Управление по охране окружающей среды Пермской области
Областное государственное учреждение «Аналитический центр»

СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 году

Глава 25. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В  2005 ГОДУ

25.1. Государственный контроль

(по материалам Росприроднадзора по Пермской области)

          Существующая в настоящая время система государственного контроля и надзора в области природопользования создана на основе ранее существующих направлений контроля: лесного, геологического, водного, земельного.

          Роль природоохранных служб в повседневной жизни особенно актуальна в связи с отсутствием полноценной системы контроля за соблюдением требований правил природопользования; низкой степенью охвата государственным контролем объектов природопользования, животного и растительного мира и среды их обитания, природных экосистем и территорий; увеличением загрязнения окружающей среды; истощением природных ресурсов; обострением экологической ситуации в Пермском крае в целом.
В 2005 г. в Пермской области отмечен рост выявляемых нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В минувшем году инспекторами Росприроднадзора проведено в 2,5 раза больше проверок, чем было запланировано, возросло число проводимых проверок по жалобам жителей области, по обращениям правоохранительных органов, по расследованию аварийных ситуаций. В целом в текущем году были проведены проверки 553 предприятий-природопользователей (894 объекта), выявлено 1216 нарушений природоохранного законодательства. Нарушителям было выдано 754 предписания об устранении нарушений, из них к концу года выполнено 458 (более 60 %). На нарушителей законодательства об охране природы наложены штрафы свыше двух миллионов рублей, в местные бюджеты в течение 2005 г. поступило более полутора миллионов рублей.

          Следует добавить, что нарушения природоохранного законодательства были выявлены инспекторами Росприроднадзора не только со стороны природопользователей – промышленных предприятий или недобросовестных граждан, но и со стороны чиновников местных администраций. В 2005 г. выявлены факты неправомерного предоставления земельных участков администрацией г. Перми и других органов местного самоуправления под индивидуальное строительство в пределах водоохранных зон Камского и Воткинского водохранилищ, земель лесного фонда и особо охраняемых природных территорий. Имеются проблемы ведения лесного хозяйства в городских лесах и сельских лесхозах, связанные с их фактической бесхозяйностью, недостатком нормативно-правовой базы.

          На сегодняшний день контроль за использованием природных ресурсов является одним из важнейших механизмов рационального природопользования, поэтому основной задачей органов государственной власти является повышение эффективности работы надзорных служб. Обеспечение баланса между промышленным ростом и рачительным использованием природных богатств Прикамья – главная цель территориального органа Росприроднадзора.

25.1.1. Государственный геологический контроль

          На территории Пермской области расширяется круг предприятий, осуществляющих производственную деятельность, связанную с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых. Основными полезными ископаемыми, представляющими интерес, остаются нефть, алмазы, минеральные воды и ОПИ.

          За 2005 г. проверками охвачено 244 объекта недропользования. Выявлено 273 случая нарушений действующего законодательства, невыполнений лицензионных соглашений.

          В 2005 г. приоритетным направлением в деятельности Росприроднадзора был контроль за рациональным пользованием недрами, особенно предприятиями топливно-энергетического комплекса. Особое внимание при проверках предприятий уделялось выполнению ими лицензионных соглашений. При проверке ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» сотрудниками Росприроднадзора проверено выполнение условий лицензионных соглашений почти ста лицензий на недропользование. За нарушение некоторых лицензионных условий предприятие было оштрафовано в общей сложности на 105 тысяч рублей. Кроме крупнейшего недропользователя Прикамья были проверены и другие предприятия ТЭК: ЗАО «ПермТОТИнефть», ЗАО «Уральская нефтяная компания», ЗАО «Уралнефтесервис», ЗАО «Вишеранефть», по итогам проверок составлены акты, в ряде случаев материалы проверок были направлены в Министерство природных ресурсов России для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

          В прокуратуры Верещагинского, Карагайского и Сивинского районов переданы перечни недропользователей, осуществляющих самовольное пользование недрами по добыче подземных пресных вод. Прокуратурами нарушители законодательства о недрах привлечены к административной ответственности, материалы о возбуждении дел об административном правонарушении прокуратурами направлены в службу геологического контроля, и по ним 37 правонарушителям вынесено постановление о наложении штрафов.
Оценен ущерб, нанесенный при добыче песчано-гравийных смесей (ПГС) в русле р. Чусовая ООО «КАТЭК»; материалы переданы в налоговую службу. Ущерб составил 37118 руб., сумма налога 2041 руб.

          Совместно с УВД Пермской области пресечена незаконная добыча песка в лесах пригородной зоны г. Перми двумя юридическими лицами и одним частным предпринимателем. Предварительно оцененный ущерб составил 1932512 руб., сумма налога 106289 руб., материалы переданы в прокуратуру Пермской области; виновные привлечены к административной ответственности, взыскано с юридических лиц штрафов 70 тыс. руб., с частного предпринимателя – 4 тыс. руб.

          Для устранения нарушений условий пользования недрами предприятиям выдано 41 предписание. Выполнены предписания 20 предприятиями, у 5 недропользователей не вышел срок исполнения, 16 предприятиям направлено повторное предписание.

25.1.2. Государственный водный контроль

          В 2005 г. государственными инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов управления Росприроднадзора по Пермской области проверено 128 водопользователей. По некоторым предприятиям проводились повторные внеплановые проверки по требованию прокуратуры, запросам ИФНС России, фактам несанкционированных сбросов загрязняющих веществ).

          Наиболее характерными нарушениями требований водного законодательства РФ являются:

          По итогам проверок к административной ответственности привлечено 45 юридических, 21 должностное и 7 физических лиц на общую сумму 778 тысяч 350 рублей.

          Так, штрафы в размере 20 и 40 тысяч рублей наложены по ст. 8.12. и 8.13.ч.4 КоАП РФ на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» за загрязнение водоохраной зоны и акватории водного объекта в результате нарушения целостности нефтепроводов; 20 тыс.руб. по ст. 8.13.ч.3 КоАП РФ на ОГУП «Пермавтодор» за самовольную добычу ПГС в прибрежной полосе. За аварийный разлив мазута при заполнении нефтеналивной баржи на 30 тыс. рублей оштрафованы ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и ООО «Вижн-Флот» по ст. 8.14. ч.2 КоАП РФ и на 4 тыс. руб. шкипер баржи по ст. 8.13.ч.4 КоАП РФ.

          Однако оценку деятельности инспектора следует производить не только с точки зрения того, какие нарушения он обнаружил и какие штрафные санкции наложил, но и по тому, какие рекомендации по устранению этих нарушений он выдал предприятию. С этой точки зрения работа госинспекторов приносит весьма заметные результаты: выполняя их предписания, предприятия проделывают значительную работу по охране окружающей среды Прикамья и обеспечению рационального природопользования. В 2005 г. начала проводиться реконструкция очистных сооружений в п. Новые Ляды мощностью 7,5 тыс.м3/сутки; проведена очистка акватории и водоохранной зоны Воткинского водохранилища в г. Краснокамске; в г.Александровске проводится реконструкция очистных сооружений; прекращен сброс сточных вод в р.Студеный на территории аэропорта «Березники»; на многих предприятиях концентрация сбросов сточных вод доведена до нормативно допустимых показателей.

25.1.3. Государственный надзор за безопасностью ГТС

          Согласно данным инвентаризации, по состоянию на 01.12.2005 г., на территории Пермской области в 35 административных единицах расположено 1 113 гидротехнических сооружений (ГТС) прудов и водохранилищ, 16 дамб и 60 берегоукреплений, поднадзорных МПР России. Из них в удовлетворительном состоянии находятся 685 ГТС водохранилищ и прудов, требуют текущего ремонта – 196, капитального ремонта – 101, реконструкции – 18, 113 водоемов спущено в связи с разрушением напорного фронта или осуществлением ремонта ГТС.

          За отчетный период проведены плановые проверки гидротехнических сооружений Пермского (2 шт.), Октябрьского (5), Чернушинского (8), Куединского (3), Ординского (5), Бардымского (4), Частинского (7), Кунгурского (10), Карагайского (3), Сивинского (5) районов и города Чайковский (5). Кроме того, вне плана проведены проверки состояния ГТС в Суксунском (2), в Нытвенском (1) и Пермском (4) районах, в городах Александровск (1), Березники (1), Чайковский (1), Очёр (1). Проведено внеплановое преддекларационное обследование ГТС пруда на р. Казьмакты (с. Барда Бардымского района).

          Основными нарушениями по-прежнему являются повреждения конструктивных элементов ГТС, недостаточность организации службы эксплуатации:

          В ходе проверок выявлено 17 бесхозяйных потенциально-опасных ГТС, в администрации соответствующих муниципальных образований направлены предложения в соответствии со ст.225 Гражданского кодекса о постановке ГТС на учет в соответствующий орган как бесхозяйное имущество с решением вопроса по определению собственника либо балансодержателя и требованием обеспечить безопасность данного ГТС.

          В результате контрольно-надзорной деятельности в ряде муниципальных образований начались процедуры по определению собственников либо балансодержателей бесхозяйных ГТС.

25.1.4. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной лесного фонда и воспроизводством лесов

          В 2005 г. инспекторами Управления Росприроднадзора по Пермской области проведено 57 плановых проверок и 207 – внеплановых.

          Управлением Росприроднадзора по Пермской области получена информация о 489 фактах нарушений лесного законодательства. Наиболее распространёнными нарушениями являются незаконная порубка деревьев (ст. 8.28 КоАП), нарушение п. 72 «б» Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ – 493 случая; а также:

          По 124 случаям выявленных нарушений были возбуждены и рассмотрены административные дела. По результатам рассмотрения административных дел предъявлено штрафов на сумму 360,9 тыс. рублей. Из них 219,9 тыс. руб. взыскано на конец года.
Кроме того, в 2005 г. специалистами Управления Росприроднадзора по Пермской области было инициировано рассмотрение на областном уровне вопросов соблюдения законности при обеспечении древесиной местного населения, учреждений и организаций, финансируемых из местных бюджетов. На проведенных совещаниях приняты решения, позволяющие в 2006 г. обеспечить соблюдение лесного законодательства. Для этих целей в областном бюджете будут предусмотрены соответствующие дополнительные финансовые средства.

          По материалам проверок законности выделения участков лесного фонда в аренду в арбитражный суд были направлены исковые заявления по признанию незаконными приказов Главного управления природопользования Пермской области.
Проверками выявлены факты неправомерного выделения земельных участков городских лесов под жилищное строительство. Материалы проверок переданы в прокуратуру.

25.1.5. Контроль за соблюдением правил рыболовства

          До 1 июня 2005 г., рыбоохранную деятельность на рыбохозяйственных водоемах Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа осуществляли обособленные структурные подразделения ФГУ «Камуралрыбвод» – 5 межрайонных государственный инспекций рыбоохраны и Коми-Пермяцкая окружная инспекция рыбоохраны с местом дислокации в г. Березники, Добрянка, Пермь, Оханск, Чайковский, Кудымкар. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет по рыболовству упразднен и его функции переданы Министерству сельского хозяйства, в котором созданы две независимые структуры: Федеральное агентство по рыболовству и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

          Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 г. № 754 «О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» у бассейновых управлений, в т.ч. ФГУ «Камуралрыбвод», изъяты контрольные и надзорные функции. Эти функции переданы территориальным органам Россельхознадзора, которые с 1 июня 2005 г. в полном объеме несут ответственность за охрану водных биологических ресурсов в регионах.

Таблица 25.1

Основные направления и результаты контроля

Наименование показателей

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

5

6

Пресечено нарушений Правил рыболовства, всего

2689

2576

2617

2451

2035

в т.ч. связанных с незаконным выловом рыбы

2587

2457

2494

2322

1924

Количество выявленных грубых нарушений правил рыболовства

2170

2101

1927

2159

1827

Вскрыто нарушений с участием общественности (%)

77,0

74,7

74,6

74,5

69,8

Количество лиц, привлеченных к административной ответственности

2673

2511

2333

2101

1793

Количество лиц, привлеченных к административной ответственности

2673

2511

2333

2101

1793

Сумма наложенного штрафа в административном порядке (руб.)

316500

566800

1237700

1385400

1119100

Передано материалов в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности (дел/чел.)

125/156

71/94

89/132

161/284

145/205

Количество нарушений, допущенных рыбаками-промысловиками всех форм собственности

87

91

99

132

79

Задержано запрещенных к применению орудий лова (штук)

2504

2166

2574

2702

2533

Изъято незаконно добытой рыбы (кг)

1540

1210

1980

2767

1400

Сумма предъявленного ущерба по таксе за незаконную добычу и уничтожение водных биоресурсов (руб.)

290500

269300

381800

406800

303600

          Общая численность инспекторского состава, который непосредственно занимался охраной водоемов от браконьерства и других отрицательных факторов антропогенного воздействия, составляла 40 человек. В необходимых случаях на водоемы выезжали специалисты и оперативная инспекция бассейнового управления.

          В первой половине 2005 г., как и в прошлые годы, значительную помощь в охране водных биологических ресурсов оказывали общественные инспектора рыбоохраны и лица, наделенные правами младших инспекторов, с участием которых по состоянию на 1 июня 2005 г. было вскрыто 830 нарушений правил рыболовства, что составляет 79% их общего количества.

Таблица 25.2

Водозаборные сооружения Пермской области

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Всего на учете:

72

72

72

72

72

Оборудованы примитивными РЗУ

22

20

20

20

20

Оборудованы специальными РЗУ

47

49

49

49

49

Без РЗУ

3

3

3

3

3

          В 2005 г. Чайковской ТЭЦ был предъявлен иск на возмещение ущерба в сумме 158,927 тыс. руб. за попадание рыбы в водозаборные сооружения. Наблюдения проводились с 15 мая по 2 июля 2005 г.

          В соответствии с планом совместных рыбоохранных мероприятий сотрудники ГУВД Пермской области активно участвовали в пресечении нарушений правил рыболовства как совместно с госинспекторами рыбоохраны, так и самостоятельно. Ежегодно с их участием вскрывается до 23% общего числа правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Наиболее активную помощь органам рыбоохраны оказывали сотрудники милиции областного ГУВД и городского УВД, ОВД Кировского и Орджоникидзевского районов г. Перми, а также УВД-ОВД Чайковского, Пермского, Кунгурского, Очерского, Добрянского районов и ОМОН г. Березники.

          Кроме того, в ряде районов области, в частности, Кунгурском, Осинском, Усольском, Чусовском активное участие в рыбоохранных мероприятиях принимали работники муниципальных отделов по охране окружающей среды.

          По инициативе подразделений ФГУ «Камуралрыбвод» главами администраций городов и районов принимались решения «Об усилении охраны рыбных запасов в нерестовый период», в соответствии с которыми в охране водоемов от браконьерства были задействованы практически все правоохранительные и природоохранные органы и организации.

          К проведению рыбоохранных мероприятий привлекались сотрудники средств массовой информации с последующим освещением результатов рейдов в печати, по радио и телевидению.

25.1.5. Государственная экологическая экспертиза

          Одной из задач территориальных органов Росприроднадзора является организация и проведение государственной экологической экспертизы проектных материалов, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов.

          В 2005 г. проведена экологическая экспертиза 249 проектных материалов, 230 из них получили положительную оценку. В работе государственных экспертных комиссий принимали участие ведущие учёные и сотрудники крупнейших научных институтов Перми: Горного института УРО АН России, института «Пермгипроводхоз», ФГНУ «Естественнонаучный институт», Пермского государственного университета, Пермской сельскохозяйственной академии, и многих других. В работе комиссий приняло участие 589 внештатных экспертов. Они рассматривали проекты охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, рекультивации земель, нарушенных в результате геолого-разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ, а также проекты правовых актов области.

          Из наиболее значительных проектов стоит отметить Генеральный план развития города Березники, который первоначально был возвращён на доработку, переработан с учётом мнения экспертов, и, в конце концов, получил достаточно высокую оценку экспертной комиссии. На сегодняшний день это один из наиболее экологичных генпланов развития среди всех планов городов Пермского края.

25.2. Областной и муниципальный экологический контроль

(по материалам Управления по охране окружающей среды Пермской области)

          Учитывая положения о разграничении полномочий и ответственности между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за состоянием окружающей среды, определены 484 объекта, подлежащие областному контролю. На остальных объектах осуществлялся в 2005 г. муниципальный экологический контроль.

Муниципальный контроль

          Согласно отчетам по осуществлению муниципального экологического контроля (форма 1-ЭК) в 2005 г. проверено 2198 предприятий и организаций, что больше показателей 2004 г. на 0,6%. Из них проведено 1263 совместные проверки, что больше, чем в предыдущем году на 12 %, при этом на 17 % возросло количество проверок в области охраны водных ресурсов, на 5 % – в области обращения с отходами производства и потребления, на 7 % – в области использования и охраны земель.

          В 2005 г. в городах и районах области управлением по охране окружающей среды Пермской области и природоохранными подразделениями органов местного самоуправления проведено 102 совместные проверки.

          За указанный период инспекторским составом управления приняты меры административного воздействия по 9 материалам, представленным прокуратурой г. Краснокамска, 10 материалам прокуратуры Нытвенского района, 5 материалам Кунгурской городской прокуратуры.

          В 2005 г. были выявлены 1432 нарушения природоохранного законодательства, что на 13% больше отчетных данных 2004 г.
Положительным моментом явилось снижение в 2005 г. количества выявленных нарушений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов в области охраны окружающей среды и природопользования (лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс вредных веществ в водоемы, на рельеф местности и др).

          Однако сохраняется тенденция роста нарушения условий, указанных в разрешительных документах. В 2005 г. по результатам проверок выдано 1288 предписаний, что на 2% меньше по сравнению с 2004 г. (1308).Процент выполнения выданных предписаний снизился с 64% в 2004 г. до 53% в 2005 г.

          В 2005 г. в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях предъявлено 142 штрафные санкции на сумму 190 тыс. руб. (сумма штрафов в 2004 г. составляла 427 тыс. руб.). Во многом уменьшение суммы наложенных штрафов связано с приостановлением действия административных комиссий в июле 2005 г.

          Однако следует отметить, что в 2005 г. увеличился процент взысканных штрафов (82% в 2005 г. против 55% в 2004 г.). Из предъявленных в 2005 г. 3 исков на сумму 194 тыс. руб. не взыскан ни один (в 2004 г. из 10 исков на сумму 3039,2 тыс. руб. взысканы 4 в сумме 2838,4 тыс. руб.).

          За отчетный период возросло количество переданных дел в правоохранительные органы. Так, если в 2004 г. всего было передано 48 дел, в 2005 г. количество переданных дел составило 57. Из них рассмотрено 16 дел, в ходе которых возбуждено 5 и реализовано 2 уголовных дела.

По итогам осуществления муниципального экологического контроля следует отметить:

  1. Наибольшее количество совместных проверок проведено в г. Чусовом, Соликамске, Лысьве, в Пермском, Ильинском районах.
  2. Активно велась работа и в Кунгурском, и в Нытвенском районах.

Областной контроль

          В соответствии с указом губернатора Пермской области от 29.01.2003 № 12 осуществление государственного экологического контроля уровня субъекта Российской Федерации возложено на управление по охране окружающей среды Пермской области.
В 2005 г. проведена 201 проверка соблюдения природоохранного законодательства (152 в 2004 г.), из них:

          По результатам проверок выдано 433 предписания об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства (242 в 2004 г.).

          Общая сумма наложенных штрафов составила 346 тысяч рублей, что на 60,2 тысяч рублей больше, чем в 2004 г.
Вынесено 73 постановления (52 в 2004 г.) о наложении административных взысканий, по Кодексу Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Кодекс), из них:

          Управлением по охране окружающей среды Пермской области в 2005 г. совместно с Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, управлением Росприроднадзора по Пермской области проведен ряд совместных проверок таких предприятий, как ОАО «Кукуштанский дрожжевой завод», ОАО «Галоген», ФГУП РНЦ «Прикладная химия», ОАО «Соликамский магниевый завод», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Минеральные удобрения», ЗАО «Сибур-Химпром», ООО «Пермнефтегазпереработка», Пермской ТЭЦ-9.

          При осуществлении государственного экологического контроля ОГУ «Аналитический центр» было проведено 114 определений проб воды, 265 определений проб атмосферного воздуха, 54 определения проб почвы и отходов.

          В 2005 г. осуществлялся государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) регионального значения и обеспечением режима охраны видов животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермской области.

          В соответствии с планом проведены проверки 46 ООПТ в Уинском, Осинском, Октябрьском, Горнозаводском, Чусовском, Лысьвенском, Бардымском, Карагайском, Кунгурском, Суксунском, Добрянском, Верещагинском, Кишертском районах и г. Губаха.
Кроме того, ведется постоянный контроль за проектированием и строительством объектов, способных оказать отрицательное воздействие на биологическое и ландшафтное разнообразие (рассмотрено более 240 материалов).

          В рамках утвержденной Программы мониторинга состояния природных комплексов ООПТ регионального значения мониторинговые работы проведены на территории 74 объектов.

          В связи с отменой с 01.01.2006 г. муниципального экологического контроля управлением по охране окружающей среды Пермской области подготовлен проект закона Пермского края «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля». Необходимость принятия такого закона связана с тем, что без муниципального звена региональный уровень экологического контроля (при существующей численности инспекторов) не способен в полной мере охватить 4,7 тыс. субъектов хозяйственной и иной деятельности, воздействующих на окружающую среду и зарегистрированных на территории Пермского края.

          Проект закона рассмотрен на заседании рабочей группы координационного совета с участием органов местного самоуправления и поддержан ими. Законопроектом планируется передать на уровень контроля муниципалитетов порядка 4200 хозяйствующих субъектов.
          В результате принятия закона можно ожидать снижения техногенной нагрузки на окружающую среду за счет предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды, что приведет к улучшению показателей качества окружающей среды и здоровья населения, повышения качества экологического менеджмента на предприятиях, сохранения в муниципалитетах системы управления охраной окружающей среды, увеличения доходов местных бюджетов.

25.2.1.Операция «Чистый воздух»

          В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 11.05.2005 г. № 209 – р «О проведении операции «Чистый воздух» в большинстве городов и районов области в период с 15.05.2005 г. по 30.09.2005 г. управлением по охране окружающей среды с участием природоохранных подразделений органов местного самоуправления городов и районов области, подразделений ГИБДД ГУВД Пермской области, подразделений территориального управления Роспотребнадзора по Пермской области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермской области и Коми-Пермяцком АО», ГУ «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», сотрудников отдела (инспекции) в Пермской области ПМТУ Ростехрегулирования, представителей других надзорных, общественных организаций и предприятий области,  организована и проведена операция «Чистый воздух».

          Соответствующими распоряжениями глав городов и районов были сформированы городские и районные советы по проведению операции «Чистый воздух» на подведомственных территориях и разработаны планы мероприятий по проведению акции.

          В ходе операции осуществлялась проверка соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха на автопредприятиях, авторемонтных заводах, в автотранспортных цехах предприятий промышленности и сельского хозяйства, на объектах дорожного сервиса, а также контроль токсичности и дымности отработавших газов автомобилей в период проведения технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД.

          Всего в период проведения операции по данным отчетов была проведена проверка 1595 предприятий, автотранспортных цехов и автохозяйств (что на 11% больше по сравнению с прошлым годом), 56 автозаправочных станций, 192 станций технического обслуживания, 5 авторемзаводов. Одновременно проведен инструментальный контроль 280262 единиц автотранспорта (на 21% больше прошлогодних показателей), в том числе 193615 единиц индивидуального (увеличение на 18%).

          В ходе проверок запрещена эксплуатация 415 автотранспортных средств (что на 37% больше, чем в 2004 г.), в том числе 284 индивидуальных. Выявлен 14761 автомобиль с превышением нормативов выбросов, что составляет 5,3 % от общего числа проверенных автотранспортных средств в 2005 г.

          Привлечены к административной ответственности 2964 водителя (увеличение по сравнению с прошлым годом на 11%), 19 предприятий и 40 должностных лиц. Вынесено 1254 предупреждения и предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

          Силами управления по охране окружающей среды, подразделений по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов области, отдела (инспекции) в Пермской области ПМТУ Ростехрегулирования, аккредитованной лаборатории ЗАО «Петролеум Аналистс» были проведены проверки 10 АЗС и 1 нефтебазы на соблюдение требований сертификата соответствия реализуемого топлива. Проведен выборочный контроль соответствия реализуемого бензина требованиям ГОСТ. Анализ результатов показывает, что в целом бензин во всех отобранных пробах соответствует указанным требованиям. Лишь в одном случае (АЗС ООО «Ликом» в п. Ильинский) реализуемый бензин марки АИ-92, произведенный в республике Башкортостан, по массовой доле серы не соответствовал требованиям ТУ. Государственными инспекторами отдела (инспекции) в Пермской области ПМТУ Ростехрегулирования предприятие привлечено к административной ответственности. Информация об указанном факте направлена в отдел (инспекцию) в республике Башкортостан ПМТУ Ростехрегулирования для проведения внеплановой проверки нефтеперерабатывающего завода. В ходе проведенных проверок на территории Пермской области фактов реализации этилированных бензинов не выявлено.

          Основными причинами несоблюдения действующего законодательства и государственных стандартов в области охраны атмосферного воздуха на предприятиях являются недостаточный контроль со стороны лиц, ответственных за охрану окружающей среды, нарушение периодичности контроля автотранспорта на токсичность отработавших газов, отсутствие контроля токсичности выхлопных газов после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание нормируемых компонентов.

          Для снижения загрязнения атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта на предприятиях области проводится определенная работа по переводу автотранспорта на газовое топливо. С начала года в Пермской области переоборудовано 444 автомобиля, что сопоставимо с прошлогодними показателями.

          В ходе операции осуществлялось наблюдение за качеством атмосферного воздуха в точках областного центра с наиболее интенсивным потоком транспортных средств: перекресток ул. Спешилова и ул. Борцов Революции; перекресток ул. Пушкина и Комсомольского проспекта; площадь у Центрального рынка; перекресток ул. Героев Хасана и ул. Чкалова.
          По данным ГУ «Пермский ЦГМС» на всех точках отбора проб атмосферного воздуха отмечено повышенное содержание пыли (1,1-3,2 ПДК), оксида углерода (1,1-10,0 ПДК), диоксида азота (1,1-2,0 ПДК), формальдегида (1,3-2,2 ПДК), мета-, пара- и ортоксилолов (от 1,1 до 2,6 ПДК), этилбензола (1,1-5,0 ПДК).

          С целью осуществления пропаганды экологических знаний широких слоев населения вопросы проведения операции «Чистый воздух» широко освещались средствами массовой информации по всей области. Управлением по охране окружающей среды, подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов области, надзорными и общественными организациями подготовлено 193 материала для прессы и телевидения.

          В период проведения операции «Чистый воздух» наиболее активная работа среди природоохранных подразделений органов местного самоуправления по организации проведения операции была проведена в г. Соликамск, Березники, Лысьва.

          Итоги операции «Чистый воздух» были подведены на заседании Совета по проведению операции 22.11.2005 г. Определены победители операции: 9 предприятий, добившихся высоких показателей в природоохранной и воздухоохранной деятельности, и 23 активных участника, которые поощрены денежными премиями в сумме от 2 до 18 тыс. руб.

          Результаты операции были освещены в средствах массовой информации, в т.ч. по областному радио и телевидению.