17. Территориальная система экологического мониторинга в Пермском крае (по материалам Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края)

Экологический мониторинг окружающей среды – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.

Цель экологического мониторинга – обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц  достоверной информацией, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

17.1. Нормативная база и основные направления развития ТСЭМ

Закон РФ Об охране окружающей среды (ст. 6, 63), закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 6), закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 7), закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 3, 7).

Устав Пермской области (ст. 3-1 и п. 2 ст. 9), закон Пермской области «Об охране окружающей среды» (ст. 8), указ губернатора области от 11.10.2002 г. № 206 «О формировании территориальной системы экологического мониторинга в Пермской области», распоряжение губернатора Пермской области от 30.04.2003 г. № 232-р «Об осуществлении экологической паспортизации в Пермской области», Соглашение от 12.12.2001 г. между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и администрацией Пермской области «О совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областей в Пермской области».

Основными направлениями развития ТСЭМ являются:
-    развитие функциональных подсистем ТСЭМ;
-    развитие интегрированного банка природоохранных данных по Пермскому краю;
-    развитие экологического блока геоинформационной системы (ГИС) органов государственной власти (ОГВ) Пермского края.

17.2. Мониторинг состояния природной среды

Государственная сеть наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, радиоактивным загрязнением в Пермском крае в соответствии с Соглашением от 21.10.2006 г. между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Правительством Пермского края о совместном решении задач в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, гидрометеорологии и смежных с ней областях в Пермском крае, подразделяется на основную и дополнительную. Финансирование основной сети наблюдений осуществляется за счет средств федерального бюджета, дополнительной сети – за счет средств краевого и местных бюджетов.

Полностью информация о контроле за качеством и оценке санитарного состояния природных сред представлена в данное издание Пермскоим центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, Уральским центром социально-экологического мониторинга, и приводится в соответствующих разделах.

17.3. Отражение данных о состоянии природной среды в Интернет (по материалам Управления по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края)

Повышение уровня информированности всех групп населения о состоянии окружающей среды, деятельности в сфере охраны окружающей среды является одним из важнейших инструментов в международной и российской практике, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и устойчивое развитие.
В сети Интернет существует множество природоохранных сайтов. Информационная насыщенность и тип сайта напрямую зависит от профиля организации и от того, какую цель она преследует.

Среди природоохранных сайтов в Пермском крае можно выделить такие группы:

1. Веб-сайты общественных природоохранных организаций («Зеленый мир»).

2. Веб-сайты природоохранных СМИ (экологическая газета «Луч», журнал «Промышленная безопасность и экология»).

3. Образовательные экологические Веб-сайты (Интернет-страница центра экологической информации Пермской краевой библиотеки им А.М.Горького).

4. Сайты научно-исследовательских организаций (Пермский научно-исследовательский клинический институт детской экопатологии).

5. Сайты природоохранных исполнительных органов государственной власти Пермского края (Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского края, Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края).

6. Комплексные информационные порталы о природоохранной деятельности (официальный сайт «Природа Пермского края»).

Следует отметить, что комплексные информационные Интернет-ресурсы концентрируют в себе природоохранную информацию всех вышеперечисленных групп и являются полезной базой данных для всех участников охраны окружающей среды и наиболее удобным вариантом экологического информирования в сети Интернет. Подобные проекты направлены на информирование пользователей о последних событиях в сфере охраны окружающей среды, новостях природоохранных организаций, и рассчитаны на разные целевые аудитории.

К положительным аспектам комплексных Интернет-ресурсов также можно отнести

1. Доступность информации, оперативность ее представления и изменения.
2. Новые каналы выхода на нужную аудиторию и посещаемость портала всеми участниками природоохранной деятельности.
3. Долговечность Интернет-ресурсов.
4. Оперативность информации и возможность контроля ее посещения.
5. Престиж и относительная дешевизна размещения информации.

Региональный природоохранный сайт в сети Интернет функционирует с 2002 года. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2007 № 156-п он определен официальным сайтом Пермского края в сети «Интернет» для размещения информации о состоянии окружающей среды, деятельности в сфере охраны окружающей среды исполнительных органов государственной власти Пермского края. Адрес официального сайта - http://www.permecology.ru. Сайт создан в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о состоянии окружающей среды, деятельности в сфере охраны окружающей среды органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Задачи, решаемые с помощью официального сайта «Природа Пермского края»:

1. Обеспечение доступности информации о состоянии окружающей среды, системе управления охраной окружающей среды в Пермском крае, природоохранной нормативной правовой базе для граждан и организаций.
2. Поддержание деловых связей с природоохранными структурами, СМИ, научными и образовательными организациями.
3. Организация общественного контроля за деятельностью природоохранных органов государственной власти.
4. Предоставление потенциальным инвесторам информации об экологической ситуации в Пермском крае.
5. Продвижение Пермского края на федеральном и международном уровнях.

Обеспечение функционирования сайта осуществляет управление по охране окружающей среды Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края. Финансирование развития и сопровождения сайта осуществляется из средств бюджета Пермского края. Структура сайта определена приказом министра градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края от 10.08.2007 № 01-49. Структурно сайт состоит из 16 разделов.

В 2007 году среднемесячное количество уникальных посетителей официального сайта составляло 5000 человек, объем ежемесячно скачиваемой информации составлял 1 Гб.

В 2008 году официальный сайт «Природа Пермского края» будет дополнен следующей информацией:
1. Красная книга Пермского края.
2. Раздел «Состояние окружающей среды Пермского края».

Планируется размещение информации о природоохранной деятельности в муниципальных образованиях Пермского края, разработка раздела «Ближайшие события».

17.4. Государственный мониторинг земель и землеустройство (по материалам Управления Роснедвижимости по Пермскому краю)

Пермский край, являясь одним из основных индустриальных центров России, характеризуется сложным комплексом экологических проблем, обусловленных загрязняющим влиянием крупных промышленных центров, интенсивным использованием природных ресурсов, наличием энерго- и материалоемких производств и устаревших, загрязняющих окружающую среду, технологий.
Экономика области индустриального типа включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей экономики.
На российском и мировых рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Таким образом, антропогенная нагрузка оказывает значительное воздействие на природные экосистемы и состояние здоровья населения.

В Пермской области с 2003 г. действует областная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Пермской области (2003–2007 гг.)» (далее Программа), в рамках которой проводятся работы по выполнению базовых съемок (аэрофотосъемочные и картографические работы), результаты которых послужат исходными данными для проведения анализа состояния и использования земель Пермской области, построения соответствующих прогнозов и выработки рекомендаций по устранению негативных процессов.
Кроме того, в связи с образованием нового субъекта Российской Федерации – Пермского края и Управления роснедвижимости по Пермскому краю, Управлением разработана и представлена правительству Пермского края «Краевая целевая программа по созданию кадастра недвижимости», в которой предусмотрены аэрофотосъемочные, картографические работы, а также работы по созданию опорной межевой сети с учетом районов Коми-Пермяцкого автономного округа.

В 2007 г. в рамках реализации Программы проведены следующие виды работ по созданию и обновлению картографической основы на территории края:
-    выполнены аэрофотосъемочные работы для изготовления цифровых базовых карт масштабом 1:10 000 на территорию межселенных земель 7 районов: Красновишерского, Соликамского, Нытвенского, Очерского, Гремячинского, Усольского и Частинского;
-    выполнены аэрофотосъемочные работы для изготовления цифровых базовых планов масштабом 1:2000 на территорию населенных пунктов 2 районов: Гремячинского и Усольского;
-    изготовлены цифровые базовые планы населенных пунктов масштабом 1:2000 на территорию Чердынского и Красновишерского районов;
-    кроме того, в 2007 г. начаты работы по созданию цифровых ортофотопланов масштабом 1:10 000 на территорию межселенных земель Красновишерского, Соликамского, Нытвенского, Очерского, Частинского, Усольского, Александровского районов, а также цифровых ортофотопланов масштабом 1:2000 на территорию населенных пунктов Усольского района и цифровых базовых планов масштабом 1:2000 на территорию населенных пунктов Гремячинского района.
За счет средств федерального бюджета выполнены следующие работы:
-    аэрофотосъемочные работы для изготовления цифровых базовых карт масштабом   1:10 000 на территорию межселенных земель 11 районов: Александровского, Горнозаводского, Губахинского, Еловского, Куединского, Октябрьского, Ординского, Осинского, Оханского, Уинского, Чернушинского;
-    аэрофотосъемочные работы для изготовления цифровых базовых планов масштабом 1:2000 на территорию населенных пунктов Александровского и Губахинского районов;
-    созданы цифровые ортофортопланы масштабом 1:10 000 на территорию межселенных земель Горнозаводского, Губахинского, Оханского районов;
-    созданы цифровые ортофотопланы масштабом 1:2000 на территорию Губахинского района.

На территорию муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа аэрофотосъемочные, картографические работы, а также работы по созданию опорной межевой сети запланированы проектом Краевой целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости в Пермском крае (2008–2011 гг.)».

Обеспеченность территории Пермского края материалами использования земель представлена в табл. 17.1.

Таблица 17.1

Обеспеченность территории Пермского края материалами использования земель

Аэро-фотосъемочные работы

Изготовление цифровых карт
М 1:10000

Изготовление цифровых планов
М 1:2000

Создание ОМС в населенных пунктах

Выполнено в 2003–2007 гг.

26 районов (58,6 %)

26 районов (76,4 %)

26 районов (35 %)

11926 пунктов
(40,2 %)

Осталось к выполнению

1 район
(1,9 %)

4 района
(6,4 %)

1 район
(1,7 %)

0,0

Всего выполнено

39 районов (98,1 %)

36 районов (93,6 %)

39 районов
(98,3 %)

19736 пунктов
(100 %)

По состоянию на 01.01.2008 г. площадь земель, подлежащих почвенному обследованию, составляет 2413,5 тыс. га, геоботаническому обследованию – 555,8 тыс. га. На сегодняшний день Управление роснедвижимости по Пермскому краю располагает материалами почвенного обследования, проведенного в период с 1973 по 1993 г., а также геоботанического обследования 1972–1977 г., которые нельзя считать актуализированными и доброкачественными, по которым можно судить о качественном состоянии земель. Площади земель, подверженных негативным воздействиям, на отчетный период составляют:
-    водной эрозии – 5557,1 тыс. га;
-    ветровой эрозии – 9,6 тыс. га.;
-    переувлажнению – 116,5 тыс. га;
-    заболачиванию – 62,4 тыс. га;
-    зарастанию с/х угодий кустарником и мелколесьем – 23,8 тыс. га.
Прогнозы и рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов в 2007 г. не разрабатывались.

17.5. Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений Пермского края (по материалам ФГУ ТФИ по Пермской области)

В систему мониторинга водохозяйственных систем и сооружений Пермского края включены гидросооружения водохранилищ и прудов объемом более 500 тыс. м3, а также водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы).
Опасность разрушения ГТС и наводнение относятся к существенным причинам возникновения ЧС. Наводнения являются одним из наиболее часто повторяющихся бедствий, а по площади охватываемых территорий и наносимому ущербу превосходят все другие чрезвычайные ситуации.

Также проводится мониторинг водохозяйственных систем и сооружений (ВХС): водохранилища и пруды, системы очистки и сброса сточных, коллекторно-дренажных вод, водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы), накопители стоков.

17.5.1. Общая характеристика

В Пермском крае в 2007 г. завершена областная целевая программа «Охрана и восстановление водных объектов Пермского края на 2003–2007 гг.». В систему  программных мероприятий вошла инвентаризация гидротехнических сооружений.
Всего на территории края находится 1288 ГТС, из них:

-    спущено – 136 ГТС (10,6 %),
-    строящиеся – 1 ГТС (0,2 %),
-    действующие – 1151 ГТС (89,3 %).

По объемам водохранилища (пруды) делятся следующим образом:
-    водохранилища объемом 1 млн м3 и более – 37 ГТС, из них: 1 строится; 1 – спущено (Кувинское ,р.Кува, г.Кудымкар спущено для очистки ложа);
-    пруды объемом от 500 тыс. м3 до 1 млн м3 – 23 ГТС, из них 1 спущено;
-    пруды объемом от 100 тыс. м3 до 500 тыс. м3 – 140 ГТС, из них 9 спущены;  
-    пруды объемом менее 100 тыс. м3 – 1088 ГТС, 125 из них спущены.

Согласно инвентаризационным материалам имеются сведения о наличии проектно сметной документации (паспорта) ГТС 69 сооружений (5,4 % от общего количества ГТС).
Из общего количества водохранилищ и прудов 83 гидротехнических сооружений (6,4 % от общего количества ГТС) отмечены как построенные по проекту, 942 водохранилища и пруда (73,1 % от общего количества действующих ГТС) имеют ответственных за эксплуатацию ГТС.

По назначению водохранилища и пруды разделяются:
-    на рыбохозяйственные, всего – 427 ГТС (33,2 %);
-    на рекреационные, всего –  344 ГТС (26,7 %);
-    на комплексные, всего – 335 ГТС (26 %), в том числе: рыбохозяйственные – 115 ГТС, рекреационные – 149 ГТС, противопожарные – 24 ГТС, для водоснабжения – 13 ГТС и других назначений – 30 ГТС;
-    на противопожарные, всего –  127 ГТС (9,9 %);
-    для водоснабжения (технического, питьевого и сельскохозяйственного), всего – 18 (1,4 %),
-    на пруды-отстойники, всего –  6 (0,5 %),
-    на противоэрозионные, всего –  3 (0,2 %),
-    на мелиоративные, всего – 1 (0,1 %).

Сведения о предназначении отсутствуют по 25 ГТС. Из всех ГТС водохранилищ и прудов, охваченных инвентаризацией, поднадзорные:

-    Ростехнадзору – 6 сооружений (0,5 %);
-    МПР России – 1282 сооружений (99,5 %).

В Пермском крае принят закон о краевой целевой программе «Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008–2012 гг.». В систему программных мероприятий входит инвентаризация гидротехнических сооружений Коми-Пермяцкого округа.

17.5.2. Ведомственная принадлежность ГТС

По ведомственной принадлежности общее количество действующих ГТС, расположенных на водохранилищах и прудах, подразделяется следующим образом:

-    собственность администраций и муниципальных предприятий, всего 384 ГТС (29,8 %),
-    собственность акционерных обществ ООО, ОАО, ТОО, всего 79 ГТС (6,1 %),
-    собственность сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы, СХП, АСС, ФХ, подсобные хозяйства) – 133 ГТС (10,3 %),
-    собственность охотничьих обществ и лесных хозяйств, всего 5 ГТС (0,4 %),
-    собственность частных граждан, в аренде всего 193 ГТС (15 %),
-    собственность прочих организаций (ТЭЦ, ГРЭС, ПМК, КС, УТ), всего 34 ГТС (2,6 %).

Поставлены на учет как бесхозяйное имущество на территории Пермского края 11 ГТС (0,9 %) (по данным «Перечня потенциально-опасных гидротехнических сооружениях прудов и водохранилищ Пермского края (по административным районам), поднадзорных МПР России, по состоянию на 01.08.2007 г.»). Количество ГТС, собственник которых не определен, составляет 449 (34,9 %).

В связи с тем, что в процессе ликвидации, реорганизации предприятий края создаются новые юридические лица, предприятия избавляются от непрофильных активов и гидротехнические сооружения прудов остаются за балансом, продолжается работа с администрациями городов и районов края по определению  собственников прудов (водохранилищ).

17.5.3. Капитальный ремонт ГТС

Требуют капитального ремонта или реконструкции на 01.01.2008 г. 177 ГТС (13,7 %) по данным инвентаризации 2003–2006 гг.
В рамках проведения ОЦП «Охрана и восстановление водных объектов Пермской области на 2003–2007 гг.» на 26.12.2007 г. завершены работы по капитальному ремонту ГТС прудов:

-    д.Енино Верещагинского района,
-    п.Сарс Октябрьского района,
-    с.Бым и д.Кистово Кунгурского района,
-    с.Сая и с.Березовка Березовского района.

Кроме того, продолжаются работы по капитальному ремонту ГТС прудов в с. Сива Сивинского района и д. Луговая Нытвенского района, восстановлению плотины Чермозского пруда в Ильинском районе.

17.5.4. Декларирование безопасности ГТС

Согласно инвентаризации по параметрам, установленным приказом МПР РФ №39 от 02.03.1999 г. «О реализации постановления Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. №1303», декларированию безопасности гидротехнических сооружений подлежат в Пермском крае 55 сооружений, всего продекларировано 13 сооружений, из них:

-    поднадзорных Ростехнадзору – 6 ГТС (все продекларированы),
-    поднадзорных  МПР России – 49 ГТС (7 продекларированы).

17.5.5. ГТС, подлежащие внесению в Российский регистр ГТС

Внесению в Российский регистр подлежат 60 гидротехнических сооружений, всего зарегистрировано 33, из них:
-    поднадзорных  МПР России – 54 ГТС (27 зарегистрировано);
-    Ростехнадзору 6 ГТС (все зарегистрированы).

За 2007 г. включены в Российский регистр 6 гидротехнических сооружений.
Мониторинг за техническим состоянием гидротехнических сооружений по согласованным программам ведется на 18 водохранилищах объемом более 500 тыс. м3. За 2007 г. собственниками ГТС информация не была представлена.
По государственным контрактам с Камским БВУ в 2007 г. обследования ГТС на территории Пермского края не проводились.

17.5.6. Берегоукрепительные и защитные сооружения

По данным ФГУ «Камводэксплуатации», материалам инвентаризации ФГУП «Пермгипроводхоз», актам проверок Камского БВУ на территории Пермского края находится 101 защитное сооружение, из них:

-    30 защитных дамб, дамб обвалований, общей протяженностью более 88 км;
-    71 берегоукрепление, общей протяженностью более 38 км.

Требуют капитального ремонта или реконструкции всего 30 объектов защитных сооружений (29,7 %), в том числе:
-    6 защитных дамб;
-    24 берегоукрепительных сооружений.

Завершены работы по строительству берегоукреплений в г.Добрянка (район причала) и п.Новоильинский (в районе мех. цеха) Нытвенского района. Кроме того, продолжаются работы по строительству берегоукреплений в п. Усть-Качка и д. Ельники Пермского района, на р. Иньва в п. Майкор Юсьвинского района.

17.5.7. Накопители отходов объектов экономики

В результате обобщения материалов по данным КГУ «Аналитический центр» и Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору получены следующие данные.
Всего по краю накопителей отходов объектов экономики – 1567.

По видам размещенных отходов они подразделяются следующим образом:
-    водный объект – 1 (0,1 %);
-    другой объект, для которого устанавливается лимит, – 18 (1,1 %);
-    емкость – стационарный резервуар, расположенный на твердом покрытии – 9 (0,6%);
-    иловая карта, илонакопитель – 41 (2,6 %);
-    котлован, карьер – 6 (0,4 %);
-    крытая площадка (под навесом) с водонепроницаемым покрытием – 15 (1,0 %);
-    крытая площадка (под навесом) с грунтовым покрытием – 13 (0,8 %);
-    навозохранилище, пометохранилище и т.п. – 145 (9,3 %);
-    отвал, террикон, шлакоотвал и т.п. – 138 (8,8 %);
-    открытая площадка, преимущественно плоская – 142 (9,1 %);
-    открытая площадка с водонепроницаемым покрытием – 257 (16,4 %);
-    открытая площадка с грунтовым покрытием – 514 (32,8 %);
-    полигон промышленных отходов – 10 (0,6 %);
-    производственное помещение или его часть – 19 (1,2 %);
-    система подземного захоронения жидких отходов – 1 (0,1 %);
-    система подземного захоронения твердых отходов – 9 (0,6 %);
-    хвостохранилище – 9 (0,6 %);
-    шламонакопитель (шламохранилище) – 63 (4,0 %).

По виду объектов размещения отсутствуют данные по 157 (10 %) накопителям отходов объектов экономики.
Мониторинг водохозяйственных систем и сооружений на территории Пермского края  остается основной задачей по обеспечению повышения надежности (безопасности) гидротехнических сооружений.

Подход к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений должен быть системным, осуществляться на основании Федерального закона «о безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. №117 – ФЗ, постановлений администрации, указов губернатора не только собственниками гидротехнических сооружений но и органами надзора.

В Пермском крае принят закон о краевой целевой программе «Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008–2012 гг.». В систему программных мероприятий входит инвентаризация гидротехнических сооружений  Коми-Пермяцкого округа.

Основными целями Программы являются осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение качественного состояния водных объектов, повышение безопасности гидротехнических сооружений, предотвращение берегообрушения и обеспечение защиты прибрежных населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от вредного воздействия вод.

17.6. Основные задачи по развитию ТСЭМ в 2008 г.

Основными задачами по развитию ТСЭМ являются:

-    развитие функциональных подсистем ТСЭМ;
-    обеспечение взаимодействия между участниками ТСЭМ в рамках соглашений об информационном обмене, которыми предусматриваются проведение совместных работ в области охраны окружающей среды и природопользования, обмен данными экологического мониторинга;
-    развитие единой информационной системы сбора информации от всех функциональных подсистем ТСЭМ путем развития интегрированного банка природоохранных данных по Пермскому краю;
-    развитие работ по созданию экологического блока географической информационной системы органов государственной власти Пермского края;
-    развитие муниципальных баз данных о состоянии окружающей среды городских округов и муниципальных районов края;
-    развитие деятельности информационно-аналитического центра ТСЭМ, входящего в структуру КГУ «Аналитический центр».