Управление по охране окружающей среды Пермской области
Областное государственное учреждение «Аналитический центр»

СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 году

Глава 10. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

(по материалам Ростехнадзора и ОГУ «Аналитический центр»)

          Основными факторами, воздействующими на состояние атмосферного воздуха, являются количество и масса загрязняющих веществ (ЗВ), поступающих в атмосферу от различных источников. Источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подразделяют на стационарные и передвижные. Стационарные источники не способны перемещаться в пространстве, в отличие от передвижных. К последним относится весь транспорт.

          Декларированный валовый выброс* (официальные сведения предприятий) загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в 2005 г. составил 460,357 тыс. т.

          Динамика выброса основных загрязняющих веществ от стационарных источников** за период с 2001 г. по 2005 г. представлена на рис. 10.1.

Рис.10.1. Изменение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения на территории Пермского края за 5 лет (тыс. т/год)

          Как и в предыдущие годы, основным компонентом в выбросах загрязняющих веществ является метан (39 % от общей массы выброса), выбрасываемый предприятиями трубопроводного транспорта. На втором месте по массе выброса – оксиды углерода (26 %) и азота (12 %), образующиеся в процессе сжигания различных видов топлива, а также летучие органические соединения, основным источником которых являются нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия.

          Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах представлено на рис. 10.2.

Рис.10. 2. Соотношение загрязняющих веществ в общей массе выбросов

          По сравнению с предыдущим годом масса выброса снизилась на 15,754 тыс.т. Сокращение произошло, в основном, за счет снижения массы выброса метана (на 14,869 тыс.т). Сократился также выброс сернистого ангидрида (на 1,365 тыс.т) и ряда твердых веществ, таких как оксид железа (на 1,019 тыс.т), сажа (на 0,62 тыс. т.) и взвешенные вещества (на 0,55 тыс.т). Вместе с тем увеличился выброс оксида углерода (на 4,45 тыс.т), диоксида азота (на 1,937 тыс.т) и неорганической пыли (на 0,7 тыс.т).

          Согласно данным госстатотчетности снижение выбросов загрязняющих веществ произошло на 1023 предприятиях. Наибольшее снижение массы выброса зарегистрировано на предприятиях ООО «Пермтрансгаз». Причинами декларированного снижения являются уменьшение стравливания метана при ремонте и снижение числа случаев аварийных выбросов на линейной части газопроводов.

          Самое значительное снижение отмечено на следующих филиалах:

Горнозаводское ЛПУмг – 11,853 тыс.т;
Алмазное ЛПУмг – 7,111 тыс.т;
Очерское ЛПУмг (Очерский р-н) – 4,263 тыс.т;
Кунгурское ЛПУмг (Кунгурский р-н) – на 1,701 тыс.т.

          Значительно снизилась также масса выброса ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (на 1,399 тыс.т) и ОАО «Камтэкс-Химпром» (на 1,127 тыс.т.)

          Прирост массы выбросов зарегистрирован на 839 предприятиях. Максимальная величина прироста отмечена на Бардымском ЛПУмг (9,634 тыс.т.) и находящейся в Чусовском районе газокомпрессорной станции Гремячинского ЛПУмг ООО «Пермтрансгаз (4,147 тыс.т). Значительный прирост массы выброса зарегистрирован также на Чусовском металлургическом заводе (на 2,319 тыс.т) и ОАО «Губахинский кокс» (на 1,223 тыс.т). Увеличение массы выбросов на этих предприятиях объясняется увеличением объемов производства продукции и задействованием новых производственных мощностей.
О выполнении воздухоохранных мероприятий отчитались, в основном, крупные промышленные предприятия, такие как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Сильвинит» филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», ЗАО «Сибурхимпром», ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «Уралкалий» и др. Максимальное фактическое снижение выбросов за счет воздухоохранных мероприятий декларировано ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». На предприятии произведен переход на более качественное топливо с низким содержанием серы, введены в эксплуатацию новые очистные устройства, произведены реконструкция и модернизация производственного оборудования. На ОАО «Мотовилихинские заводы» снижение массы выбросов произошло за счет совершенствования технологических процессов (внедрения электросталеплавильного метода). Основными мероприятиями, выполненными на ОАО «Чусовской металлургический завод», являлись работы по повышению эффективности существующих газоочистных установок. На предприятиях тепло- и электроэнергетики производится переход на более высококачественное топливо. Большинство мелких сельских котельных переводится с угля и мазута на газовое топливо.

10.1. Распределение массы выбросов по муниципальным образованиям

          Особенностью Пермского края является неравномерное распределение промышленных предприятий по его территории. Их максимальная концентрация и, как следствие, высокая антропогенная нагрузка на все природные среды приходятся на отдельные территории, называемые промышленными узлами. На территории Пермской области существуют следующие промышленные узлы: Пермско-Краснокамский, Березниковско-Соликамский, Кизеловско-Губахинский, Лысьвенско-Чусовской, Кунгурский и Чайковский.

          Основная масса выбросов загрязняющих веществ приходится на муниципальные образования, на которых расположены филиалы ООО «Пермтрансгаз». В большинстве случаев эти территории не принадлежат крупным промышленным узлам, и основная масса выбросов на них создается именно за счет газоперекачивающих станций и трубопроводов ООО «Пермтрансгаз».

          Примером таких территорий являются Бардымский, Октябрьский, Березовский, Очерский и Оханский районы. Основная масса выбросов на этих территориях формируется за счет метана, выбрасываемого в атмосферу газоперекачивающими станциями.

          Далее следуют города и районы с развитой промышленностью, такие как Пермь, Березники, Чусовой, Александровск, Соликамск, Губаха, Пермский и Добрянский районы. Высокие объемы выбросов на этих территориях создаются в основном предприятиями электроэнергетики. В Пермском районе основная масса выбросов как по объему, так и по номенклатуре загрязняющих веществ приходится на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». На территориях, где расположены предприятия нефтедобывающей отрасли (Усольский, Чернушенский, Осинский, Ординский и др.), масса выбросов составляет около 3-5 тыс. т/год. Незначительная масса выбросов (1 тыс. т/год и менее) приходится на районы, в которых развиты в основном сельское хозяйство и местная промышленность.

          Распределение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по муниципальным образованиям области приводится в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Выбросы загрязняющих веществ по территориям

Территории

Масса выброса ЗВ (тыс. тонн)

Прирост
снижение, тыс. т

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

Б.Сосновский р-н

1,138

0,997

-0,141

Бардымский р-н

40,012

48,877

8,865

Березовский р-н

26,238

25,614

-0,624

Верещагинский р-н

1,742

1,468

-0,274

г. Александровск

7,625

7,338

-0,287

г. Березники

16,140

15,974

-0,166

г. Гремячинск

2,086

1,261

-0,825

г. Губаха

7,242

9,811

2,569

г. Кизел

2,421

2,232

-0,189

г. Красновишерск и
Красновишерский р-н

5,454

5,124

-0,330

г. Краснокамск

2,650

3,017

0,367

г. Кунгур 2,172 2,211 0,039

г. Лысьва и
Лысьвенский р-н

9,020

7,907

-1,113

г. Пермь

39,596

36,700

-2,896

г. Соликамск

4,418

4,883

0,465

г. Чайковский и
Чайковский р-н

23,906

24,651

0,745

г. Чусовой и
Чусовской р-н

52,930

59,359

6,429

Горнозаводский р-н

55,126

44,365

-10,761

Добрянский р-н

22,354

22,623

0,269

Еловский р-н

2,151

2,352

0,201

Ильинский р-н

1,958

1,838

-0,120

Карагайский р-н

0,639

0,485

-0,154

Кишертский р-н

1,907

2,244

0,337

Коми-Пермяцкий автономный округ

8,224

8,185

-0,039

Куединский р-н

11,344

10,970

-0,374

Кунгурский р-н

21,072

19,425

-1,647

Нытвенский р-н

3,706

3,703

-0,003

Октябрьский р-н

20,209

13,162

-7,047

Ординский р-н

3,391

3,171

-0,220

Осинский р-н

6,816

6,831

0,015

Оханский р-н

7,002

5,444

-1,558

Очерский р-н

15,334

11,069

-4,265

Пермский р-н

24,789

23,360

-1,429

Сивинский р-н

0,880

0,745

-0,135

Соликамский р-н

2,986

2,673

-0,313

Суксунский р-н

0,102

1,038

0,936

Уинский р-н

2,899

1,861

-1,038

Усольский р-н

8,496

7,858

-0,638

Частинский р-н

1,577

1,479

-0,098

Чердынский р-н

1,320

1,383

0,063

Чернушинский р-н

7,039

6,669

-0,370

Всего по Пермскому краю

476,111

460,357

-15,754

          Максимальное снижение массы выбросов (на 10,761 тыс.т) отмечено в Горнозаводском районе. Это объясняется в основном снижением массы выбросов территориально расположенной в районе линейной части Горнозаводского ЛПУмг ООО «Пермтрансгаз».

          Также уменьшилась масса выбросов в Октябрьском и Очерском районах, и в г. Перми (на 2,896 тыс.т). Снижение массы выбросов в г. Перми произошло в основном за счет выполнения воздухоохранных мероприятий на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и завершением периода активации катализатора на ОАО «Камтэкс-Химпром».
В связи с образованием Пермского края, в период статотчетной кампании 2005 г., были собраны и проанализированы данные по выбросам загрязняющих веществ на территории Коми-Пермяцкого автономного округа. На основании представленных природоохранной службой округа данных произведены соответствующие пересчеты массы выбросов по Пермскому краю в целом. Выбросы загрязняющих веществ в данном издании представлены как сумма выбросов ЗВ от стационарных источников загрязнения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Распределение массы выбросов по муниципальным образованиям КПАО представлено в табл. 10.2 и на рис. 10.3 и 10.4.

Рис.10.3. Масса выбросов загрязняющих веществ по муниципальным образованиям Коми-Пермяцкого автономного округа

Рис.10.4.Распределение массы выбросов по видам загрязняющих веществ в Коми-Пермяцком автономном округе

Таблица 10.2

Выбросы загрязняющих веществ по муниципальным образованиям Коми-Пермяцкого автономного округа

 

Территории

Твердые вещества

Сернис-тый анги-дрид

Окись углерода

Окислы азота (в пересч. на NO3)

Углево-дороды

Летучие орган.
соед. (ЛОС)

Прочие газообраз. и жидкие

Выброс всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

г. Кудымкар

0,739

0,555

0,397

0,105

0,005

0,018

0,005

1,823

Гайнский р-н 0,413 0,008 0,631 0,017 - 0,008 - 1,077

Косинский р-н

0,110

0,000

0,252

0,007

-

0,002

-

0,371

Кочевский р-н

0,212

0,000

0,447

0,015

-

0,010

-

0,685

Кудымкарский р-н

1,372

0,052

0,653

0,033

-

0,003

-

2,114

Юрлинский р-н

0,281

0,009

0,299

0,009

-

0,001

-

0,600

Юствинский р-н

0,830

0,122

0,521

0,018

-

0,024

-

1,515

Всего по округу

3,957

0,748

3,200

0,203

0,005

0,067

0,005

8,185

          Наибольшая часть массы выброса в округе приходится на твердые вещества. Среди них преобладают зола углей, сажа, неорганическая и древесная пыль. На территории КПАО практически отсутствует выброс метана и летучих органических соединений. Не зарегистрировано также выброса веществ 1-го класса опасности.

          Среди муниципальных образований округа основная масса выбросов загрязняющих веществ приходится на г. Кудымкар и Кудымкарский район. Это крупные территориальные образования КПАО с достаточно развитым производством. Для данных территорий характерен более высокий, чем для округа в целом, процент в выбросе сернистого ангидрида. В выбросах территорий округа со слабо развитым проимышленным производством сернистый ангидрид практически отсутствует.

10.2. Распределение массы выбросов по основным производственным отраслям

          С 2004 г. учет отраслевой принадлежности предприятий ведется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

          Соотношение массы выбросов основных отраслей экономики в области на протяжении последних 5 лет остается практически постоянным. Первое место принадлежит предприятиям транспортной отрасли, 98% общей массы выброса которой приходится на трубопроводный транспорт. На втором месте по массе выбросов находится топливная промышленность, представленная предприятиями добычи и переработки нефти, далее следуют металлургия, непроизводственные отрасли (предприятия ЖКХ, внешнего благоустройства, теплоснабжения, образовательные администрации муниципальных образований и др.), электроэнергетика, химическая и нефтехимическая отрасли, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Доля каждой из прочих отраслей (строительство, производство стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная и др.) не превышает 1-2% от общей массы выброса.

          Распределение выбросов ЗВ по основным производственным отраслям приводится на рис. 10.5.

Рис.10.5. Масса выбросов ЗВ основными производственными отраслями

          Основным загрязнителем воздушного бассейна области является трубопроводный транспорт. На территории Пермской области данная отрасль представлена подразделениями ООО «Пермтрансгаз». Функцией предприятия является транспортировка природного газа по магистральным трубопроводам «Западная Сибирь – Центр». Особенностью отрасли являются большое количество неорганизованных источников выброса, а также несовпадение местоположения точек выброса предприятия с территориальной принадлежностью согласующей отчетность природоохранной организации. Наибольшая доля в массе выбросов предприятий отрасли приходится на Бардымское, Горнозаводское, Гремячинское, Кунгурское и Чайковское ЛПУмг.

          Сокращение массы декларируемых выбросов предприятиями отрасли обусловлено безаварийной работой большей части линейных подразделений и переходом на новую методику оценки выбросов ЗВ в атмосферу от линейной части газопроводов.

          Всего предприятиями отрасли выбрасывается 39 наименований загрязняющих веществ, 3 из них (свинец и его соединения, хром шестивалентный и бенз(а)пирен) относятся к 1-му классу опасности. Основным загрязняющим веществом в выбросах ООО «Пермтрансгаз» является метан. Его доля в выбросах предприятия составляет 75%. Соотношение загрязняющих веществ в выбросах ООО «Пермтрансгаз» представлено на рис. 10.6.

Рис.10.6. Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах филиалов ООО «Пермтрансгаз»

          На втором месте по массе выбросов находится топливная отрасль, представленная крупными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями, а также автозаправочными станциями. Особенностью отрасли является большое количество видов выбрасываемых ЗВ (в 2005 г. декларировано 115 видов). Из них 4 относятся к 1-му классу опасности, и 21 – ко 2-му. Для предприятий нефтедобычи характерны большое количество неорганизованных источников выброса и отсутствие очистки. Крупные нефтеперерабатывающие предприятия характеризуются высокой эффективностью работы очистных сооружений и регулярным выполнением воздухоохранных мероприятий. Эффективность работы газоочистных установок на предприятиях, определенная как процент уловленных и обезвреженных ЗВ от количества поступивших на очистные сооружения, колеблется от 94% до 99%. Особенностью автозаправочных станций является практически полное отсутствие организованных источников выброса. В выбросе отрасли преобладают летучие органические вещества (ЛОС). Состав выбросов топливной отрасли представлен на рис. 10.7.

Рис.10. 7.Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах топливной отрасли

          В выбросах предприятий металлургической промышленности преобладают диоксид углерода, окислы металлов и неорганическая пыль. Крупные предприятия отрасли, такие как ОАО «Ависма», Чусовской металлургический завод, Соликамский магниевый завод и др. в 2005 г. выполняли воздухоохранные мероприятия. На крупных предприятиях отрасли – ОАО «Губахинский кокс» и ОАО «Чусовской металлургический завод» произошел значительный прирост массы выбросов (на 1,223 тыс.т и 2,319 тыс.т соответственно) за счет увеличения выпуска продукции. Масса выброса по отрасли в целом увеличилась на 3,264 тыс.т.

          Соотношение загрязняющих веществ в выбросах отрасли представлено на рис. 10.8.

Рис.10.8.Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах металлургической отрасли

          Предприятия энергетики выбрасывают в атмосферу 5 % от общей массы загрязняющих веществ. Особенностью предприятий отрасли является резкое колебание массы выбросов, в зависимости от производства электроэнергии и видов используемого топлива. В 2005 г, с образованием ТГК № 9, в филиалах компании массово производится переход на более экологически чистые виды топлива (природный газ) и совершенствуются технологические процессы выработки электроэнергии. Переход ряда подразделегний на ступенчатую систему сжигания топлива позволил уменьшить выброс твердых веществ и сернистого ангидрида.

          Также в зависимости от вида и качества используемого топлива изменяется соотношение загрязняющих веществ в общем выбросе. В 2005 г. выброс по отрасли в целом незначительно увеличился (на 0,218 тыс.т). Максимальное увеличение массы выбросов произошло на следующих предприятиях:

ОАО  Кизеловская ГРЭС № 3                                             на 0,709 тыс.т;
«Соликамская ТЭЦ» ООО - ТЭЦ-12                                  на 0,697 тыс.т;
ООО «Пермгазэнергосервис» (котельные г. Кунгура)   на 0,449 тыс.т;
ОАО Пермская ТЭЦ-9                                                           на 0,371 тыс.т.

    Компонентный состав выбросов предприятий отрасли в 2005 г. представлен на рис. 10.9.

    Рис.10.9.Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах энергетики

              Предприятия химической и нефтехимической промышленности выбрасывают наибольшее количество видов загрязняющих веществ (в 2005 г. – 210 наименований), 8 из них относятся к 1-му классу опасности. В выбросах предприятий отрасли преобладают оксид углерода, окислы азота и аммиак. Присутствуют также метиловый спирт, мочевина, хлористый натрий, фреон и др. В 2005 г. на предприятиях отрасли зарегистрировано снижение массы выбросов оксида углерода (на 1,367 тыс. т) и сернистого ангидрида (на 0,306 тыс.т). Одновременно увеличилась масса выброса диоксида и оксида азота (на 0,540 тыс.т и 0,173 тыс.т соответственно). Перечень наиболее крупных предприятий отрасли приводится в табл.10.3.

    Таблица 10.3

    Предприятия химической отрасли с наибольшей массой выброса ЗВ

    Наименование предприятия

    Масса выброса, тыс.т

    ОАО "Березниковский содовый завод"

    6,246

    ОАО "Камтэкс- Химпром"

    4,952

    ОАО «Уралкалий»

    2,682

    ОАО "Азот"

    1,887

    ОАО "Минеральные удобрения"

    1,747

    ОАО "Метафракс"

    1,711

    ОАО «Сильвинит»

    1,685

              Особенностью отрасли является высокоэффективная очистка выбросов. Газоочистные установки функционируют на большинстве крупных предприятий. Соотношение видов загрязняющих веществ в выбросах представлено на рис. 10.10.

    Рис.10.10. Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах химической и нефтехимической промышленности

              Предприятия машиностроительной отрасли характеризуются сравнительно невысокой массой выбросов (около 3% от общей массы по области). Всего по отрасли выбрасывается 135 видов загрязняющих веществ, 8 из которых относятся к 1-му классу опасности. С превышением ПДВ выбрасывается 22 вещества, среди которых хлористый водород, метанол, сероводород, вольфрамовый ангидрид и др. В выбросах предприятий отрасли присутствуют токсичные вещества, способные накапливаться в биосредах организма. Вопрос негативного воздействия этих веществ на состояние здоровья населения области подробно рассмотрен в соответствующем разделе. Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах отрасли приводится на рис. 10.11.

    Рис.10.11. Соотношение основных загрязняющих веществ в выбросах машиностроительной отрасли

              Выбросы предприятий, относящихся к непроизводственным отраслям экономики, составляют около 6% от общеобластного количества. Основная их масса приходится на выбросы предприятий внешнего благоустройства, теплоснабжения, коммунального и бытового водоснабжения и администрации сельских поселений. Компонентный состав выбросов отрасли характеризуется преобладанием твердых веществ (зола углей, сажа, неорганическая пыль) и сернистого ангидрида.
              В выбросах строительной отрасли преобладают диоксид углерода, сернистый ангидрид и неорганическая пыль. Для предприятий производства стройматериалов характерно преобладание в выбросах неорганической пыли (около 50% от общей массы).

    10.3. Выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников

              В 2005 г. впервые был выполнен учет численности автотранспорта и массы выбросов ЗВ по Пермскому краю в целом, включая Коми-Пермяцкий АО. Исходные данные по Коми-Пермяцкому АО запрашивались в администрации округа, как за текущий, так и за предыдущий год. Данные по численности автотранспорта по территориям края приведены в табл.10.4.

    Таблица 10. 4.

    Численность автотранспорта в Пермском крае


    Наименование территории

    Численность автотранспорта по видам

    Легковые автомобили

    Автобусы

    Грузовые автомобили

    Всего

    част. собств

    1

    2

    3

    4

    5

    Бардымский район

    3864

    2451

    58

    1468

    Березовский район

    2677

    5513

    61

    729

    Большесосновский район

    2707

    2108

    90

    2148

    Верещагинский район

    5684

    4442

    126

    2940

    г. Александровск

    4571

    3395

    143

    2669

    г. Березники

    22055

    19824

    1017

    7219

    г. Гремячинск

    2454

    2280

    102

    800

    г. Губаха

    5296

    4047

    184

    972

    г. Кизел

    3293

    3069

    149

    864

    г. Красновишерск

    2889

    2763

    103

    759

    г. Краснокамск

    11772

    11145

    606

    5053

    г. Кунгур

    16207

    15279

    699

    7554

    г. Лысьва

    9501

    9092

    245

    5969

    г. Пермь

    167296

    151697

    4401

    22246

    г. Соликамск

    15412

    14214

    705

    3702

    г. Чайковский

    17165

    15927

    830

    6098

    г. Чусовой

    6865

    6551

    250

    4729

    Горнозаводский район

    4512

    4312

    212

    1766

    Добрянский район

    11349

    9764

    409

    5263

    Еловский район

    1747

    1583

    55

    887

    Ильинский район

    2559

    1733

    118

    2140

    Карагайский район

    2655

    2391

    72

    856

    Кишертский район

    1797

    1589

    61

    1116

    Куединский район

    4360

    3598

    311

    2125

    Нытвенский район

    6974

    6719

    176

    1680

    Октябрьский район

    2859

    2598

    208

    2966

    Ординский район

    2434

    2289

    152

    2158

    Осинский район

    6254

    5688

    366

    2447

    Оханский район

    2358

    1805

    37

    460

    Очерский район

    5579

    5300

    103

    1999

    Пермский район

    15237

    14006

    437

    3248

    Сивинский район

    1979

    1856

    67

    783

    Суксунский район

    4185

    3984

    69

    1267

    Уинский район

    2070

    1639

    43

    460

    Усольский район

    1134

    974

    40

    461

    Частинский район

    1572

    1424

    77

    1458

    Чердынский район

    2859

    2598

    161

    966

    Чернушинский район

    8522

    7584

    396

    3418

    Область всего

    392703

    357231

    13339

    113843

    Коми-Пермяцкий АО

    9713

    8480

    453

    3636

    Край всего

    402416

    365711

    13792

    117479

              По сравнению с 2004 г. численность легковых автомобилей сократилась на 5836 единиц, а численность автобусов и грузовых автомобилей возросла (на 1037 и 31056 единиц соответственно). Масса выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта приводится в табл. 10.5.

    Таблица 10.5

    Масса выброса загрязняющих веществ от автотранспорта

    Территории

    Выбросы автотранспорта, тыс. тонн

    Прирост/снижение

    2004 г.

    2005 г.

    Александровск

    1,648

    2,353

    0,705

    Березники

    9,869

    10,253

    0,384

    Гремячинск

    0,762

    0,952

    0,19

    Губаха

    1,456

    1,661

    0,205

    Кизел

    1,265

    1,175

    -0,09

    Краснокамск

    3,216

    5,218

    2,002

    Кунгур

    6,488

    7,442

    0,954

    Кунгурский р-н

    Лысьва и Лысьвенский р-н

    3,557

    5,087

    1,53

    Пермь

    54,951

    54,487

    -0,464

    Соликамск

    6,293

    6,363

    0,07

    Соликамский р-н

    Чайковский и Чайковский р-н

    6,137

    6,95

    0,813

    Чусовой и Чусовской р-н

    2,755

    3,91

    1,155

    Бардымский р-н

    2,032

    1,665

    -0,367

    Березовский р-н

    1,043

    0,942

    -0,101

    Б.Сосновский р-н

    1,007

    2,013

    1,006

    Верещагинский р-н

    1,651

    2,718

    1,067

    Горнозаводский р-н

    1,438

    1,907

    0,469

    Добрянский р-н

    3,827

    5,171

    1,344

    Еловский р-н

    0,688

    0,925

    0,237

    Ильинский р-н

    1,111

    1,991

    0,88

    Карагайский р-н

    1,25

    1,036

    -0,214

    Кишертский р-н

    0,743

    1,105

    0,362

    г. Красновишерск и
    Красновишерский р-н

    1,349

    1,023

    -0,326

    Куединский р-н

    1,51

    2,278

    0,768

    Нытвенский р-н

    2,387

    2,368

    -0,019

    Октябрьский р-н

    1,939

    2,67

    0,731

    Осинский р-н

    2,164

    2,667

    0,503

    Ординский р-н

    0,939

    1,993

    1,054

    Оханский р-н

    0,766

    0,69

    -0,076

    Очерский р-н

    1,292

    2,213

    0,921

    Пермский р-н

    19,689

    20,1

    0,411

    Сивинский р-н

    0,756

    0,883

    0,127

    Суксунский р-н

    1,193

    1,563

    0,37

    Уинский р-н

    0,805

    0,65

    -0,155

    Усольский р-н

    0,562

    0,516

    -0,046

    Чердынский р-н

    1,226

    1,166

    -0,06

    Частинский р-н

    0,795

    1,331

    0,536

    Чернушинский р-н

    3,707

    3,642

    -0,065

    Коми-Пермяцкий автономный округ

    5,050

    4,790

    -0,261

    Всего по Пермскому краю

    159,315

    175,867

    16,552

              Масса выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Перми незначительно снизилась. Прирост массы выбросов отмечается в городах областного подчинения и муниципальных образованиях с развитой промышленной инфраструктурой.

    10.4. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в районе Камского моста (после начала эксплуатации Красавинского моста) (В.Н. Шкляев, С.Б. Холостов)

              Загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах в значительной степени определяется выбросами автотранспорта. Для г. Перми эта проблема стоит особенно остро в связи с отсутствием достаточного количества объездных дорог. После введения в эксплуатацию нового моста через р. Кама часть транзитного автотранспорта стала проходить по объездной дороге (западный обход г. Перми). Перераспределение транспортных потоков сказалось на состоянии загрязнения атмосферного воздуха в центральной части города (в районе Камского моста и ул. Попова). Для оценки произошедших изменений было проведено обследование транспортных потоков, проходящих по Камскому и Красавинскому мостам, которое дополнялось натурными замерами загрязнения атмосферного воздуха.

              Общая интенсивность суточного движения автотранспорта на Камском мосту составляет более 35 тыс. единиц. Для более подробного анализа динамики суточных изменений использовались результаты наблюдений за интенсивностью, выполненные в 2003г. [1] и в ноябре 2005 г. За период с 2003 г по 2005 г. интенсивность суточного движения автотранспорта увеличилась на 12-15%. Камский мост наиболее загружен в период с 830 до 1730. За этот 10-часовой интервал времени средняя часовая интенсивность составляла 2475 единиц в   2003 г. и 2770 ед. в 2005 г., причем последнее значение относится к ноябрю, уже после пуска в эксплуатацию Красавинского моста. Изменение интенсивности движения в течение дня удобно представлять в виде сглаженных графиков.

    Рис.10.12. Изменение интенсивности движения автотранспорта в течение дня на Камском мосту в   2003 г. и 2005 г. (сглаженные значения)

              Сравнение результатов наблюдений за 2 года показало, что возросло количество проезжающих автомашин в первую половину дня (рис.10.12).

              Наибольшая интенсивность движения на Камском мосту наблюдается в период 9-13 часов и может достигать 3200-3450 автомашин в час (табл.10.6). Далее происходит некоторое снижение количества движущихся автомашин до 2300 ед./ч в дневное время, однако поток автомашин остается значительным. Вечером (в 17-19 часов) наблюдается второе повышение интенсивности движения автотранспорта за счет автомашин, идущих из города.

              В автотранспортном потоке преобладают легковые автомашины, их доля составляет 70-75% общего количества автомашин. Доля автобусов составляет 4-7%, остальное количество составляют грузовые автомашины. Среди грузовых автомашин доля большегрузных составляет 20-27%.

    Таблица 10.6

    Часовая интенсивность движения автотранспортных средств по Камскому и Красавинскому мостам

    Участок

    Характристика

    Виды транспортных средств

    Направление движения

    Легковые

    Грузовые

    Автобусы

    Сумма

    Камский мост

    Средняя

    920

    287

    75

    1282

    из города

    1176

    299

    81

    1556

    в город

    2096

    586

    156

    2842

    всего

    Максимальная

    1032

    369

    63

    1464

    из города

    1521

    399

    63

    1983

    в город

    2553

    768

    126

    3447

    всего

    Красавинский мост

    Средняя

    177

    152

    0

    329

    из города

    203

    131

    0

    334

    в город

    380

    283

    0

    663

    всего

    Максимальная

    219

    195

    0

    414

    из города

    258

    153

    0

    411

    в город

    477

    348

    0

    825

    всего

              Интенсивность движения на Красавинском мосту достигает максимума в период 13-16 часов и может превышать 800 машин в час (рис.10.13). В утренние и вечерние часы интенсивность движения уменьшается, что указывает на преобладающее движение транзитного автотранспорта.

    Рис. 10.13. Изменение интенсивности движения автотранспорта в течение дня на Красавинском мосту в ноябре 2005 г.

              Анализ структуры транспортного потока на Красавинском мосту показывает, что доля легкового автотранспорта составляет 53-60% от общего количества автомашин, остальная часть приходится на грузовые автомашины, так как автобусное движение на момент проведения наблюдений отсутствовало (табл.10.6). Среди грузовых автомашин доля большегрузных автомашин составляет 39-51%, что составляет значительную величину и еще раз подтверждает вывод о транзитном движении на этом участке. Общая интенсивность движения по новому мосту остается невысокой.

              Если оценивать новую структуру транспортного потока с экологических позиций, то важно учесть долю большегрузного автотранспорта, который переместился на этот мост. С этой целью было определено соотношение транспортных потоков по отдельным категориям транспортных средств, приходящихся на Камский и Красавинский мосты (рис. 10.14, 10.15).

    Рис. 10.14. Состав транспортного потока на Красавинском мосту

     

              Рис. 10.14 хорошо иллюстрирует, что на новом мосту значительную часть транспортного потока составляют большегрузные автомобили (грузовые 2), их доля составляет 18%, а общая доля грузовых автомобилей приближается к 42 %, в то время как на Камском мосту эта величина составляет около 21 % (рис. 10.5).

    Рис. 10.15. Состав транспортного потока на Камском мосту

              Табл. 10.7 показывает, что 80-90 % большегрузных автомашин переместились на Красавинский мост, в то же время количество проезжающих легковых автомашин незначительное и составляет менее четверти от их количества на Камском мосту.

    Таблица 10.7

              Относительная интенсивность автотранспортных средств на Красавинском мосту

    (интенсивность на Камском мосту принята за 100 %)

    Интенсивность

    Всего

    Виды транспортных средств

    легковые

    грузовые

    большегрузные

    Максимальная

    23,9%

    23,8%

    45,3%

    81,3%

    Средняя

    24,3%

    18,9%

    50,0%

    90,0%

              Масса выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, проходящего по обоим мостам, определялась по информации о структуре транспортного потока в период максимальной интенсивности. Определялся секундный выброс*** 8-ми основных загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом (табл. 10.8).

    Таблица 10.8

    Секундная величина выбросов загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом, проходящим по Красавинскому и Камскому мостам (г/с)


    Участок

    Загрязняющие вещества

    CO

    NO2

    бензин

    сажа

    керосин

    SO2

    формальдегид

    бенз(а)пирен

    Камский мост

    18,33

    3,46

    2,41

    0,017

    0,164

    0,131

    0,019

    1,8E-06

    Красавинский мост

    2,49

    0,987

    0,331

    0,005

    0,052

    0,030

    0,005

    3,0E-07

    Доля выбросов (Красавинский мост/Камский мост), %

    13,6

    28,5

    13,7

    32,1

    31,6

    22,8

    23,6

    16,7

              Расчеты величины выбросов от автотранспорта, проходящего по Камскому и Красавинскому мостам, показали, что основной вклад приходится на оксид углерода (64-75%) (табл. 10.9). В связи с тем, что на Красавинском мосту велика доля большегрузного автотранспорта, увеличивается относительная доля выбросов диоксида азота (свыше 25%). Таким образом, после перевода части автотранспорта на Красавинский мост должно произойти снижение выбросов оксида углерода и диоксида азота на Камском мосту.

    Таблица 10.9

    Вклад отдельных загрязняющих веществ в общей величине выбросов от автотранспорта, проходящего по Красавинскому и Камскому мостам (%)


    Участок

    Загрязняющие вещества

    CO

    NO2

    бензин

    сажа

    керосин

    SO2

    формальдегид

    бенз(а)пирен

    Камский мост

    74,7

    14,1

    9,8

    0,07

    0,7

    0,5

    0,08

    0,00001

    Красавинский мост

    63,8

    25,3

    8,5

    0,14

    1,3

    0,8

    0,12

    0,00001

              До введения в эксплуатацию Красавинского моста оба транспортных потока проходили по Камскому мосту, поэтому после разделения потоков произошло перераспределение выбросов загрязняющих веществ. Долю выбросов, приходящихся на Красавинский мост, можно считать как уменьшение массы выбросов на Камском мосту. Эта величина может быть использована для оценки экологической эффективности новой транспортной схемы при пересечении р. Камы. Анализ таблицы показывает, что основной эффект приходится на диоксид азота (уменьшение 28,5%), сажу (уменьшение 32,5%), углеводороды по керосину (уменьшение 31,6%). Эти вещества выбрасываются дизельными большегрузными автомашинами, количество которых на Камском мосту значительно уменьшилось. Дополнительное снижение выбросов произошло вследствие увеличения скорости движения большегрузного автотранспорта на новом маршруте (она возросла до 60-70 км/ч вместо прежней 35-45 км/ч).

              Структура выбросов загрязняющих веществ также указывает на то, что доля наиболее опасных примесей, выбрасываемых автотранспортом на Красавинском мосту, увеличилась за счет их уменьшения на Камском мосту (рис.10.16, 10.17).

    Рис.10.16. Структура выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, проходящего по Камскому мосту

    Рис.10.17. Структура выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, проходящего по Красавинскому мосту


    * Сведения о выбросах в атмосферный воздух, официально представляемые предприятиями в формах госстатотчетности 2тп «Воздух»

    ** Выбросы загрязняющих веществ представлены как сумма выбросов ЗВ от стационарных источников загрязнения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа

    *** Масса ЗВ, выбрасываемых всем транспортным потоком на обследуемом участке за 1 сек. Определяется по интенсивности движения и видам автотранспорта на обследуемом участке, согласно методике, разработанной в НИИ «Атмосфера» в 1998 г. На основании данного показателя производится расчет рассеивания ЗВ, и определяются их приземные концентрации в атмосфере.