24. Экологический контроль в Пермском крае (по материалам Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края)

24.1. Основные итоги экологического контроля

В соответствии с Соглашением о взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и правительства Пермского края по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере окружающей среды от 18.04.2007 г., разработанному на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» в течение 2007 г. государственный экологический контроль осуществлялся на федеральном уровне (186 хозяйствующих субъектов) – Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора и региональном уровне (порядка 4500 хозяйствующих субъектов) – Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края (далее – Инспекция).

Основные результаты федерального и регионального экологического контроля приведены в табл. 24.1, 24.2

Таблица 24.1

Результаты работы по осуществлению федерального государственного экологического контроля

Показатели

2006

2007

Проведено проверок, в том числе:

115

116

- плановых проверок

18

25

- внеплановых проверок

94

91

- совместно с прокуратурой

3

-

Химико-аналитический контроль

10

44

Вынесено постановлений

121

189

Выдано предписаний

669

459

Общая сумма штрафов (млн  руб.)

1,937

2,079

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде (млн руб.)

0,281

0,031

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (млн руб.), поступившая в бюджеты всех уровней

243,3

253,05

Таблица 24.2

Результаты работы по осуществлению регионального государственного экологического контроля

Показатели

2006

2007

Проведено проверок, в том числе:

183

287

- плановых проверок

76

130

- внеплановых проверок

60

157

- совместно с прокуратурой

47

67

Химико-аналитический контроль

1417

1945

Вынесено постановлений

143

344

Выдано предписаний

569

1066

Общая сумма штрафов (млн руб.)

1,428

5,83

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде (млн руб.)

-

9,345

В 2007 г. проведено региональным экологическим контролем 287 проверок хозяйствующих субъектов, из них:

- плановых 130;
- внеплановых – 157.

По результатам проверок выдано 1066 предписаний об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства (569 в 2006 г.).

Общая сумма штрафов, наложенных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (далее – КоАП РФ), составила 5828,75 тыс. рублей (1428,5 тыс. рублей в 2006 г.).
Всего в 2007 г. было рассмотрено 344 дела об административных правонарушениях (в 2006 г. этот показатель составил 143), 139 из них – по материалам прокуратуры. Данные по рассмотренным делам приведены в табл. 24.3.

Таблица 24.3

Дела об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ

Содержание правонарушения

Сумма штрафа, тыс. руб.

8.1

Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов

15,0

8.2

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами

2554,0

8.4

Нарушение законодательства об экологической экспертизе

77,0

8.5

Сокрытие или искажение экологической информации

16,0

8.6

Порча земель

33,0

8.13

Нарушение правил охраны водных объектов

200,45

8.14

Нарушение правил водопользования

51,8

8.21

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1400,0

8.31

Нарушение требований к охране лесов

2,5

8.39

Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых территориях

2,0

8.41

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

1467,5

 

Другие

9,5

Как видно из таблицы, наибольшая доля штрафов приходится на административное нарушение ст. 8.2 КоАП РФ – «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами».

Соотношение количества дел по основным статьям приведено на рис. 24.1 

Рис. 24.1. Штрафные санкции по статьям Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»

Вынесено 34 постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях.
Доля неотмененных судом постановлений о назначении административных наказаний составила 97 %.

Для осуществления химико-аналитического обеспечения мероприятий по государственному экологическому контролю Краевым государственным учреждением «Аналитический центр» был проведен химический анализ воды, почвы, отходов, воздуха: исследовано 278 проб, проведено 1693 измерений определений загрязняющих веществ, выполнен токсикологический анализ 12 проб почвы, донных отложений.

24.2. Принятие мер по предупреждению аварийных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с загрязнением окружающей среды, и ликвидации их отрицательных экологических последствий

В 2007 г. была утверждена актуализированная редакция «Порядка взаимодействия контрольно-надзорных органов при расследовании происшествий, связанных с загрязнением окружающей среды и причинением ущерба природным ресурсам на территории Пермского края» (далее – Порядок).

В документе определены цели и задачи взаимодействия контрольно-надзорных органов при расследовании происшествий, объекты расследования, порядок учета и обмена информацией и координации действий при проведении расследований, приведены контактные телефоны для оперативного информирования сторон. На основания Порядка ежемесячно составляется график дежурств контрольно-надзорных органов Пермского края в выходные и праздничные дни. Силами Инспекции осуществлялось дежурство в течение 35 суток из 116 выходных и праздничных дней 2007 г.

Был рассмотрен и согласован 21 план ликвидации разливов нефти и нефтесодержащих продуктов.

В реестр ЧС экологического характера на территории края внесено 26 событий.

Инспекторами Инспекции осуществлено 22 выезда на места аварийных и чрезвычайных ситуаций с целью принятия мер по устранению их последствий.

Рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях по факту возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.
По факту несанкционированного сброса верхних слоев воды и птичьего помета из карт пометохранилища ОАО «Платошинская птицефабрика» на рельеф местности, с последующим попаданием в реки Юмыш и Бабка предприятие будет привлечено к административной ответственности. Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю рассчитан размер вреда, причиненного указанным водным объектам сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, равный 9,34 млн рублей.
Инспекцией осуществлялся контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения и обеспечением режима охраны видов животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края.

При осуществлении контроля в сфере охраны и использования ООПТ регионального значения с использованием средств авиации проконтролировано состояние 8 ООПТ.

В рамках подготовки заключений на материалы, обосновывающие хозяйственную и иную деятельность, реализация которой способна оказать воздействие на окружающую среду, в т.ч. на места обитаний растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Пермского края, а также ООПТ регионального значения, в 2007 г. был рассмотрен 51 проектный материал.

24.3. Взаимодействие с органами местного самоуправления

С целью реализации органами местного самоуправления (ОМС) края своих полномочий в области охраны окружающей среды Инспекцией законом Пермского края от 02.07.2007 г. № 73-ПК «О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области об административных правонарушениях» были внесены изменения в закон Пермской области от 20.02.2003 г. № 672-132 «Об административных правонарушениях» в части расширения полномочий органов местного самоуправления (ОМС) в вопросах привлечения к административной ответственности правонарушителей природоохранного законодательства и увеличения размеров штрафных санкций за данные правонарушения.

Для формирования административной практики применения ОМС изменений, внесенных в закон Пермской области «Об административных правонарушениях» Инспекцией (является координатором указанной деятельности) в сентябре–ноябре 2007 г. были проведены следующие мероприятия по контролю:

24.4. Контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Пермского края

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 г. № 801, указом губернатора Пермского края от 05.07.2006 г. № 128 на Инспекцию возложено осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

В 2007 г. Инспекцией был разработан проект Соглашения о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Правительства Пермского края по вопросам осуществления контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, однако согласовать данный документ не удалось.

Для обеспечения вышеуказанной функции по региональному водному контролю предусмотрено использование водного транспорта. С этой целью подписано постановление правительства Пермского края «О включении в реестр расходных обязательств краевого бюджета на 2008 г. и плановый период 2009–2010 гг. расходов на осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на территории Пермского края, связанных с арендой речных судов».

24.5. Операция «Чистый воздух»

В соответствии с постановлением правительства Пермского края от 11.05.2007 г.
№ 90 – п «О проведении операции «Чистый воздух» в большинстве городов и районов края в период с 15.05.2007 г. по 30.09.2007 г. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края организована и проведена операция «Чистый воздух». В ней принимали участие природоохранные подразделения органов местного самоуправления городов и районов края, подразделения ГИБДД ГУВД Пермского края, подразделения территориального управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологу окружающей среды», специалисты отделы (инспекции) в Пермскому крае ПМТУ Ростехрегулирования», представители других надзорных, общественных организаций и предприятий края.

В ходе операции осуществлялась проверка соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха на предприятиях эксплуатирующих автотранспорт, а также контроль токсичности и дымности отработавших газов автомобилей в период проведения технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД.

Воздействие автотранспорта на атмосферный воздух в крупных промышленных центрах края весьма существенно и достигло по ряду территорий более 50 % от общей массы выброса (от стационарных и передвижных источников).

Таблица 24.4

Динамика роста количества единиц автотранспорта в Пермском крае по видам

Год

Легковой транспорт

Грузовой транспорт

Автобусы

Всего

Масса выбросов

2002

299283

117919

11359

428 561

139,6

2003

341909

110966

12950

465 825

147,6

2004

398539

82787

12266

493 592

159,3

2005

402416

117479

13792

533 687

286,41

2006

464810

91049

13267

569 126

267,3

2007

466677

94451

14706

575834

274,332

Распределения количества автотранспорта по территории Пермского края выглядит следующим образом. Основное количество автотранспорта сосредоточено в крупных населенных пунктах. Наиболее «нагруженными» автотранспортом являются: гг. Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, Кунгур.

Доля выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в общем объеме выбросов составляет:

- по оксиду углерода – 66 %;
- оксиду азота – 21 %;
- летучим органическим соединениям – 11 %.

Анализирую взаимосвязь состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от вида автотранспорта можно сделать вывод, что наибольшее количество ЛОС и СО поступает в атмосферу от легкового автотранспорта, наибольший вклад в загрязнение воздуха NO2 и SO2  вносят грузовые автомобили. Автобусы вносят наименьший вклад в загрязнение атмосферного воздуха ввиду их сравнительно небольшого количества.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края «О проведении операции «Чистый воздух» Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края был разработан план мероприятий по проведению операции «Чистый воздух», основными направлениями которого были:

- проведение проверок перевозчиков, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения;
- проведение проверок по соблюдению автотранспортными предприятиями требований государственных стандартов;
- определение уровня загрязнения атмосферного воздуха на основных автомагистралях г. Перми.

Операция «Чистый воздух» в 2007 г. проводилась в 32 городах и районах Пермского края. Соответствующими распоряжениями глав городов и районов были сформированы городские и районные советы по проведению операции «Чистый воздух» на подведомственных территориях и разработаны планы мероприятий по проведению акции. В период проведения операции наиболее активная работа среди природоохранных подразделений органов местного самоуправления по организации проведения операции была проведена в гг. Соликамск, Березники, Чайковский, в Уинском районе.

Всего в период проведения операции по данным отчетов, поступивших с территорий края на 15.11.2007 г., была проведена проверка 1939 предприятий, автотранспортных цехов и автохозяйств, 41 автозаправочной станции технического обслуживания, 8 авторемзаводов.

Наиболее неблагополучное положение по части охраны атмосферного воздуха сложилось на предприятиях, не имеющих собственных приборов контроля токсичности и дымности отработавших газов. Такие предприятия, как правило, проводят контроль один раз в год во время  государственного технического осмотра.

Основными причинами несоблюдения действующего законодательства и государственных стандартов в области охраны атмосферного воздуха на предприятиях являются недостаточный контроль со стороны ответственных лиц за охрану окружающей среды, нарушения периодичности контроля автотранспорта на токсичность и дымность отработавших газов, отсутствие контроля токсичности и дымности выхлопных газов после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание нормируемых компонентов.

В ходе операции «Чистый воздух» был проведен инструментальный контроль 354 486 единиц автотранспорта, в том числе 267 438 единиц индивидуального.

Запрещена эксплуатация 1 806 автотранспортных средств (это на 62 % больше по сравнению с 2006 г.), в том числе 751 индивидуальных. Выявлены 21 923 автомобиля с превышением нормативов выбросов, что составляет 6,1 % от общего числа проверенных автотранспортных средств в 2007 г. Динамика соотношения количества автотранспорта с превышением нормативов выбросов к общему числу проверенного автотранспорта за 2004–2007 гг. представлена ниже.

Результаты проверки автотранспорта

Год

2004

2005

2006

2007

Процент автомобилей с превышением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

5,1

5,3

6,1

6,1

Привлечены к административной ответственности 4514 водителей (увеличение по сравнению с прошлым годом на 7 %) и 185 должностных лиц (увеличение на 89 %). Вынесено 856 предписаний об устранении нарушений действующего законодательства.

В целом контролирующими организациями отмечены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения природоохранного законодательства на транспорте:

- превышаются нормативы по содержанию оксида углерода и углеводородов, а также по дымности в отработавших газах у значительной части автотранспортных средств;
- не проводятся регулировка и контрольные замеры на токсичность и дымность отработавших газов транспортных средств и строительно-дорожной техники;
- в местах отстоя транспортных средств наблюдаются подтеки масел и жидкостей.

В ходе проведения операции «Чистый воздух» в 2007 г. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края особое внимание было уделено проверке перевозчиков, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми. За период проведения операции были проверены 20 автоперевозчиков на территории г. Перми, 1 автопредприятие в ЗАТО Звездный и 1 автопредприятие в г. Краснокамске. По итогам проверок в рамках операции «Чистый воздух» общая сумма наложенных штрафов составила 740 000 рублей, что в 11 раз больше показателей прошлого года (67 000 рублей).

С целью объективной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха на территории г. Перми Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края проведен анализ данных за период 2006–2007 гг. с постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, по результатам которого наиболее часто превышения ПДК по веществам, выбрасываемым автотранспортом, регистрируются на постах № 14 (ул. Л. Шатрова) и № 16 (ул. Пушкина в районе Ц. Рынка).

В июле-августе 2007 г. ГУ «Пермский ЦГМС» были проведены наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на основных автомагистралях г. Перми:

- перекресток ул. Героев Хасана и ул. Чкалова;
- площадь Центрального рынка.

Анализ полученных данных маршрутных наблюдений на основных автомагистралях г. Перми показывает: в обоих наблюдаемых местах отмечается повышенное содержание пыли, формальдегида, диоксида азота, этилбензола, ксилолов;
В 2007 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается снижение (табл. 24.5) среднего уровня загрязнения по следующим веществам: пыль, оксид углерода, диоксид азота.

Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха связано с перераспределением потока большегрузного автотранспорта в обход центра города, а также регулированием инспекторами ГИБДД транспортного потока в периоды его максимальной интенсивности.

Сравнительная характеристика данных наблюдений в 2005 и 2007 гг. показывает, что на основных автомагистралях г. Перми сохраняется высокий средний уровень загрязнения атмосферного воздуха по следующим веществам: пыль, диоксид азота, формальдегид, этилбензол, ксилолы и что данная ситуация требует принятия кардинальных мер, направленных на снижение вредных выбросов от автотранспорта и улучшения экологической обстановки в г. Перми.

Таблица 24.5

Сравнительная характеристика средних концентраций загрязняющих веществ на основанных автомагистралей г. Перми в период операции  «Чистый воздух» (в 2005 и 2007 гг.)


Определяемые вещества

Средние концентрации (в долях ПДК)

2005 г.

2007 г.

Площадь Цен-трального рынка

Перекресток ул. Г. Хасана и ул. Чкалова

Площадь Центрального рынка

Перекресток ул. Г. Хасана и ул. Чкалова

Пыль

4,02

7,6

2,6

2,3

Оксид углерода

1,7

1,3

0,7

0,6

Диоксид азота

3,0

3,0

2,2

1,7

Формальдегид

8,0

6,7

6,7

10,7

Бензол

0,2

0,3

0,3

0,6

Толуол

0,1

0,2

0,1

0,2

Этилбензол

0,9

1,4

0,8

1,4

Ксилолы

0,5

0,7

0,4

1,1

Сумма углеводородов (мг/м3 )

1,30

1,43

3,60

3,20

Силами отдела (инспекции) в Пермском крае ПМТУ«Ростехрегулирования», аккредитованной лаборатории ЗАО «Петролеум Аналистс» были проведены проверки 17 АЭС, 2 АГЗС и 3 нефтебаз на соблюдение требований сертификата соответствия реализуемого топлива. Проведен контроль соответствия реализуемого топлива требованиям ГОСТа. Анализ результатов представлен в табл. 24.6.

Таблица 24.6

Результаты проверок АЗС

Контрольные показатели

Перечень АЗС, нарушивших нормы

Состав дизельное топливо по ГОСТ 305-82

ИП Кондратьева Р.В. (АЗС «Дружба») г. Пермь, ООО «Копейка» г.Пермь, ИП Зырянова Ю.П. г. Пермь, ООО «Вилс-Инвест» п.Октябрьский, ООО «Газстройдеталь» п. Октябрьский, ИП Пермякова П.Г. г.Пермь

Состав бензин Нормаль-80 по ГОСТ Р 51105-97

ООО «Копейка» г. Пермь, ИП Зырянова Ю.П. г. Пермь, ООО «Вилс-Инвест» п. Октябрьский, Пермякова П.Г. г. Пермь.

Состав бензин по ГОСТ Р 51105-97
Регулятор-92

ИП Зырянова Ю.П. г. Пермь, ООО Вилс-Инвест» п. Октябрьский, ИП Пермякова П.Г. г. Пермь.

Состав бензин Премиум-95 по ГОСТ Р 51105-97

ИП Пермякова П. Г. г. Пермь

Не установлено нарушений обязательных требований ГОСТов при проверках следующих предприятий, реализующих моторное топливо:

- АЗС ИП Гусейнова Э.Э. г. Пермь, ООО «Fonix Petroleum» г. Пермь, п. Октябрьский, ИП Власова К.А. г. Пермь, ИП Колчанова Ю.Л. г. Пермь, ИП Алапанова Г.Г. г. Пермь, ПФ ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (АЗС № 10), ИП Шишкина г. Пермь, ИП Тиуновой Н. А. г. Чернушка, ИП Власова А.П. г. Чернушка, ИП Гришиной Е.И. г. Пермь, ИП Камалутдинова  И.И. г. Пермь;
- АГЗС ООО «Порт-Автогаз», ООО «Компания „Новый век”»;
- Нефтебаз «Менделеевской» ПФ ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», «Пермской» ПФ ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», ООО «Муллинская нефтебаза».

По материалам проверок отдела (инспекции) в Пермском крае ПМТУ Ростехрегулирования материалы о нарушителях обязательных требований государственных стандартов направлены в соответствующие судебные органы для привлечения их к ответственности.
В ходе проведенных проверок на территории Пермского края фактов реализации этилированных бензинов не выявлено.

С целью снижения загрязнения атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта на предприятиях области проводится определенная работа по переводу автотранспорта на газовое топливо. С начала года в Пермском крае переоборудовано 246 автомобилей.

Для осуществления пропаганды экологических знаний среди населения Пермского края проведение операции «Чистый воздух» широко освещалось средствами массовой информации. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края, подразделениями по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов края, надзорными и общественными организациями подготовлено 219 материалов для прессы и телевидения, проведен ряд радио- и телерепортажей.

Для снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта необходимо продолжить реализацию ряда неотложных мер, а именно:

- перевести муниципальный автотранспорт на газовое топливо;
- оснастить автомобили системами нейтрализации отработавших газов;
- проводить контроль за качеством  ввозимых и реализуемых нефтепродуктов;
- развивать системы дорожного движения с целью упорядочения транспортных потоков и ликвидации «пробок»;
- строить объездные автодороги и улучшать качество дорожного покрытия;
- ужесточить государственный контроль за природоохранной деятельностью предприятий транспортно-дорожного комплекса.

24.6. Итоги проведения операции «Чистый воздух»

Основные итоги проведения операции «Чистый воздух» представлены на рис. 24.2–24.6