20. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

(по материалам управления по охране окружающей среды министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края и Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края)

Реализация политики устойчивого развития региона, которая предполагает экономическое развитие при одновременном сохранении окружающей среды, требует эффективной системы управления, процессы принятия решений в которой должны опираться на достоверную и современную информацию о состоянии окружающей среды, источниках антропогенного воздействия на нее и вероятных последствиях этого воздействия. В Пермском крае получение такой информации обеспечивается системой экологического мониторинга.

20.1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Экологический мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей сре-ды под влиянием природных и антропогенных факторов.
Цель экологического мониторинга: обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных по-следствий изменения состояния окружающей среды.
Подсистема экологического мониторинга – составная часть территориальной системы экологического мониторинга, осуществляющая мониторинг в отношении отдельных ее объ-ектов и располагающая собственными органами управления. Перечень функциональных подсистем экологического мониторинга приводится в табл. 20.1.
Нормативная база экологического мониторинга:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 6, 63), Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 6), Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 №1425 «Об информацион-ных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государ-ственного экологического мониторинга). Закон Пермской области «Об охране окружающей среды» (ст. 8), указ губернатора области от 11.10.2002 № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области», Соглашение от 12.12.2001 между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области», Соглашение от 27.10.2006 № 37 между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Пермского края о совместном решении задач в сферах на-блюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, гидрометеорологии и смеж-ных с ней областях в Пермском крае (далее – Соглашение).

Таблица 20.1

Функциональные подсистемы экологического мониторинга

Функциональная подсистема мониторинга

Ведомства-участники ТСЭМ

1

2

Состояние атмосферы, поверхностных водных объектов, радиационная обстановка

ГУ ПЦГМС, Территориальное управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФГУ «По эксплуатации Камского и Воткинского водохранилищ»

Поверхностные водные объекты в местах водозабора и сброса сточных вод

Территориальное управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, Пермский филиал ФГУ «ТФИ по Приволжскому федеральному округу»

Источники антропогенного воздействия

Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, Пермский филиал ФГУ «ЦЛАМ МПР РФ по Приволжскому федеральному округу, Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края (по объектам, не подлежащим федеральному экологическому контролю)

Воздействие факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках социально- гигиенического мониторинга)

Территориальное управление Роспотребнадзора по Пермскому краю

Земли и почвенный покров

ФГУ государственный центр агрохимслужбы «Пермский»

Леса (древесная растительность)

ФГУ «Пермское управление сельскими лесами», Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского края

Геологическая среда (включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов

Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, ОАО «Пермский территориальный центр государственного мониторинга состояния недр», Министерство промышленности и природных ресурсов

Водохозяйственные системы и сооружения

Пермский филиал ФГУ «ТФИ по Приволжскому федеральному округу»

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, опасные производственные процессы

Главное управление МЧС России по Пермскому краю, Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору

Особо охраняемые природные территории регионального значения

Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края

Виды животных, растений и грибов, занесенные в Красную книгу Пермской области

Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края

Объекты природного наследия Пермского края

Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края

Объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты

Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского края

Водные промысловые биоресурсы и объекты животного мира, отнесенные к объектам любительского рыболовства, за исключением видов, занесенных в Красные книги РФ и Пермской области

ФГУ «Камско-Уральское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства»

Сельскохозяйственная продукция

ФГУ государственный центр агрохимслужбы «Пермский»

В течение 2001—2006 гг. в интересах региона для решения задач по обеспечению защиты жизни и здоровья населения, снижения экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды в рамках Соглашения от 12.12.2001 г. между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области» (далее – Соглашение) выполнялись мероприятия по организации дополнительной сети наблюдений за состоянием за-грязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, водных объектов, радиоактивного загрязнения и др.). Также осуществлялись работы по прогнозированию опасных метеороло-гических явлений, включая неблагоприятные для рассеивания вредных примесей в атмосфере метеорологические условия (НМУ). Работы для нужд Пермского края выполнялись ГУ «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ГУ ПЦГМС).

20.2. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

20.2.1. Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в 2006 г. осуществлялись в 7 городах области: Пермь, Березники, Соликамск, Губаха, Краснокамск, Лысьва, Чайковский. Основная сеть включает 9 постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее – ПНЗ). В состав дополнительной сети входит 12 ПНЗ. Обеспеченность городов ПНЗ в % от нормы, согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунк-тов» приведена в табл. 20.2.

Таблица 20.2

Обеспеченность городов Пермского края постами наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха

Город

Число ПНЗ

% от нормы

Основная сеть

Дополнительная сеть

1

2

3

4

Пермь

7

-

70

Губаха

-

2

100

Краснокамск

-

1

50

Лысьва

-

1

50

Березники

2

2

100

Соликамск

-

5

100

Чайковский

-

1

50

20.2.2. Наблюдения за состоянием загрязнения поверхностных водных объектов
В 2006 г. наблюдения на государственной сети проводились на 23 водных объектах (из них 3 водохранилища) в 37 пунктах (50 створах) в основные фазы гидрологического режима. В пробах воды определялись 35 ингредиентов (показатели физического, газового, биогенно-го, органического, солевого состава, загрязняющие вещества).
Дополнительная сеть организована, в первую очередь, в районах экологического неблагополучия с целью:
- создания систем экологического мониторинга на территории Кизеловского угольного бассейна;
- наблюдения за уровнем загрязнения речных вод под влиянием разработки нефтяных месторождений, проводились наблюдения на р. Тулва с 2001 г., на р. Тураевка с 2005 г.;
- получения информации о качестве поверхностных вод, питающих Чусовской водозабор, с 2003 г. проводятся наблюдения на Камском водохранилище в Чусовском заливе;

20.2.3. Наблюдения за состоянием радиационной обстановки
На территории Пермского края по программе радиационного мониторинга ведутся наблюдения за мощностью эквивалентной дозы гамма-излучения (МЭД – Y-фон), как за наи-более опасным излучением, имеющим высокую проникающую способность. Наблюдения за Y-фоном проводились ГУ «ПЦГМС» во всех районах г.Перми и на 18 метеостанциях края. Наблюдения за МЭД гамма-излучения ведутся ежедневно в сроки 03, 09,1 5 СГВ. Наблюде-ния за суммарной радиоактивностью (Y-активности) атмосферных выпадений производи-лись в четырех пунктах Пермского края: АМСГ Березники, Гайны, Кудымкар, МС Пермь.

20.3. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ БАНК ПРИРОДООХРАННЫХ ДАННЫХ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ (по материалам ГИООС и ООО «КомЭко»)
В настоящее время развитие системы экологического мониторинга осуществляется в направлении организации единой системы сбора информации от всех функциональных подсистем путем создания интегрированного банка природоохранных данных по Пермскому краю.
Программное обеспечение для ведения баз данных установлено и используется в Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края, управлении по охра-не окружающей среды министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, ОГУ «Аналитический центр»,
ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и ООС МПР России по Пермской области», Территориальном управлении Роспотребнадзора по Пермской области, Пермском межрегиональном управлении по технологическому и экологическому надзо-ру и, более чем в 30 подразделениях по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Полная информация о функционировании интегрированного банка данных приводится в разделе «Информационные технологии в области охраны окружающей среды»

20.4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ (ГИС ОГВ)
Анализ и отображение пространственно распространенных данных, хранящихся в интегрированном банке природоохранных данных, осуществляются с использованием компьютерных технологий – географических информационных систем (ГИС). Основная роль в ГИС отведена картографическому материалу. Основой применения ГИС являются цифровые топографические карты масштаба 1:200000.
В рамках системы экологического мониторинга создается экологический блок ГИС ОГВ, включающий в настоящее время более ста шестидесяти тематических слоев, созданных за счет средств областного бюджета, областного целевого бюджетного экологического фонда и полученных в рамках соглашений с ведомствами-участниками системы мониторин-га. Тематические слои ГИС и атрибутивные картографические базы данных, используются при экспертизе проектов на строительство и реконструкцию, анализе эффективности приро-доохранных мероприятий по снижению выбросов, разработке предупредительных мероприятий и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, оценке антропогенной нагрузки на территории.
Полная информация о применении геоинформационных технологий в области охраны окружающей среды приводится в разделе «Информационные технологии в области охраны окружающей среды»

20.5. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В 2007 г.

Основные задачи по развитию системы экологического мониторинга являются:

20.6. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В 2004—2006 гг. НА МЕЖСУБЪЕКТОВЫХ РЕКАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ (по материалам ФГУ «Камводэксплуатация»)

В настоящее время вопрос контроля и защиты речной сети от граничного переноса за-грязняющих веществ с соседних территорий и развития наблюдательной сети на межсубъектовых (далее – пограничных) реках является актуальным. Государственная сеть мониторинга за состоянием водных объектов ГУ Пермского центра по гидрометеорологии и монито-рингу окружающей среды Уральского УГМС не в состоянии дать полную оценку качества воды водных объектов на территории Пермского края.
Учитывая практическую значимость задач, решаемых ведением государственного мониторинга поверхностных водных объектов, на базе имеющейся в распоряжении ФГУ «Камводэксплуатация» химико-аналитической лаборатории с 2003 г. ведутся регулярные наблюдения за качеством поверхностных вод на территории Пермского края, в том числе и на пограничных реках: р. Кама (на границе с Кировской областью), р. Чусовая и Сылва (на границе со Свердловской областью), р. Сарс, Тюй, Буй, Б.Танып (на границе с республикой Башкортостан), р. Сива и Чепца (на границе с Удмуртской республикой).
Минерализация и химический состав воды рек края неоднородны, так как различны природные условия в разных частях водосбора. Главное влияние на химический состав воды рек оказывают породы, слагающие их бассейны, а именно пермские отложения, включаю-щие растворимые соли (поваренную соль, гипсы, ангидриды), железомарганцевые, медные руды, а также наличие большего количества болот на территории Пермского края. Верхние притоки р. Камы несут маломинерализованные воды гидрокарбонатного характера (р. Весляна). Реки с сульфатным характером вод – Сылва (средний участок), Б.Танып.
Качество воды на пограничных реках не отвечает нормам для рыбохозяйственных водоёмов. За весь период наблюдений оно не претерпело существенных изменений. Концентра-ции наиболее распространённых загрязняющих веществ (железа, меди, марганца, цинка, фе-нолов) в поверхностных водах стабильно превышали допустимые нормы.
Река Кама, створ в районе паромной переправы д. Усть Весляны: среднегодовые значения концентраций, превышающих ПДК, отмечались по меди – 2—9 ПДК, марганцу – 5—12 ПДК, железу общему – 9—12 ПДК, фенолу – 2—4 ПДК.
Река Чусовая, створ в районе п. Кынзавод: среднегодовые значения концентраций, пре-вышающих ПДК, отмечались по меди – 3—10 ПДК, марганцу – 2—3 ПДК, железу общему – 2—3 ПДК, фенолу – 2—5 ПДК. Уровень загрязнения реки хромом (трансграничный перенос из Свердловской области) остаётся стабильным на протяжении нескольких лет. Максималь-ные разовые концентрации хрома шестивалентного достигали 1,5 ПДК.
Река Сылва, створ в районе с. Молебка: среднегодовые содержания марганца составили 4 ПДК. Среднегодовые концентрации меди – 2—7 ПДК, железа общего – 3 ПДК, фенолов – 5 ПДК.
Река Сива, створ в районе д. Лисья: среднегодовые концентрации, превышающие ПДК, отмечены: по меди – 2—3 ПДК, марганцу – 2—4 ПДК, цинку – 2 ПДК, фенолу – 2 ПДК.
Река Буй, створ в районе д. Кирга: среднегодовые значения концентраций, превышаю-щие ПДК, отмечены по марганцу – 6—12 ПДК, меди – 3—9 ПДК.
Река Сарс, створ в районе с. Русский Сарс: среднегодовые концентрации меди составили 2—8 ПДК, марганца – 3—7 ПДК.
Река Б.Танып, створ в районе д. Емашавлово: среднегодовые содержания меди состави-ли 3—7 ПДК, марганца – 5—12 ПДК.
Река Тюй, створ в районе с. Тюйск: среднегодовые содержания железа составили 2—3 ПДК, меди – 2—8 ПДК, марганца – 7—14 ПДК.
Река Чепца, на границе Пермского края и Удмуртской республики: среднегодовое содержание железа составило 2 ПДК, меди – 2 ПДК, марганца – 3 ПДК, цинка – 2 ПДК.
Высокое содержание меди, марганца, железа общего, фенола в пограничных реках Пермского края, при практическом отсутствии сосредоточенных сбросов сточных вод, характерно для данного региона и объясняется наличием болотных массивов и широким рас-пространением железомарганцевых и медных руд, то есть природными факторами. Стабильный уровень загрязнения р.Чусовая хромом является следствием сброса сточных вод на территории Свердловской области. Среднегодовой уровень других загрязняющих веществ не превышал значений ПДК за весь период наблюдений.