28. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

28.1. ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ (по материалам Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора)

На территории Пермского края насчитывается около 6000 предприятий, вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду. На 2006 г. по данным отчетов плательщи-ков было согласовано платежей за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 254823,01 тыс. руб. По данным Управления Федерального казначейства за 2006 г. предприятиями - плательщиками было внесено в бюджеты всех уровней платежей за негативное воздействие на сумму 243331,7 тыс.руб. Распределение платежей за загрязнение отдельных природных сред от плательщиков с суммой годового платежа свыше 100 тыс. руб. приведе-но на рис. 28.1.

28.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (по материалам управления по охране окружающей среды министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края)

Приоритетным направлением деятельности природоохранных органов по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду являются планирование и реализация приро-доохранных мероприятий. В 2006 г. подведены итоги реализации областной целевой ком-плексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001—2005 годы. Отчет об исполнении Программы утвержден Законом Пермского края от 17.10.2006 г. № 3260-744. Главным итогом выполнения Программы за период ее реализации явилось сохранение тенденции к стабилизации экологической обстановки, что обусловлено выполне-нием комплекса природоохранных мероприятий. Реализация мероприятий подпрограмм осуществлялась за счет различных источников финансирования, общий объем которых за 2001—2005 гг. составил 10688,7 млн руб. или 62,9 % от потребности по программе, в т.ч. за счет средств:

Основные итоги программы:

По отдельным направлениям запланированные показатели достигнуты, а невыполнение ряда показателей по снижению техногенной нагрузки объясняется в первую очередь недостаточным финансированием мероприятий как за счет собственных средств предприятий, так и за счет средств бюджетов различных уровней.

В табл. 28.1 приведен перечень основных показателей оценки эффективности программных мероприятий.

Таблица 28.1

Показатели эффективности природоохранных мероприятий

Наименование показателя

Ед. изм.

План

Факт

% выполнения

Организация новых особо охраняемых природных территорий

тыс. га

60,0

63,4

105,7

Количество детей, прошедших специализированную медицинскую помощь при экозависимой патологии

чел.

7155

7480

104,5

Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников

тыс. тонн/год

27,8

15,0

54,1

Снижение объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты

тыс. тонн/год

135,5

26,1

19,2

Увеличение объемов переработки и использования накопленных и вновь образующихся отходов

тыс. тонн/год

424,9

83,8

19,7

Закладка галитовых отходов в выработанные пространства шахт ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит»

млн тонн

11,3

25,6

226,5

Предотвращенный экологический ущерб

млн руб./год

983,8

373,4

38,0

Кроме планирования и реализации природоохранных мероприятий в рамках целевых программ планирование природоохранной деятельности ежегодно осуществляется в рамках прогноза социально-экономического развития Пермского края по разделу «Охрана окру-жающей среды». Разработка прогноза основана на принципах и положениях Концепции экологической политики, принятой постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 22 апреля 2004 г. № 1380.

Основной целью разработки прогноза является уточнение состава первоочередных мероприятий, направленных на снижение негативного влияния на окружающую среду, создание благоприятных условий для проживания населения. Обобщающим показателем прогно-за являются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды. К основным показателям, характеризующим эффективность природоохранной деятельности, относятся показатели интенсивности негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, уменьшение которых свидетельствует об улучшении экологической обстановки.

В табл. 28.2 приведены показатели, запланированные в рамках прогноза на 2006 г., и отчетные данные по факту исполнения 2006 г. в сравнении с отчетными данными 2005 г.

Таблица 28.2

Прогнозные и отчетные показатели инвестиций в охрану окружающей среды

Показатели

2005 г.

2006 г.

Отчет

Прогноз

Отчет

Инвестиции в основной капитал, направленные  на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования, млн руб. в ценах соответствующих лет.

Из них за счет:

364,2

691,8

1824,2

средств федерального бюджета

23,4

41,4

-

бюджетов  субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

70,9

106,4

126,6

собственных средств предприятий

269,9

544,0

1697,6

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн м3

318,2

320,0

302,0

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн

431,9

450,0

449,2

По итогам 2006 г. объем средств, вложенных в охрану окружающей среды за счет всех источников финансирования, составил 3414,4 млн руб., из них инвестиции в основной капи-тал – 1824,2 млн руб. По источникам финансирования расходы распределились следующим образом.

Текущие расходы федерального бюджета в объеме 18 млн руб. были направлены на рекультивацию нарушенных земель Кизеловского угольного бассейна. Невыполнение запланированного показателя по инвестициям из федерального бюджета связано с отсутствием финансирования в 2006 г. приоритетного проекта по строительству опытно-промышленной установки по очистке шахтной воды и утилизации осадка на шахте им. Ленина.

За счет средств краевого бюджета в 2006 г. финансировались:

За счет средств местных бюджетов в 2006 г. финансировались:

Природоохранные инвестиции хозяйствующих субъектов Пермского края в 2006 г. составили 1697,6 млн руб. Значительный рост данного показателя по отношению к запланированному связан с реализацией отдельными крупными промышленными предприятиями технологических проектов, ориентированных на внедрение в основное производство экологически прогрессивных технологий, и выполнением мероприятий по существенному снижению загрязнения окружающей среды.

Наибольшие средства в охрану окружающей среды инвестировали ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «АВИСМА», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Метафракс», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В перечень объектов, завершенных данными предприятиями в 2006 г. и переходящих, вошли:

В 2006 г. на ОАО «Губахинский кокс» введена в эксплуатацию установка очистки коксового газа от аммиака круговым фосфатным способом, что обеспечило снижение выбросов окислов азота на 40 %. На ОАО «Березниковский содовый завод» ведется реконструкция шламонакопителя. Двухступенчатое сжигание топлива на котле ТГМ-96Б ст.№9 внедрено на Пермской ТЭЦ-9. Реконструкция циклонов проведена на ОАО «Уралоргсинтез». Выполнен ряд организационно-технических мероприятий на других предприятиях края. С учетом выполненных природоохранных мероприятий снизились показатели антропогенной нагрузки на окружающую среду по сравнению с запланированными показателями в рамках прогноза.
Предотвращенный ущерб в результате выполнения мероприятий в 2006 г. оценивается величиной 79,5 млн руб.

28.3. ВОДНЫЙ НАЛОГ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского края)

По обеспеченности водными ресурсами Пермский край занимает первое место на Урале. Широко развитая гидрологическая сеть представлена всеми типами внутренних водных объектов – реками, водохранилищами, прудами, озерами, болотами. Среднемноголетние ресурсы поверхностного стока составляют более 57 км3/год (1,3% объема речного стока России), из них свыше 80 % формируется в пределах края. Основная часть рек относится к бас-сейну р. Кама, которая по длине занимает 6-е место в Европе. Наиболее крупные её притоки (протяженность более 300 км) – р. Чусовая, Сылва, Колва, Вишера, Яйва. Лишь незначительная часть рек Гайнского района, прилегающего к Республике Коми, относится к бассей-ну р. Вычегды (Северный Ледовитый океан).

Организаций-водопользователей, использующих поверхностные водные объекты, в Пермском крае насчитывается более 300, в том числе более 40 в Коми-Пермяцком округе. Основными водопользователями, определяющими показатели водопотребления и водоотве-дения для края в целом, являются предприятия теплоэнергетики, обеспечивающие более 70 % общего забора и сброса воды. Наиболее крупным предприятием теплоэнергетики является Пермская ГРЭС-Филиал ОАО «ОГК-1», объемы водопотребления которой составляют более половины общего забора воды по краю. Данные о поступлении водного налога за 2004–2006 гг. и финансировании водохозяйственных мероприятий в крае представлены в табл. 28.4.

Таблица 28.4

Поступление водного налога и финансирование водохозяйственных мероприятий, млн руб.

Показатели

Годы

2004

2005

2006

Поступление «водного налога» в федеральный бюджет

686,1

629,0

610,5

Направлено средств на водохозяйственные мероприятия в рамках ОЦП «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003–2007 годы»

62,9

159,3

233,5

В том числе:

из областного бюджета

61,9

72,0

105,5

из федерального бюджета

1,0

87,3

128,0