Управление по охране окружающей среды Пермской области
Областное государственное учреждение «Аналитический центр»

СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 году

Глава 14. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

(А.З. Ощепкова ФГУ «УралНИИЭкология»)


          Отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления. К отходам также относят товары (продукцию), утратившие свои потребительские свойства.

          Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами, определяют как опасные отходы. В соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными Приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511, отходы по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на чрезвычайно опасные (1-й класс), высоко опасные (2-й класс), умеренно опасные (3-й класс), малоопасные (4-й класс), практически неопасные (5-й класс).

          Повышение эффективности управления отходами остается одной из важнейших задач в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению и снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Наряду с этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение с отходами в процессе производства продукции и оказания услуг, при обезвреживании и размещении опасных отходов.

          Обновление основных фондов, сопровождающееся внедрением малоотходных технологий, проводится медленно, в том числе и по причине отсутствия реального стимулирования государством инновационных процессов. Не имеет надежной поддержки со стороны органов управления и малый бизнес, на который в настоящее время легла вся тяжесть ответственности по созданию и функционированию сети предприятий по сбору и переработке отходов. Слабо развита инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов.

          Остается острой проблема отсутствия соответствующих современным требованиям полигонов для промышленных и бытовых отходов. В муниципальных образованиях с достаточно высокой плотностью населения и развитой промышленностью проблемы образования и размещения значительного количества отходов, обладающих токсичными свойствами, усиливают нагрузку на среду обитания. В районах области с относительно низкой плотностью населения основной проблемой остается наличие многочисленных мелких свалок, не имеющих обустройства и являющихся источниками загрязнения почв, поверхностных и подземных вод. Сохраняются нерешенными проблемы разработки техногенных образований – объектов размещения отходов добычи и обогащения, крупнотоннажных отходов металлургической и химической промышленности, машиностроения.

          В последнее время значительно изменилась структура потребления населения, что приводит к непрерывному росту объемов образования коммунальных отходов. Как следствие, обостряется проблема использованных тары и упаковочных материалов, размещение которых в окружающей природной среде носит угрожающий характер. Постепенно формируется и проблема утилизации оргтехники и бытового оборудования, обновление которых в силу технического прогресса происходит значительно активнее, чем ранее.
Несмотря на возросший в последнее время со стороны предпринимателей интерес к отходам, рост проблем в сфере обращения с отходами опережает развитие отходоперерабатывающей отрасли.

          Условия для активизации позитивных процессов в сфере обращения с отходами должны формироваться соответствующей нормативной базой федерального, регионального и муниципального уровней. В 2005 г. по решению Законодательного собрания Пермской области утратил силу ранее действующий закон Пермской области от 07.10.97 г. № 870-131 «Об отходах производства и потребления», практически единственный документ регионального уровня по регулированию обращения с отходами.

          Вышедший 31 декабря 2005 г. Федеральный закон № 199-ФЗ существенно повлиял на перераспределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями. Положениями этого закона существенно укрепились позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в сфере обращения с отходами закреплены такие полномочия, как участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами, контроль за их исполнением; установление лимитов на размещение отходов и осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

          Одновременно были внесены серьезные изменения в полномочия органов местного самоуправления: они перестали быть органами контроля. В то же время за органами местного самоуправления поселений в области обращения с отходами сохранились функции организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами предусматривают деятельность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

          Для повышения эффективности управления бытовыми отходами на территории Пермской области в 2005 г. были проведены работы по инвентаризации объектов размещения бытовых отходов (ОРО). Целью работы являлась актуализация информации, полученной в рамках инвентаризации 2001 г. В ходе работ по 22 муниципальным образованиям Пермской области удалось выявить 116 новых ОРО и актуализировать сведения по 262 ранее учтенным ОРО. В табл. 14.1 представлены данные о количестве вновь выявленных и поставленных на учет объектов размещения отходов в разрезе муниципальных районов и городских округов.

Таблица 14.1

Сводные данные по результатам экологического обследования


Наименование муниципального образования

Количество учтенных ОРО по состоянию на 01.01.2005 г.

Количество ОРО, по которым обновлены данные

Количество вновь выявленных и поставленных на учет ОРО

Бардымский район

24

9

8

Большесосновский район

48

39

2

Верещагинский район

30

24

10

Горнозаводский район

10

6

-

Ильинский район

20

12

10

Красновишерский район

26

-

3

Куединский район

49

12

-

Кунгурский район

38

38

5

Октябрьский район

32

13

20

Оханский район

25

20

5

Очерский район

19

5

-

Соликамский район

10

-

2

Суксунский район

0

-

30

Уинский район

20

9

-

Частинский район

6

3

6

Чердынский район

27

-

1

Чернушинский район

56

27

1

г. Александровск и подчиненные н.п.

4

2

-

г. Добрянка и подчиненные н.п.

1

1

8

г. Кизел и подчиненные н.п.

9

2

-

г. Краснокамск и подчиненные н.п.

32

30

2

г. Лысьва и подчиненные н.п.

10

10

3

Итого:

496

262

116

          Инвентаризация показала, что в муниципальных образованиях Пермской области ведется работа по улучшению ситуации с размещением бытовых отходов. Рядом сельских администраций на территории области были проведены работы по оформлению земельных отводов, обустройству и закреплению объектов размещения отходов за конкретными юридическими лицами, осуществляющими в настоящее время их эксплуатацию. Были выведены из эксплуатации несанкционированные объекты размещения, многие из которых ликвидированы.

          По данным Управления по охране окружающей среды Пермской области состояние дел по организации безопасного размещения коммунальных отходов следующее:

          В 2005 г. в области продолжались работы по формированию территориального раздела государственного кадастра отходов на базе областного документа «Правила организации системы учета обращения с отходами производства и потребления на территории Пермской области». В отчетном году информацию по обращению с отходами представили более 1900 хозяйствующих субъектов. Количество учтенных видов отходов превысило 770.

          В табл. 14.2 представлена динамика обращения с отходами в Пермской области за 2001-2005 гг.

Таблица 14.2

Обращение с отходами за 2001 – 2005 годы

Год

Образовано,
млн т

Использовано, обезврежено

Складировано и захоронено в течение года, млн т

Складировано
на конец года на объектах, эксплуатируемых в отчетный период, млн т

млн т

% от образованных

2001

35,82

14,13

39,4

21,74

576,65

2002

33,29

12,94

38,7

19,84

596,4

2003

37,35

12,94

36,4

23,07

604,4

2004

43,06

13,44

31,21

29,21

618,00

2005

46,11

13,98

30,32

30,44

643,56

          По сведениям, представленным организациями Пермской области, в 2005 г. образовалось 46,11 млн т отходов производства и потребления, из которых 30,44 млн т складировано и захоронено на объектах размещения отходов. Всего в 2005 г. использовано или обезврежено в производстве 13,98 млн т отходов, из них 71% составляют отходы добычи и обогащения калийно-магниевых солей.

          В табл. 14.3 приведены сведения по обращению с отходами согласно классам опасности. Структура образования отходов по различным группам показана в табл. 14.4.

Таблица 14.3

Обращение с отходами по классам опасности в 2005 г.

Классы опасности отходов по отношению к окружающей природной среде

Образование,
тыс. т

Использование, обезвреживание

тыс. т

%

Чрезвычайно опасные

0,192

0,015

7,81

Высоко опасные

5,60

0,45

8,04

Умеренно опасные

353,93

183,92

52,10

Мало опасные

2179,98

1227,57

56,31

Практически неопасные

43581,67

12552,94

28,80

          Увеличение объемов образования отходов в области определяют в первую очередь ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит». Часть крупнотоннажных отходов этих предприятий используется для закладочных работ в рудниках БКПРУ-1 и СКРУ-1. Работы проводятся в рамках областной целевой программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности г. Березники и Соликамска на 2002-2007 годы». По программе в 2005 г. было запланировано использовать для закладки по г. Березники 3750 тыс. тонн, по г. Соликамску – 1470 тыс. тонн закладочного материала. По данным ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит» в 2005 г. общее количество использованных отходов добычи и обогащения солей составило 10 млн тонн при объеме их размещения 19,85 млн т. На конец 2005 г. количество размещенных отходов добычи солей достигло 475,5 млн т.

          Крупным отходообразующим предприятием является ЗАО «Уралалмаз». В 2005 г. количество образованных им отходов достигло 7,2 млн т. Основная масса отходов производства – отходы промывки песков относятся к практически неопасным отходам. Количество размещенных к концу года отходов добычи полезных ископаемых других добывающих предприятий (вскрышные и вмещающие породы, отсевы, известняк некондиционный) составило 3 млн т.

          Образование шлаков на металлургических предприятиях Пермской области в 2005 г. составили 340 тыс. т. Основная масса этих шлаков была использована непосредственно на предприятиях или передана на использование в основном строительным организациям. Доля переработанных шлаков различного происхождения составила 103 % от объема образования этой группы отходов. Из них 98,6 % шлаков было переработано на ОАО «Чусовской металлургический завод».

          В 2005 г. наблюдается некоторое снижение образования сельскохозяйственных отходов. Согласно отчетности было образовано 705 тыс. т отходов сельского хозяйства, в том числе навоза – 509,3 тыс. т., помета – 132,4 тыс. т.; в течение года использовано 585,8 тыс. т этих отходов.

          Большим интересом на рынке отходов пользуются отработанные нефтепродукты, которые согласно Федеральному классификационному каталогу отходов отнесены к 3 – му классу опасности. В 2005 г. по данным организаций Пермской области было образовано 4,1 тыс. т этих отходов. 3,8 тыс. т отработанных нефтепродуктов было использовано непосредственно на предприятиях или передано на использование и обезвреживание специализированным организациям. Прием отработанных нефтепродуктов в 2005 г. осуществляли ООО ПП «Экорегус», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», ООО «Природа-Пермь», ООО «Лидер», ООО «Полоз», ЗАО «Энергия Иж», ООО «Роспромресурс», ООО «Уралхимпродукт», ООО «Экоресурс», ООО «Спецоптторг», ООО «Урал Петролеум», ООО «Экосистема», ООО «Экохимпром» и другие. Высокий процент использования (90%) наблюдается для древесных отходов. В 2005 г. их было образовано 522 тыс.т. Переработке подлежат, как правило, отходы чистой древесины: опил, щепа, обрезь и т.д. На ОАО «Соликамскбумпром» 98% образованных отходов коры было утилизировано на установке по сжиганию древесных отходов. В целом по области количество отходов коры, накопленных на короотвалах предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, составляет 2,17 млн тонн. Низкая степень использования характерна для отходов лесоразработки.

Таблица 4

Сведения по образованию различных групп отходов в Пермской области за период 2001-2005гг.

Наименование групп отходов

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004г.

2005 г.

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

млн т

%

Отходы добычи солей

22,3

62,26

22.66

68,07

23,98

64,20

27,06

62,84

30,49

66,12

Отходы добычи и обогащения прочих полезных ископаемых, грунты незагрязненные

9,3

25,96

7,05

21,17

10,24

27,44

12,01

27,89

10,20

22,12

Отходы черных металлов

0,133

0,37

0,160

0,48

0,189

0,51

0,39

0,91

0,86

1,87

Шламы различного происхождения

0,211

0,59

0,152

0,46

0,213

0,55

0,215

0,50

0,25

0,54

Отходы коммунальные

0,635

1,77

0,69

2,07

0,542

1,45

0,513

1,19

0,53

1,15

Золошлаки от сжигания твердого топлива

0,066

0,18

0,086

0,26

0,033

0,09

0,025

0,06

0,01

0,02

Шлаки прочие

0,382

1,07

0,26

0,78

0,292

0,78

0,36

0,84

0,34

0,74

Древесные отходы

0,275

0,77

0,521

1,56

0,485

1,31

0,47

1,09

0,52

1,13

Отходы сельского хозяйства

0,753

2,12

1,2

3,62

0,722

1,93

0,82

1,91

0,71

1,54

Прочие виды отходов

1,764

4,91

0,515

1,52

0,654

1,74

1,2

2,77

2,20

4,77


          В 2005 г. на предприятиях области было переработано 77,9 тыс. т отходов бумаги и картона. Основным производителем и переработчиком этих отходов в Пермской области является ООО «Пермский картон». Предприятием, работающим на макулатуре, является ОАО «Северный Коммунар» (Сивинский район). Сбор отходов бумаги и картона на территории Пермской области осуществляют ООО «Центр Вторресурсы», ООО «Вторресурсы ТБО», ООО «Вторресурсы», ООО «Пермь-Рециклинг», ООО «Ресурс Бумага», ООО «Чистый город», ООО «Уралбумага» и многие другие организации и индивидуальные предприниматели.

          Наиболее многочисленной по номенклатуре является группа шламов различного происхождения, классы опасности которых варьируются в зависимости от состава от 2-го до 4-го. К шламам, как правило, относят остатки от процессов обработки жидких фаз (процессы осаждения, нейтрализации, очистки сточных вод, водоподготовки и т.д.) и осадки мокрой очистки газов от твердых частиц. В течение 2005 г. по данным предприятий Пермской области было образовано 243,2 тыс. т шламов. 7,8 тыс. т шламов минерального происхождения поступило на ОАО «Горнозаводскцемент» на переработку. Объемы использования и обезвреживания шламов на предприятиях Пермской области составляют 37,4 % от их образования, 5.8 тыс. т образованных шламов отправлено на переработку в Свердловскую область.

          В группу отходов второго класса опасности, кроме шламов различных производств, входят отработанные катализаторы, содержащие в своем составе тяжелые металлы, опасные органические вещества, отходы кислот и щелочей, в том числе отработанные электролиты аккумуляторов. В 2005 г. за пределы области было передано 67,2 % образованных отходов второго класса опасности, обезврежено непосредственно на предприятии – менее 10 %.

          Отходы первого класса опасности представлены в основном ртутьсодержащими отходами, в том числе отработанными люминесцентными лампами, ртутьсодержащими приборами, термометрами. По данным отчетности в организациях области в 2005 г. было образовано 144 т ртутьсодержащих отходов. Основное их количество было передано на обезвреживание ООО «Экологической фирме "Оскар"». В ОАО «Текстиль Энергия» (г. Чайковский) в 2005 г. обезврежено 15,3 т ртутьсодержащих ламп. Сбором ртутьсодержащих отходов в 2005 г. на территории области занимались ООО «Экохимпром», ЗАО «Энергия Иж», ООО «Спецопторг», ООО «Пангео» и другие. 3,5 т ртутьсодержащих отходов передано на обезвреживание на предприятия Удмуртии.
По данным отчетности в 2005 г. было образовано 89 тонн медицинских отходов. В течение отчетного года ЗАО «ОЛДАНС» принимало на переработку отработанные шприцы, ООО «Центр управления медицинскими отходами» – принимало медицинские отходы на обезвреживание.

          Значимой по количеству образованных и размещенных отходов является группа коммунальных отходов. В эту группу входят отходы из жилищ, несортированные и крупногабаритные, мусор от бытовых помещений организаций, несортированный и крупногабаритный, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений оптово-розничной торговли, отходы (садки) выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, строительный мусор и т.п. Объем образования учтенных отходов этой группы составляет более 530 тыс. т. Жидкие отходы в основном передают на сооружения очистки сточных вод для обезвреживания, а твердые отходы захоранивают на объектах размещения твердых бытовых отходов. В 2005 г. в рамках отчетной кампании представлена информация по захоронению на 263 объектах размещения бытовых отходов.

          В табл. 14.5 представлены данные по образованию отходов в 2001-2005 гг. по административно-территориальным образованиям Пермской области. Как видно из таблицы, территории, на которых производится добыча полезных ископаемых, характеризуются наибольшими объемами образования отходов. Данные таблицы позволяют проследить не только динамику изменения объемов образования отходов, но и количество предприятий, которые своевременно представляют сведения по обращению с отходами. Жирным шрифтом выделены данные, по которым наблюдается рост показателей по сравнению с предыдущими годами. Эти показатели свидетельствуют, в первую очередь, о том, что за рассматриваемый период на территориях более организованной и достоверной становится система учета обращения с отходами.

          Часть отходов, образующихся на территории Пермской области, передается на предприятия, расположенные в других субъектах Российской Федерации. В 2005 г. количество таких отходов составило 290,65 тыс. тонн. Например, в Ставропольский край отправляют стеклобой; в Удмуртию – ртутные лампы, отходы черных металлов, аккумуляторы кислотные, покрышки, отработанные нефтепродукты; в Свердловскую и Челябинскую области – отходы черных и цветных металлов, отходы, содержащие соединения цветных металлов; в Москву и Московскую область, Кировскую и Вологодскую области – отходы черных металлов, в Республику Башкортостан покрышки, лом черных металлов, отходы бумаги и картона.

Таблица 14.5

Сведения по обращению с отходами за 2001 - 2004 гг.

Наименование территории
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Образовано, тыс. т
Кол-во учтенных организаций
Образовано, тыс. т
Кол-во учтенных организаций
Образовано, тыс. т
Кол-во учтенных организаций
Образовано, тыс. т
Кол-во учтенных организаций
Образовано, тыс. т*
Кол-во учтенных организаций
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Бардымский район
5,75
53
10,09
нет данных
1,07
7
2,207
6
7,55
7
Березовский район
74,71
27
59,79
30
71,57
21
55,51
33
50,22
30
Большесосновский район
115,3
31
74,14
31
25,58
18
44,67
34
25,45
23
Верещагинский район
150,77
23
58,57
33
36,01
42
3,22
28
8,05
40
Горнозаводской район
524,79
нет данных
797,2
20
1037,68
28
1574,21
42
1773,55
43
Еловский район
35,48
13
14,47
20
1,24
8
1,84
13
1,64
13
Ильинский район
74,36
55
25,45
36
17,2
30
16,77
46
15.51
41
Карагайский район
83,7
28
76,44
40
79,8
71
74,53
47
70,48
24
Кишертский район
53,3
12
66,09
14
22,79
16
33,34
27
29,99
23
Красновишерский район
6474,36
57
4166,45
33
6820,21
46
8364,63
24
7441,79
21
Куединский район
9,97
83
139,61
59
13,03
14
78,81
49
72,70
39
Кунгурский район
212,84
68
198,11
57
209,55
28
207,6
39
221,39
30
Нытвенский район
71,96
17
244,6
48
209,53
47
189
36
123,71
47
Октябрьский район
409,67
8
33,45
4
19,24
8
7,24
11
1,46
8
Ординский район
141,9
28
100,02
29
24,87
30
96,64
30
44,99
21
Осинский район
38,97
68
0,02
1
0,6
16
0,6
20
49,96
65
Оханский район
41,17
31
33,62
19
25,81
11
3,51
22
3,79
40
Очерский район
33,49
20
24,51
22
24,96
29
7,23
13
26,51
33
Пермский район
103,58
59
167,47
56
141,89
49
152,35
40
106,76
50
Сивинский район
1,86
22
101,71
13
0,02
2
29,25
8
0,03
2
Соликамский район
25,42
14
19,1
11
33,91
11
14,89
7
14,27
7
Суксунский район
8,51
нет данных
0,25
2
0,12
3
27,04
13
0,002
2
Уинский район
30,78
19
41,18
33
32,48
33
0,43
5
25,87
34
Усольский район
1,74
19
3,62
15
6,81
16
5,56
4
32,49
8
Частинский район
0,55
10
2,94
-
23,63
13
44,23
16
1,51
6
Чердынский район
66,81
39
79,2
45
40,17
39
29,52
51
26,62
51
Чернушенский район
22,04
33
19,76
30
27,93
26
17,51
39
16,17
28
г. Пермь
681,66
865
667,5
889
517,8
799
636,34
665
911,9
585
г. Александровск
1926,12
25
1897,37
26
1868,36
32
2247,46
42
2129,58
46
г. Березники
11134,89
82
11503,09
70
12484,69
92
13685,47
92
15020,30
75
г. Гремячинск
7,38
15
5,19
9
0,31
9
16,33
12
0,39
6
г. Губаха
69,13
20,99
11
36,28
14
91,27
20
47,83
17
г. Добрянка
90,28
28
130,09
39
87,17
45
51,25
47
60,09
35
г. Кизел
37,19
13
13,67
15
8,32
20
2,93
26
4,50
27
г. Краснокамск
240,5
33
326,69
57
100,3
73
208,99
39
457,07
83
г. Кунгур
6,88
32
48,89
37
45,11
42
18,05
43
21,17
53
г. Лысьва
44,43
50
34,47
47
55,25
46
42,8
44
57,21
45
г. Соликамск
12002,47
52
11741.08
60
12506,79
54
14003
58
16217,22
61
г. Чайковский
139,31
43
88,14
38
85,21
55
61,81
64
104,69
60
г. Чусовой
788,06
72
698,65
72
610,84
59
915,42
93
891,12
113
ИТОГО
35815,35
2147
33733,68
2071
37354,13
2002
43065,09
1948
46115,60
1945

Примечание:

* - с учетом коммунальных отходов, переданных на захоронение