6.4. Государственный экологический контроль в Пермском крае

Экологический контроль федерального уровня
По материалам управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (Управление Росприроднадзора по Пермскому краю)

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон). Одновременно утратил силу ранее действовавший одноименный Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ.

Законом установлен ряд нововведений в порядке проведения проверок контролирующими органами. Большинство старых норм в новом Законе получили уточнение, есть и новшества.

Так, плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в 3 года. При этом план проведения проверок размещается соответствующими государственными органами в сети Интернет. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении такой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Изменились и нормы, касающиеся, проведения внеплановых проверок. Отныне такие проверки могут проводиться в документарной форме (запрос документов). В ряде случаев до начала проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование с органами прокуратуры. Выездная проверка проводится только в случае возникновения или причинения вреда здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Срок каждой из проверок (документарная, выездная) не может превышать 20 рабочих дней. Ранее этот срок составлял 30 дней.
При этом ограничивается срок проведения плановой выездной проверки: не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Впервые введен перечень нарушений со стороны должностных лиц контролирующих органов, при наличии которых результаты проверки признаются недействительными и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285 утверждён Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, и определено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем.

Изменения Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2009 года устанавливается Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду с 27.12.2009 года уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение с 27.12.2009 года уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Изменения Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»:

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух с 27.12.2009 года уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Изменения Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов с 2009 года осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации с 2009 года определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов с 2009 года определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Терминология закона приведена в соответствие с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" - из словосочетаний "окружающая природная среда" исключено слово "природная". Кроме того, законодательно определены классы опасности отходов. Также изменения коснулись лицензирования деятельности по обращению с отходами.

С 2009 года исключен абзац третий статьи 1: опасные отходы -отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностъю, пожароопасностъю, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

Дополнение статьи 1 абзацами:

Дополнение главы I статьей 4.1.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

С 2009 года - исключен. Пункт 1 статьи 14.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

С 2009 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Пункт 3 статьи 14 - изложен в новой редакции

С 2009 года на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Изменение пункта 1 статьи 15

С 2009 года лица, которые допущены к обращению с отходами I - ГУ класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Изменения Земельного Кодекса РФ:

В состав земель рекреационного назначения с 14.03.2009 года входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Изменения Закона РФ «О недрах»:

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, с 2009 года осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ и без согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца

С 2009 года форма бланка лицензии на пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

С 2009 года Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, участками недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, - законодательством субъекта Российской Федерации.

Дополнение Закона статьей 19.1.

С 2009 года Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу подземных вод (для технологического обеспечения водой) в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

С 2009 года технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

С 2009 года Разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

Основными задачами контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Пермскому краю на 2009 год были:

Результаты государственного экологического контроля по объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения в Пермском крае:

В Пермском крае существует 2 ООПТ федерального значения: ФГУ "Государственный природный заповедник "Басеги"" и ФГУ "Государственный природный заповедник "Вишерский"".

Во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 205 5-р, 2056-р заповедники России вышли из подчинения Росприроднадзора и перешли в ведение Министерства природных ресурсов РФ.

В настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, в частности государственный лесной контроль и надзор, а так же надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

Государственный природный заповедник «Басеги» - почтовый и юридический адрес: 618276, Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 100
Заповедник был организован в 1982 году, расположен на территории Горнозаводского и Гремячинского районов Пермского края. Площадь заповедника составляет 37 957 га (кадастровый №№ 59:04:18 03 001:0001, 59:17:44 01 001:0001), площадь охранной зоны - 21 345 га. В 2009 г. проведены работы по землеустройству, получены землеустроительные дела, карты (планы), межевые планы.

Заповедник был создан с целью сохранения типичных коренных среднетаежных лесов, природных комплексов горно-таежного массива хребта Басеги в составе лесного, субальпийского и горно-тундрового поясов растительности, сохранения всего биоразнообразия растительного и животного мира.

Общая площадь территории заповедника, занятая отдельными жилыми и производственными строениями менее 1 га. Участок ограниченного хозяйственного использования расположен в районе горы Северный Басег и занимает 35 га (0,1 %   площади заповедника),   в том числе: сенокосные угодья, места приема посетителей, проведения и базирования студенческих практик, площадки ведения экологического мониторинга.

Постоянно проживающих в границах территории заповедника жителей и домашнего скота нет. Землевладения, арендованные участки, хозяйственные объекты сторонних пользователей внутри контура заповедника отсутствуют. На территории размещены 10 кордонов и 1 учебно-исследовательская база, посещаемые вахтовым методом (более интенсивно в бесснежный период). Хозяйственная деятельность сводится к проведению противопожарных и заповедно-режимных мероприятий в соответствии с утвержденными планами. В связи с реорганизацией системы управления федеральными ООПТ, течение 2009 г. не были утверждены Лесохозяйственный регламент и План освоения лесов, вследствие чего рубки на территории заповедника не проводились. Дрова для отопления кордонов и избушек заготавливались из отходов древесины на вырубках хозяйствующих субъектов на сопредельных землях.

Положением о ГПЗ "Басеги" предусмотрено функционирование 2-х экологических троп в северной и южной частях заповедника. Допуск экскурсантов осуществляется в сопровождении государственных инспекторов, по именным разовым разрешениям, выдаваемым администрацией заповедника. За 2009 г. в целях экологического просвещения на экологической тропе «Северный Басег» в летний период было принято 260 посетителей. В эколого-просветительских мероприятиях, проводимых заповедником на территории населенных пунктов Пермского края участвовало: "Марш парков" - 9288 человек, "День птиц" - 437 человек, "День эколога" - 116 участников, "День леса" - 407, "День воды" - 100 человек, "Дни защиты животных" - 300 человек.

Границы заповедника и охранной зоны обозначены на местности предупредительными аншлагами. Состояние аншлагов хорошее, их количество - достаточное. Кордоны оборудованы противопожарными щитами и инвентарем, имеются противопожарные водоемы. Кордоны пригодны для ночевки патрульных групп (в том числе и в зимнее время) -имеется запас дров, посуда, постельные принадлежности. Есть вертолетные площадки. На кордонах ведутся прошнурованные и с пронумерованными страницами журналы патрулирования.

Охрана заповедника осуществляется: в бесснежный период - путем установки круглосуточных постов на путях возможного проникновения нарушителя, всесезонно - путём патрулирования границ 2-мя мобильными (с приданным автотранспортом) оперативными группами.

Количество преднамеренных нарушений режима невелико. В последние годы нарушения представлены главным образом единичными случаями проникновению на территорию или в охранную зону в целях самодеятельного туризма или сбора дикоросов (ягоды). За 2009 г. составлено 13 протоколов на граждан об административном правонарушении: 12 - на территории заповедника (незаконное нахождение-11, незаконная рыбалка - 1), 1 - в охранной зоне (незаконная охота). Наложено административных штрафов на граждан на сумму 12,5 тыс. руб.

Государственный природный заповедник «Вишерский» - почтовый и юридический адрес: 618590, Пермский край, г. Красновишерск, ул. Гагарина, д. 36-6. Адрес Web-сайта заповедника: www.vishera-terra.ru

Заповедник образован в 1991 г. и расположен на крайнем северо-востоке Пермского края. Площадь заповедника 241200 га (кадастровый № 59:25:000 00 00:0001) 52,2 тыс.га. Территориальная структура заповедника не изменялась со дня основания и включает: лесные земли - 183, 243 тыс. га (76% территории) гольцы и горные тундры - 48,511 тыс. га (20%), болота -8,789 тыс. га (3,6%). Последнее лесоустройство проведено в 2007-2008 годах. В 2009 г. проведены работы по землеустройству, получены землеустроительные дела, карты (планы), межевые планы

Общая площадь территории заповедника, занятая населёнными пунктами и отдельными жилыми и производственными строениями 8 га (0,004% территории заповедника). Количество жителей, постоянно проживающих в границах территории заповедника, 5 человек (в т. ч. работающих в заповеднике: 5 чел.). Домашнего скота в настоящее время на территории нет, хотя положением о заповеднике предусмотрено выделение участков горной тундры под пастбища северного оленя для семей манси, ведущих традиционное хозяйство. Землевладения и арендованные участки сторонних пользователей внутри контура заповедника отсутствуют. Хозяйственная деятельность сводится к заготовке топлива для кордонов и избушек заповедника и проведению противопожарных и заповедно-режимных мероприятий в соответствии с утвержденными планами.

Положением о ГПЗ "Вишерский" предусмотрено выделение в южной части заповедника части акватории р. Вишера под ограниченное любительское рыболовство жителей поселков Велс и Вая. Допуск рыболовов осуществляется по именным разовым разрешениям на посещение заповедника, выдаваемым администрацией заповедника.

Тем же документом предусмотрено функционирование 2-х экологических троп (экскурсионных маршрутов) в охранной зоне и южной части заповедника (Тулымское кольцо протяженностью 60 км, «По Чувалу» 30 км). Допуск экскурсантов осуществляется в сопровождении государственных инспекторов, по именным разовым разрешениям, выданным администрацией заповедника. Рекреационная нагрузка на юго-западную окраинную часть заповедника лимитируется, на остальной территории посещения происходят только с научными и заповедно-режимными целями. За 2009 г. в целях экологического просвещения заповедник посетило 606 человек. Музей природы заповедника и коллекционный участок редких и краснокнижных растений (г. Красновишерск, ул. Речная, 6) посетило 470 человек, прочие информационные центры заповедника, развёрнутые в пределах Красновишерского района 750 человек

Ввиду отсутствия вблизи территории заповедника постоянного населения и его труднодоступности, количество преднамеренных нарушений режима невелико. В последние годы нарушения представлены главным образом случаями проникновению на территорию в целях самодеятельного туризма и любительского рыболовства. За 2009 г. службой охраны заповедника составлено 22 протоколов, из них 16 о незаконном нахождении граждан, 6 - о незаконной рыбалке на территории заповедника На нарушителей наложено административных штрафов на 52,0 тыс. руб., предъявлено исков 80,25 тыс. руб. Взыскано штрафов на сумму 48,0 тыс. руб., исков на 5,25 тыс. руб.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:

При проведении государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр основными задачами

Управления в 2009 году являлись:
1.   Сосредоточение на проверках недропользователей ТЭК, твердых полезных ископаемых (не относящихся к ОПИ), крупных водозаборов и
месторождений подземных вод с утвержденными запасами.
2.        Совместная деятельность с ФНС и межрайонными природоохранными и районными прокуратурами по пресечению самовольного пользования недрами (главным образом подземных вод и ОПИ) и привлечению недропользователей к административной ответственности.

В 2009 г. 542 хозяйствующих субъекта являлись владельцами лицензий на право пользования недрами на территории Пермского края, в том числе: 27 - для целей геологического изучения, разведки и добычи УВС, 21 -твердых полезных ископаемых (без ОПИ), 457 - подземных вод, 4 — пользование недрами, не связанное с добычей полезных ископаемых, и 65 -ОПИ.

По состоянию на 01.01.2009 г. в Пермском крае зарегистрировано 996 действующих лицензий на право пользования недрами, из них на углеводородное сырье - 163, на твердые полезные ископаемые - 67, иные полезные ископаемые, включая подземные воды, - 653, на пользование недрами, не связанное с добычей полезных ископаемых - 13, ОПИ - 100.

В 2009 г. проведено 73 проверки (41 плановая и 32 внеплановых) выполнения требований законодательства о недрах, проверками охвачено 146 объектов недропользования, проверено 141 лицензия (89 плановых и 52 внеплановых). По видам полезного ископаемого распределение следующее: 22 - лицензии по УВС, 15 - твердым полезным ископаемым, 98 - подземные воды, 3 - для целей не связанных с добычей полезных ископаемых и 3 - ОПИ.

В результате проверок выявлено 143 случая нарушений действующего законодательства, в том числе 125 нарушений условий пользования недрами по 57 лицензиям, 15 - самовольное пользование недрами с целью добычи подземных вод и ОПИ, 3 - самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. В 2009 устранено 152 нарушения, в том числе выявленных в 2008 году (132 - по выполнению условий лицензий, 17 - по самовольному пользованию недрами, 3 - по самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых). По сравнению с предыдущим годом процент устранения нарушений возрос на 3,7 % и составил 89,5 %.

Для устранения нарушений условий пользования недрами в 2009 г. инициировано досрочное прекращение права пользования недрами по 25 лицензиям, выдано 27 предписаний из 67 пунктов, выполнено 57 пунктов (с учетом 9 пунктов предписаний, выданных в 2008 г.). У 7 недропользователей по 9 пунктам предписаний не вышел срок исполнения.

По поручениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2009 г. проведены проверки исполнения уведомлений Роснедра и его территориального органа по 31 лицензии. По результатам проверок уведомлений сделаны конкретные выводы об устранении либо неустранении недропользователями допущенных нарушений условий лицензий, даны соответствующие рекомендации, материалы проверок направлены в установленном порядке в Росприроднадзор.

В 2009 г. государственными инспекторами по геологическому контролю по материалам проверок Управления возбуждено 92 дел об административных нарушениях и 3 дела по материалам проверок МПР Пермского края, в том числе: 69 - по ст. 7.3 КоАП РФ за невыполнение условий лицензий и самовольное пользование недрами, 1 - по 7.10 КоАП РФ за самовольную переуступку прав пользования недрами, 4 - по 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписаний, 5 - по 19.7 КоАП РФ за несвоевременное предоставление, либо искажение госстатотчетности, 16 - по ст.20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа.

Государственными инспекторами по геологическому контролю в 2009 г. рассмотрено 203 дела об административных правонарушениях в сфере недропользования (68 - по проверкам Управления, 3 - МПР Пермского края и 132 - прокуратуры).

Сумма наложенных в 2009 г. штрафов за нарушение требований законодательства о недрах составила 1858 тыс. руб., взыскано штрафов на сумму 1918 тыс. руб. Дела по взысканию 49 штрафов находятся на исполнении.

В 2009 г. особое внимание уделялось доведению проверок до логического завершения путем направления информации и материалов проверок для принятия мер по подведомственности в другие государственные органы: органы МВД Пермского края, в территориальные органы Роснедра, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Роснедвижимости, налоговой службы, МПР Пермского края, суды, также продолжалось активное сотрудничество с органами прокуратуры.

Основными видами нарушений в сфере недропользования являются безлицензионное пользование недрами при добыче подземных вод и ОПИ и невыполнение лицензионных условий в части: срыв сроков утверждения проектной документации и начала работ, необеспечение установленных лицензией объемов добычи полезных ископаемых, невыполнение стандартов (правил, норм) ведения работ.

В 2009 г. проведено 9 проверок хозяйствующих субъектов в сфере ТЭК, в том числе 8 плановых и 1 внеплановая (по исполнению предписания ООО «УралОйл»), проверено выполнение условий пользования недрами по 22 лицензиям. В ходе проверок выявлены следующие нарушения условий пользования недрами и приняты меры:

  1. ООО "Энергетическая компания "РИФ" - не выполняются проектные технические решения при разработке Луживского, Мутнинского, Верхне-Чусовского участков в части утилизации газа, в установленном порядке не согласованы и не утверждены нормативные технологические потери нефти за 2006, 2007, 2008 г.г., не выполняются сейсморазведочные работы на Иньвенском участке. Для устранения нарушений выдано предписание из 2 пунктов (по 1 лицензии), в установленный срок все нарушения устранены. По 4 лицензиям (10 нарушений) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, направлена информация для постановки вопроса о досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования недрами. К административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены юридическое и должностное лицо.
  2. ООО "Парма Ресурс" - не разработаны программы мониторинга окружающей природной среды на Романшорском и Лысьвенском участках недр, мониторинг не осуществляется, не производится контроль за техническим состоянием фонда ликвидированных скважин, расположенных в пределах Лысьвенского участка недр, имеется задолженность по уплате налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1664945,51 рублей. В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, направлена информация для постановки вопроса о досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования недрами по 2 лицензиям (4 нарушения). Информация о невнесении платежей за пользование недрами направлена по подведомственности в ИФНС. К административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены юридическое и должностное лицо.
  3. ООО «Экотрейд» - в 2008 г. и 2009 г. на Щербинском нефтяном месторождении не обеспечена добыча нефти, не осуществлялась реализация мониторинга окружающей среды, не внесены не платежи за пользование недрами за 2006, 2007, 2008 года на общую сумму 30400 рублей. В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, направлена информация для постановки вопроса о досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования недрами по 1 лицензии (3 нарушения). Информация о невнесении платежей за пользование недрами направлена по подведомственности в ИФНС. К административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены юридическое и должностное лицо.
  4. ЗАО «Уралнефтесервис» - без проекта, прошедшего в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение осуществляет закачку промышленных стоков (утилизацию подтоварных вод, добытых на Ожгинском и Алтыновском месторождениях) в скважину № 13 на Ожгинском участке недр. Для устранения нарушения выдано предписание, срок исполнения предписания не истек. К административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены юридическое и должностное лицо.
  5. ООО «Уральская нефтегазовая компания» - по состоянию на 20.10.2009 года не уплачены платежи за пользование недрами в целях разведки месторождения углеводородов за 2006, 2007, 2008 и 2009 годы на Сергеевском участке недр. В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, направлена информация для постановки вопроса о досрочном прекращении, приостановлении, ограничении права пользования недрами по 1 лицензии (1 нарушение). Информация о невнесении платежей за пользование недрами направлена по подведомственности в ИФНС. К административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ привлечены юридическое и должностное лицо.
  6. ЗАО «Институт РОСТЭК» - информация, представленная по Утулгинскому нефтяному месторождению в форме государственной статистической отчетности 6-гр за 2008 год, искажена, пояснительная записка к форме государственной статистической отчётности 6-гр за 2008 год не составлена. Для устранения нарушения выдано предписание, срок исполнения предписания не истек. В отношении юридического и должностного лиц возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ и направлены по подведомственности в суд.

У 2 предприятий ТЭК не установлено нарушений условий пользования недрами при геологическом изучении (ООО «СИ ТЕХНОЛОДЖИ ИНСТРУМЕНТС») и разработке (ЗАО «ПермТОТИнефть») месторождений УВС.

Материалы проверок предприятий ТЭК в 2008 и 2009 г.г. в рамках решения межведомственного совещания СОПМ «Энергия», направлены в УБЭП ГУВД Пермского края.

При проведении проверок предприятий ТЭК в обязательном порядке рассматривались вопросы утилизации попутного нефтяного газа. Так из 12 предприятий ТЭК, проверенных в 2008-2009 г.г., запасы попутного нефтяного газа числятся на балансе у 5 недропользователей.

Программы, предусматривающие повышение уровня рационального использования попутного нефтяного газа разработаны у 4 недропользователей, реализация программ осуществляется 3 предприятиями. По данным Управления на территории Пермского края 189 действующих факельных систем.

Одной из острых проблем сфере недропользования является отсутствие технических, кадровых трудностей и финансовых возможностей у сельских поселений на оформление лицензий на право пользования недрами для добычи подземных вод используемых для водоснабжения населения и на обеспечение выполнения условий лицензионных соглашений.

Данной проблеме следует уделить особое внимание. На основании Закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на сельские поселения была возложена организации снабжения населения. При этом, сельские поселения ввиду технических, кадровых трудностей и отсутствия финансовых возможностей на оформление лицензий не могут получить лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, а в случае получения не в состоянии в полной мере выполнить условия лицензионных соглашений, требующие значительных финансовых затрат - выполнение проекта мониторинга, подсчет и утверждение запасов подземных вод и т.д.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов):

В 2009 году на территории Пермского края отделом надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Пермскому краю проводилось 69 плановых и внеплановых мероприятий (22 плановые проверки и 47 внеплановых) по контролю за соблюдением водного законодательства РФ. За 2009 г. проверено 94 субъекта контроля, выявлено 43 нарушения. Выдано 65 предписаний по устранению нарушения водного законодательства, исполнено - 46. Отделом надзора за водными ресурсами за 2009 г. было наложено штрафов - 332,05 тысяч рублей.
Основными нарушениями водного законодательства РФ, совершаемыми водопользователями, являются:

В большинстве случаев, такие нарушения наблюдаются на территориях Пермского, Краснокамского и Добрянского районов Пермского края.

Основными нарушениями в сфере водопользования, совершаемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являются:

В течение 2009 г. отделом надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Пермскому краю проведены проверки крупных предприятий,    таких    как:    «Чайковская    ТЭЦ-18»,    филиал    ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9», ОАО «Губахинский кокс», ОАО «Галоген», ФГУП «Машиностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского», ОАО «Сильвинит», ООО «НОВОГОР-Прикамье», ЗАО «Уралмостострой», Мостоотряд-123, ОАО «Уралкалий», ОАО «Целлюлозно-бумажный комбинат «Кама» и др.

Основные предприятия-загрязнители водных объектов на территории Пермского края располагаются в Березниковско-Соликамском и Пермско-Краснокамском промышленных районах.

В 2009 году совместно с Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу и привлечением представителя Камского бассейнового водного управления была проведена плановая проверка Министерства природных ресурсов Пермского края, по исполнению переданных ему полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Были выявлены нарушения законодательства в части не выполнения целевых прогнозных показателей по количеству заключенных в 2008 году договоров водопользования и принятых решений о предоставлении водных объектов в пользование и не соблюдения установленных сроков рассмотрения заявочных материалов. Так же обнаружены факты нарушений Водного кодекса РФ подрядными организациями, а именно проведение дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов без разрешительных документов.

Государственный земельный контроль в пределах полномочий:

В 2009 году государственными инспекторами отдела надзора за земельными ресурсами, контроля за ООПТ и разрешительной деятельностью Управления Росприроднадзора по Пермскому краю было проведено 80 проверок по соблюдению требований земельного законодательства, из них: 45 плановых и 35 внеплановых проверок. При этом выявлено 23 нарушения требований земельного законодательства.

За 2009 год возбуждено 27 административных дел о нарушении требований земельного законодательства, привлечено к административной ответственности 23 лица, выдано 40 предписаний по устранению нарушений требований земельного законодательства, наложено штрафов на общую сумму 247,25 тыс. руб.

Основными административными правонарушениями в соответствии с КоАП РФ, выявленными при проведении проверок, являются:

ст. 7.1. - Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (10 административных дел);
ст. 8.6. - Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель (4 административных дела);
ст. 8.7. - Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации (4 административных дела);
ст. 8.8. - Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (2 административных дела);
ст. 19.5. - Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор (3 административных дела).

Злостным нарушителем требований в сфере земельного законодательства является Пермское районное нефтепроводное управление ОАО «СЗМН»: в 1-м полугодии 2009 произошло 3 аварийных случая на магистральных нефтепроводах Пермского районного нефтепроводного управления, в 2-х случаях порыв произошел из-за коррозии трубопроводов, в одном случае - из-за несанкционированной врезки в трубопровод. В результате аварий произошло загрязнение земельных участков нефтепродуктами на общей площади 14,9 га.

Также к серьезным нарушителям требований в сфере земельного законодательства можно отнести ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»: за 2009 г. произошло 2 порыва внутрипромысловых нефтепроводов. В обоих случаях порыв произошел из-за превышения нормативного ресурса времени использования трубопровода (коррозия металла). В результате произошло загрязнение земель нефтепродуктами на общей площади 0,054 га.

Государственный экологический контроль по объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю:

На основании совместного приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.08.2008 г. № 569/308 фактическая передача полномочий по осуществлению государственного экологического контроля в сфере охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами была осуществлена 1 сентября 2008 г.

Осуществление государственного экологического контроля в сфере охраны атмосферного воздуха

В 2009 г. Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю было проведено 54 проверки по соблюдению законодательства РФ в сфере охраны атмосферного воздуха, в том числе плановых 41, внеплановых 13.
В результате проверок выявлено 45 нарушений. Основными видами нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха являются:

  1. осуществление деятельности при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
  2. превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  3. нарушение правил эксплуатации пылегазоочистных сооружений;
  4. отсутствие контроля за выбросами передвижных источников загрязнения.

В целях устранения выявленных нарушений выдано 27 предписаний.

Общая сумма наложенных административных штрафов в 2009 г. составила 1024 тыс. руб.
Для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства РФ в сфере ораны атмосферного воздуха, уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при осуществлении производственной деятельности реализованы в 2009 году следующие мероприятия:

Осуществление государственного экологического контроля в области обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов)

В 2009 г. Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю было проведено 69 проверок по соблюдению законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе плановых 41, внеплановых 28.

Основными видами нарушений в сфере обращения с отходами, выявленными в ходе проверок, являются:

  1. осуществление деятельности при отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  2. нарушение экологических требований при хранении отходов в части требований к объектам длительного размещения отходов;
  3. захламления территории отходами.

В целях устранения выявленных нарушений в сфере обращения с отходами выдано 81 предписаний.

Общая сумма наложенных административных штрафов в 2009 г. составила 1697,5 тыс. руб.

Для устранения выявленных нарушений в сфере обращения с отходами:

  1. ООО «Пермский картон» был прекращено размещение полимерных отходов на короотвале, все размещенные на короотвале отходы полимерных материалов вывезены на городской полигон твердых бытовых отходов г. Перми.
  2. ОАО «Уралкалий» проведена очистка территории от отходов, размещенных за пределами обваловки шламохранилища, и восстановление обваловки для предотвращения несанкционированного размещения отходов и упорядочения мест их хранения.
  3. Войсковой частью 6659 ликвидировано захламление отходами потребления территории части с вывозом отходов на полигон ТБО г. Перми.

Экологический контроль регионального уровня
По материалам Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края

  1. Изменений в законодательных и иных нормативных правовых актах Пермского края, а также в структуре исполнительных органов государственной власти Пермского края, осуществляющих государственный экологический контроль, в 2009 г. не произошло. 25.11.2009 между Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края было заключено Соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей среды. Предметом настоящего Соглашения является организация взаимодействия сторон при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды.
  2. Результаты осуществления регионального государственного экологического контроля, регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, государственного лесного контроля представлены в соответствующих таблицах:

     

    Проведено проверок в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля

    120

    Выявлено нарушений

    231

    Выдано предписаний

    231

    Привлечено лиц к административной ответственности

    302

    из них:

     

    по ст. 7.6 КоАП РФ

    8

    по ст. 7.8 КоАП РФ

    1

    по ст. 8.1 КоАП РФ

    7

    по ст. 8.2 КоАП РФ

    103

    по ст. 8.5 КоАП РФ

    1

    по ст. 8.6 КоАП РФ

    1

    по ст. 8.13 КоАП РФ

    5

    по ст. 8.21 КоАП РФ

    84

    по ст. 8.39 КоАП РФ

    1

    по ст. 8.41 КоАП РФ

    71

    Сумма штрафов, тыс.руб.

    6936,5

    Наиболее типичными являются нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в частности отсутствие необходимых разрешительных документов в области обращения с отходами производства и потребления: лимитов на размещение отходов в окружающей среде, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и паспортов опасных отходов.
    Второе место занимают нарушения правил охраны атмосферного воздуха, в частности отсутствие разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

    Наиболее значимым нарушением за прошедший период является нарушение экологических требований при обращении с отходами ООО «Экос-2» на территории Пермского муниципального района (бывший п. Бабичево). По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий юридическое лицо и его директор привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. и 20 000 руб. соответственно. Кроме того, решением Арбитражного суда Пермского края удовлетворены исковые требования Инспекции к ООО «Экос-2» о возмещении вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанностей по вывозу нефтезагрязненного грунта и проведению мероприятий по рекультивации нарушенного земельного участка.

    Проведено проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов

    48

    Выявлено нарушений

    20

    Выдано предписаний

    20

    Привлечено лиц к административной ответственности

    28

    из них:

     

    по ст. 7.6 КоАП РФ

    10

    по ст. 7.7 КоАП РФ

    1

    по ст. 7.20 КоАП РФ

    1

    по ст. 8.13 КоАП РФ

    10

    по ст. 8.14 КоАП РФ

    6

    Сумма штрафов, тыс.руб.

    332,2

    Наиболее типичными являются такие нарушения, как использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом, а также пользование водным объектом с нарушением его условий.

    Проведено проверок в рамках осуществления государственного лесного контроля

    39

    Выявлено нарушений

    28

    Выдано предписаний

    28

    Привлечено лиц к административной ответственности

    491

    из них:

     

    по ст. 8.24 КоАП РФ

    7

    по ст. 8.25 ч.1 КоАП РФ

    356

    по ст. 8.25 ч.2 КоАП РФ

    4

    по ст. 8.25 ч.4 КоАП РФ

    6

    по ст. 8.26 ч.3 КоАП РФ

    1

    по ст. 8.28 ч.12 КоАП РФ

    41

    по ст. 8.31 ч.1 КоАП РФ

    34

    по ст. 8.32 КоАП РФ

    42

    Сумма штрафов, тыс.руб.

    2820,4

  3. В качестве примера грубого нарушения лесного законодательства можно привести следующее. При проведении плановой проверки в период с 19.10.2009 по 09.11.2009 ГКУ «Веслянское лесничество» установлено, что лесничеством не были проверены фактически отведенная площадь при приемке выполненных работ по госзаказу и при передаче принятой лесосеки  под рубку деревьев, что привело к увеличению площади лесосеки и заготовке древесины сверх установленного количества на 96 м3, то есть, способствовало совершению незаконной рубки.
  4. В течение 2009 г. на территории Пермского края произошел ряд аварийных ситуаций, связанных с загрязнением поверхностных водных объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

    Дата

    Водный объект

    Инцидент

    Хозяйствующий субъект

    12.02.2009

    р. Моховушка – приток р. Молебна (Кишертский район)

    На железнодорожной станции Кордон Свердловской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» из вагона № 50472547 поезда № 2339 (индекс 7800 831 7600) в результате течи через нижний сливной прибор произошло попадание смолы пиролизной на железнодорожную насыпь с последующим проникновением смолы пиролизной вглубь насыпи и попаданием в поверхностный водный объект – р. Моховушка, являющуюся притоком р. Молебна. Неисправный вагон принадлежит ЗАО «Сибур-Транс»

    ЗАО «Сибур-транс»

    17.02.2009

    р. Большая Каменка (Пермский район)

    Порыв на 9,3 км магистрального нефтепровода Пермь-Альметьевск в районе д. Ключики Пермского района

    Пермское районное нефтепроводное управление ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы»

    13.04.2009

    р. Большая Ласьва (Краснокамский район)

    Порыв на 22 км нефтепровода Северокамск-Пермь в районе моста через р. Большая Ласьва автодороги Пермь-Краснокамск в результате несанкционированной врезки

    Пермское районное нефтепроводное управление ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы»

    15.04.2009

    Безымянный ручей – приток р. Кутамыш (на границе Лысьвенского и Чусовского районов)

    Порыв на 1396 км. магистрального нефтепровода Холмогоры – Клин

    Пермское районное нефтепроводное управление ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы»

    29.08.2009

    Безымянный ручей – приток р. Мостовая – приток р. Сылва (Пермский район)

    В результате порыва напорного канализационного коллектора в п. Сылва Пермского района произошло попадание канализационных стоков на рельеф местности с попаданием в Безымянный ручей и далее в р. Мостовую – приток р. Сылвы. Канализационный коллектор принадлежит ОАО «Птицефабрика «Пермская»

    ОАО «Птицефабрика «Пермская»

    24.10.2009

    Безымянный ручей – приток р. Бабки (Пермский район)

    На территории Пермского муниципального района в 3,5 км к северу от п. Кукуштан произошел разлив нефти из недействующего нефтепровода (бывший нефтепровод ООО «Лукойл-Пермь»). Разлив явился следствием действий неустановленных лиц по нарушению целостности трубы. В результате разрушения трубы нефть попала на почву и в поверхностный водный объект – безымянный ручей – приток р. Бабки. Площадь загрязнения почвы составила около 30-40 м2. Попадания нефтепродуктов в р. Бабку не установлено.

    ООО «Лукойл-Пермь»


  5. Взаимодействие с органами местного самоуправления в течение 2009 г. осуществлялось в форме совместных проверок по фактам аварийных ситуаций, связанных с загрязнением водных объектов (р. Большая Каменка в Пермском районе, р. Кутамыш в Чусовском районе), в результате порывов магистральных нефтепроводов, эксплуатируемы Пермским РНУ ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы». Кроме того, органы местного самоуправления при проведении отчетной кампании по итогам 2009 г. привлекались для приемки отчетности 2-тп (воздух), 2-тп (отходы), технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, форм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  6. В ходе выполнения государственного контракта от 03.09.2009 № 18-2009 «Осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на судах речного флота» (далее – Госконтракт) в сентябре – октябре 2009 были обследованы в натуре водные объекты по следующим маршрутам:

    Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

    1. Повышенная концентрация сульфат-иона в устьях рек Сыра, Кутамыш, Вороновка (притоков р. Сылва) может быть вызвана загрязнением хозяйственно-бытовых стоков р. Сылва Кунгурским МУП «Водоканал» (на котором ведется реконструкция очистных сооружений). Данная ситуация требует проведения последующих наблюдений за качеством воды.
    2. Повышенная концентрация нефтепродуктов в р. Тулва находится в пределах погрешности измерений.
    3. Повышенная концентрация аммоний-иона в р. Тулва и р. Нытва может быть вызвана попаданием навозных стоков с сельскохозяйственных угодий (пастбищ скота) вместе с дождевыми водами, т.к. в период отбора проб наблюдались продолжительные осадки в виде дождя.
    4. Причина повышенной концентрации нефтепродуктов в р. Ласьва установлена. Нефтепродукты попали в реку с территории ООО «Автоальянс» в г. Краснокамске. По данному факту Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю предприятие было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.