологической награды – национальной экологической премии «Экомир». Премию учредили Российская академия естественных наук и Международный общественный фонд «Фонд благотворительных инициатив». Так, 16 человек из Пермской области были отмечены на всероссийских слетах, конференциях, олимпиадах по экологической тематике.

Большое внимание было уделено экологическому просвещению и информации населения. Для привлечения к экологической деятельности и развития активности населения проводятся традиционные ежегодные конкурсы, слеты и акции, в том числе конкурсы природоохранных экологических отрядов и «Чистая вода», проектов экологических лагерей и отрядов «Зеленая смена», «Экология. Человек года», журналистский конкурс «Земля тревоги нашей», конкурс для библиотек, слеты активистов молодежного экологического движения и школьных лесничеств, акции «Дни защиты от экологической опасности», «Марш парков».

Были также проведены семинары и конкурсы по экологической тематике, осуществлено дополнительное экологическое образование школьников и студентов, организованы в летнее и зимнее время экологические лагеря и зеленые смены.

Другим, наиболее важным видом природоохранной деятельности, является проведение мероприятий, направленных на медико-экологическую реабилитацию населения. За счет средств областного экологического фонда на это направление выделено 5,8 млн руб., или 12,0 % от всех расходов фонда. Значительная часть этих средств пошла на стационарную медико-экологическую реабилитацию детского населения из экологически неблагополучных территорий области и лечебно-диагностические мероприятия по иммунореабилитации детского населения.

По направлениям «Обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения» и «Обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия» расход средств составил 4411,6 тыс. руб. (9,1 % от общей суммы расходов) и 4705,9 тыс. руб. (9,7 % от общей суммы расходов) соответственно.

Проводились и другие, не менее важные, природоохранные мероприятия. Информация по использованию средств областного экологического фонда в разрезе основных направлений приведена в табл. 27.1. Направления расходования средств местных экофондов и их объемы отражены в табл. 27.2.

Доходы городских и районных экологических фондов за 2004 г. составили 95,5 млн руб., расходы – 92,2 млн руб.

Приложением 26 закона Пермской области «О бюджете Пермской области на 2005 г.» от 29.12.2004 № 1945-422 с 1 января 2005 г. областной целевой бюджетный экологический фонд упразднен.

Таблица 27.1

Расходование средств областного целевого бюджетного экологического фонда за 2004 г.

Направления расходования средств

Расходы,

млн руб.

Изменение про центного соотношения расходов в 2004 г.

к 2003 г.,  %

2003

2004

1

2

3

4

Разработка экологических программ и мероприятий, проведение научных исследований, проектных и внедренческих работ в области охраны окружающей среды

1,9

1,0

52,6

Содействие строительству, реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту природоохранных объектов

3,6

8,2

241,7

Окончание табл. 27.1

1

2

3

4

Создание и совершенствование системы мониторинга окружающей среды, приобретение технических средств для них, проведение оперативного экологического контроля

13,4

10,8

79,1

Поддержка развития заповедников, заказников, национальных парков, сохранение памятников природы

3,1

4,4

70,5

Оценка состояния природных ресурсов, реализация мер по охране и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению малых рек, прудов, озер и природных объектов

6,7

4,7

70,2

Осуществление мероприятий, направленных на оздоровление населения

6,5

5,8

89,2

Осуществление международного сотрудничества, привлечение иностранных специалистов и организаций для проведения экспертиз, консультаций и других работ

0,5

1,6

320,0

Содействие экологическому воспитанию, образованию, повышению квалификации, экологической пропаганде, проведение конкурсов

8,0

10,9

133,7

Прочие расходы

2,2

1,2

50,0

Итого:

45,9

48,6

106,0

Таблица 27.2

Расходование средств местных экологических фондов по основным направлениям затрат за 2004 г.

Направления затрат

2003

2004

Изменение процентного соотношения затрат 2004 г

к 2003 г., %

Сумма затрат, млн руб.

Удельный вес от общих расходов, %

Сумма затрат, млн руб.

Удельный вес от общих расходов, %

Строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов

34,6

39,7

41,1

44,6

+ 4,9

Внедрение экологически чистых технологий

0,2

0,2

0,1

0,1

- 0,1

Предоставление займов и ссуд предприятиям на строительство и реконструкцию

0

0

0

0

0

Научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды

1,7

1,9

2,

2,2

+ 0,3

Мониторинг окружающей среды

3,7

4,2

3,8

4,2

0

Развитие заповедников, заказников, сохранение памятников природы

0,6

0,7

2,7

3,0

+ 2,3

Предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф

0,2

0,2

3,0

3,2

+ 3,0

Экологическое образование и просвещение

2,9

3,3

6,4

7,0

+ 3,7

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды

0,1

0,1

0,0

0

- 0,1

Воспроизводство природных ресурсов

2,0

2,3

11,2

12,1

+ 9,8

Проведение семинаров, совещаний

0,1

0,1

0,4

0,4

+ 0,3

Содержание исполнительной дирекции фонда

8,1

9,3

12,4

13,4

+ 4,1

Материально-техническое обеспечение

4,2

4,8

2,8

3,0

- 1,8

Расходование средств на другие виды природоохранной деятельности

28,9

33,2

6,3

6,8

- 26,4

Итого

87,2

100,0

92,2

100,0

-