29. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

29.1. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из основных инструментов обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Пермского края является организация эффективной системы эколого-просветительской деятельности по формированию экологической культуры жителей края, экологического образования, воспитания и просвещения населения. Экологическое образование представляет целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития личности, начиная с детского возраста и на протяжении всей жизни. Оно включает не только приобретение специальных знаний и умений, но также развитие нового непрагматичного отношения к природе, экологического мышления и природосообразной деятельности. Это позволило достичь социально-экологической компетентности, позволяющей развивать производственную деятельность без ущерба интересам будущих поколений.

В Пермском крае на протяжении более десятка лет ведется работа по созданию региональной системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. Накоплен определенный позитивный опыт, успешно применяются различные формы и методы эколого-просветительской деятельности. Как и в предыдущие годы, распространением экологических знаний, экологическим просвещением занимались учреждения образования в системе: детский сад – школа – вуз – повышение квалификации. Распространение экологических знаний осуществлялось через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, экологические центры.

29.1.1. Проведение семинаров экологической тематики
По-прежнему была востребована такая форма работы, как проведение семинаров для различных социальных групп.

Всего в 2006 г. было проведено 12 семинаров, в том числе:

Областным эколого-биологическим центром был организован и проведен кустовой семинар в г. Чернушка по теме «Экологическое просвещение в системе дошкольного образования». В семинаре приняли участие представители городов: Чернушка, Оса, Кунгур и рай-онов: Куединского, Уинского, Ординского, Кунгурского и Суксунского. Общее количество участников составило 45 человек. В рамках семинара педагоги не только прослушали лекции, участвовали в практикумах, но и посетили занятия «Как очистить воду» и «Земля – наш общий дом» с детьми в д/садах № 8 и № 15 (г. Чернушка).

В ассоциации «Региональное экологическое образование» 14 человек из 6 районов Пермского края прошли заключительную сессию учебного цикла «Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры населения». Все участники программы отчитались о выполнении индивидуальных самостоятельных заданий, выполненных в межсессионный период. В Доме журналистов по адресу: ул. Сибирская, 8 прошел семинар по теме: «Экологическая обстановка на территории Пермского края и здоровье населения», в котором приняло участие 28 человек из 16 территорий края.

В целях повышения уровня экологических знаний и обеспечения информацией специалистов муниципальных образований, курирующих вопросы обращения с отходами, на базе института ФГУП МНИИЭКО ТЭК, был проведен научно-практический семинар «Актуальные вопросы деятельности по обращению с отходами». Всего на семинаре присутствовало 85 человек из 65 организаций. Работа семинара освещалась в средствах массовой информации.

29.1.2. Проведение конференций экологической тематики
В крае за 2006 г. было проведено 10 конференций. Это, ставшие уже традиционными, V Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Экология и научно-технический прогресс», VIII Областная научно-практическая кон-ференция студентов и молодых ученых «Химия и экология», в которой приняли участие 70 человек, представлявших научные учреждения и вузы г. Перми и Пермского края. Было заслушано 50 докладов на четырех секциях. По итогам конференции признаны призерами и награждены почетными дипломами I степени 6 молодых ученых и студентов, дипломами II степени – 5 человек и дипломами III степени – 7 человек.

В апреле 2006 г. состоялась XIV Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Экология: проблемы и пути решения», в которой приняли участие студенты, молодые ученые вузов г. Перми, Казани, Екатеринбурга, школьники старших классов школ и лицеев г. Перми, г. Чусового; г. Кунгура; и г. Соликамска, учителя школ и преподаватели вузов – всего 217 человек. На конференции рассмотрены вопросы современной экологической ситуации в городах и районах Пермского края. Большое внимание уделено вопросам медицинской и социальной экологии, а также био- и геоэкологи. Часть выступлений посвящена проблемам утилизации отходов, охраняемых территорий, методическим и методологическим подходам к экологической оценке окружающей среды, вопросам экологии водных объектов и экологического образования и воспитания населения. Дипломы победителей XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Экология: проблемы и пути решения» вручены 6 докладчикам.

На базе Пермского филиала Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации проводилась всероссийская конференция по теме: «Актуальные проблемы гражданского и экологического права». В работе конференции приняли участие 210 человек. На конференции обсуждались наиболее актуальные проблемы в области экологического, земельного и гражданского права, экологии и природопользования. Основное внимание участники уделили проблемам обеспечения защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и способам обеспечения доказательной базы. В конференции «Охрана природы и гражданское общество» приняло участие 92 человека.

В мероприятиях, организованных Центральной детской библиотекой г. Кунгура, в период организации и проведения конференции «Мы в ответе за тех, кого приручили» приняли участие 660 человек. В самой конференции – 155 человек, в том числе в первый день – 43 человека взрослых и во второй день – 112 детей и преподавателей.

29.1.3.Слеты экологической тематики
В 2006 г. прошли, ставшие уже традиционными, региональный слет школьных лесничеств, в котором участвовало 24 команды в составе 150 человек и 30 организаторов, и VIII региональный слет лидеров молодежного экологического движения, в котором приняли уча-стие 120 школьников и 40 учителей со всех уголков Пермского края. Организаторы серьезно обновили содержание этого ежегодного мероприятия, сделав упор на формирование лидерских качеств юных экологов, на умении работать в команде, на изучении и применении важных правовых документов. Учащиеся и педагоги получили схему эффективной работы с местными органами власти (муниципальными и поселенческими) по охране природы. Кроме того, участники слета получили навыки работы в проектных группах и в дальнейшем они смогут использовать данную форму в работе своего экологического объединения.

На базе Дома детского и юношеского туризма и экскурсий г. Березники, совместно с Управлением по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края и государственным природным заповедником «Вишер-ский», был проведен V региональный фестиваль-слет «Наследие и дети». Впервые фестиваль проходил в полевых условиях на полигоне учебно-исследовательского стационара «Ле-гино», на берегу р. Яйва. В фестивале приняли участие 140 школьников из 7 территорий (п. Орел, г. Очер, с. Карагай, г. Оса, п. Яйва, п. Плеханово Кунгурского района и г. Березники). Для участников фестиваля были организованы 6 мастер-классов: проводники полевых групп, топографическая съемка местности, наблюдения за животными в полевых условиях, гидрологические наблюдения, биологические практики («Изучение видового состава грибов», «Оценка состояния древостоя смешанного леса», Комплексная экологическая оценка воздействия и местность»), подготовка экологического проекта и презентация экологического проекта. Команды освоили полевые методики, разрабатывали проектные идеи, направ-ленные на решение экологических проблем территории Легинского исследовательского стационара. Все ребята показали хороший уровень компьютерной грамотности, сумели в короткий срок подготовить и продемонстрировать технически качественные компьютерные презентации своих проектных идей.

29.1.4. Экологические конкурсы, праздники
Проводился традиционный региональный конкурс природоохранных отрядов. Основной целью конкурса явилась активизация деятельности природоохранных объединений и молодежных общественных организаций Пермского края по сохранению природы и экологическому воспитанию и просвещению населения. В конкурсе приняли участие 58 учреждений и организаций (62 отряда) из 28 административных территорий и 44 населенных пунктов. Все-го 2 729 человек. Конкурс проходил по 5 номинациям: просветители, озеленители, голубой патруль, зеленый патруль и комплексные природоохранные отряды.

С 15 апреля 2006 г. был объявлен пятый краевой конкурс «Экология. Творчество. Молодежь». На конкурс были представлены творческие работы по семи номинациям: фотоконкурс, флористика, литературное творчество, театрализованные программы, художественно-изобразительное творчество, видеоклип, экологическое издание. Конкурс проходил в два этапа: муниципальный и региональный. Муниципальный этап конкурса проведен на 9 территориях Пермского края. Работы победителей первого этапа направлены на участие в региональном этапе конкурса. Общее число работ, участвующих в конкурсе, составило 409. Заявки на участие в региональном этапе конкурса поступили с 28 территорий с общим числом участников – 570 человек. Наибольшее число заявок на участие в этом этапе конкурса поступило из г. Перми, Верещагинского и Суксунского районов. Жюри определило победи-телей в количестве 110 человек (лауреаты, дипломанты I, II, III степеней и поощрительные призы).

Были проведены журналистский конкурс «Земля тревоги нашей» и конкурс «Экология. Человек года».

Были организованы и проведены экологические праздники: в г. Березники – «Наш земной, наш родной, наш кружащийся шар»(512 участников); в г. Чайковском – «Весна идет – весне дорогу!», в Чердынской городской детской библиотеке проведены праздники под на-званием «Экологический пробег».

На участие в краевом ведомственном грантовом экологическом конкурсе «Сохраним природу Прикамья» было подано 102 заявки из 29 городов и районов края. По результатам экспертной комиссии долевую финансовую поддержку получили 16 проектов с 12 террито-рий городов и районов края, с общей суммой финансирования – 1439,734 тыс. руб. В среднем в реализации проектов задействовано более 13 000 человек, включая волонтеров.

29.1.5. Природоохранные акции
Немаловажную роль в распространении экологических знаний играет проведение все-возможных природоохранных акций, таких как: «День защиты от экологической опасности», «Единый День действий в защиту рек», «Делай с нами, делай, как мы», «Должники природы…», «Марш парков», которые проводились как на территориях ассоциации «Верхнекамье», так и на территориях ассоциации «Юг». Особо важным мероприятием является проведение Всероссийской акции «День защиты от экологической опасности», которая ежегодно проводится и на территории Пермского края и охватывает значительную часть детского и взрослого населения. Задачей акции является привлечение населения края к практи-ческим природоохранным мероприятиям по ликвидации несанкционированных свалок, очистке берегов рек, озеленению берегов, обустройству родников и т.д. В акции приняли участие учебные заведения, промышленные и сельскохозяйственные предприятия (1683), библиотеки (210) и дворцы и дома культуры (212). Всего за период акции в 2006 г. на территории Пермского края проведено 1223 рейдов и проверок предприятий и территорий, в результате чего выявлено 783 нарушения. Принято 428 мер административного воздействия и при-влечено 199 человек к ответственности за природоохранные правонарушения. Озеленено 343,99 га; посажено 711900 деревьев, кустарников, разбито цветников и газонов; проведено 456 семинаров, круглых столов, мастер-классов и других обучающих мероприятий; утилизировано 209389 тонн отходов; проведено 223 праздников, шествий, выступлений агиткол-лективов; организовано 28 экологических троп; проведено 58 конференций экологической тематики и т.д. В рамках акции был проведен «Единый День действий в защиту рек», в которой приняли участие 24 территории края с охватом населения свыше 100 тыс. человек. В ходе акции населением очищено 131,7 км берегов рек, обустроено 184 родника, 45 прудов, утилизировано свыше 210 тысяч тонн мусора. Всего в акции «День защиты от экологической опасности» приняло участие 509 тыс. человек. За большой вклад в организацию и про-ведение Дня защиты от экологической опасности в 2006 г. оргкомитет Пермского края был награжден Общероссийским организационным комитетом дипломом, в связи с присуждением краю третьего призового места. В адрес губернатора Пермского края и начальника управления по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры направлены благодарственные письма.

Карагайским краеведческим музеем была проведена межрайонная акция «Птицам – нашу заботу!». Согласно анкетным данным общая численность участников акции составила 719 человек. Итоговым мероприятием акции стала игра-конкурс «Птичий гомон», в которой приняли участие сборные команды из Сивинского, Верещагинского районов и 4 команды Карагайского района (всего 6 команд по 8 человек – 48 человек). В 2006 г. активными формами экологического просвещения детского и взрослого населения были проведение раз-личных конкурсов, экологических праздников.

29.1.6. Эколого-просветительская деятельность на особо охраняемых природных территориях
Работа образовательных учреждений на особо охраняемых природных территориях имеет огромное значение в экологическом просвещении населения, распространении экологических знаний и поддержке активных действий по отношению к особо охраняемым при-родным территориям и другим уникальным объектам природного наследия. Благодаря этой работе формируется положительный имидж особо охраняемых природных территорий в глазах местного населения и формируется будущий кадровый потенциал для природоохранных организаций Пермского края. Можно отметить также большое разнообразие форм и методов, применяемых учащимися образовательных учреждений, в организации природоохранной и эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных терри-ториях. Немаловажным моментом для совершенствования данной деятельности являются обобщение опыта работы образовательных учреждений на особо охраняемых природных территориях и обмен приобретенным опытом, практическими и теоретическими знаниями. Для этого некоммерческой организацией «Благотворительный фонд “Хранители наследия”», при поддержке Управления по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, на базе Пермского областного детского центра «Восхождение» и Областного эколого-биологического центра, 14–15 декабря 2006 г. была проведена конференция «Моя особо охраняемая природная территория», в которой приняли участие 70 человек из 32 образовательных учреждений 17 районов Пермского края и г. Перми.

29. 1.7. Деятельность общественного клуба «Эколог»
В Доме учителя по адресу: ул. Сибирская, 12, работу по формированию экологической культуры населения проводил общественный клуб «Эколог». Действовало 3 секции:
- «Все начинается с детства» – для педагогов всех форм образования;
- «Зеленый мир» – молодежная секция;
- «Город и экология» – с участием населения.

На секциях также рассматривали и наиболее проблемные экологические вопросы Пермского края.
- «Выполнение комплексной экологической программы г. Перми на 2001 – 2005 гг.»;
- «Современные проблемы водных ресурсов Пермского края,
- «О проблемах памятника природы «Черняевский лес»,
- «Система подготовки питьевой воды и контроль качества воды ООО «Новогор – Прикамье»,
- «О подготовке к всероссийским акциям «День защиты от экологической опасности» и «Речная лента»,
- «Проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования г. Пер-ми»,
- «О подготовке к общественным слушаниям по утилизации в Перми твердотопливных ракет».

Всего клубом «Эколог» в 2006 г. проведено 20 семинаров, 4 конференции, 6 круглых столов и проведен Новогодний праздник для учащихся. В работе клуба «Эколог» в 2006 г. приняли участие около тысячи человек.

29.1.8. Издательская деятельность
За отчетный период был подготовлен и издан сборник «Охрана окружающей среды Пермской области в 2005 г.», издана детская книга «Экологические заповеди для детей», подготовлены и изданы тезисы докладов Всероссийского научно-практического семинара «Проблемы учета и контроля обращения с отходами», а также с целью экологического просвещения, распространения экологических знаний, пропаганды идей устойчивого развития, активизации деятельности образовательных и просветительских учреждений, детских эколо-гических объединений и молодежных общественных организаций Пермского края было разработано и издано информационно-методическое пособие «Повестка дня на XXI век».

29.1.9. Взаимодействие со СМИ в области эколого-просветительской деятельности
Экологические знания распространялись в циклах радио- и телепередач. Ежемесячно в эфире ПГТРК «Т 7» выходили радиопрограммы экологической тематики «Зеленая волна» и «Наш дом – Земля». В рамках детского экологического медиа-проекта было размещено: на ТК «Россия» и ТК «Культура 29 ТВК» 5 телепрограмм с экологической викториной «Зеленая планета», на ТК «Культура 12 ТВК» 20 детских телепрограмм в прямом эфире с экологическим телеконкурсом «Если все ушли из дома», в эфире «Радио России» размещено 10 экологических радиорубрик «Прикамский лес – страна чудес», изготовлено и размещено в эфире на «Радио России» 5 радиопередач экологической тематики «Зеленая планета» и изготовлено и размещено в газете «Эфир» 5 печатных рубрик «Детская страничка – Зеленая планета».

Пермской телерадиокомпанией «Урал-Информ ТВ» были показаны фильмы: «Вишера заповедная», «Весна в Верхнекамье», «Пернатые на гнездах», «На Косачином току» и «Прикамский хариус». Были созданы и показаны три 10-минутные информационно- просветительские телевизионные передачи экологической тематики и три 2-минутных информаци-онных новостных сюжета экологической тематики.

Управление по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, используя опыт прошлых лет, распространяло целевую природоохранную информацию в газетах.
Ежемесячно в количестве 8 000 экз. издавалась газета «Луч» – экологическое приложение к областной газете «Пермские новости», отражающая проблемы охраны окружающей среды. В газете «Деловое Прикамье» (тираж 23 500 экз.) были размещены 2 статьи «От проблемы отходов не отходим!» и «Новая метла пройдется по экологам?» и статья экологической тематики в газете «Пермские новости» (тираж 10 000 экз.). В субботнем выпуске «Звезда», по итогам конференции, проведенной по проблемам Красной книги, была разме-щена статья «Красная книга края» (тираж 8 000 экз.). В газете «Коммерсантъ» (тираж 116 899 экз.), по итогам II Всероссийской экологической конференции и XII съезда ВООП, была помещена статья «Охрана окружающей среды должна быть под единым началом».

29.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПГУ (Зав. кафедрой, д.г.н., профессор, заслуженный эколог РФ Г.А. Воронов)
29.2.1. ПОДГОТОВКА КАДРОВ
В Пермском государственном университете ведется подготовка специалистов по специальностям «Природопользование» и «Экология». Кафедрой руководит д.г.н., профессор, заслуженный эколог РФ Г.А. Воронов. По специальности 013400 «Природопользование» специалистов готовит кафедра биогеоценологии и охраны природы (БОП) на очном и заочном отделениях. Выпускникам присваивается квалификация «Эколог - природопользователь». Ежегодный прием на бюджетной основе – 20 человек на каждом отделении. Кроме того, до 20 человек на каждое отделение может приниматься на договорной основе. Конкурс среди абитуриентов достигает 17–23 человек на одно место. В 2007 г. окончили кафедру 58 выпускников заочного и 30 выпускников дневного отделения.

Подготовку студентов по специальности 013100 «Экология» ведет биологический факультет. Прием на дневное отделение – 15 человек, осуществляется прием на договорной основе. Присваивается квалификация «Эколог». Конкурс высок – до 15 абитуриентов на одно место.

При Пермском университете открыта аспирантура по двум экологическим специальностям «Геоэкология» и «Экология». Ежегодный прием аспирантов 4 – 6 человек. За последние годы ежегодно защищают диссертации по 2–3 человека. В 2007 г. диссертацию по «Геоэкологии» защитила сотрудница кафедры биогеоценологии и охраны природы С.А. Кулакова. В 2005 г. по этой же специальности защитил докторскую диссертацию сотрудник кафедры биогеоценологии и охраны природы С.А. Бузмаков.

29.2.2. Повышение квалификации специалистов
В 2004 г. на базе кафедры биогеоценологии и охраны природы был создан «Центр экологического образования», входящий в состав регионального института непрерывного обра-зования при ПГУ. Директор центра профессор Г.А. Воронов, ученый секретарь Е.Н.Зверева. Ежегодно 2–3 раза проводятся курсы (обычно двухнедельные). Принимается 12–15 слушателей, преимущественно сотрудники промышленных предприятий. По окончании курсов слушатели получают удостоверение установленного образца.

29.2.3. Работа по экологическому просвещению
Студентам практически всех факультетов ПГУ читается курс «Экология» (юристам – «Социальная экология»). При этом на физическом, механико-математическом, филологическом, социально-философском, юридическом, геологическом, географическом, историко-политологическом и частично химическом и биологическом факультетах эти дисциплины ведут специалисты кафедры биогеоценологии и охраны природы, на биологическом и химическом факультете – специалисты биологического факультета. Кроме того, кафедра биогеоценологии и охраны природы (профессор Г.А. Воронов) читает курс «Экология» на начальном факультете ПГПУ
Преподаватели ПГУ работают с рядом школ в Перми, Чусовском, Пермском и некото-рых других районах области, особенно, большой объем работы выполняет доцент, к.г.н. Э.А. Бузмаков. Регулярно читаются лекции учителям, школьникам, реже другим категориям слушателей. Так, в 2007 г. профессор Г.А. Воронов прочел 8 часов лекций сотрудникам ап-парата Законодательного собрания края. В различных СМИ ежегодно публикуются несколько десятков материалов по экологической и природоохранной тематике.

В 2005 г. ПГУ (совместно с Вишерским государственным заповедником) издал книжную версию на СD «Особо охраняемые природные территории Красновишерского района Пермского края». В 2006 г. ПГУ выпустил пособие для студентов младших курсов и стар-шеклассников «Введение в экологию и природопользование» (автор Г.А. Воронов). Ежегодно публикуются методические указания по разным экологическим курсам.

В 2007 г. сдана в печать книга об истории охраняемых природных территорий региона (автор С.П. Стенно). В 2005 г. в ПГУ и совместно с УООС была выпущена объемистая книга «Слово о природном наследии» (28,0 печатных листов, автор Г.А. Воронов).

29.3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПГТУ (по материалам кафедры охраны окружающей среды ПГТУ)
Экологическую подготовку выпускников ПГТУ в основном реализует кафедра охраны окружающей среды (ООС). Кафедра обеспечивает чтение дисциплин естественно-научного цикла «Экология» для студентов специальностей дневного и заочного обучения автодорожного, аэрокосмического, механико-технологического, строительного, электротехнического факультетов; для студентов специальностей «Экономика и управление на предприятии», «Религиоведение» и «Маркетинг» гуманитарного факультета и специальностей заочного обучения горно-нефтяного факультета. На химико-технологическом и горно-нефтяном факультетах дисциплина «Экология» читается специалистами профильных кафедр. В национально-региональном компоненте учебного плана всех специальностей строительного фа-культета предусмотрено изучение дисциплины: «Экология человека». На многих специальностях ПГТУ изучаются профильные экологические дисциплины, например, «Экология автотранспортного комплекса» (автодорожный факультет); «Охрана воздушного бассейна», «Охрана водных объектов», «Экологическое право» «Техника защиты окружающей среды» (строительный факультет).

29.3.1. Подготовка специалистов в области охраны окружающей среды
Кафедра охраны окружающей среды, возглавляемая доктором медицинских наук, про-фессором Я.И. Вайсманом, является выпускающей и в настоящее время осуществляет подготовку специалистов в области охраны окружающей среды по следующим направлениям и специальностям:

На базе кафедры охраны окружающей среды (ООС) открыты и функционируют:

Учебный процесс на кафедре ООС обеспечивают: 18 докторов наук, профессоров; 3 доцента, кандидата наук.

29.3.2. Послевузовская подготовка
Послевузовская подготовка на кафедре осуществляется в аспирантуре и докторантуре по научной специальности 03.00.16 – «Экология», на факультете экологического менеджмента при ГОУ ДПО «Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров», на кур-сах повышения квалификации экологического консалтингового центра ПГТУ.

Обучение студентов, подготовка аспирантов и подбор тематик научных исследований на кафедре проводится с учетом европейского опыта и существующих международных кон-тактов кафедры при реализации совместных образовательных и научных проектов. Посто-янные зарубежные партнеры кафедры ООС: университет прикладных наук г. Висбадена (Германия); экологическое ведомство земли Гессен (Германия); университет г. Люнебурга (Германия); технический университет г. Вены (Австрия); горный университет г. Леобена (Австрия); Нидерландская программа содействия в области управления (NMCP); Европейская программа повышения квалификация в области экологического управления (EPCEM) (г. Амстердам, Голландия); научно-исследовательский институт по проблемам экологии
(г. Амстердам, Голландия); программа добровольческой службы за рубежом (VSO) (Великобритания), международная программа «Открытый мир» по теме «Environmental protection», институт архитектурного ландшафтоведения г. Оснабрюка (Германия).
29.3.3. Участие в международных проектах

В 2001–2002 гг. преподаватели кафедры участвовали в совместном европейском проекте TGEP – 10333-97 «Темпус-ТАСИС» по внедрению экологических дисциплин в технических вузах. Участники проекта: ПГТУ, ПГУ, Венский технический университет (Австрия), Выс-шая техническая школа г. Висбаден (Германия). Результат работы: подготовка научно-методических материалов по дисциплинам экологического направления в техническом ВУ-Зе (руководители проекта – проф. Я.И.Вайсман, проф. Т.С.Серова).

В 2003–2006 гг. на кафедре реализован проект CD-JEP-23164-2002 «Разработка магистерской программы по экологическому аудированию». Партнеры по проекту: свободный университет г. Амстердама (Нидерланды); международные курсы по экологическому ме-неджменту – EPCEM (Нидерланды); Венский технический университет (Австрия); университет г. Дебрецена (Венгрия), Ecole des Mines de Paris (Франция). Результат работы – открытие магистерской программы 553508 «Экологическое аудирование» (руководитель проекта – проф. Я.И.Вайсман).

В течение 2001–2005 гг., кафедра охраны окружающей среды при поддержке Управления по охране окружающей среды Пермской области организовала и провела 5 международных экологических лагерей в России и участвовала в 5 зарубежных экологических лаге-рях по приглашению партнеров. В рамках двусторонних соглашений осуществляется постоянный обмен студентами и аспирантами (общее количество студентов и аспирантов кафедры, прошедших стажировку за рубежом за пять лет, составляет 15 че