Управление по охране окружающей среды Пермской области
Областное государственное учреждение «Аналитический центр»

СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2005 году

Глава 26. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

26.1.Итоги реализации областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области»

(по материалам управления по охране окружающей среды Пермской области)

          Срок реализации действующей областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 гг. (далее – выполненная программа) истек в 2005 г. Целевые задачи реализовывались путем выполнения программных мероприятий в рамках шести подпрограмм. Подробная оценка достижения целей и задач по каждой подпрограмме дается ниже.

          В рамках подпрограммы 1 «Обоснование региональной экологической политики для реализации перехода к устойчивому развитию» разработан блок природоохранного законодательства Пермской области, который обеспечивает эффективное управление в сфере охраны окружающей среды.

          Мероприятия подпрограммы 2 «Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем» позволили сохранить эталонные участки и объекты природы, уникальные природные и историко-природные объекты и территории. В этом направлении приоритетно формирование и совершенствование системы ООПТ, проведение на территории ООПТ природоохранных мероприятий (ведение мониторинга, определение координат границ, установка аншлагов, обустройство и т.п.).

          В рамках подпрограммы завершен комплекс работ по выявлению мест обитания и определению численности редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов. Выявлено более 5000 мест обитания. Это позволило взять под государственную защиту 207 редких и исчезающих видов биологического и ландшафтного разнообразия Пермской области. Информация о выполнении мероприятий подпрограммы приведена в табл. 26.1.

Таблица 26.1

Выполнение мероприятий подпрограммы 2

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

1

2

3

4

5

Организация новых особо охраняемых природных территорий

тыс. га

60,0

63,4

105,7

Восстановление нарушенных земель

га

5188,0

8367,0

161,3

Лесовосстановление*

тыс. га

28,6

39,0

136,4

Увеличение лесопокрытой площади*

тыс. га

71,0

52,4

73,8

Улучшение состояния лесов*

тыс. га

12,0

12,0

100,0

Оздоровление лесного фонда*

тыс. га

2,0

17,2

860,0

Выпуск в водоемы молоди рыб

тыс. шт.

75,0

145,3

193,7

Утилизация ядохимикатов финансирование мероприятия осуществлялось с привлечение дополнительных средств областного бюджета и областного экологического фонда

тонн

422

421

99,8

          За период выполнения подпрограммы 3 «Медико-экологическая реабилитация населения» создана и отработана уникальная система поэтапного оказания специализированной медицинской помощи населению. В результате ежегодно проводимых мероприятий по медико-экологической реабилитации на базе стационара Пермского научно-исследовательского клинического института детской экопатологии отмечается:

          Информация о выполнении мероприятий подпрограммы 3 приведена в табл.26.2.

Таблица 26.2

Выполнение мероприятий подпрограммы 3

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Количество детей, прошедших специализированную медицинскую помощь при экозависимой патологии

чел.

7155

7480

104,5

Количество групп детей

групп

207

213

102,9

Количество детей, прошедших лечебно-диагностические мероприятия по иммунореабилитации

чел.

показатель не запланирован

3500

 

Количество оздоровленных беременных женщин

чел.

2500 ежегодно

2500 ежегодно, в т.ч. 505 на базе санатория «Родник»
в 2002-2005 гг.

100

          В рамках подпрограммы 4 «Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду» реализован ряд крупных инвестиционных проектов.

          По охране атмосферного воздуха к таким проектам относятся:

К наиболее крупным мероприятиям по охране водных объектов относятся:

          Реконструкция коммунальных очистных сооружений и сетей канализации ведется в г. Пермь, Березники, Лысьва, Чернушка, на стадии завершения расширение очистных сооружений канализации в с. Барда и реконструкция очистных сооружений в г. Александровске.

          По переработке и утилизации отходов реализованы крупнейшие инвестиционные проекты по строительству закладочных комплексов и подземных шламохранилищ на ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит». На ОАО «Мотовилихинские заводы» и ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» разрабатываются проекты и внедряются технологии утилизации отходов производства.

          Информация о выполнении мероприятий подпрограммы 4 приведена в табл.26.3.

Таблица 26.3

Выполнение мероприятий подпрограммы 4

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников

тыс. тонн/год

27,8

15,0

54,1

Снижение объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

тыс. тонн/год

135,5

26,1

19,2

Безопасное размещение в природной среде твердых бытовых и промышленных отходов

тыс. тонн/год

190

-

-

Увеличение объемов переработки и использования накопленных и вновь образующихся отходов

тыс. тонн/год

424,9

83,8

19,7

Закладка галитовых отходов в выработанные пространства шахт ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»*

млн тонн

11,3

25,6

226,5

Предотвращенный экологический ущерб*

млн руб./год

983,8

373,4

38,0

          Основные направления развития ТСЭМ, реализованные в рамках подпрограммы 5 «Создание системы экологического мониторинга»:

          В период с 2001 по 2005 г. расширена дополнительная сеть мониторинга за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, введены в эксплуатацию 3 стационарных поста наблюдений: в 2003 г. – в г. Краснокамске, в 2004 г. – в г. Лысьве, в 2005 г. – в г. Чайковском. На сегодняшний день наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляются в 7 городах области: Пермь, Березники, Соликамск, Губаха, Краснокамск, Лысьва, Чайковский (на 9 постах основной сети и на 12  дополнительной). Контроль за состоянием атмосферного воздуха в городах осуществляется по 28 показателям. В период действия Программы расширен перечень измеряемых показателей загрязнения атмосферного воздуха, появилась возможность определения концентраций железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка, ароматических углеводородов.

          Дополнительная сеть наблюдения за состоянием водных объектов организована в районах экологического неблагополучия: в зоне влияния закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна, в зонах разработки нефтяных месторождений, на севере области в зоне влияния подземных ядерных взрывов, а также в Чусовском заливе Камского водохранилища – основном источнике водоснабжения областного центра.

          Для управления данными экологического мониторинга на региональном уровне создан информационно-аналитический центр (ИАЦ) ТСЭМ, который является администратором интегрированного банка природоохранных данных Пермской области. Пользователями банка данных являются органы исполнительной власти федерального и областного уровней, а также органы местного самоуправления, в компетенции которых находятся вопросы охраны окружающей среды, природопользования, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Объем пользовательской базы данных на 01.01.2006 г. составляет 182 Мб.

          Для информационного обеспечения в области охраны окружающей среды создан экологический WWW-сервер (www.permecology.ru), содержащий природоохранную информацию по разделам: новости, деятельность управления по охране окружающей среды Пермской области, нормативные документы, конкурсы, ежегодный экологический доклад, экологическая экспертиза и др. Ведется сопровождение сервера.

          В рамках ТСЭМ продолжает развитие экологический блок ГИС ОГВ, включающий в настоящее время 190 тематических слоев. Созданные базы данных и тематические слои ГИС используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности природоохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.

          Информация о выполнении мероприятий подпрограммы 5 приведена в табл. 26.4.

Таблица 26.4

Выполнение мероприятий подпрограммы 5

Основные направления деятельности

Показатели результативности

Фактические значения по годам

2001

2002

2003

2004

2005

Развитие дополнительной сети наблюдений области за загрязнением атмосферного воздуха

Обеспеченность городов постами наблюдений за загрязнением от нормы, %

 

 

 

 

 

г. Пермь

70

70

70

70

70

г. Губаха

100

100

100

100

100

г. Краснокамск

0

0

50

50

50

г. Лысьва

0

0

0

50

50

г. Березники

100

100

100

100

100

г. Соликамск

100

100

100

100

100

г. Чайковский

0

0

0

0

50

Развитие интегрированного банка природоохранных данных Пермского края

 

Объем базы данных, Mb

137

148

158

170

182

Развитие экологического блока ГИС ОГВ

Количество созданных ГИС-слоев, шт.

126

138

150

162

190

          При реализации подпрограммы 6 «Экологическое образование и воспитание» профинансированы:

          Поддержка деятельности общественных экологических движений и некоммерческих организаций направлена на выполнение следующих мероприятий:

          Результатами выполнения мероприятий по обеспечению прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды были:

          Информация о выполнении мероприятий подпрограммы 6 приведена в табл. 26.5.

Таблица 26.5

Выполнение мероприятий подпрограммы 6

Наименование показателя

2001

2002

2003

2004

2005

Образование

Количество специализированных экологических лагерей школьников и экологических смен, отрядов в летних оздоровительных лагерях, ед.

44

58

13

61

77

Количество областных студенческих конференций, ед.

1

3

3

3

3

Количество областных экологических конкурсов для учащихся, ед.

1

1

2

3

3

Количество консультаций в областном образовательном центре «Экология», кол-во

 

380

400

343

370

Количество выпускников межвузовского экологического центра студентов и аспирантов, чел.

 

41

 

43

 

Количество семинаров повышения квалификации специалистов органов управления, кол-во

2

1

2

3

3

Количество изданных учебно-методических, справочных и научно-популярных пособий, кол-во

10

5

1

4

9

Просвещение

Количество эколого-просветительских проектов, осуществленных учреждениями культуры, кол-во

5

15

7

7

8

Информирование

Тираж экологической газеты «Луч», экз.

6000

6000

6000

8000

8000

Тираж ежегодного доклада «Состояние и охрана окружающей среды в Пермской области», экз.

500

500

500

500

500

          За период 2001-2005 гг. фактическое финансирование программных мероприятий составило от 31 % до 154 % к плановым показателям, в целом по выполненной программе – 66,3 %. Анализ объемов средств, освоенных в ходе реализации Программы, приводится в табл. 26.6.

Таблица 26.6

Общие итоги финансирования областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001-2005 годы (млн. руб.)

Наименование подпрограмм

Источник финансирования

Всего за 2001-2005 гг.

% выполнения

План

Факт

Подпрограмма 1 «Стратегия и тактика природоохранной деятельности в Пермской области»

Всего, в т.ч.:

6,3

2,0

31,8

Областной бюджет

1,8

1,0

53,9

Областной экологический фонд

4,5

1,0

22,8

Подпрограмма 2 «Сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экосистем»

Всего, в т.ч.:

636,3

984,0

154,6

Федеральный бюджет

188,1

135,0

71,7

Областной бюджет

161,0

147,7

91,8

Областной экологический фонд

19,8

18,2

91,8

Местные экологические фонды

1,1

1,1

107,3

Собственные средства предприятий

266,4

682,0

256

Подпрограмма 3 «Медико-экологическая реабилитация населения»

Всего, в т.ч.:

40,5

34,6

85,4

Областной бюджет

21,2

21,8

102,7

Областной экологический фонд

14,3

9,9

69,2

Местные бюджеты

0,0

0,8

 

Местные экологические фонды

5,0

2,2

42,8

Подпрограмма 4 «Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок»

Всего, в т.ч.:

16 740,9

10 560,5

63,1

Федеральный бюджет

161,7

59,5

36,8

Областной бюджет, всего, из них:

233,2

173,1

74,2

капитальные вложения

161,7

115,2

71,3

текущие расходы

71,5

57,9

80,9

Областной экологический фонд, всего, из них:

41,4

19,2

46,5

капитальные вложения

36,8

16,0

43,4

текущие расходы

4,6

3,3

71,5

Местные бюджеты

431,3

184,2

42,7

Местные экологические фонды

99,8

71,7

71,8

Собственные средства предприятий

15 773,6

10 052,8

63,7

Подпрограмма 5 «Создание системы экологического мониторинга»

Всего, в т.ч.:

89,4

27,9

31,3

Федеральный бюджет

8,7

0,0

0

Областной бюджет

8,7

6,5

74,7

Областной экологический фонд

13,1

9,3

71

Местные бюджеты

2,3

0,1

3,7

Местные экологические фонды

4,1

0,9

21,7

Собственные средства предприятий

52,5

11,2

21,3

Подпрограмма 6 «Экологическое образование и воспитание»

Всего, в т.ч.:

37,5

33,8

90,2

Областной бюджет

10,0

13,4

134,2

Областной экологический фонд

25,6

20,4

79,5

Местные бюджеты

0,1

0,0

0

Собственные средства предприятий

1,7

0,0

0

Всего по программе

Всего, в т.ч.:

17 550,8

11 642,8

66,3

Федеральный бюджет

358,6

194,5

54,2

Областной бюджет, из них:

435,8

363,5

83,4

капитальные вложения

161,7

115,2

71,3

текущие расходы

274,2

248,3

90,5

Областной экофонд, из них:

118,6

78,0

65,7

капитальные вложения

36,8

16,0

43,4

текущие расходы

81,8

62,0

75,8

Местные бюджеты

433,6

185,1

42,7

Местные экологические фонды

109,9

75,9

69

Собственные средства предприятий

16 094,1

10 745,9

66,8

          Для дальнейшего улучшения экологической ситуации на территории Пермского края разработан проект целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермского края на 2006-2010 гг.».

26.2. Плата за негативное воздействие на природную среду (по материалам Росприроднадзора)

          Федеральным законом № 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год» на федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функции администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду и прочих доходов федерального бюджета. Для администраторов определены следующие функции:

          В соответствии с действующим порядком организации работ по установлению и взиманию на территории Пермской области платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, работа по согласованию платы проводилась Пермским межрегиональным управлением по технологическому экологическому надзору совместно с муниципальными органами по охране окружающей среды.

          По данным Управления Федерального казначейства по Пермской области за 2005 г. предприятиями – плательщиками за негативное воздействие внесено в бюджеты всех уровней 273,4 млн руб.

          В результате проведения сверок расчетов с плательщиками за 2002 – 2004 гг., выявлено и зачтено около 15 млн руб. переплаты в счет платежей 2005 г.

          В течение 2005 г. с предприятиями-неплательщиками проводилась следующая работа: