16. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (А.З. Ощепкова, ФГУ УралНИИ «Экология»)

Отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления. К отходам также относят товары (продукцию), утратившие свои по-требительские свойства.
Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами, определяют как опасные отходы. В соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными Приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511, отходы по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на чрезвычайно опасные (1-й класс), высоко опасные (2-й класс), умеренно опасные (3-й класс), малоопасные (4-й класс), практически неопасные (5-й класс). «Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 г, с 30 июня 2003 г. введена классификация отходов про-изводства и потребления по степени их токсичности в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с этими правилами, токсичные отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности: 1-й класс – чрезвычайно опасные, 2-й класс – высокоопасные, 3-й класс – умеренно опасные, 4-й класс – малоопасные.
При управлении отходами учитываются как экологические риски (опасность для окружающей природной среды и здоровья человека), так и тот факт, что значительная часть отходов несет в себе ресурсный потенциал и может быть использована для производства продукции, выработки энергии или выполнения определенных работ.
Повышение эффективности управления отходами остается одной из важнейших задач в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению и снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Наряду с этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение с отходами в процессе производства продукции и оказания услуг, при обезвреживании и размещении опасных отходов.
Последние годы обновление основных фондов, сопровождающееся внедрением малоотходных технологий, проводится медленно, в том числе и по причине отсутствия реального стимулирования государством инновационных процессов. Не имеет надежной поддержки со стороны органов управления и малый бизнес, на плечи которого в настоящее время легла вся тяжесть создания и функционирования сети предприятий по сбору и переработке отходов. С низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов остается их размещение.
Изобилие объектов захоронения коммунальных отходов, нерешенные проблемы отходов добычи и обогащения природных ресурсов, специфических отходов крупнотоннажных производств увеличивают нагрузку на окружающую среду.
Отсутствие законодательной базы по обращению с отходами упаковки и упаковочных материалов приводит к непрерывному росту объемов образования коммунальных отходов, подлежащих захоронению. Все сильнее обостряется проблема утилизации оргтехники и бытового оборудования, обновление которых в силу технического прогресса происходит значительно активнее, чем ранее.
Несмотря на возросший в последнее время со стороны предпринимателей интерес к отходам, рост проблем в сфере обращения с отходами опережает развитие отходоперерабатывающей отрасли.
Условия для активизации позитивных процессов в сфере обращения с отходами должны формироваться соответствующей нормативной базой федерального, регионального и муниципального уровней.
В 2006 г. были внесены изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления, согласно которым для строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, не требуется положительного заключения государственной экологической экспертизы. В то же время государственная экспертиза проектной документации не предполагает проведения оценки соответствия проектной документации требованиям природоохранного законодательства. Этот факт может привести к ослаблению государственного экологического контроля на этапе создания новых объектов, связанных с обращением с отходами.
Постановление Правительства от 26 августа 2006 г. № 524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» позволило возобновить выдачу лицензии, которая была приостановлена в связи с изменением в 2000 году вида лицензируемой деятельности. Выданные лицензии вносятся в реестр лицензий. Согласно приказу Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 25.10.2006 № 940 информация, содержащаяся в Реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. За предоставление физическим и юридическим лицам информации, содержащейся в Реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах, взимается государственная пошлина за выписку о каждом лицензиате.
В соответствии с действующим законодательством за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области управления отходами закреплены такие полномочия, как участие в проведении государственной политики в области обращения с отхода-ми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами, контроль за их исполнением; установление лимитов на размещение отходов и осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
В области обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов предусматривают деятельность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к полномочиям органов местного самоуправле-ния городских округов отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; органы местного самоуправления поселений осуществляют функции организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно письму Фе-деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2006 г. отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязан-ность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2006 г. в Пермском крае продолжались работы по формированию кадастра отходов на базе ежегодной отчетной документации предприятий. В 2006 г. информацию по обраще-нию с отходами представили около 1900 хозяйствующих субъектов.
По сведениям, представленным организациями Пермского края, в 2006 г. образовалось 43,25 млн т отходов производства и потребления, из которых 28,97 млн т складировано и захоронено на объектах размещения отходов. Всего в 2006 г. использовано или обезврежено в производстве 13,08 млн т отходов, из них 74 % составляют отходы добычи и обогащения калийно-магниевых солей.
В табл. 16.1 представлена динамика обращения с отходами в Пермском крае за
2001–2006 гг. Здесь и далее приведены данные без учета Коми-Пермяцкого округа. В табл. 16.2 представлены сведения по обращению с отходами в разрезе классов опасности по отношению к окружающей природной среде. Структура образования отходов по различным группам показана в табл. 16.3.

Таблица 16.1
Обращение с отходами за 2001–2006 гг. (без учета Коми-Пермяцкого округа)

Год

Образовано, млн т

Использовано, обезврежено

Складировано и захоронено млн т

Складировано на конец  года, млн т

млн т

% от образованных

2001

35,82

14,13

39,4

21,74

576,65

2002

33,29

12,94

38,7

19,84

596,4

2003

37,35

12,94

36,4

23,07

604,4

2004

43,06

13,44

31,21

29,21

618,00

2005

46,11

13,98

30,32

30,44

643,56

2006

43,25

13,08

30,24

28,97

671,40

Таблица 16.2
Обращение с отходами по классам опасности в 2005–2006 гг. (без учета Коми-Пермяцкого округа)

Группы отходов по классам опасности по отношению к окружающей природной среде

Образование, тыс. т

Использование, обезвреживание

2005 г.

2006 г.

2005 г.

2006 г.

тыс. т

%

тыс. т

%

Чрезвычайно опасные

0,192

0.21

0,015

7,81

0,02

7,55

Высокоопасные

5,60

6,51

0,45

8,04

2,01

30,89

Умеренноопасные

353,93

360,14

183,92

52,10

295,65

82,09

Малоопасные

2179,98

2427,01

1227,57

56,31

1654,22

68,16

Практически неопасные

43581,67

40038,88

12552,94

28,80

11202,80

27,98

В табл. 16.4 представлены данные по образованию отходов в 2002–2006 гг. по административно-территориальным образованиям Пермского края. Как видно из таблицы, территории, на которых производится добыча полезных ископаемых, характеризуется наибольшими объемами образования отходов. Данные таблицы позволяют проследить не только динамику изменения объемов образования отходов, но и количество предприятий, которые свое-временно представляют сведения по обращению с отходами. Эти показатели свидетельствуют, в первую очередь, о том, что за рассматриваемый период на территориях более организованной и достоверной становится система учета обращения с отходами.
Основными предприятиями, формирующими высокий показатель образования отходов, являются ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», которые образуют такие крупнотоннажные отходы, как глинисто-солевые шламы и галитовые отходы. Большая часть этих отходов размещается в солеотвалах. На конец 2006 г. количество размещенных отходов добычи солей достигло 493,7 млн т. На втором месте по показателям отходообразования является
ЗАО «Уралалмаз». В 2006 г. количество образованных им отходов составляет 6,4 млн т, что ниже показателя прошлого года. Основная масса отходов производства – отходы промывки песков – относятся к практически неопасным отходам. Количество размещенных к концу года отходов добычи полезных ископаемых других добывающих предприятий (вскрышные и вмещающие породы, отсевы, известняк некондиционный) составило 14 млн т.
Образование шлаков на металлургических предприятиях Пермского края в 2006 г. составили 390 тыс. т. Доля переработанных шлаков различного происхождения выросла относительно 2005 г. и составила 107% от объема образования этой группы отходов. Это заслуга предприятия ОАО «Чусовской металлургический завод».
В 2006 г. количество отходов сельского хозяйства соответствовало уровню 2005 г. Со-гласно отчетности было образовано 705 тыс. т отходов сельского хозяйства, в том числе навоза – около 400 тыс. т, помета – более 180 тыс. т; в течение года использовано более 520 тыс. т этих отходов.

Таблица 16. 3
Сведения по образованию различных групп отходов в Пермском крае за период 2002–2006 гг.

Наименование групп отходов

2002 г.

2003 г.

2004г.

2005 г.

2006 г.

Млн т

%

Млн т

%

Млн т

%

Млн т

%

Млн т

%

Отходы добычи солей

22,66

68,07

23,98

64,20

22,66

68,07

23,98

64,20

28,62

66,17

Отходы добычи и обогащения прочих полезных ископаемых, грунты  незагрязненные

7,05

21,17

10,24

27,44

7,05

21,17

10,24

27,44

8,67

20,05

Отходы черных металлов

0,160

0,48

0,189

0,51

0,160

0,48

0,189

0,51

0,385

0,89

Шламы различного происхождения

0,152

0,46

0,213

0,55

0,152

0,46

0,213

0,55

0,230

0,53

Отходы коммунальные

0,69

2,07

0,542

1,45

0,69

2,07

0,542

1,45

0,705

1,63

Золошлаки от сжигания твердого топлива

0,086

0,26

0,033

0,09

0,086

0,26

0,033

0,09

0,031

0,07

Шлаки прочие

0,26

0,78

0,292

0,78

0,26

0,78

0,292

0,78

0,390

0,90

Древесные отходы

0,521

1,56

0,485

1,31

0,521

1,56

0,485

1,31

0,236

0,55

Отходы сельского хозяйства

1,2

3,62

0,722

1,93

1,2

3,62

0,722

1,93

0,704

1,63

Прочие виды отходов

0,515

1,52

0,654

1,74

0,515

1,52

0,654

1,74

3,281

7,59

Таблица 16.4
Сведения по обращению с отходами по муниципальным образованиям за 2002–2006 гг.

Наименование территории

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Образовано, тыс.т

Кол-во учтенных организаций

Образовано, тыс.т

Кол-во учтенных организаций

Образовано, тыс.т

Кол-во учтенных организаций

Образовано, тыс.т*

Кол-во учтенных организаций

Образовано, тыс.т*

Кол-во учтенных организаций

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Бардымский район

10,09

 нет данных

1,07

7

2,207

6

7,55

7

0,43

8

Березовский район

59,79

30

71,57

21

55,51

33

50,22

30

33,31

31

Большесосновский район

74,14

31

25,58

18

44,67

34

25,45

23

0,42

7

Верещагинский район

58,57

33

36,01

42

3,22

28

8,05

40

4,70

32

Горнозаводской район

797,2

20

1037,68

28

1574,21

42

1773,55

43

1995,92

43

Еловский район

14,47

20

1,24

8

1,84

13

1,64

13

0,17

6

Ильинский район

25,45

36

17,2

30

16,77

46

15,51

41

15,91

58

Карагайский район

76,44

40

79,8

71

74,53

47

70,48

24

76,67

26

Кишертский район

66,09

14

22,79

16

33,34

27

29,99

23

79,45

22

Красновишерский район

4166,45

33

6820,21

46

8364,63

24

7441,79

21

6401,48

25

Куединский район

139,61

59

13,03

14

78,81

49

72,7

39

72,98

40

Кунгурский район

198,11

57

209,55

28

207,6

39

221,39

30

201,15

31

Нытвенский район

244,6

48

209,53

47

189

36

123,71

47

94,43

52

Октябрьский район

33,45

4

19,24

8

7,24

11

1,46

8

3,42

17

Ординский район

100,02

29

24,87

30

96,64

30

44,99

21

16,33

21

Осинский район

0,02

1

0,6

16

0,6

20

49,96

65

0,55

17

Оханский район

33,62

19

25,81

11

3,51

22

3,79

40

0,07

5

Очерский район

24,51

22

24,96

29

7,23

13

26,51

33

4,68

14

Пермский район

167,47

56

141,89

49

152,35

40

106,76

50

119,37

54

Сивинский район

101,71

13

0,02

2

29,25

8

0,03

2

15,45

8

Соликамский район

19,1

11

33,91

11

14,89

7

14,27

7

8,90

10

Суксунский район

0,25

2

0,12

3

27,04

13

0,002

2

1,86

1

Уинский район

41,18

33

32,48

33

0,43

5

25,87

34

54,37

21

Усольский район

3,62

15

6,81

16

5,56

4

32,49

8

1,51

12

Частинский район

2,94

-

23,63

13

44,23

16

1,51

6

2,30

11

Чердынский район

79,2

45

40,17

39

29,52

51

26,62

51

24,31

49

Чернушенский район

19,76

30

27,93

26

17,51

39

16,17

28

0,74

27

г. Пермь

667,5

889

517,8

799

636,34

665

911,9

585

996,67

522

г. Александровск

1897,37

26

1868,36

32

2247,46

42

2129,58

46

1904,71

49

г. Березники

11503,09

70

12484,69

92

13685,47

92

15020,3

75

11671,92

112

г. Гремячинск

5,19

9

0,31

9

16,33

12

0,39

6

0,20

4

г. Губаха

20,99

11

36,28

14

91,27

20

47,83

17

45,91

30

г. Добрянка

130,09

39

87,17

45

51,25

47

60,09

35

56,90

44

г. Кизел

13,67

15

8,32

20

2,93

26

4,5

27

0,39

14

г. Краснокамск

326,69

57

100,3

73

208,99

39

457,07

83

219,41

62

г. Кунгур

48,89

37

45,11

42

18,05

43

21,17

53

138,56

62

г. Лысьва

34,47

47

55,25

46

42,8

44

57,21

45

76,04

49

г. Соликамск

11741,08

60

12506,79

54

14003

58

16217,22

61

17833,52

78

г. Чайковский

88,14

38

85,21

55

61,81

64

104,69

60

111,97

67

г. Чусовой

698,65

72

610,84

59

915,42

93

891,12

113

958,48

121

ИТОГО

33733,68

2071

37354,13

2002

43065,09

1948

46115,6

1945

43245,56

1863

Расширяется активность предприятий, осуществляющих сбор и переработку отработан-ных нефтепродуктов, которые согласно Федеральному классификационному каталогу отходов отнесены к 3-му классу опасности. В 2006 г. на территории края было образовано 4,1 тыс. т этих отходов, 3,8 тыс. т отработанных нефтепродуктов было использовано непосредственно на предприятиях или передано на использование и обезвреживание специализированным организациям. Отработанные нефтепродукты были отправлены на переработку в следующие организации: ООО ПП «Экорегус», ООО «Экосистема», ООО «ЭкоТехОйл», ООО «Природа-Пермь», ООО «Полоз», ООО «Экос-2», ЗАО «Опытное производство масел Сконто», ООО «Спецоптторг», ООО «Уралхимпродукт», ООО «Лидер», ОАО «Башкир-нефтепродукт» и другие.
Высокий процент использования наблюдается для древесных отходов. В 2006 г. по данным предприятий их было образовано 236 тыс.т. Переработке подлежат, как правило, отходы чистой древесины: опил, щепа, обрез и т.д. Продолжает работы по утилизации отхо-дов коры ОАО «Соликамскбумпром». В целом по краю количество отходов коры, накопленных на короотвалах, составляет 2,2 млн т. Низкая степень использования характерна для отходов лесоразработки. В 2006 г. согласно отчетным данным на предприятиях края было переработано 30 тыс. т отходов бумаги и картона, передано на переработку в другие субъекты Российской Федерации 5 тыс. т. Основными переработчиками этих отходов в Пермской крае является ООО «Пермский картон» и ФГУП Краснокамская бумажная фабрика Гознака, ОАО «Северный Коммунар».
Наиболее многочисленной по номенклатуре является группа шламов различного происхождения, классы опасности которых варьируются в зависимости от состава в диапазоне
2-4. К шламам, как правило, относят остатки от процессов обработки жидких фаз (процессы осаждения, нейтрализации, очистки сточных вод, водоподготовки и т.д.) и осадки мокрой очистки газов от твердых частиц. В течение 2006 г. на территории Пермского края было образовано около 200 тыс. т шламов. Более 7 тыс. т шламов минерального происхождения передано на ОАО «Горнозаводскцемент» на переработку, более 6 тыс. т направлено на переработку предприятиям других субъектов Российской Федерации.
Отходы первого класса опасности представлены в основном ртутьсодержащими отходами, в том числе, отработанными люминесцентными лампами, ртутьсодержащими приборами, термометрами. По данным отчетности в организациях края в 2006 г. образовалось 131 т ртутьсодержащих отходов. Сбором ртутьсодержащих отходов в 2006 г. на территории края занимались ООО ПФ «Экохимпром», ЗАО «Энергия Иж», ООО «Спецопторг», ООО «Ультра-Ком», ООО «Экос-2» и другие. 71 т отходов передана на обезвреживание ООО «Экологической фирме «Оскар», 2 т - ОАО «Текстиль Энергия» (г. Чайковский). Более 2 т ртутьсодержащих отходов передано на обезвреживание на предприятия Удмуртии.
По данным отчетности в 2006 г. увеличилось количество медицинских учреждений, представляющих данных по обращению с отходами собственного производства. В течение отчетного года ими передано в ООО «Центр управления медицинскими отходами» на обез-вреживание более 700 т медицинских отходов.
Значимой по количеству образованных и размещенных отходов является группа коммунальных отходов. В эту группу входят отходы из жилищ несортированные и крупногабаритные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный и крупногабаритный, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений оптово-розничной торговли, отходы (садки) выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, строительный мусор и т.п. Объем образования учтенных отходов этой группы составляет более 700 тыс. т. Жидкие отходы в основном передают на сооружения очистки сточных вод для обезвреживания, а твердые отходы захоранивают на объектах размещения твердых бытовых отходов.
Как было отмечено выше, часть отходов, образующихся на территории Пермского края, передается на предприятия, расположенные в других субъектах Российской Федерации. В 2006 г. количество таких отходов составило 418 тыс. т. Например, в Ставропольский край отправляют стеклобой; в Удмуртию – ртутные лампы, отходы черных металлов, аккумуляторы кислотные, покрышки, отработанные нефтепродукты; в Свердловскую и Челябинскую области – отходы черных и цветных металлов, отходы, содержащие соединения цветных металлов; в Москву и Московскую область, Кировскую и Вологодскую области – отходы черных металлов, в Республику Башкортостан покрышки, лом черных металлов, отходы бумаги и картона.