Управление по охране окружающей среды Пермской области
Областное государственное учреждение «Аналитический центр»

СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 году

Глава 18. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(по материалам Управления по охране окружающей среды Пермской области)

          Реализация политики устойчивого развития региона, которая предполагает экономическое развитие при одновременном сохранении окружающей среды, требует эффективной системы управления, процессы принятия решений в которой должны опираться на достоверную и современную информацию о состоянии окружающей среды, источниках антропогенного воздействия на нее и вероятных последствиях этого воздействия. В Пермской области получение такой информации обеспечивается территориальной системой экологического мониторинга (далее – ТСЭМ).

          Экологический мониторинг окружающей среды – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.

          Цель экологического мониторинга – обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц  достоверной информацией, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

18.1. Нормативная база и основные направления развития ТСЭМ

          Закон РФ Об охране окружающей среды (ст. 6, 63), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 6), Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 7), Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 3, 7).
Устав Пермской области (ст. 3-1 и п. 2 ст. 9), Закон Пермской области «Об охране окружающей среды» (ст. 8), указ губернатора области от 11.10.2002 № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области», распоряжение губернатора Пермской области от 30.04.2003 № 232-р «Об осуществлении экологической паспортизации в Пермской области», Соглашение от 12.12.2001 между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области».

Основными направлениями развития ТСЭМ являются:

18.2. Мониторинг состояния природной среды

          Государственная сеть наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, радиоактивным загрязнением в Пермской области в соответствии с Соглашением от 12.12.2001 между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области» подразделяется на основную и дополнительную. Финансирование основной сети наблюдений осуществляется за счет средств федерального бюджета, дополнительной сети – за счет средств областного и местных бюджетов.

          Объем средств областного бюджета на содержание дополнительной сети в 2005 г. составил 3747 тыс. руб.

          Расходы федерального бюджета на содержание основной сети Государственного учреждения «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ГУ ПЦГМС) составляют 13 млн руб., внебюджетные средства – 14,5 млн руб.

18.2.1. Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха

          Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в 2005 г. осуществлялись в 7 городах области: Пермь, Березники, Соликамск, Губаха, Краснокамск, Лысьва, Чайковский (на 9 постах наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее – ПНЗ) основной сети и на 12 ПНЗ дополнительной сети). Обеспеченность городов ПНЗ в % от нормы, согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» приведена в табл. 18.1.

Таблица 18.1.

Обеспеченность городов пермской области постами наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха


Город

Население, тыс. чел.

Число ПНЗ

% от нормы

Основная сеть

Дополнительная сеть

Пермь

1026

7

-

70

Губаха

34,5

-

2

100

Краснокамск

56,8

-

1

50

Лысьва

76,5

-

1

50

Березники

182,9

2

2

100

Соликамск

107,3

-

5

100

Чайковский

90

-

1

50

          На муниципальном уровне по согласованной с ГУ ПЦГМС программе МУ «Чайковская экологическая лаборатория» (далее – МУ «Чайковская экологическая лаборатория») в течение 2005 г. проводились работы по мониторингу окружающей среды на территории южных районов Пермской области.

          Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в пяти жилых районах г. Чайковский (Основной, Завьялово, Заринский, Завокзальный, Прикамский) с помощью передвижного поста по 5 показателям. Получаемые данные включаются ГУ ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

18.2.2. Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов

          В 2005 г. наблюдения на государственной сети проводились на 23-х водных объектах (из них 3 водохранилища) в 37 пунктах (50 створах) в основные фазы гидрологического режима. В пробах воды определялись 35 ингредиентов (показатели физического, газового, биогенного, органического, солевого состава, загрязняющие вещества).

 

Дополнительная сеть организована, в первую очередь, в районах экологического неблагополучия с целью:

          На муниципальном уровне наблюдения за загрязнением поверхностных вод проводятся в районе г. Чайковский МУ «Чайковская экологическая лаборатория» по согласованной с ГУ ПЦГМС программе. Наблюдения проводятся в 5 створах (2 – на Воткинском водохранилище, 2 – на р. Сайгатка и 1 – на р. Черная) по 32 показателям. Получаемые данные включаются ГУ ПЦГМС в государственный банк данных наблюдений за загрязнением окружающей среды.

18.2.3. Наблюдения за состоянием радиационной обстановки

          Наблюдения за состоянием радиационной обстановки проводятся ГУ ПЦГМС в рамках системы фонового радиационного мониторинга на 19 метеостанциях Пермской области.

          На 15 метеостанциях проводится измерение гамма-фона дозиметрами. На 4 метеостанциях: АМСГ Березники, Гайны, Кудымкар, Пермь-опытная проводится отбор проб атмосферных выпадений с помощью горизонтального планшета на определение суммарной бета-активности. На метеостанции Пермь-опытная отбор проб с помощью планшета на цезий-137, стронций- 90 и тритий.

18.3. Социально-гигиенический мониторинг

          Координацией работ в области социально-гигиенического мониторинга занимается Территориальное управление Роспотребнадзора по Пермской области, к компетентности которого относятся: оценка качества питьевой водыпо химическим и бактериологическим показателям водозаборов, после станции водоподготовки, в водоемах официально установленной рекреационной зоны; измерения качества воздуха и питьевой воды внутри помещений.

          На территории Пермской области санитарным надзором охвачены 1126 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе 498 коммунальных и 628 ведомственных, кроме того, 37 источников питьевого водоснабжения из поверхностных водоемов. К компетенции этой службы относится также контроль за сбросами муниципальных очистных сооружений и сбросами предприятий, находящихся в пределах населенных пунктов.

18.4. Сопряженный медико-экологический мониторинг

          Результаты анализа зависимости заболеваний детского населения от факторов состояния окружающей среды, полученные Пермским научно-исследовательским клиническим институтом детской экопатологии, позволили установить вероятностное влияние (с достоверностью 60 – 80%) большинства токсических компонентов, присутствующих в выбросах предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и др. промышленности, на формирование патологии у детей.

          Проводимые исследования дают возможность обосновать приоритетные компоненты химической нагрузки, требующие особо пристального внимания природоохранных служб и органов здравоохранения.

18.5. Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области

          В настоящее время развитие ТСЭМ осуществляется в направлении развития единой системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка природоохранных данных по Пермской области.

          Интегрированный банк природоохранных данных по Пермской области представляет собой модульную распределенную систему, включающую:

          Модули, входящие в состав интегрированного банка, позволяют вводить, хранить и анализировать информацию по стандартным формам статистической отчетности: «2ТП – воздух», «2ТП – водхоз», «2ТП – радиоактивность», «2ТП – радиоактивные вещества». Помимо этого в базу данных вводится и в ней хранится значительное количество другой информации по: учету и оценке отходов производства и потребления, выданным разрешениям на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, платежам предприятий природопользователей за загрязнение окружающей среды, справочник по загрязняющим веществам, выбрасываемым в атмосферу, справочник по загрязняющим веществам, сбрасываемым в водные объекты, справочник отходов и т.д.

          Методическое руководство и координацию работ по текущему содержанию (администрированию) и развитию интегрированного банка природоохранных данных осуществляет Управление по охране окружающей среды Пермской области (далее – Управление). Последнее осуществляет взаимодействие с ведомствами участниками ТСЭМ и подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области, обеспечивая поток информации с мест образования данных на уровень субъекта Российской Федерации. Областное государственное учреждение (ОГУ) «Аналитический центр» осуществляет сведение полученных данных в единую базу данных. Информационно-аналитический центр ТСЭМ, созданный на базе ОГУ «Аналитический центр», проводит сводный анализ информации для информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды Пермской области.

          Для обеспечения потоков информации в рамках ТСЭМ приоритетным направлением является развитие муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды городов и районов области. В 2005 г. эта работа активно развивалась в соответствии с соглашениями об информационном обмене, которые заключены между Управлением, ОГУ «Аналитический центр» и практически со всеми администрациями и подразделениями по охране окружающей среды городов и районов области.

          По состоянию на январь 2006 г. программное обеспечение для ведения баз данных установлено и используется в Управлении, ОГУ «Аналитический центр», ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и ООС МПР России по Пермской области», Территориальном управлении Роспотребнадзора по Пермской области, Пермском межрегиональном управлении по технологическому и экологическому надзору и в более чем в 30 подразделениях по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В 2003 г. проведено сопряжение информационных систем Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Управления по охране окружающей среды Пермской области для оперативного обмена информацией о загрязнении окружающей среды.

18.6. Экологический блок ГИС ОГВ

          Анализ и отображение пространственно распространенных данных, хранящихся в интегрированном банке природоохранных данных, осуществляются с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты масштаба 1:200000, полученные от Роскартографии через СНИБ «Эльбрус» (выполняет функции ГИС-центра ведения единой топоосновы масштабов 1:200000 и 1:1000000).

          Использование единой топоосновы позволило снять технические и организационные проблемы совместимости и интеграции данных. В настоящее время в Пермской области ведутся работы по созданию ГИС ОГВ Пермской области.
В рамках ТСЭМ создается экологический блок ГИС ОГВ, включающий в настоящее время более ста шестидесяти тематических слоев, финансируемый за счет средств областного бюджета, областного целевого бюджетного экологического фонда и полученных средств в рамках соглашений с ведомствами-участниками ТСЭМ.

В 2005 г. продолжалось развитие экологического блока ГИС ОГВ Пермской области по следующим подсистемам.

Созданы и актуализированы тематические слои:

          Также был доработан мастер построения карт, обеспечивающий получение и агрегирование экологических и медико-демографических данных и создана электронная карта почв Пермского края.

          Электронные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

18.7. Развитие лабораторной базы ТСЭМ

          С целью развития лабораторной базы территориальной системы экологического мониторинга в 2005 г. за счет средств областного целевого бюджетного экологического фонда было приобретено:

 

18.8. Основные задачи по развитию ТСЭМ в 2006 году

Основными задачами по развитию ТСЭМ являются: