27. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

27.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

(по материалам Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора)
Деятельность Пермского межрегионального управления по технологическому и эколо-гическому надзору Ростехнадзора в 2006 г. осуществлялась в соответствии с комплексным планом работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Планом мероприятий Ростехнадзора и Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Приволжскому федеральному округу по реализации программных целей и задач, определенных в 2006 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, постановлениями коллегий Федеральной службы (от 28.03.2006 г. №1, от 04.08.2006 г. №2, от 01.11.2006 г. №3), решениями Совещаний руководителей территориальных управлений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приволжского федерального округа от 19.07.2006 г. №1, от 12.10.2006 г. №2, приказами и распоряжениями ру-ководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Список юридических лиц, имеющих объекты негативного воздействия, подлежащие фе-деральному экологическому контролю на территории Пермского края, был утвержден в рамках Соглашения о взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологи-ческому и атомному надзору и Правительства Пермского края по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды. В 2006 г. управлением проведено 180 проверок (что в 1,5 раза больше, чем за 2005 г.), проверено 163 предприятия-природопользователя Пермского края, подлежащих федеральному экологическому контро-лю. В результате проверок выявлено 669 нарушений природоохранного законодательства (что на 56 нарушений больше, чем в 2005 г.)
Основными нарушителями законодательства в области охраны окружающей среды из числа проверенных предприятий-природопользователей являются ООО «ЭкоМедПро» (г.Пермь); ООО «Северный Коммунар» (п.Северный Коммунар Сивинского района); вой-сковая часть №12264 (ЗАТО Звездный); ОАО «ЦБК “Кама”» (г. Краснокамск); ФГУ ИК-32 ГУФСИН России по Пермскому краю (г.Пермь); ООО «Эколайт» (г. Краснокамск); ОАО «Горнозаводскцемент» (г.Горнозаводск); ОАО «Метафракс» (г. Губаха); ФГУП «Пермская печатная фабрика Гознака» (г.Пермь); ОАО «Сарановская шахта “Рудная”» (п.Сараны Гор-нозаводского района); ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» (г.Пермь); ООО «Компания “Норма”» (г.Пермь); Вторая Екатеринбургская КЭЧ района в лице в/ч 40383 (п.Сокол Перм-ского района); ООО «Новогор-Прикамье» (г.Пермь); ФГУП «Пермский свинокомплекс» (Пермский р-н); ООО «СКФ “АТМ”» (КПАО); ИП Радостева Н.Н. (КПАО); ОАО «Пожвин-ский машиностроительный завод» (КПАО).
Распределение выявленных нарушений природоохранного законодательства по видам представлено на рис. 27.1.

Соотношение между выявленными видами нарушений природоохранного законодательства

Рис. 27.1. Соотношение между выявленными видами нарушений природоохранного законодательства

Как и в прошлые годы, наиболее характерными нарушениями в области охраны окру-жающей среды являются: отсутствие разрешительной документации (разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сброс загрязняющих веществ в водный объект, лимитов на размещение отходов в окружающую природную среду, проекта нормативов образования отходов, паспортов на опасные отходы, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы); нарушение условий разрешительной документации (превышение нормативов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, несоблюдение лицензионных условий); нарушение правил эксплуатации установок очистки газа; отсутствие или ненадлежащее ведение производственного экологического контроля; отсутствие мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; отсутствие профессиональной подготовки сотрудников предприятия на право работы с опасными отходами; сброс отходов производства и потребления на почву; ухудшение нормативов качества окружающей среды в результате загрязнения земель; невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверок государственными инспекторами выдано 737 предписаний, выполнено конец 2006 г. 358 предписаний, что составляет 48,6 %. Часть предписаний не вы-полнена, так как срок их исполнения истекает в 2007 г. Привлечено к административной от-ветственности в виде штрафов 71 юридическое, 99 должностных и 1 физическое лицо на общую сумму 2301,6 тыс. руб. (что в 1,9 раза больше, чем в 2005 г.). Взыскано за отчетный период с учетом ранее наложенных штрафов 1357,91 тыс. руб. (что в 1,7 раза больше, чем за 2005 г.).
В течение 2006 г. отделом государственного экологического контроля, администрирования платежей и лицензирования Пермской области направлено в адрес предприятий 6 исков о добровольном возмещении вреда за загрязнение окружающей среды на общую сумму 6272,6 тыс. руб. В 2006 г. взыскан 1 иск на сумму 1,2 тыс. руб. На 10.01.2007 г. из шести предъявленных исков взыскано четыре иска на общую сумму 279,91 тыс. руб.

27.2. КРАЕВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (по материалам ГИООС)

В 2006 г. указом губернатора Пермского края от 06.06.2006 г. № 100 в рамках создания временной системы управления и временной структуры органов исполнительной власти края была создана Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края (далее Инспекция). На Государственную инспекцию были возложены функции государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственно-сти, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному экологическому контролю.

В связи с отменой с 01.01.2006 г. муниципального экологического контроля в течение 2006 г. государственный экологический контроль осуществлялся на федеральном уровне (108 хозяйствующих субъектов) – Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора и на региональном уровне (порядка 4500 хозяйствующих субъектов) – Управлением по охране окружающей среды Пермской облас-ти, которое в соответствии с указом губернатора Пермского края от 05.07.2006 г. №128 было реорганизовано в Государственну инспекцию по охране окружающей среды Пермского края (далее – Инспекция).

В течение 2006 г. Инспекцией осуществлялся государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю). Работы выполнялись отделом оперативного экологического контроля и отделом экологической безопасности совместно с химико-аналитической лабораторией и информационно-аналитическим центром территориальной системы экологического мониторинга ОГУ «Аналитический центр». Всего было проведено 183 проверки хозяйствующих субъектов, 76 из них плановые, 60 внеплановые.
По итогам проверок выдано 569 предписаний об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства (в 2005 г. было выдано 433 предписания). Вынесено 184 постановления (73 в 2005 г.) о наложении административных взысканий, по Кодексу Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Кодекс), 74 из них – на основании материалов, поступивших из прокуратуры. Доля неотмененных судом постановлений составила 99%. Наложено административных штрафов на общую сумму 1428,5 тыс. руб. (346 тыс. руб. в 2005 г.). Соотношение штрафов по видам нарушений природоохранного законодательства представлено на рис. 27. 2.

Соотношение между размерами штрафов за различные виды нарушений природоохранного законодательства (тыс. руб.)

Рис. 27.2. Соотношение между размерами штрафов за различные виды нарушений природоохранного законодательства (тыс. руб.)

В 2005 г. был утвержден «Порядок взаимодействия контрольно-надзорных органов при расследовании происшествий, связанных с загрязнением окружающей среды и причинением ущерба природным ресурсам на территории Пермской области» (далее – Порядок).
В документе определены цели и задачи взаимодействия контрольно-надзорных органов при расследовании происшествий, объекты расследования, порядок учета и обмена инфор-мацией и координации действий при проведении расследований, приведены контактные те-лефоны для оперативного информирования сторон. На основания Порядка ежемесячно составляется график дежурств контрольно-надзорных органов Пермского края в выходные и праздничные дни. Силами Инспекции осуществлялось дежурство в течение 39 суток из 116 выходных и праздничных дней 2006 г. Инспектора Инспекции приняли участие в организа-ции ликвидации последствий 8 аварийных ситуаций.

27.2.1. Контроль за охраной атмосферного воздуха
Работы осуществлялись отделом оперативного экологического контроля и отделом экологической безопасности. За несоблюдение требований законодательства по охране атмосферного воздуха в течение г. было рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях и наложено административных штрафов на сумму 224,5 тыс. руб.

27.2.2. Контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории края
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ с 01.01.2007 г. субъектам Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (региональный государственный водный контроль).

В соответствии с указом губернатора Пермского края от 05.07.2006 г. № 128 «О Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края» осуществление государственного регионального контроля за использованием и охраной водных объектов на территории Пермского края, за исключением объектов, подлежащих федеральному водному контролю, возложено на Инспекцию.
С целью реализации данных полномочий в 2007 г. необходимо:

27.2.3. Контроль за деятельностью в области обращения с отходами
Работы осуществлялись отделом оперативного экологического контроля и отделом экологической безопасности. За несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами было рассмотрено 72 дела об административных правонарушениях и нало-жено административных штрафов на сумму 657 тыс.руб.

27.2.4. Контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе
Работы осуществлялись отделом оперативного экологического контроля и отделом экологической безопасности. За несоблюдение требований законодательства об экологической экспертизе рассмотрено 1 дело об административном правонарушении и наложен административный штраф на сумму 2 тыс. руб.

27.2.5. Контроль своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Работы осуществлялись отделом оперативного экологического контроля и отделом эко-логической безопасности. За несвоевременное внесение платы за загрязнение окружающей среды: рассмотрено 9 административных дел и наложено административных штрафов на сумму 185 тыс. руб.

27.2.6. Контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения
Работы по государственному контролю за соблюдением природоохранного законода-тельства на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) регионального значения и обеспечением режима охраны видов животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермской области в 2006 г. осуществлялись отделом оперативного экологического контроля. В течение года была проведена проверка соблюдения режима охраны на 41 ООПТ регионального значения. Рассмотрено 265 проектных материалов, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, реализация которой способна оказать воздействие на окружающую среду, в т.ч. на состояние ООПТ.

27.2.7. Химико-аналитическое сопровождение экологического контроля
Работы осуществлялись химико-аналитической лабораторией ОГУ «Аналитический центр». В течение года было выполнено 1417 определений загрязняющих веществ при проведении 134 проверок хозяйствующих субъектов, проведено определение класса опасности 110 проб отходов производства, выполнен токсикологический анализ 112 проб сточных вод и обследование 3 очистных сооружений.

27.3. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ОХОТЫ
(по материалам Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю)

На территории Пермского края работают 111 сотрудников управления, которые контролируют соблюдение требований федерального и краевого законодательства в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Контроль производится ежедневно в течение всего года. Данные по результатам контроля за период с 2001 по 2006 г. приведены в табл. 27.1.

Таблица 27.1

Результаты контроля за соблюдением правил охоты

Год

Выявлено нарушений

административные

уголовные

2001

1275

61

2002

997

49

2003

1319

60

2004

946

31

2005

978

48

2006

928

47

27.4. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ (по материалам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю)

В 2006 г. по вопросу выполнения требований законодательства о недрах проверками охвачено 112 объектов недропользования. Распределение количества нарушений в области недропользования по видам с 2004 по 2006 г. представлено в табл. 27.2.

Таблица 27.2

Виды нарушений в области недропользования

Виды нарушений в области недропользования

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Безлицензионное пользование недрами

12

66

69

Срыв сроков начала работ

26

38

0

Невыполнение уровней добычи

53

34

4

Неплатежи налога на добычу, млн. руб.

1.0

0.6

4,1

Невыполнение стандартов (правил, норм) ведения работ

55

135

93

Работа без земельного отвода

2

0

4

Наложено штрафов, тыс. руб.

142

960

1091

В целом за нарушение требований законодательства о недрах к административной ответственности в виде штрафа привлечены лица на сумму 1096 тыс. руб. (за предыдущий год 960 тыс. рублей). Взыскано штрафов на сумму 1138 тыс. руб. (за 2005 г. – 435 тыс. руб.).

27.5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (по материалам Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю)

На территории Пермского края расположены 2 ООПТ федерального значения – ФГУ «Государственный природный заповедник «Басеги» и ФГУ «Государственный природный заповедник «Вишерский».

За 2006 г. государственным природным заповедником «Вишерский» выявлено 8 нарушений установленного режима заповедника и охранной зоны, составлено 8 протоколов «О незаконном нахождении, проходе и проезде граждан и транспорта». На нарушителей наложено административных штрафов на сумму 7 тысяч рублей. На 31.12. 2006 г. с нарушителей взыскано административных штрафов по нарушениям 2006 г. на сумму 2,5 тысяч рублей. Удаленность заповедника от населенных пунктов и отсутствие у его границ постоянно проживающего населения приводят к отсутствию нарушений режима. В последние годы нарушения представлены главным образом случаями проникновению на территорию в целях самодеятельного туризма и любительского рыболовства.

За 2006 г. государственным природным заповедником «Басеги» составлено 4 протокола «О незаконном нахождении, проходе и проезде граждан и транспорта», 1 протокол «О незаконной охоте» в охранной зоне, 2 протокола «О нарушении режима авиацией». У нарушителей изъято 1 охотничье ружье, заведено 1 уголовное дело по факту использования незарегистрированного оружия. На нарушителей наложено административных штрафов на сумму 1,5 тысяч рублей. На 31.12. 2006 г. с нарушителей взыскано административных штрафов по нарушениям 2005–2006 гг. на сумму 2,5 тысяч рублей. Количество преднамеренных нарушений режима невелико. В последние годы нарушения представлены главным образом единичными случаями проникновению на территорию или в охранную зону в целях самодеятельного туризма, сбора дикорастущей растительности, браконьерской охоты.

27.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (по материалам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области)

Государственный контроль за использованием и охраной земель (далее госземконтроль) является важнейшим механизмом управления земельными ресурсами, который обеспечивает соблюдение требований земельного, гражданского, природоохранного, градостроительного и иного законодательства в сфере земельных отношений. Главной задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений. Госземконтроль в 2006 г. осуществляли 76 государственных инспекторов, являющихся штатными сотрудниками Управления Роснедвижимости по Пермскому краю.

Во исполнение совместного приказа Роснедвижимости и Росприроднадзора от 17.01.2005 г. № П/0001/1 «Об организации проведения совместных проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых территорий», соглашения о сотрудничестве между Росприроднадзором и Роснедвижимостью, был разработан, согласован и утвержден план совместных проверок. В ходе выполнения плана проверены водоохранные зоны Воткинского и Камского водохранилищ, 17 лесхозов, 12 предприятий-природопользователей, среди которых: ОАО «Российские железные доро-ги», нефтяная компания ООО «УралОйл», ООО «Энергетическая компания «РИФ», ООО «Пермтрансгаз», ОАО «ЦБК «Кама», АО «Чусовской металлургический завод». В ходе проверок выявлено 11 нарушений, выдано 11 предписаний, возбуждено и рассмотрено 9 ад-министративных дел.

В соответствии с приказом Роснедвижимости от 26.11.2004 г. № П/89 «О внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 13.02.2003 г. № П/24 «О проверках земель сельскохозяйственного назначения» на террито-рии Пермской области в текущем г. были проведены проверки использования земель сельскохозяйственного назначения, которыми были охвачены земли сельхозорганизаций, подсобных сельских хозяйств, крестьянскофермерских хозяйств и других пользователей. Осо-бое внимание было уделено установлению случаев неиспользования земель, особенно пашни, или использования земель не по целевому назначению.

Проверено 1035,29 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 27,7% от наличия, в том числе 41,5% пашни. В ходе проведенной проверки установлено 124 нарушения земельного законодательства. Основными нарушениями явились неисполь-зование земель, самовольное занятие земель, захламление. По 17 нарушениям возбуждены административные делопроизводства, нарушители понесли наказание в виде штрафа на сумму 30,3 тыс. рублей. Выявлено неиспользование сельхозугодий на площади
77,676 тыс. га, из них 61,89 тыс. га пашни. Вовлечено в сельскохозяйственный оборот 658 га неиспользуемых земель.

Руководствуясь приказом Росземкадастра от 28.10.2002 г. № П/341 «О продлении действия приказа от 16.04.2002 г. № П/264», продолжено проведение проверок решений органов местного самоуправления по вопросам изъятия и предоставления земель на территории Пермской области. Проверено 10333 решений и постановлений, выявлено 347 неправомерных решений. По результатам проверок направлено 332 сообщения в органы местного самоуправления, 15 – в органы прокуратуры.

Проведена совместная с Управлением внутренних дел Пермской области работа по организации взаимодействия по вопросам выявления и принятия мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства. Государственными инспекторами территорий рассмотрено 99 протоколов, составленных участковыми уполномоченными органов внутренних дел по нарушениям, предусмотренным ст. 7.1. КоАП РФ. А также рассмотрено 38 административных дел возбужденных органами Прокуратуры.

В течение 2006 г. инспекторским составом области проведено 3552 проверки соблюдения требований земельного законодательства гражданами и юридическими лицами, прове-рено около 281,24 тыс.га земель, выявлено 1249 нарушений. Привлечены к административной ответственности 507 нарушителей, наложены штрафы на сумму 975,3 тыс. руб., взыскано более 828,4 тыс. руб. (85%). Устранено 1073 нарушений (86%). Итоги деятельности по госземконтролю представлены в табл. 27.3

Таблица 27.3

Основные показатели деятельности по государственному земельному контролю за 2006 год

Показатели

Всего по Пермской области

единиц

тыс. га

Проведено проверок

3552

281,24

Выявлено нарушений земельного законодательства

1249

14,023

Вынесено предписание

1171

Привлечено нарушителей к административной ответственности

507

Наложено штрафовтыс. руб.

975,3

Взыскано штрафовтыс. руб.

828,4

За 2006 г. наложено штрафов на сумму 975,3 тыс. рублей, взыскано 828,4 тыс. рублей. Осталась не взысканной сумма в размере 146,9 тыс. рублей, то есть, взыскано 85% наложенных штрафов. Не взысканные средства распределены следующим образом:

Перечень основных видов нарушений земельного законодательства в 2006 г. приводится в табл. 27.4.

Таблица 27.4

Основные виды нарушений земельного законодательства, выявленные в 2006 г.

Виды нарушений

Всего (единиц)

% от общего количества нарушений

1

2

3

Другие нарушения

766

61

Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов

355

28,5

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы

4

0,32

Использование земельных участков не по целевому назначению

12

0,96

Порча земель пестицидами,агрохимикатами, отходами производства и потребления

1

0,08

Уничтожение плодородного слоя почвы

9

0,72

Неиспользование земельных участков

42

3,36

Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства

172

13,8

Основными видами нарушений остаются «Другие нарушения земельного законодательства» (статьи: 12, 26, 42, 76 ЗК РФ) – 766 или 61% от общего количества выявленных нарушений. Привлечено лиц к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов» –355 или 70%; ст. 8.8 КоАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению» – 14 нарушения (2,8%) от общего числа привлеченных к административной ответственности. «Невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства» – 172 шт. или 13,8% от общего числа.

Анализ показывает, что «другие нарушения земельного законодательства» включают в себя следующие нарушения земельного законодательства:

Таким образом, более 45,0% «других нарушений» (360 нарушений) связаны с удостоверением и регистрацией возникших прав на землю. Трудность устранения таких нарушений заключается в очень длительном оформлении документов на землю органами, которым предоставлено право распоряжения землями (от нескольких месяцев до г. и более).
Из выявленных 1249 нарушения устранено на начало 2006 г. 1073 нарушения. Остались не устраненными 176 нарушений.

Проанализируем, по каким причинам обнаруженные нарушения не были устранены в 2006 г.:

Основную долю не устраненных нарушений (69,9%) составляют те, у которых не истек срок устранения. Обычно они связаны с невыполнением ст.25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации и, нарушители, по условиям, указанным в п.3.3.1., в установленные предписаниями сроки не укладываются, обращаются за продлением, определениями сроки продляются, поэтому сроки устранения нарушения неоправданно затягиваются по причинам, не зависящим от нарушителя.

27.7. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИИ «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ» (по материалам ГИООС)

В соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 11.05.2005 г. №209-р «О проведении операции «Чистый воздух» в большинстве городов и районов области в период с 15.05.2006 г. по 30.09.2006 г. Государственной инспекцией по охране окру-жающей среды Пермского края организована и проведена операция «Чистый воздух». В ней принимали участие природоохранные подразделения органов местного самоуправления городов и районов края, подразделения ГИБДД ГУВД Пермского края, подразделения территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», ГУ «Пермский центр по гидрометеорологии и монито-рингу окружающей среды», специалисты отдела (инспекции) в Пермском крае ПМТУ Ростехрегулирования, представители других надзорных, общественных организаций и предприятий области.

Соответствующими распоряжениями глав городов и районов были сформированы городские и районные советы по проведению операции «Чистый воздух» на подведомственных территориях и разработаны планы мероприятий по проведению акции.
В ходе операции осуществлялась проверка соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха на автопредприятиях, авторемонтных заводах, в автотранспортных цехах предприятий промышленности и сельского хозяйства, объектов дорожного сервиса, а также контроль токсичности и дымности отработавших газов автомобилей в период проведения технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД.

Всего в период проведения операции по данным отчетов, поступивших с территорий области на 15.11.2006 г., была проведена проверка 2 142 предприятий, автотранспортных цехов и автохозяйств (на 34% больше по сравнению с прошлым годом), 35 автозаправочных станций, 219 станций технического обслуживания, 9 авторемзаводов. Кроме того, проведен инструментальный контроль 348 136 единиц автотранспорта (на 24% больше прошлогодних показателей), в том числе 261 545 единиц индивидуального (увеличение на 35%).

В ходе проверок запрещена эксплуатация 695 автотранспортных средств (это на 67% больше по сравнению с 2005 г.); в том числе 514 индивидуальных. Выявлены 21192 автомобиля с превышением нормативов выбросов, что составляет 6,1% от общего числа проверенных автотранспортных средств в 2006 г.

Привлечены к административной ответственности 4 208 водителей (увеличение по сравнению с прошлым годом на 41%) и 98 должностных лиц. Вынесено 2 488 предупреждений и предписаний об устранении нарушений действующего законодательства.
В ходе проведения операции «Чистый воздух» в 2006 г. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края были привлечены к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий ряд юридических и должностных лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила 67 000 рублей.

Силами Государственной инспекции по охране окружающей среды, подразделений по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов области, отдела (инспекции) в Пермском крае ПМТУ Ростехрегулирования, аккредитованной лабора-тории ЗАО «Петролеум Аналистс» были проведены проверки 8 АЗС на соблюдение требований природоохранного законодательства и сертификата соответствия реализуемого топлива. Проведен выборочный контроль соответствия реализуемого бензина требованиям ГОСТ. Анализ результатов показал, что в большинстве отобранных проб бензин соответствует указанным требованиям. Однако на ряде АЗС выявлено несоответствие реализуемого бензина требованиям ГОСТ. Это АЗС «Профи» в г. Краснокамске, АЗС ИП Рожкова в г. Перми, АЗС ИП Рыбакова и АЗС ООО «Автостройсервис» в г. Кизеле. По материалам проверок отдела (инспекции) в Пермском крае ПМТУ Ростехрегулирования указанные АЗС судом были привлечены к административной ответственности.

В ходе проведенных проверок на территории Пермского края фактов реализации этилированных бензинов не выявлено.
Основными причинами несоблюдения действующего законодательства и государственных стандартов в области охраны атмосферного воздуха на предприятиях являются недостаточный контроль со стороны ответственных за охрану окружающей среды, нарушение периодичности контроля автотранспорта на токсичность и дымность отработавших газов, отсутствие контроля токсичности и дымности выхлопных газов после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание нормируемых компонентов.

С целью снижения загрязнения атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта на предприятиях области проводится определенная работа по переводу автотранспорта на газовое топливо. С начала г. в Пермском крае переоборудовано 387 автомобилей, что сопоставимо с прошлогодними показателями.

С целью осуществления пропаганды экологических знаний широких слоев населения, вопросы проведения операции «Чистый воздух» широко освещались средствами массовой информации по всей области. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края, подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов края, надзорными и общественными организациями подготовлено 190 материалов для прессы и телевидения. В период проведения операции «Чистый воздух» наиболее активная работа среди природоохранных подразделений органов местного самоуправления по организации проведения операции была проведена в г. Соликамск, Березники. Итоги операции «Чистый воздух» были подведены на заседании Совета по проведению операции 21.11.2006 г.