32. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

(Эксперт Управления по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Перм-ского края, В.Н. Логунов)

В 2006 г. в федеральном законодательстве в области охраны окружающей среды и при-родопользования произошли существенные изменения. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ. В соответствии с этим законом субъ-екты Российской Федерации вновь получили утраченные ранее полномочия в указанных областях, а по некоторым направлениям приобрели дополнительные полномочия. В облас-тях водных отношений, использования и охраны объектов животного мира, использования и охраны лесных ресурсов субъектам были переданы отдельные государственные полномочия Российской Федерации, осуществляемые за счёт субвенций из федерального бюджета. Это, несомненно, сыграло положительную роль в развитии экономики регионов. При этом роль государственных органов Российской Федерации сводится к контролю за надлежащим исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий.

В области охраны окружающей среды субъектам Российской Федерации практически полностью возвращены полномочия, установленные федеральным законом «Об охране окружающей среды». Кроме того, им предоставлено право формирования и обеспечения функ-ционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды. Это очень важно для такого промышленного региона, каким является Пермский край. Федеральные органы осуществляли мониторинг атмосферного воздуха только в четырех городах: Перми, Березниках, Губахе и Соликамске. Этого было явно недостаточно, так как серьёзное негативное влияние на состояние атмосферного воздуха оказывается и в других промышленных городах края: Краснокамске, Лысьве, Чайковском, Чусовом. Знание реального состояния качества атмосферного воздуха крайне необходимо для перспективного планирова-ния мероприятий по обеспечению благоприятного состояния среды обитания населения этих и других городов.

Исполнительные органы государственной власти края приобрели право обращаться в суд с требованиями об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, осуще-ствлять контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществлять экологическую паспортизацию своих территорий, вести учёт объектов негативного воздействия на окружающую среду.

Закон чётко обозначил полномочия органов местного самоуправления на уровне городских и сельских поселений, а также на уровне муниципальных районов и городских округов. На муниципальные районы возложены полномочия по организации и осуществлению меж-поселенческих природоохранных мероприятий, на городские округа – по организации и осуществлению природоохранных мероприятий в границах городского округа. К вопросам местного значения отнесены также вопросы по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления получили право издавать нормативные правовые акты в области обращения с отходами, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории муниципального образования. Однако серьёзным недостатком закона является изъятие полномочий органов местного самоуправления на осуществление муниципального экологического контроля.

Существенным изменением законодательства является то, что, наконец, установлено чёткое разграничение полномочий как по осуществлению государственного экологического контроля, так и по осуществлению государственного контроля в области обращения с отхо-дами, в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации на объектах, не отнесенных к объектам федерального государственного экологического контроля, предоставлено право согласования порядка проведения производственного контроля, получения отчётов о результатах его осуществления, проведения регионального кадастра отходов.

В 2006 г. приняты новые редакции Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, внесены существенные изменения в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, а также в федеральные законы об экологической экспертизе, о животном мире. В соответствии с этими изменениями субъектам Российской Федерации переданы отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, управления лесами, градостроительства, использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и проведения государственной экологической экспертизы проектов объектов регионального уровня. В соответствии с этими изменениями субъекты Российской Федерации приобрели право осуществления регионального государственного водного и лесного контроля, строительного надзора и контроля за использованием объектов животного мира.

В течение рассматриваемого периода внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Существенно увеличены размеры администра-тивных штрафов, налагаемых за экологические правонарушения. Глава 8 дополнена статьей 8.41, которой предусмотрена административная ответственность за невнесение или нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Введён новый вид административного наказания, налагаемого на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Устранены имевшиеся ранее противоречия в законах о порядке ограничения, приостановления и прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства. Право на это передано судебным органам.

Правительством Российской Федерации утверждены новые положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, о лицензировании деятельности в области обращения с ломом цвет-ных и чёрных металлов, об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, правила расчёта и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Эти и иные, принятые в 2006 г. законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации определили основные направления нормотворческой работы органов госу-дарственной власти Пермского края.

Законом Пермского края от 05.06.2006 г. № 3052 «О внесении изменений в Закон Пермской области «Об охране окружающей среды Пермской области» приведены в соответствие с федеральным законодательством полномочия органов государственной власти Пермской области: по участию в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации в Пермской области с учетом ее географических, природных и социально-экономических особенностей, по осуществлению контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду; по участию в осуществлении государственного экологического мониторинга; по обращению в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Полномочия органов местного са-моуправления определены в пределах, установленных федеральным законодательством. На субъекты хозяйственной и иной деятельности, в ведении которых находятся объекты, подлежащие областному государственному экологическому контролю, возложена обязанность представлять в орган государственного экологического контроля сведения об организации, осуществлении и результатах производственного экологического контроля.

Законом Пермского края от 08.12.2006 г. № 27-КЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Пермском крае» определен порядок подготовки нормативов градостроительного проектирования. Состав этих нормативов может уточняться с учетом особенностей социально-экономических условий, включающих в себя фактически сложившиеся технико-экономические, санитарно-гигиенические показатели, наличие топливно-энергетических, водных и иных ресурсов, состояния окружающей среды. При этом учитываются предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования природных и иных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Законом Пермского края от 17.10.2006 г. № 3260-744 «Об утверждении отчета об исполнении целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001–2005 годы» определены итоги выполнения запланированных природоохранных мероприятий. Отмечено снижение по сравнению с 2000 г. объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников с 580,0 до 460,0 тыс. тонн/год, объемов сброса в водные объекты загрязненных сточных вод с 402,0 до 318,2 млн м3/год и валового сброса загрязняющих веществ с 11127,3 до 913,0 тыс. тонн/год, увеличение объемов использования образующихся отходов с 13,2 до 13,9 млн тонн/год. Однако это не привело к существенному улучшению состояния окружающей среды. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Перми, Соликамске, Губахе, Лысьве, Чайковском стабильно харак-теризуется как «высокий». Нагрузка на водные объекты остается неизменно высокой. Качество воды на отдельных участках р. Камы, Косьвы, Чусовой, Лысьвы, Вишеры не отвечает нормативам, установленным для рыбохозяйственных водоемов. По-прежнему остается низким процент использования отходов производства и потребления. В отчете дан подробный анализ выполнения мероприятий Программы, эффективности использования средств областного бюджета, отмечены причины невыполнения отдельных мероприятий.

На основе подробного анализа выполнения целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды» на 2001–2005 гг. утверждены следующие выводы:

Несмотря на то, что недостаточность финансирования мероприятий не позволила достичь в полном объеме всех запланированных показателей, программно-целевой метод реа-лизации практических мер в области охраны окружающей среды доказал свою эффектив-ность.

Учитывая сложную экологическую обстановку в Пермском крае и необходимость даль-нейшего решения проблем, признано актуальным и крайне важным дальнейшее принятие экологической программы.

Законом Пермского края от 24.11.2006 г. № 3288-752 «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «Об административных правонарушениях» должностные лица органов внутренних дел (милиции) наделены полномочиями по составлению протоко-лов об административных правонарушениях при выявлении нарушения: правил благоустройства и содержания территорий городов и других населенных пунктов; правил содержа-ния домашних животных; требований градостроительной документации, порядка организа-ции автостоянок. Это расширяет возможности органов местного самоуправления по поддержанию на своей территории благоприятного состояния среды обитания населения.

Соответствующими законами Пермского края были внесены изменения в областные за-коны, регулирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения, порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того, были внесены изменения в областные целевые программы, направленные на рациональное использование и восстановление водных объектов и лесных ресурсов.

Законом Пермского края от 12.12.2006 г. № 35-КЗ «О бюджете Пермского края на 2007 год» утверждены расходы на охрану окружающей среды в сумме 39076,5 тыс. рублей, в том числе на финансирование таких мероприятий, как охрана растительных и животных видов и среды их обитания, образование, использование и охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение Красной книги Пермского края, осуществле-ние экологического контроля и экологического мониторинга, на развитие системы экологи-ческого образования, формирование экологической культуры населения, обеспечение насе-ления достоверной информацией о состоянии окружающей среды. Предусмотрено финанси-рование работ по разработке территориальных строительных норм по размещению, проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов захоронения отходов и санации несанкционированных свалок. Отдельной строкой выделены средства на разработку концеп-ции и программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории Пермского края на 2008–2012 гг.».

Продолжено финансирование мероприятий целевых программ «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 г.» – 70 млн. рублей, «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003-2007 годы» – 72509 тыс. рублей, «Развитие лесопромышленного комплекса на 2004–2010 годы» – 41467,9 тыс. рублей, «Обеспечение безопасности жизнедеятельности городов Березники и Соликамска на 2002–2007 годы» – 61008 тыс. рублей. Выделены также средства на выполнение мероприятий окружной целевой программы «Экология и природные ресурсы Коми-Пермяцкого автономного округа (2003–2010 годы)».

В рамках проведения административной реформы проведено реформирование исполни-тельных органов государственной власти Пермской области, осуществлявших управление в области охраны окружающей среды и природопользования. Функции по регулированию от-ношений, связанных с использованием и охраной природных ресурсов, переданы Министер-ству промышленности и природных ресурсов Пермского края. Вопросы развития норматив-ной правовой базы в области охраны окружающей среды, разработки и финансирования ме-роприятий краевых экологических программ, управления особо охраняемыми природными территориями и охраны редких и исчезающих видов животных и растений возложены на Управление по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края. Функции по осуществлению государственного экологиче-ского контроля и обеспечению экологической безопасности закреплены за Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края. Большая часть актов губернато-ра края и правительства Пермского края связана с регулированием земельных отношений, с использованием и охраной лесных ресурсов, с приведением в соответствие с федеральным законодательством ранее принятых нормативных правовых актов Пермской области.

Важное значение в области охраны окружающей среды и здоровья населения имеет указ губернатора края от 28.04.2006 г. № 71 «Об использовании методологии при оценке риска в Пермском крае». Указом рекомендовано проводить учет оценки рисков для здоровья насе-ления и охраны окружающей среды при проведении работ:

Утвержден Порядок взаимодействия и информационного обмена в деятельности раз-личных ведомств по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в Пермском крае. Функции по координации информационного обмена между органами госу-дарственной власти, юридическими и физическими лицами возложены на управление по охране окружающей среды Пермской области
Процедуры оценки риска для здоровья населения выполняются организациями, аккре-дитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется орга-ном по оценке риска заказчику работ, органам и лицам, представившим сведения, необхо-димые для проведения работ по оценке риска, государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения. Распространение инфор-мации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме.

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, принятых органами госу-дарственной власти Пермского края в 2006 г., приведен в табл. 32.1.

Таблица 32.1

Принятые в 2006 г. законодательные и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования

Наименование утвержденного акта

Дата

Номер

1

2

3

1. Законы Пермского края

О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственникам индивидуальных гаражных боксах в гаражно-строительных кооперативах

12.05.2006

2986-669

О внесении изменений в закон Пермской области «Об областной целевой программе «Развитие лесопромышленного комплекса на 2004–2010 годы»

12.05.2006

2989-670

О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области»

12.05.2006

2991-671

О внесении изменения в статью 4 закона Пермской области «О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермской области»

12.05.2006

3011-677

О внесении изменений в закон Пермской области «Об охране окружающей среды Пермской области»

05.06.2006

3052-688

О внесении изменений в закон Пермской области «О безопасности питьевой воды»

28.06.2006

3150-719

О внесении изменений в закон Пермской области «Об областной целевой программе «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003–2007 годы»

28.06.2006

3194-731

О внесении изменений в закон Пермской области «О перечне земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Пермской области»

12.10.2006

3255-742

Об утверждении отчета об исполнении областной целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Пермской области» на 2001–2005 годы"

17.10.2006

3260-744

О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области «Об административных правонарушениях»

24.11.2006

3288-752

О внесении изменений в закон Пермской области «О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермской области»

05.12.2006

3293-754

О внесении изменений в закон Пермской области «Об областной целевой программе «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003–2007 годы»

05.12.2006

3298-755

О регулировании градостроительной деятельности в Пермском крае

08.12.2006

27-К

2. Постановления Законодательного Собрания Пермской области

О согласовании изменения границ  городских лесов г. Березники Пермской области

26.01.2006

2855

О согласовании изменения границ  городских лесов г. Кунгура Пермского края

19.10.2006

3279

О согласовании изменения границ  городских лесов г. Чусового Пермского края

16.11.2006

3295

О согласовании изменения границ  городских лесов г. Перми

16.11.2006

3296

О согласовании изменения границ  городских лесов г. Чусового Пермского края

16.11.2006

3367

О согласовании изменения границ  городских лесов г. Краснокамска Пермского края

30.11.2006

3429

3. Постановления Законодательного Собрания  Пермской  области  и  Законодательного  Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа

О проблемах развития законодательного регулирования  охотничьей отрасли в Пермском крае

16.11.2006

120

4. Указы губернатора Пермского края

О признании утратившим силу указ губернатора области от 26.07.2002 г. № 154 «О проведении областного смотра среди охотпользователей на лучшее (образцовое) ведение охотничьего хозяйства»

31.01.2006

7

О кадастровой стоимости земель водного фонда Пермской области

28.02.2006

23

О внесении изменений в указ губернатора области от 10.06.2005 г. №94 «О ставках лесных податей»

17.03.2006

38

О внесении изменений в указ губернатора области от 28.06.2004 г. №82 «Об утверждении Положений о порядке предоставления земельных участков в Пермской области»

14.04.2006

57

О признании утратившим силу постановления губернатора области от 11.12.96 г. №435 «О временных правилах содержания собак и кошек в городах и населенных пунктах»

19.04.2006

59

О порядке передачи в 2006 г. средств областного бюджета муниципальным образованиям на реализацию областной целевой программы «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003–2007 годы»

25.04.2006

64

Об использовании Методологии оценки риска в Пермском крае

28.04.2006

71

О признании утратившим силу постановления губернатора области от 29.09.1997 г. №356 «О порядке предоставления в пользование поверхностных водных объектов или их участков, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Пермской области, выдачи лицензий на водопользование из поверхностных источников и распорядительной лицензии, установления (пересмотра) лимитов на водопользование»

15.05.2006

81

О внесении изменений в указ губернатора края от 30.12.2005 г. №19 «О кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Пермской области»

18.05.2006

86

О внесении изменений в решение исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.11.1988 г.№294 «О Правилах охоты в Пермской области»

16.06.2006

103

О кадастровой оценке земель

23.06.2006

110

О внесении изменений в постановление губернатора области от 14.01.99 г. №13 «О передаче сельских лесов в безвозмездное пользование»

23.06.2006

111

О Министерстве градостроительства и развитии инфраструктуры Пермского края

05.07.2006

127

О Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края

05.07.2006

128

О признании утратившими силу отдельных актов губернатора области

13.07.2006

135

О переводе лесных земель в нелесные земли

21.07.2006

140

Об утверждении Положения о порядке финансирования работ потушению лесных пожаров в сельских лесах и формирования состава затрат, включаемых в расходы на их проведение, в 2006 г. и внесении изменений в распоряжение губернатора края от 23.06.2006 г. №235-р

06.10.2006

170

О внесении изменений в указ губернатора края от 15.12.2005 г. №11 «О внесении изменений в постановление губернатора области от 05.01.1997 г. №2 «Об изменении и утверждении границ государственных биологических охотничьих заказников областного значения и упразднении государственного охотничьего заказника «Чусовское озеро»

19.12.2006

201

5. Распоряжения губернатора Пермского края

О перечне городских лесов муниципальных образований

10.02.2006

42-р

О мерах по охране лесов от пожаров в 2006 г.

19.04.2006

129-р

О внесении изменений в распоряжение губернатора области от 05.09.2005 г. №400-р «О передаче городских лесов муниципальным образованиям»

19.04.2006

178-р

6. Постановления правительства Пермского края

Об утверждении Положения о министерстве промышленности и природных ресурсов Пермского края

24.07.2006

42-п

Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермской области

17.08.2006

25-п

Об утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов

20.10.2006

48-п

О внесении изменений в постановление губернатора области от 14.01.1999 г. №13 «О передаче сельских лесов в безвозмездное пользование»

22.12.2006

105-п