6.2. Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
(по материалам Западно - Уральского управления Ростехнадзора)

В целях реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов на территориальные органы Западно – Уральского управления Ростехнадзора на соответствующей территории возложены функции администратора по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказами вышеуказанного Управления для администраторов платы определены следующие функции:

В соответствии с ПОРЯДКОМ организации работ по приемке и обобщению материалов государственной статической отчетности по формам: 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз), 2-тп (отходы), технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, по установлению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду согласование расчетов платы производится:

Информация о начислении и поступлении платы за негативное воздействие на окружающую среду приведена в таблице 6.2.1.

Таблица 6.2.1

Информация о начислении и поступлении
платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год

Наименование показателя

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, тыс. руб.

Всего

в том числе

За выбросы в атмосферный воздух

За сбросы в водные объекты

За размещение отходов

Сальдо расчетов (задолженность со знаком «+», переплата со знаком «-») по состоянию на 01.01.2008 

41328,00

 

 

 

Начислено по данным отчетов плательщика - всего

223687,88

57697,86

65368,38

100621,64

Начислено в пределах предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, в пределах лимита на размещение отходов.

131340,74

44657,61

11321,76

75361,37

Начислено в пределах временно согласованных выбросов, сбросов загрязняющих веществ

 

 

 

 

Начислено сверх предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, сверх лимита на размещение отходов.

92347,14

13040,25

54046,62

25260,27

Доначислено органами Ростехнадзора (в том числе, по информации о выданных разрешениях (лимитах), выявленных в результате проверки и согласования расчетов, а также по результатам обследования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду)

1054,50

0,84

 

1053,66

Сумма платы всего (с учетом задолженности на начало года)

266070,38

 

 

 

Уплачено (по данным органов федерального казначейства) 

243112,00

 

 

 

Зачтено в счет имеющейся переплаты 

22385,00

 

 

 

Ежегодно, начиная с 2005 года, Западно – Уральскому управлению надзора, устанавливается плановое задание по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плановые показатели на 2006-2008 годы приведены в таблице 6.2.2.

Таблица 6.2.2

млн. рублей

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Установленный план

240

240

235

В результате проводимых мероприятий по контролю правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду и проведения сверок с плательщиками платы установлены следующие должники, по которым поданы иски на взыскание задолженности в судебном порядке:

  1. ООО «Арматурный завод «ЮГОКАМА» - 116 963,71 руб.
  2. ФГУП «РНЦ «Прикладная химия» Пермский филиал – 2 036 899,03 руб.
  3. ОАО «НПО горного и нефтяного машиностроения» - 1 052 300,00 руб.
  4. Кунгурское городское МУП «Водоканал» - 22 857 402,04 руб.
  5. ОАО «ЦБК «Кама» - 71 129 534,40 руб. (долги 2003-2004 годов)
  6. МУП «Скальнинское ЖЭУ»  -713 083,44 руб.

В связи с рекомендациями о приостановлении предоставления льгот по плате организациям социальной и культурной сфер, а также организациям, финансируемым из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, выданными управлением Ростехнадзора территориальным органам, льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2008 году не предоставлялись. Действие данной нормы приостановлено до окончательного решения вопроса о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. Функции нормативно-правого регулирования данного вопроса возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Финансирование природоохранной деятельности
(по материалам управления по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Пермского края)

В целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду реализуются инвестиционные проекты, финансируемые как за счет средств бюджетов различных уровней, так и за счет средств промышленных предприятий.

Инвестиции в основной капитал в 2008 г. составили 4204,4 млн. руб. По источникам финансирования расходы распределились следующим образом:

  1. Средства федерального бюджета в объеме 92,3 млн. руб. направлены на финансирование двух направлений:
    1. на реализацию проекта по строительству опытно-промышленной установки по очистке шахтных вод и утилизации осадка на шахте им. Ленина – 39,9 млн. руб.;
    2. на реализацию проектов по реконструкции и расширению очистных сооружений в гг. Пермь, Березники и Кунгур в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (федеральная целевая программа «Жилище») – 52,4 млн. руб.
  2. Средства краевого бюджета в рамках регионального фонда софинансирования расходов и средства местных бюджетов в объеме 250 млн. руб. направлены на реализацию инвестиционных проектов муниципалитетов по решению проблем очистки коммунальных сточных вод и обезвреживанию и складированию отходов потребления в городах и районах края.
  3. Собственные средства предприятия края в объеме 3862,1 млн. руб. инвестировали во внедрение и освоение экологически прогрессивных технологий, в реализацию мероприятий по уменьшению загрязнения окружающей среды.

Наиболее значимые экологические проекты:

Выполнение мероприятий обеспечивает снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения, сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, безопасное размещение отходов в природной среде.