13. Отходы производства и потребления (А.З. Ощепкова, ФГУ УралНИИ «Экология»)

Отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления. К отходам также относят товары (продукцию), утратившие свои потребительские свойства.

Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами, определяют как опасные отходы. В соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными Приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511, отходы по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на чрезвычайно опасные (1-й класс), высокоопасные (2-класс), умеренно опасные (3-й класс), малоопасные (4-й класс), практически неопасные (5-й класс). «Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 г., с 30 июня 2003 г. введена классификация отходов производства и потребления по степени их токсичности в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с этими правилами, токсичные отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности: 1-й класс – чрезвычайно опасные, 2-й класс – высоко опасные, 3-й класс – умеренно опасные, 4 класс – мало опасные.

При управлении отходами учитываются как экологические риски (опасность для  окружающей природной среды и здоровья человека), так и тот факт, что значительная часть отходов несет в себе ресусный потенциал и может быть использована для производства продукции, выработки энергии или выполнения определенных работ.

Повышение эффективности управления отходами остается одной из важнейших задач в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению и снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Наряду с этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение с отходами в процессе производства продукции и оказания услуг, при обезвреживании и размещении опасных отходов.

Последние годы обновление основных фондов, сопровождающееся внедрением малоотходных технологий, проводится медленно, в том числе и по причине отсутствия реального стимулирования государством инновационных процессов. Не имеет надежной поддержки со стороны органов управления и  малый бизнес, на плечи которого в настоящее время легла вся тяжесть создания и функционирования сети предприятий по сбору и переработке отходов. С низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение.

Изобилие объектов захоронения коммунальных отходов, нерешенные проблемы отходов добычи и обогащения природных ресурсов, специфических отходов крупнотоннажных производств увеличивают нагрузку на окружающую среду.
Отсутствие законодательной базы по обращению с отходами упаковки и упаковочных материалов приводит к непрерывному росту объемов образования коммунальных отходов, подлежащих захоронению. Все сильнее обостряется проблема утилизации оргтехники и бытового оборудования, обновление которых в силу технического прогресса происходит значительно активнее, чем ранее.
Несмотря на возросший в последнее время со стороны предпринимателей  интерес к  отходам, рост проблем в сфере обращения с отходами опережает развитие отходоперерабатывающей отрасли.

Условия для активизации позитивных процессов  в сфере обращения с отходами должны формироваться  соответствующей нормативной базой федерального, регионального и муниципального уровней.

В 2007 г. были внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», согласно которым собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В Пермском крае в целях реализации статьи 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» издано Постановление Правительства от 2 ноября 2007 г. № 251-п «О мероприятиях по ведению регионального кадастра отходов производства и потребления Пермского края», которым утверждено «Положение о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Пермского края» и рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обеспечивать представление сведений для ведения кадастра.

Региональный кадастр отходов является информационной основой для регулирования деятельности в области обращения с отходами, в том числе осуществления государственного экологического контроля исполнительными органами государственной власти Пермского края, для организации размещения и переработки промышленных и бытовых отходов органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. В Региональный кадастр отходов будут  включаться сведения:

-    о видах отходов, с которыми осуществляется обращение на территории Пермского края;
-    о характеристиках и опасных свойствах видов отходов, с которыми осуществляется обращение на территории Пермского края;
-    об объектах размещения отходов, расположенных на территории Пермского края;
-    об объектах использования и обезвреживания отходов;
-    о нормативах образования отходов, установленных лимитах на размещение отходов и предельных объемах накопления отходов;
-    о фактических количественных данных по образованию, приему-передаче, использованию, обезвреживанию и размещению отходов на территории Пермского края.

На основании данных кадастра отходов будет формироваться перечень организаций, оказывающих услуги по сбору, использованию и обезвреживанию отходов, с указанием перечня отходов, принимаемых для этих целей. Этот перечень будет размещен на сайте Государственной инспекции по охране окружающее среды края.

В соответствии с действующим законодательством за органами государственными власти субъектов Российской Федерации закреплены в области управления  отходами такие полномочия, как участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами, контроль за их исполнением; установление лимитов на размещение отходов и осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.

В области обращения с отходами полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов предусматривают деятельность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; органы местного самоуправления поселений осуществляют функции организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2006 г. отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2007 г. выделены средства на разработку концепции обращения с отходами на территории Пермского края на 2008–2012 гг. и перспективу до 2017 г. Концепция должна содержать предложения по развитию инфраструктуры в области переработки и размещения отходов с учетом социально-экономического развития территории.

Количественные данные по обращению с отходами на территории Пермского края получены при обработке отчетов, представленных хозяйствующими субъектами в установленном порядке. В 2007 г. в Пермском крае информацию по обращению с отходами представили около 1800 хозяйствующих субъектов.

По сведениям, представленным организациями Пермского края, в 2007 г. образовалось 47,07 млн т отходов производства и потребления, из которых 34,10 млн т складировано и захоронено на объектах размещения отходов. Всего в 2007 г. использовано или обезврежено в производстве 12,97 млн т отходов.

В табл. 13.1 представлена динамика обращения с отходами в Пермском крае и Коми-Пемяцком округе за 2001–2007 гг. В табл. 13.2 представлена структура образования отходов по различным группам.

Таблица 13.1

Обращение с отходами за 2001–2007 годы


Год

Образовано в отчетном году,
млн т

Использовано, обезврежено в течение отчетного года

Складировано и захоронено в течение отчетного года,
млн т

Складировано
на конец года на объектах, эксплуатируемых в отчетный период,
млн т

млн т

% от образованных

2001*

35,82

14,13

39,4

21,74

576,65

2002*

33,29

12,94

38,7

19,84

596,4

2003

37,58

13,15

34,99

23,34

604,4

2004

43,27

13,62

31,48

29,47

618,00

2005

46,31

14,14

30,32

30,79

643,56

2006

43,40

13,21

30,53

29,27

671,40

2007

47,22

12,11

25,64

34,40

699,88

Таблица 13.2

Сведения по образованию различных групп отходов в Пермском крае за период 2004–2007 гг.

Наименование групп отходов

2004г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Млн т

%

Млн т

%

Млн т

%

Млн т

%

Отходы добычи солей

22,66

68,07

23,98

64,20

28,62

66,17

30,77

65,37

Отходы добычи и обогащения прочих полезных ископаемых, грунты незагрязненные

7,05

21,17

10,24

27,44

8,67

20,05

9,89

21,01

Отходы черных металлов

0,160

0,48

0,189

0,51

0,385

0,89

0,33

0,70

Шламы различного происхождения

0,152

0,46

0,213

0,55

0,230

0,53

0,58

1,23

Отходы коммунальные

0,69

2,07

0,542

1,45

0,705

1,63

0,6

1,27

Золошлаки от сжигания твердого топлива

0,086

0,26

0,033

0,09

0,031

0,07

0,02

0,04

Шлаки прочие

0,26

0,78

0,292

0,78

0,390

0,90

0,36

0,76

Древесные отходы

0,521

1,56

0,485

1,31

0,236

0,55

0,33

0,70

Отходы сельского хозяйства

1,2

3,62

0,722

1,93

0,704

1,63

0,62

1,32

Прочие виды отходов

0,515

1,52

0,654

1,74

3,281

7,59

3,57

7,58

Таблица 13.3

Сведения по образованию отходов по муниципальным образованиям, 2007 г.

Наименование муниципального
образования

Образовано отходов в 2007 г., тыс. т

Количество организаций,
представивших сведения

г. Пермь

731,84

535

г. Березники

15308,86

106

г. Соликамск

18030,56

96

г. Кунгур

52,18

37

ЗАТО "Звездный"

0,08

5

Александровский муниципальный район

2032,49

40

Бардымский муниципальный район

0,67

7

Березовский муниципальный район

18,54

9

Большесосновский муниципальный район

33,74

51

Верещагинский муниципальный район

5,26

24

Горнозаводский муниципальный район

2399,78

22

Гремячинский  муниципальный район

0,28

7

Губахинский муниципальный район

34,12

25

Добрянский муниципальный район

211,95

25

Еловский муниципальный район

0,01

9

Ильинский муниципальный район

6,56

24

Карагайский муниципальный район

76,43

42

Кизеловский муниципальный район

7,20

29

Кишертский муниципальный район

74,16

27

Краснокамский муниципальный район

192,83

57

Красновишерский муниципальный район

6377,66

21

Куединский муниципальный район

80,63

49

Кунгурский муниципальный район

84,05

8

Лысьвенский муниципальный район

36,84

51

Нытвенский муниципальный район

87,04

51

Октябрьский муниципальный район

0,55

5

Ординский муниципальный район

10,10

9

Осинский муниципальный район

0,59

21

Оханский муниципальный район

0,02

5

Очерский муниципальный район

27,00

46

Пермский муниципальный район

95,72

31

Сивинский муниципальный район

15,96

19

Соликамский муниципальный район

9,63

10

Суксунский муниципальный район

48,63

6

Уинский муниципальный район

0,03

11

Усольский муниципальный район

0,09

1

Чайковский муниципальный район

132,47

76

Частинский муниципальный район

0,04

8

Чердынский муниципальный район

0,16

3

Чернушинский муниципальный район

4,15

30

Чусовской муниципальный район

839,93

109

Гайнский муниципальный район

0,01

1

Кочевской муниципальный район

0,01

1

Кудымкарский муниципальный район

0,09

6

Юсьвинский муниципальный район

0,02

2

ИТОГО

47067,99

1757

Основными предприятиями, формирующими высокий показатель образования отходов, являются ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», которые образуют такие крупнотоннажные отходы, как глинисто-солевые шламы и галитовые отходы. Более 70 % этих отходов в 2007 г. было размещено в солеотвалах и шламохранилищах. На конец 2007 г. количество размещенных отходов добычи солей достигло 515,0 млн т.

Образование шлаков на металлургических предприятиях Пермского края в 2007 г. составило 354 тыс. т. Доля переработанных шлаков различного происхождения выросла относительно 2006 г. и составила 126 % от объема образования этой группы отходов. Объем переработки шлаков у ОАО «Чусовской металлургический завод» существенно превышает объемы их образования, что приводит к систематическому снижению количества накопленных в шлакоовалах отходов. Почти полностью исключено размещение шлаков на ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод», ОАО «ТЕЛИЭМ», ОАО «АК ЛМЗ».

В 2007 г. количество образованных у отчитавшихся предприятий отходов сельского хозяйства составило 625 тыс. т, в том числе навоза – около 450 тыс. т., помета –  175 тыс. т; в  течение года использовано более 75 % объемов образованных этих отходов.
В 2007 г. по данным организаций Пермского края было образовано более 42 тыс. т отработанных нефтепродуктов, которые согласно Федеральному классификационному каталогу отходов отнесены к 3-му классу опасности. 30 тыс. т отработанных нефтепродуктов было использовано непосредственно на предприятиях, более 13 тыс.т передано на использование и обезвреживание специализированным организациям. Основными потребителями отработанных нефтепродуктов явились следующие организации: ООО ПП «Экорегус», ООО «Экосистема», ООО «Экотех3», ООО «Уралэкоресурс», ООО «Природа-Пермь», ООО «Полоз», ООО «Экос-2», ООО «Спецоптторг», ООО «Уралхимпродукт», ООО «Лидер», ОАО «Башкирнефтепродукт» и другие.

Высокий процент использования оставался и для древесных отходов. В 2007 г. по данным предприятий их было образовано около 330 тыс.т. Переработке подлежат, как правило, отходы чистой древесины: опил, щепа, обрезь и т.д. По прежнему не решается проблема с накопленными отходами коры, количество которых на короотвалах более составляет 2,2 млн т. Низкая степень использования характерна для отходов лесоразработки.

В 2007 г. согласно отчетным данным на предприятиях края было собрано и переработано 108 тыс. т отходов бумаги и картона. Основными переработчиками этих отходов в Пермской крае являются ООО «Пермский картон» и Краснокамская бумажная  фабрика. Сбором отходов бумаги и картона занимались ООО «Экорециклинг», ООО «Чистый город», ООО «Центр вторресурса», ООО «Пермь-Рециклинг», ООО «Олди-Урал», ООО «Вторресурсы ТБО», ООО «Вторресурсы–Пермь» и другие специализированные предприятия и индивидуальные предприниматели.

Наиболее многочисленной по номенклатуре является группа шламов различного происхождения, классы опасности которых варьируются в зависимости от состава в диапазоне от двух до четырех. К шламам, как правило, относят остатки от процессов обработки жидких  фаз (процессы осаждения, нейтрализации, очистки сточных вод, водоподготовки и т.д.) и осадки мокрой очистки газов от твердых частиц. В течение 2007 г. по данным предприятий Пермского края было образовано около 570 тыс. т шламов, из них 10 % было переработано на предприятиях-производителях отходов, 20 % передано на переработку в другие организации. Большие объемы шламов различного происхождения были переданы ООО «Экологические технологии в Прикамье», ОАО «Горнозаводскцемент», ООО «Экомаг».

Отходы первого класса опасности представлены в основном ртутьсодержащими отходами, в том числе отработанными люминесцентными лампами, ртутьсодержащими приборами, термометрами. По данным отчетности в организациях края в 2007 г. образовалось 286 т ртутьсодержащих отходов. Сбором ртутьсодержащих отходов в 2007 г. на территории края занимались ООО «Готика-С», ООО «Олди-Урал», ООО «УралЭнергоПрофЗащита», ООО «Энергостройсервис», ООО «Спецопторг», ООО «Текстильная торговая компания»,  ООО «Ультра-Ком», ООО «Экос-2», ООО «Экологическая фирма "Оскар"» и другие.
По данным отчетности в 2007 г. увеличилось количество медицинских учреждений, представляющих данные по обращению с отходами собственного производства. В течение отчетного года ООО «Центр управления медицинскими отходами» обезврежено 450 т медицинских отходов.

Значимой по количеству образованных и размещенных отходов является группа коммунальных отходов. В эту группу входят отходы из жилищ, несортированные и крупногабаритные, мусор от бытовых помещений организаций, несортированный и крупногабаритный, отходы (мусор) от уборки территорий и помещений оптово-розничной торговли, отходы (садки) выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, строительный мусор и т.п. Объем образования учтенных отходов этой группы составляет более 600 тыс. т. Жидкие отходы в основном передают на сооружения очистки сточных вод для обезвреживания, а твердые отходы захоранивают на объектах размещения твердых бытовых отходов.

В табл. 13.3 представлены данные по образованию отходов в 2007 г. по муниципальным образованиям Пермского края. Как видно из таблицы, территории, на которых производится добыча полезных ископаемых, характеризуется наибольшими объемами образования отходов.

Часть отходов, образующихся на территории Пермского края, передается на предприятия, расположенные в других субъектах Российской Федерации. В 2007 г. количество таких отходов составило более 200 тыс. т. Например, в Вологодскую и Кировскую области  передается на переработку лом черных металлов, в Удмуртию – гальванические шламы, отходы полимерных материалов, в Республику Башкортостан – ртутные лампы, отработанные аккумуляторы и масла, лом черных металлов, отходы бумаги и картона, в Свердловскую область – отходы черных и цветных металлов.

* Без Коми-Пермяцкого округа