25. Экономические аспекты охраны окружающей среды

25.1. Плата за негативное воздействие на природную среду

В целях реализации Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.», пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № 126 « О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 г.» на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствующей территории возложены функции администратора по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору определены следующие полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платы в бюджетную систему плательщиками с учетом сведений, поступивших от Управления Федерального казначейства (далее УФК).
  2. Взыскание задолженности по платежам (пени и штрафам) в бюджет.
  3. Принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (пеней и штрафам по ним) и подготовка уведомлений администратора о поступлениях в бюджет, об уточнении вида и принадлежности поступлений
  4. Ведение учета плательщиков, а также начисленных и уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  5. Рассмотрение и подписание актов сверок платежей за негативное воздействие на окружающую среду с плательщиками.
  6. Доведение до плательщиков реквизитов счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов) по ним.
  7. Ведение разъяснительной работы с плательщиками по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В рамках выполнения функций администратора Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору производится согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. К данной работе привлечены Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края и муниципальные образования в соответствии с Порядком организации работ по приемке и обобщению материалов государственной статической отчетности, утвержденным Пермским межрегиональным Управлением по технологическому и экологическому надзору, Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края, отделом водных ресурсов Министерства природных ресурсов Пермского края.

Предприятия, состоящие в перечне Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, представляют на согласование в Пермское межрегиональное Управление по технологическому и экологическому надзору расчеты платы.

Ежегодно, начиная с 2005 г., Пермскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору, устанавливается плановое задание по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду (табл. 25.1).

Таблица 25.1

Сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду

Наименование показателя

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Установленный план, млн руб.

240

240

235

Поступило фактически, млн руб.

243,3

253,05

 

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. № 557 установлены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей взиманию по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.2007 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 тыс. рублей до 100 000 тыс. рублей, на должностных лиц от 3 тыс.  до 6 тыс. рублей.

Так, по состоянию на 01.01.2008 г. 15 юридических лиц  привлечены к административной ответственности на общую сумму 750 тыс. рублей, 37 должностных лиц – 115 тыс. рублей.

Предприятия, не вошедшие в вышеуказанный перечень, представляют расчеты платы на рассмотрение и согласование в подразделения по охране окружающей среды органов местного самоуправления Пермской области и Государственную инспекцию по охране окружающей среды.

Наиболее крупными плательщиками являются: ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «Соликамский магниевый завод», ОАО «Минеральные удобрения», ОАО «Азот», Пермский филиал ЗАО «Уралалмаз».

Подразделения по охране окружающей среды органов местного самоуправления ведут базу данных по фактической и плановой плате в разрезе природопользователей по своей технике и передают информацию по согласованным размерам платы в Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.

Распределение поступающих средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъекта Федерации производится территориальными органами Федерального казначейства  по Пермскому краю.
Информация о поступлениях платы по территориям представлена в табл. 25.2.

Таблица 25.2

Поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. по районам

№ п/п

Наименование муниципального образования

Поступления за 2007 г.

1

2

3

1

Кудымкарский муниципальный район

1056175,48

2

Юсьвинский муниципальный район

983360,02

3

Юрлинский муниципальный район

392286,32

4

Кочевский муниципальный район

611850,29

5

Косинский муниципальный район

550163,50

6

Гайнский муниципальный район

1019432,19

7

Кудымкарский городской округ

924684,46

8

Пермский городской округ

66500122,33

9

Городской округ ЗАТО "Звездный"

1204632,01

10

Пермский муниципальный район

7194224,71

11

Добрянский муниципальный район

2305291,43

12

Чайковский муниципальный район

5408283,84

13

Александровский муниципальный район

2053738,77

14

Березниковский городской округ

28321520,96

15

Кизеловский муниципальный район

390169,09

16

Усольский муниципальный район

438518,32

17

Верещагинский муниципальный район

913323,37

18

Карагайский муниципальный район

280836,56

19

Сивинский муниципальный район

420030,85

20

Кишертский муниципальный район

1104975,87

21

Кунгурский городской округ

1113429,77

22

Кунгурский муниципальный район

3919016,69

23

Березовский муниципальный район

290236,61

24

Лысьвенский муниципальный район

3590203,98

25

Бардымский муниципальный район

944595,05

26

Еловский муниципальный район

197137,17

27

Осинский муниципальный район

2004346,32

28

Ильинский муниципальный район

1092751,77

29

Большесосновский муниципальный район

590703,48

30

Оханский муниципальный район

462148,92

31

Очерский муниципальный район

2789688,35

32

Частинский муниципальный район

252371,03

33

Красновишерский муниципальный район

5843332,16

34

Соликамский городской округ

17481107,34

35

Соликамский муниципальный район

2008045,62

36

Чердынский муниципальный район

341288,43

37

Октябрьский муниципальный район

3162845,65

38

Ординский муниципальный район

606168,72

39

Суксунский муниципальный район

771727,18

40

Уинский муниципальный район

557110,22

41

Куединский муниципальный район

1623723,89

42

Чернушинский муниципальный район

2565896,81

43

Горнозаводский муниципальный район

6767347,66

44

Гремячинский муниципальный район

277335,31

45

Губахинский муниципальный район

4127152,24

46

Чусовской муниципальный район

43938230,21

47

Краснокамский муниципальный район

20088485,00

48

Нытвенский муниципальный район

3099602,01

49

 Итого

252579647,96

Примечание: в указанные суммы не вошли платежи предприятий, перечисленные на код бюджетной классификации невыясненных поступлений, начиная с 20.12.2007 г.

Рис.25.1. Поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. по районам

25.2. Инвестиции в охрану окружающей среды

По итогам 2007 г. объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды за счет всех источников финансирования, составил 2633,6 млн руб. По источникам финансирования расходы распределились следующим образом (табл. 25.3):

Таблица 25.3

Распределение расходов по источникам финансирования

Направления

Стоимость, млн  руб.

1

2

Федеральный бюджет

На реализацию мероприятий по ликвидации последствий
вредного влияния от ведения горных работ на шахтах
Кизеловского угольного бассейна
(финансирование строительства опытно-промышленной
установки по очистке шахтных вод и утилизации осадка на шахте им. Ленина

35,0.

На финансирование трех инвестиционных проектов
по реконструкции и расширению очистных сооружений в гг. Пермь,
Березники и Кунгур в рамках национального проекта
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
(федеральная целевая программа «Жилище»)

40

Краевой бюджет

В составе капитальных расходов в рамках фонда
регионального развития финансировалось
строительство полигонов захоронения
твердых бытовых и промышленных отходов
в гг. Краснокамск, Кунгур и Чернушка

70,5

В составе капитальных расходов в рамках
регионального фонда муниципального развития
финансировалась реконструкция и строительство
очистных сооружений в гг. Березники, Кунгур, Горнозаводск,
Красновишерск, п. Гайны, с. Кочево, расширение канализации в г. Перми

99,2

Местный бюджет

Средства местных бюджетов направлены на решение
проблемы обезвреживания и складирования коммунальных отходов
и реконструкцию объектов очистки коммунальных сточных вод в городах и районах края

118,9

Хозяйствующие субъекты Пермского края

Средства направлены на внедрение и освоение
экологически прогрессивных технологий,
в реализацию мероприятий по уменьшению
загрязнения окружающей среды

2270,0

Рис. 25.2. Инвестиции в охрану окружающей среды

Основная доля инвестиций представлена хозяйствующими субъектами Пермского края (86 %). Доля краевого и местного бюджета распределена одинаково (6 % и 5 %). На федеральный бюджет приходиться 3 %.

Наибольшие средства инвестировали такие предприятия края, как ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «АВИСМА», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».

За счет выполненных мероприятий снижены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 1,4 тыс. т, сбросы в водные объекты – на 2,6 тыс. т, уменьшении накопленные отходы – на 8,2 млн т .