6.6. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды

(И.Г.Резвых, консультант Министерства природных ресурсов Пермского края, к.п.н.)

 

В настоящее время Интернет развивается экспоненциально: каждые полтора-два года его основные количественные показатели удваиваются. Это относится к числу пользователей, числу подключенных компьютеров, объему информации и трафика, количеству информационных ресурсов. Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной.

Вокруг многочисленных Интернет-проектов формируются целые сообщества, в которых люди находят единомышленников, приобретают необходимые контакты, черпают полезную информацию.

Выделяют несколько причин, которые обусловили использование возможности Глобальной сети в экологическом информировании:

Во-первых, Интернет, в силу своей доступности служит средством экологического информирования;

Во-вторых, универсальность Интернет может использоваться для сбора, обмена и распространения информации;

В-третьих, относительная низкая по сравнению с другими техническими средствами себестоимость обеспечивает возможность снижения расходов на экологическое информирование;

В-четвёртых, постоянное совершенствование технических средств позволяет рассматривать Интернет как средство проведения самого процесса экологического информирования на качественно новый уровень посредством обеспечения информацией о состоянии окружающей среды, деятельности в сфере охраны окружающей среды на расстоянии.

В сети Интернет существует множество природоохранных сайтов. Информационная насыщенность и тип сайта напрямую зависит от профиля организации и от того, какую цель она преследует.

Среди природоохранных сайтов в Пермском крае можно выделить такие группы:

1.       Веб-сайты общественных природоохранных организаций (Всероссийское общество охраны природы, Гринпис, Зеленый мир).

2.       Веб-сайты природоохранных СМИ (журнал «Промышленная безопасность и экология»).

3.       Образовательные экологические Веб-сайты (Пермский областной образовательный центр «Экология»).

4.       Сайты научно-исследовательских организаций (ФГУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологический проблем», Федеральное государственное учреждение науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»).

5.       Сайты территориальных органов управления федеральных природоохранных исполнительных органов государственной власти в Пермском крае (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (РОСПРИРОДНАДЗОРА), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов).

6.       Сайты природоохранных исполнительных органов государственной власти Пермского края (Министерство природных ресурсов Пермского края, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, Государственная инспекция по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира  и среды их обитания Пермского края).

7.       Комплексные информационные порталы о природоохранной деятельности (официальный сайт «Природа Пермского края»).

Следует отметить, что комплексные информационные Интернет-ресурсы концентрируют в себе природоохранную информацию всех вышеперечисленных групп и являются полезной базой данных для всех участников охраны окружающей среды и наиболее удобным вариантом экологического информирования в сети Интернет. Подобные проекты направлены на информирование пользователей о последних событиях в сфере охраны окружающей среды, новостях природоохранных организаций, и рассчитаны на разные целевые аудитории.

К положительным аспектам комплексных Интернет-ресурсов также можно отнести:

1. Доступность информации, оперативность ее представления и изменения.

2. Новые каналы выхода на нужную аудиторию и посещаемость портала всеми участниками природоохранной деятельности.

3. Долговечность Интернет-ресурсов.

4. Оперативность информации и возможность контроля ее посещения.

5. Престиж и относительная дешевизна размещения информации.

Региональный природоохранный сайт в сети Интернет функционирует с 2002 года. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 22.10.2010 № 774-п «О распространении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране» он определен официальным источником природоохранной информации в Пермском крае в сети «Интернет». Адрес официального сайта – http://www.permecology.ru.

Сайт создан в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о состоянии окружающей среды, деятельности в сфере охраны окружающей среды органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

            Задачи, решаемые с помощью официального сайта «Природа Пермского края»:

1. Обеспечение доступности информации о состоянии окружающей среды, системе управления охраной окружающей среды в Пермском крае, природоохранной нормативной правовой базе для граждан и организаций.

2. Поддержание деловых связей с природоохранными структурами, СМИ, научными и образовательными организациями.

3. Организация общественного контроля за деятельностью природоохранных органов государственной власти.

4. Предоставление потенциальным инвесторам информации об экологической ситуации в Пермском крае.

5. Продвижение Пермского края на федеральном и международном уровнях.

Обеспечение функционирования сайта осуществляет управление по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Пермского края. Финансирование развития и сопровождения сайта осуществляется из средств бюджета Пермского края.

Содержание официального сайта «Природа Пермского края» востребовано. В 2010 году среднемесячное количество уникальных посетителей официального сайта составляло 12500 человек, объем ежемесячно скачиваемой информации составлял 3 Гб.

Перспективы развития официального сайта «Природа Пермского края»:

- взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам наполнения экологической информацией местного уровня официального сайта.

- актуализация раздела ООПТ в соответствии с действующей нормативной правовой базой.

- распространение информации о самом сайте, т.е. продвижении сайта.